Рынок труда, занятости и их государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование рынка труда и занятости в Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, занятости и безработицы, определение основных тенденций и направлений развития и регулирования явления занятости, анализ и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Работа написана с помощью материалов, научных трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……
ГЛАВА I. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ……………...
1.1. Основные параметры и функции рынка труда……………………
1.2. Занятость населения………………….……………..………………..
1.3. Формы безработицы………………………………….……………..
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА………………………………………………………………………..
2.1. Инструменты государственного регулирования…………………
2.2. Основные задачи государственного регулирования……………..
2.3. Политика в области рынка труда …………………………………..
ГЛАВА III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И РЫНКА ТРУДА В РОССИИ………………………………………………………………………
3.1. Рынок труда в России………………………………………………...
3.2. Пути развития российского рынка труда……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..…………………………

Работа состоит из  1 файл

КурсоваяЭкон.теория.docx

— 69.52 Кб (Скачать документ)

2) Неоднородность рынка  услуг труда, который разделен  по качеству и полу, возрасту, территориям, отраслям, условиям  и уровню заработной платы,  профессиональному составу и  перспективам роста, спросом покупки  услуг труда, состоянию юридического  оформления, распространенности профсоюзов  и др.

3) Рынок услуг труда  можно разделить на внутренний  и внешний. Внутренний или первичный  рынок представлен относительно  постоянным составом работников  с устойчивыми показателями качества  услуг труда, заработной платы.  Внешний или вторичный представлен  работниками сравнительно низкой  квалификации и без опыта работы; они имеют частичную занятость,  временную работу.

4) Основными субъектами  услуг рынка труда являются  продавцы и покупатели услуг  труда, объединения продавцов  (профсоюзы) и покупателе (союзы  предпринимателей), государственные  органы исполнительной (министерство труда и социального развития, министерство антимонопольной политики), законодательной власти.

5) Социальная сбалансированность  рынка труда основана на структурировании (разделении) рынка труда по различным  показателям рабочей силы: пол,  возраст, профессия, территориальная  принадлежность, функционирование  на договорной основе, действие  системы подготовки и переподготовки  рабочей силы, соотношение ставок  труда с прожиточным минимумом,  минимальным размером оплаты  труда, средней заработной платой  по профессиям и отрасли, территориальная  дифференциация ставок труда,  связанность с системой социальной  защиты.

 

    1. Занятость населения

 

В зависимости от уровня использования трудоспособного  населения различаются несколько  трактовок занятости населения  на рынке труда: полная, рациональная, эффективная, социально-эффективная, потенциальная.

В международной практике под полной занятостью понимается не поголовная занятость трудоспособного  населения, а такое состояние, когда  спрос на рабочие руки равен их предложению.

Занятость может быть описана  системой показателей, отражающих:

- полноту включения в  общественное производство активной  части населения, т.е. степень  удовлетворения населения в рабочих  местах;

- уровень сбалансированности  рабочих мест и трудовых ресурсов, как важнейшего элемента рациональной  занятости;

- соответствие занятости  социально-экономическим запросам  населения.

Важнейшими факторами, определяющими  использование трудовых ресурсов и  формирующими рынок труда, призванными  выполнять функции основного регулятора движения рабочей силы, являются: многоукладность экономики, переход предприятий на эффективные формы хозяйствования.

В рыночных условиях обязательно  должен существовать оптимальный резерв работников и поддерживаться естественная норма превышения предложения рабочей  силы над спросом, т.е. естественная норма безработицы.

Теория Дж. Кейнса. В конце 20-х начале 30-х годов страны с  рыночной экономикой поразил экономический  кризис, приведший к значительной по масштабам и срокам безработице. Он продемонстрировал, что выводы неоклассической  теории о принципиальной невозможности  длительной безработицы противоречат действительности. Дж. Кейнс в работе “Общая теория занятости, процента и  денег” дал объяснение экономических  проблем, отличное от неоклассической  теории. Основные его выводы по проблемам  занятости сводились к следующим  положениям:

1. Рыночная экономика  не является саморегулирующей  системой. При достигнутом равновесии  совокупного спроса и предложения  возможен значительный уровень  безработицы и инфляции.

2. В краткосрочном периоде  цены и ставки заработной платы  являются не эластичными, они  не могут служить регуляторами  экономики и восстановить полную  занятость. Их жёсткость объясняется  несовершенной конкуренцией на  рынках; наличие монополий, препятствующих  снижению цен; существованием  на рынке труда объединений  - профсоюзов, препятствующих снижению  рыночных ставок заработной платы.

3. В рыночной экономике  желательно достижение полной  занятости, что не тождественно 100%-ному вовлечению в производство  всех трудоспособных. Полная занятость  - это максимально достижимая  на практике занятость, соответствующая  примерно 96-97% всего трудоспособного  населения. Полной занятости сопутствует  безработица (3-4%), так называемый  естественный уровень безработицы,  поскольку некоторые её формы  (фрикционная, структурная) принципиально  не устранимы. ВНП, произведённый в условиях полной занятости называется потенциальным.

4. В рыночной экономике  не существует механизма, автоматически  обеспечивающего полную занятость  при всех условиях. Так, при  равновесии совокупного спроса  и совокупного предложения реальная  занятость может быть меньше  полной, величина произведённого  ВНП меньше потенциального. Возможно  длительное существование безработицы.

5. Необходимо систематическое  вмешательство государства в  экономику для достижения полной  занятости и потенциального ВНП,  которые рынок самостоятельно  не обеспечивает. Однако при любых  вариантах вмешательства государства  в рыночную экономику ведет,  в конечном счете, к инфляции.

В 70-е годы в странах  с развитой рыночной экономикой резко  усилилась инфляция, возросла безработица. Стало очевидным, что регулирование  рыночной экономики в соответствии с рекомендациями теории Дж. Кейнса стало неэффективным.

Кейнсианская теория подверглась  критике со стороны монетаристов (М. Фридмен и др.), основные положения  которых по проблемам занятости  таковы:

1.Длительное и устойчивое  равновесие спроса и предложения  на рынке труда достигается  при естественном уровне безработицы,  при этом темп инфляции может  быть любым.

2.Условия функционирования  рынка труда задают естественный  уровень безработицы, который  превышает безработицу, соответствующую  полной занятости, за счёт выключения  её институциональной формы. Естественная  безработица соответствует практически  достижимой занятости, составляющей 94-95%.

3.В долгосрочном периоде  никакие меры воздействия государства  на экономику не могут уменьшить  естественный уровень безработицы.

4.В краткосрочном периоде  государство может добиться безработицы  ниже естественного уровня за  счёт инициирования инфляции, то  есть повышения её фактического  темпа по сравнению с ожидаемыми. Однако каждая последующая попытка  становится всё менее эффективной,  требуя для своего осуществления  всё более высокого фактического  темпа инфляции.

5.Государство не должно  вмешиваться в рынок труда,  если безработица не превышает  естественный уровень. В противном  случае в результате его ошибочной  политики занятости развивается  стагфляция - одновременный рост  инфляции и безработицы.

В современной рыночной экономике  меняется представление о полной занятости, бытовавшей в течение  многих лет в советской экономической  науке. В условиях рынка труда  речь идёт не о максимальном, полном вовлечении всего трудоспособного  населения в сферу общественного  труда, а о рациональной занятости  трудоспособных. С позиции рыночной экономики полная занятость воспринимается не как всеобщая, а как доступная, то есть занятость следует считать  полной, если каждый желающий иметь  работу имеет возможность получить её с учётом профессиональной принадлежности.

Под полной занятостью понимается вовлечение всех желающих в процесс  трудовой деятельности, отсутствие безработицы.

Рациональная занятость  характеризуется оптимальным распределением работников по отраслям производства, регионам, обеспечение максимальной эффективности их использования. Совершенствование  отношений занятости необходимо осуществлять с позиций сравнительной  эффективности различных социальных форм трудовой деятельности. В этом плане можно выделить занятых  в государственных предприятиях, организациях и учреждениях, в колхозах и других кооперативах, в личном подсобном хозяйстве, индивидуально  трудовой деятельности, в акционерных  обществах, в фермерских, крестьянских хозяйствах, в частных предприятиях.

Во всех этих формах трудовые отношения складываются по - разному, в зависимости от отношений непосредственных производителей к средствам производства. Как показывает мировая практика, наиболее эффективная занятость  обеспечивается на акционерных предприятиях, деятельность которых регламентируется законами рынка. Во всех странах эффективность  на государственных предприятиях ниже, чем в акционерных, частных и  других фирмах3.

 

1.3. Формы безработицы

 

В настоящее время существует два вида безработицы – естественная и вынужденная. К естественной безработице относятся те формы, которые не устранимы и сопутствуют долговременному равновесию рынка рабочей силы, а к вынужденной – формы, существующие помимо естественных и повышающие общий уровень безработицы.

Естественная безработица  характеризует наилучший для  экономике резерв рабочей силы, способный  достаточно быстро совершать межотраслевые  и межрегиональные перемещения  в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства.

Существует и иной подход, когда в естественную безработицу  включаются фрикционную, институциональную  и добровольную.

Фрикционная безработица обусловлена тем, что люди, покинувшие прежние места работы, находятся в движении, переходят на новое предприятие. Главным признаком такой безработицы является её небольшая продолжительность.

Циклическая безработица - вызвана спадом, то есть той фазой экономического цикла, который характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.

Структурная безработица возникает, когда под влиянием НТП происходят масштабные структурные преобразования экономики. В одних отраслях растёт инвестиционный спрос, выпуск продукции и занятость, в других свёртываются производства и сокращаются рабочие места.

Структурная безработица  сопровождается ожесточённым сопротивлением профсоюзов, пытающимся сохранить рабочие  места, удлинить сроки коллективных договоров и т.д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность  рынка труда, но не решают проблем  социальной защиты людей, пострадавших от структурной безработицы, максимальное снижение её продолжительности обычно находятся в центре государственной  политики в области занятости.

Когда безработица превышает  естественную, то это свидетельствует  о наличии вынужденной. Кроме  вышеперечисленных, имеют место  следующие виды безработицы.

Институциональная безработица - произведена правовыми нормами, устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на её спрос и предложение. Так, чрезмерные социальные выплаты вызывают снижение предложение труда, способствуют увеличению уровня безработицы. Более того, чем выше размер пособий, тем длительнее поиск нового рабочего места и продолжительность безработицы.

Институциональная безработица  может быть вызвана введением  гарантированного минимума заработной платы.

Иногда институциональная  безработица провоцирует несовершенство налоговой системы. Слишком высокие  ставки подоходного налогообложения, сокращая доходы, делают их сопоставимыми  с суммами выплат по социальным программам. Тогда ограничивается предложение  рабочей силы, и удлиняются сроки  безработицы.

Рынок рабочей силы инерционен и, судя по практике, не способен перестраиваться  с той скоростью, что и производство. Структура профессий, уровни квалификаций и иные характеристики рынка труда  меняются сравнительно медленно, в  результате чего появляется особая разновидность  институциональной безработицы. Безработицу, возникающую из-за несовершенства информации о свободных рабочих местах также  следует считать институциональной.

Технологическая безработица особенно заметна в странах, где НТП сочетается с высоким уровнем доходов. Такая комбинация делает сокращение рабочих мест экономически эффективным, превращает его в постоянное явление.

Технологические нововведения делают ненадёжными даже рабочие  места, сосредоточенные даже в новейших отраслях экономики. Компьютерные технологии радикально меняют само понятие “рабочее место”. Например, распространение  персональных компьютеров, подключённых в интегрированные коммуникационные сети, ведёт к увеличению надомной занятости.

Информация о работе Рынок труда, занятости и их государственное регулирование