Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа
Целью данной работы является исследование рынка труда и занятости в Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, занятости и безработицы, определение основных тенденций и направлений развития и регулирования явления занятости, анализ и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Работа написана с помощью материалов, научных трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……
ГЛАВА I. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ……………...
1.1. Основные параметры и функции рынка труда……………………
1.2. Занятость населения………………….……………..………………..
1.3. Формы безработицы………………………………….……………..
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА………………………………………………………………………..
2.1. Инструменты государственного регулирования…………………
2.2. Основные задачи государственного регулирования……………..
2.3. Политика в области рынка труда …………………………………..
ГЛАВА III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И РЫНКА ТРУДА В РОССИИ………………………………………………………………………
3.1. Рынок труда в России………………………………………………...
3.2. Пути развития российского рынка труда……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..…………………………
Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия, между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.
Процесс регулирования рынка труда
Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.
Государственное регулирование рынка труда
В общей системе государственного
регулирования рынка труда
Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.
Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.
Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.
На макроуровне высшие
органы государственной
- Согласование целей и
приоритетов политики
- Согласование системы
целей и приоритетов политики
занятости с финансово-
- Выработка политики
На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.
Регионы включают содействие
занятости в число основных приоритетов
своей политики и в рамках своей
компетенции осуществляют социальную
политику. На региональном уровне в
интересах политики занятости осуществляются
программы жилищного, транспортного
и производственного
На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.
Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:
- развитие системы подготовки
и переподготовки населения (в
первую очередь временно
- совершенствование
- обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
- целевая поддержка рабочих
мест для сдерживания
- повышение эффективности
регистрации, трудоустройства
- поддержка на рынке
труда беженцев и вынужденных
переселенцев, граждан с ограниченной
трудоспособностью, длительно
- организация общественных и временных работ.
На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.
Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства.
В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы".
В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.
Государственные гарантии для безработных включают:
- бесплатную профессиональную
подготовку и переподготовку
по направлению службы
- компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;
- выплату пособия по безработице;
- возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.
Борьба с безработицей — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.
Действия государства, направленные
на снижение уровня безработицы, могут
иметь неоднозначные
Программы переобучения и
повышения квалификации, а также
повышение эффективности
С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.
ГЛАВА III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И РЫНКА ТРУДА В РОССИИ
3.1. Рынок труда в России
Государственная политика занятости, степень ее реалистичности и регулирующего влияния на сферу занятости и рынок труда зависят по существу от учета двух исходных положений: направленности общей стратегии занятости и характера ее адаптированности к специфическим условиям развития на определенном этапе. Учет общей стратегии занятости, зафиксированной в Законе «О занятости населения РФ», как достижение полной, продуктивной и свободно избранной занятости показывает как бы общую направленность действий, которую надо учесть в конкретной политике занятости на определенный период времени.
Схема разработки государственной
политики на ближайшие годы заключается
в переходе от общей формулировки
политики занятости к ее формулировкам,
характерным в целом для
Государственная политика занятости
как отражение стратегии
Применительно к переходному
этапу, этапу становления рыночной
экономики и выхода на траекторию
устойчивого экономического роста,
политика занятости должна быть направлена
на обеспечение социально
Государственную политику занятости
целесообразно рассматривать
Общепризнанно, что формы
занятости трудоспособного
В нашей стране основные сферы деятельности, в которых получили распространение самозанятость и малый бизнес, - это строительство; торговля и общественное питание; транспорт; сельское хозяйство; общая коммерческая деятельность; оказание посреднических услуг; непроизводственные виды бытового обслуживания населения; наука и научное обслуживание; информационно-вычислительное обслуживание; здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение; народное образование, культура, искусство. При этом более быстрыми темпами растет число малых предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность, а также предприятий торговли и общественного питания.
Актуальной становится задача
соответствия профессиональной подготовки
высококвалифицированных
Разновидность политики на
рынке занятости и
Информация о работе Рынок труда, занятости и их государственное регулирование