Рынок труда, занятости и их государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование рынка труда и занятости в Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, занятости и безработицы, определение основных тенденций и направлений развития и регулирования явления занятости, анализ и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Работа написана с помощью материалов, научных трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……
ГЛАВА I. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ……………...
1.1. Основные параметры и функции рынка труда……………………
1.2. Занятость населения………………….……………..………………..
1.3. Формы безработицы………………………………….……………..
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА………………………………………………………………………..
2.1. Инструменты государственного регулирования…………………
2.2. Основные задачи государственного регулирования……………..
2.3. Политика в области рынка труда …………………………………..
ГЛАВА III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И РЫНКА ТРУДА В РОССИИ………………………………………………………………………
3.1. Рынок труда в России………………………………………………...
3.2. Пути развития российского рынка труда……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..…………………………

Работа состоит из  1 файл

КурсоваяЭкон.теория.docx

— 69.52 Кб (Скачать документ)

Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного  воздействия на количественные и  качественные аспекты развития и  потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия, между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.    

Процесс  регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные  действия, минимизирующие отрицательные  моменты рыночного механизма. Это  обусловлено тем, что в России в  системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

Можно выделить два основных направления  деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия  на качество трудовых ресурсов, их пропорции,  повышение квалификации и  производительное потребление.  При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.     

Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так  и интенсивно. Под экстенсивными  методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.    

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно  выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие  носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или, наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.     

Косвенно  воздействуют на рынок труда, изменяя  условия хозяйствования  в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.

 

 

 

2.3. Политика в области  рынка труда

 

Государственная политика занятости  населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости  представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

На макроуровне высшие органы государственной законодательной  и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

- Согласование целей и  приоритетов политики занятости  с экономической, социальной, демографической  и миграционной политикой.

- Согласование системы  целей и приоритетов политики  занятости с финансово-кредитной,  структурной, инвестиционной, внешнеэкономической  политикой.

- Выработка политики трудоустройства  и социальной поддержки незанятого  населения.

На региональном уровне учитываются  перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов  своей политики и в рамках своей  компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в  интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного  и производственного строительства  и другие.

На региональном уровне более  эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства  на региональном уровне решаются следующим  образом:

- развитие системы подготовки  и переподготовки населения (в  первую очередь временно незанятого);

- совершенствование информационного  обеспечения (включая компьютеризацию);

- обеспечение приспособленными  помещениями и подготовленными  кадрами центров занятости;

- целевая поддержка рабочих  мест для сдерживания высвобождения  работающих;

- повышение эффективности  регистрации, трудоустройства и  социальной поддержки безработных;

- поддержка на рынке  труда беженцев и вынужденных  переселенцев, граждан с ограниченной  трудоспособностью, длительно безработных,  женщин, молодежи и подростков  и других социально незащищенных  групп населения;

- организация общественных  и временных работ.

На местном уровне ведется  вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят  от национальных особенностей каждого  государства.

В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы".

В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Государственные гарантии для  безработных включают:

- бесплатную профессиональную  подготовку и переподготовку  по направлению службы занятости;

- компенсацию расходов, связанных  с направлением на работу в  другой регион по рекомендации  службы занятости;

- выплату пособия по  безработице;

- возможность заключать  трудовые контракты на участие  в общественных работах и др.

Борьба с безработицей — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.

Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут  иметь неоднозначные последствия.

Программы переобучения и  повышения квалификации, а также  повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют  увеличить уровень трудоустройства  и снизить безработицу.

С другой стороны, выплата  пособий по безработице снижает  стимулы к поиску работы, что проявляется  в "ловушке безработицы". Чтобы  ее избежать, государство устанавливает  дифференцированные ставки пособия, которые  снижаются с течением времени.

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И РЫНКА ТРУДА В РОССИИ

 

3.1. Рынок труда  в России

 

Государственная политика занятости, степень ее реалистичности и регулирующего  влияния на сферу занятости и  рынок труда зависят по существу от учета двух исходных положений: направленности общей стратегии занятости и  характера ее адаптированности к  специфическим условиям развития на определенном этапе. Учет общей стратегии  занятости, зафиксированной в Законе «О занятости населения РФ», как  достижение полной, продуктивной и  свободно избранной занятости показывает как бы общую направленность действий, которую надо учесть в конкретной политике занятости на определенный период времени.

Схема разработки государственной  политики на ближайшие годы заключается  в переходе от общей формулировки политики занятости к ее формулировкам, характерным в целом для переходного  периода и для его отдельных  этапов.

Государственная политика занятости  как отражение стратегии занятости  – это часть социально-экономической  политики развития страны, нацеленная на комплексное и взаимосвязанное  с макроэкономическими условиями  решение проблем занятости в  интересах полного и эффективного использования трудового потенциала.

Применительно к переходному  этапу, этапу становления рыночной экономики и выхода на траекторию устойчивого экономического роста, политика занятости должна быть направлена на обеспечение социально приемлемого  уровня занятости при активном содействии переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости  в интересах структурных сдвигов  и роста производительности труда, при максимально возможной социальной поддержке безработных. Пока не создана более или менее развитая рыночная экономика с присущими ей механизмами регулирования, в том числе в сфере занятости, есть необходимость по указанным выше направлениям усилить государственное регулирование преобразований в сфере занятости путем реализации соответствующей политики занятости.

Государственную политику занятости  целесообразно рассматривать как  многоуровневый процесс. В генерализованном виде иерархию процесса можно представить  в виде трех условий: макроуровня, регионального  уровня и микроуровня (уровня предприятий  и домохозяйств).

Общепризнанно, что формы  занятости трудоспособного населения  определяются формами собственности  на средства производства. Поэтому  наиболее перспективным для нас  представляется расширение сферы занятости  в различных предприятиях – не только государственных, но и кооперативных, акционерных, арендных, индивидуальных, семейных, частных и пр. Действительно, развитие новых форм хозяйствования связано не только с сокращением  рабочей силы (при переводе государственных  предприятий в кооперативные, арендные, акционерные), но и с предоставлением  новых рабочих мест – преимущественно  в так называемом малом предпринимательстве.

В нашей стране основные сферы деятельности, в которых  получили распространение самозанятость  и малый бизнес, - это строительство; торговля и общественное питание; транспорт; сельское хозяйство; общая коммерческая деятельность; оказание посреднических услуг; непроизводственные виды бытового обслуживания населения; наука и  научное обслуживание; информационно-вычислительное обслуживание; здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение; народное образование, культура, искусство. При этом более  быстрыми темпами растет число малых  предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность, а также предприятий  торговли и общественного питания.

Актуальной становится задача соответствия профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов и повышения их квалификации с  требованиями сегодняшнего дня. Образовательные  программы по подготовке специалистов этого рынка должны требовать  не только прохождения начальной  подготовки, а именно приобретения знаний (теорий, методик, процессов  и т.д.) и умений (профессионализм), но и постоянного их совершенствования. Это представляет собой целостный  процесс развития, а не просто этап получения знаний, ограниченный во времени. Важную роль здесь должна играть государственная политика формирования рабочей силы.

Разновидность политики на рынке занятости и переквалификации связана с улучшением качества информации о наличии рабочих мест, поступающей  от потенциальных работодателей  безработным рабочим, и с обеспечением географической мобильности работников. В этом состоит идея биржи труда, которая стремится распространить информацию о свободных рабочих  местах для того, чтобы рынок труда  функционировал быстрее и мобильнее.

Информация о работе Рынок труда, занятости и их государственное регулирование