Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа
Целью данной работы является исследование рынка труда и занятости в Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, занятости и безработицы, определение основных тенденций и направлений развития и регулирования явления занятости, анализ и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Работа написана с помощью материалов, научных трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……
ГЛАВА I. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ……………...
1.1. Основные параметры и функции рынка труда……………………
1.2. Занятость населения………………….……………..………………..
1.3. Формы безработицы………………………………….……………..
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА………………………………………………………………………..
2.1. Инструменты государственного регулирования…………………
2.2. Основные задачи государственного регулирования……………..
2.3. Политика в области рынка труда …………………………………..
ГЛАВА III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И РЫНКА ТРУДА В РОССИИ………………………………………………………………………
3.1. Рынок труда в России………………………………………………...
3.2. Пути развития российского рынка труда……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..…………………………
Региональная безработица
Скрытая безработица характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведёт к низкой производительности труда, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достиг 50%. Скрытую безработицу пополняют люди, которые трудятся не полный рабочий день или неделю, а так же те, кто отчаялись найти рабочие места и, утратив права на получение пособий, отказались регистрироваться на бирже труда4.
Безработица, порождая у “лишних” людей синдром ненужности, среди прочих факторов, ведёт к росту преступности, социальной опущенности, создавая трагедию личности и общества в целом.
Безработица в нашем обществе
отражает динамические процессы, оценить
её без исследований специфических
характеристик невозможно. Полную картину
безработицы может дать совокупность
абсолютных и относительных показателей,
наиболее важным из которых является
уровень безработицы. В практике
нашей страны коэффициент рассчитывается
как отношение числа
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
Можно указать на следующие
основные инструменты государственного
регулирования, так или иначе
применяемые во многих странах с
развитой рыночной экономикой. Во–первых,
широкое распространение общего
государственного планирования с применением
целевых установок и
Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений.
В-третьих, политика «согласования
действий», суть которой является достижение
согласованности интересов
В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.
Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем.
Целенаправленное воздействие на организационный аспект функционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.
Одним из важнейших направлений
организационной деятельности государства
выбрано создание служб трудоустройства,
первые из которых появились в
последней трети ХIX века. Безработица
и занятость, в первую очередь, зависят
от состояния экономической
В России государство выступало, и будет выступать крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая структура государственного сектора дублирует частный, она не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы5.
2.2. Основные задачи государственного регулирования
Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач, проводимых в России реформ.
Большую роль в обеспечении занятости играет государство.
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:
- программа по стимулированию
роста занятости и увеличению
числа рабочих мест в
- программы, направленные
на подготовку и
- программы содействия найму рабочей силы.
- правительство принимает
программы по социальному
Цели государственного регулирования рынка труда:
- обеспечение полной занятости,
под которой понимается
- создание «гибкого рынка
труда», способного быстро
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:
- активной — создание
новых рабочих мест, повышение
уровня занятости и
- пассивной — поддержка
безработных путем выплаты
Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:
- стимулирование государством
инвестиций в экономику, что
выступает главным условием
- организация переобучения
и переквалификации структурно-
- развитие служб занятости,
бирж труда, осуществляющих
- содействие мелкому и
семейному предпринимательству,
- государственное стимулирование
(налоговыми и
- содействие, в случае
необходимости, перемене места
жительства для получения
- международное сотрудничество
в решении проблем занятости;
решение вопросов, связанных с
международной трудовой
- создание рабочих мест
в государственном секторе —
в сфере образования,
- организация общественных работ.
Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:
- обеспечение социальной
поддержки в виде пособий по
безработице, материальной
- бесплатное медицинское обслуживание.
В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.
Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.
Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высокая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.
Долгие года кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существуем однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разноплановое — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.
Перечисленные направления
не исчерпывают всех мер воздействия
государства на рынок труда. Наряду
с ними существуют методы косвенного
регулирования рынка рабочей
силы: налоговая, денежно-кредитная
и амортизационная политика правительства.
Кроме того, немалое влияние на
рынок труда оказывает и
Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.
Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм.
Основные направлениями деятельности бирж труда:
- регистрация безработных;
- регистрация вакантных мест;
- трудоустройство безработных и других лиц;
- изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
- тестирование лиц, желающих получить работу;
- профессиональная ориентация
и профессиональная
- выплата пособий.
Большинство экономистов
полагает, что проблема безработицы
и других диспропорций на рынке труда
может быть смягчена только с помощью
комбинации различных средств
Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.
Информация о работе Рынок труда, занятости и их государственное регулирование