Рынок труда, занятости и их государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование рынка труда и занятости в Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, занятости и безработицы, определение основных тенденций и направлений развития и регулирования явления занятости, анализ и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Работа написана с помощью материалов, научных трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……
ГЛАВА I. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ……………...
1.1. Основные параметры и функции рынка труда……………………
1.2. Занятость населения………………….……………..………………..
1.3. Формы безработицы………………………………….……………..
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА………………………………………………………………………..
2.1. Инструменты государственного регулирования…………………
2.2. Основные задачи государственного регулирования……………..
2.3. Политика в области рынка труда …………………………………..
ГЛАВА III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И РЫНКА ТРУДА В РОССИИ………………………………………………………………………
3.1. Рынок труда в России………………………………………………...
3.2. Пути развития российского рынка труда……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..…………………………

Работа состоит из  1 файл

КурсоваяЭкон.теория.docx

— 69.52 Кб (Скачать документ)

Региональная безработица формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально – психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической политики. Судя по мировой практике, местным органам государственной власти тоже не по силам справится с этой проблемой, которую обычно приходится решать на основе общегосударственных целевых программ.

Скрытая безработица характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведёт к низкой производительности труда, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достиг 50%. Скрытую безработицу пополняют люди, которые трудятся не полный рабочий день или неделю, а так же те, кто отчаялись найти рабочие места и, утратив права на получение пособий, отказались регистрироваться на бирже труда4.

Безработица, порождая у  “лишних” людей синдром ненужности, среди прочих факторов, ведёт к  росту преступности, социальной опущенности, создавая трагедию личности и общества в целом.

Безработица в нашем обществе отражает динамические процессы, оценить  её без исследований специфических  характеристик невозможно. Полную картину  безработицы может дать совокупность абсолютных и относительных показателей, наиболее важным из которых является уровень безработицы. В практике нашей страны коэффициент рассчитывается как отношение числа безработных, зарегистрированных на данную дату службой  занятости, к численности трудоспособного  населения в трудоспособном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА

2.1. Инструменты государственного регулирования

 

Можно указать на следующие  основные инструменты государственного регулирования, так или иначе  применяемые во многих странах с  развитой рыночной экономикой. Во–первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением  целевых установок и ориентированных  показателей. При этом общее государственное  планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая  деятельность и т.д., и создает  тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокийнсианцев.

Во-вторых, среднесрочное  финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного  инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений.

В-третьих, политика «согласования  действий», суть которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы  с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны.

В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная  кредитно-денежная политика.

Экономическая политика российского  правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем.

Целенаправленное воздействие  на организационный аспект функционирования рынка труда требует гораздо  меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на  труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.

Одним из важнейших направлений  организационной деятельности государства  выбрано создание служб трудоустройства, первые из которых появились в  последней трети ХIX века. Безработица  и занятость, в первую очередь, зависят  от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.

В России государство выступало, и будет выступать крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая  структура государственного сектора дублирует частный, она не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы5.

 

2.2. Основные задачи  государственного регулирования

 

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей  силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач, проводимых в России реформ.

Большую роль в обеспечении  занятости играет государство.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования  рынка труда:

- программа по стимулированию  роста занятости и увеличению  числа рабочих мест в государственном  секторе.

- программы, направленные  на подготовку и переподготовку  рабочей силы.

- программы содействия  найму рабочей силы.

- правительство принимает  программы по социальному страхованию  безработицы, т. е. выделяет  средства на пособия по безработице

Цели государственного регулирования  рынка труда:

- обеспечение полной занятости,  под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

- создание «гибкого рынка  труда», способного быстро приспосабливаться  к изменениям внутренних и  внешних условий развития экономики,  сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению  с традиционным рынком труда,  проявляется в гибком использовании  работников на условиях неполного  рабочего дня, временной занятости,  сменяемости рабочих мест, изменения  количества смен, расширения или  добавления в зависимости от  необходимости рабочих функций.  Каждый желающий трудиться должен  найти на таком рынке рабочее  место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в  двух основных формах:

- активной — создание  новых рабочих мест, повышение  уровня занятости и преодоление  безработицы путем обучения и  переобучения работников;

- пассивной — поддержка  безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

- стимулирование государством  инвестиций в экономику, что  выступает главным условием создания  новых рабочих мест;

- организация переобучения  и переквалификации структурно-безработных;

- развитие служб занятости,  бирж труда, осуществляющих посреднические  функции на рынке труда, предоставление  информации о вакантных рабочих  местах с целью снижения фрикционной  и структурной безработицы;

- содействие мелкому и  семейному предпринимательству,  что рассматривается во многих  странах важнейшим методом обеспечения  занятости населения;

- государственное стимулирование (налоговыми и законодательными  мерами) предоставления работодателями  рабочих мест определенным группам  населения — молодежи, инвалидам;

- содействие, в случае  необходимости, перемене места  жительства для получения работы;

- международное сотрудничество  в решении проблем занятости;  решение вопросов, связанных с  международной трудовой миграцией;

- создание рабочих мест  в государственном секторе —  в сфере образования, медицинских  услуг, коммунальном хозяйстве,  строительстве общественных зданий  и сооружений;

- организация общественных  работ.

Государственная поддержка  лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

- обеспечение социальной  поддержки в виде пособий по  безработице, материальной помощи  и прочих социальных выплат;

- бесплатное медицинское  обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат —  обеспечение текущих жизненных  расходов безработных. Продолжительность  — от нескольких месяцев, до бессрочного  вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным  образом за счет государства и  предпринимателей.

Важной основой регулирования  рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами  изменения заработной платы и  цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение  между безработицей и темпами  изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высокая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Долгие года кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существуем однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разноплановое — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Перечисленные направления  не исчерпывают всех мер воздействия  государства на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка рабочей  силы: налоговая, денежно-кредитная  и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о  трудовых отношениях, о равных гражданских  правах и т. д.

Особое место в системе  государственного регулирования рынка  труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного  хозяйственного механизма.

Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм.

Основные направлениями  деятельности бирж труда:

- регистрация безработных;

- регистрация вакантных  мест;

- трудоустройство безработных  и других лиц;

- изучение конъюнктуры  рынка труда и представление  информации о ней;

- тестирование лиц, желающих  получить работу;

- профессиональная ориентация  и профессиональная переподготовка  безработных;

- выплата пособий.

Большинство экономистов  полагает, что проблема безработицы  и других диспропорций на рынке труда  может быть смягчена только с помощью  комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей  недели, создания эффективной системы  переподготовки кадров 

Можно выделить следующие  основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом  и предложением труда, а также  его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень  жизни основной массы населения, а с  другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых,  формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов,  что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.    

Информация о работе Рынок труда, занятости и их государственное регулирование