Рынок труда, занятости и их государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование рынка труда и занятости в Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, занятости и безработицы, определение основных тенденций и направлений развития и регулирования явления занятости, анализ и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Работа написана с помощью материалов, научных трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……
ГЛАВА I. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ……………...
1.1. Основные параметры и функции рынка труда……………………
1.2. Занятость населения………………….……………..………………..
1.3. Формы безработицы………………………………….……………..
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА………………………………………………………………………..
2.1. Инструменты государственного регулирования…………………
2.2. Основные задачи государственного регулирования……………..
2.3. Политика в области рынка труда …………………………………..
ГЛАВА III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И РЫНКА ТРУДА В РОССИИ………………………………………………………………………
3.1. Рынок труда в России………………………………………………...
3.2. Пути развития российского рынка труда……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..…………………………

Работа состоит из  1 файл

КурсоваяЭкон.теория.docx

— 69.52 Кб (Скачать документ)

В политике рабочей силы следует уделить особое внимание программам создания рабочих мест, которые имеют ярко выраженную антикризисную  направленность.

Наряду с вывозом капитала физического характерной чертой современного хозяйства является вывоз  человеческого капитала. Последствия  для стран, вывозящих и ввозящих человеческий капитал, естественно, различны. Наряду с возможностью ликвидации имеющихся  на внутреннем рынке труда диспропорций стране-экспортеру дается возможность  получать валютные поступления от денежных переводов работников, уехавших за рубеж. Но главное, что в перспективе, в момент возвращения работника, экономика в его лице приобретает  капитал, как правило, более высокого качества, чем до отъезда. Однако существуют и негативные последствия вывоза человеческого капитала для страны-экспортера. Во-первых, она лишается части человеческого капитала, в который были инвестированы значительные средства. Во-вторых – несет потери из-за недополучения ВНП. Разрушается научно-технический потенциал страны, ухудшаются его качественные показатели.

Сказать определенно, сколько  на сегодняшний день ученых и преподавателей вузов покинули страну или переместились  в другие сферы труда, достаточно трудно. Причина этого – отсутствие системы контроля за интеллектуальной миграцией, что демонстрирует, в  свою очередь, безразличное отношение  государственных структур к утечке умов из России.

Несмотря на отмеченные выше негативные моменты в развитии научно-образовательного потенциала страны, Россия на сегодняшний  день располагает 12% ученых мира, причем 1/3 из них – в возрасте до 40 лет. Интеллектуальный продукт России в  настоящее время, по оценкам специалистов, все еще оценивается достаточно высоко – более 1 трлн. долл. Поэтому  важнейшим фактором преодоления  кризисных явлений в России является накопленный интеллектуальный капитал, который необходимо эффективно использовать для достижения стратегических целей  развития в XXI веке.

В нашей стране есть еще  такой резерв – перераспределение  бюджета рабочего времени трудоспособного  населения, что широко применяется  в международной практике регулирования  рынка труда. Средняя продолжительность  рабочей недели у нас давно  законодательно не сокращалась, незначительно  увеличился размер очередного отпуска  работника, не введено достаточно жестких  ограничений на длину рабочего дня  и на использование сверхурочных работ (если, конечно, не считать того, что некоторые предприятия во избежание высвобождения сокращают  рабочую неделю или отправляют работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска).

Не обойтись нам и без  привлечения иностранного капитала. Иностранный капитал, вложенный  в российскую экономику в любом  виде (совместные предприятия, акции, иностранные фирмы и проч.), создает новые, как правило, высокооплачиваемые рабочие места.

Снять напряженность на рынке  труда позволит организация общественных работ. Видами общественных работ могут  стать:

- прокладка и ремонт  автомобильных и железных дорог,  трамвайных путей и мостов;

- освоение земель (осушение, ирригация, лесонасаждение, строительство  поселков, сельских дорог и т.п.);

- возведение административных  и жилых зданий;

- строительство электростанций  и линий электропередач;

- добыча газа, нефти, их  транспортировка;

- экологическая деятельность;

- оказание различных услуг  (например, уход за больными и  престарелыми).

Создание новых рабочих  мест требует от государства довольно крупных материальных затрат. Даже в Швеции, где уровень безработицы  составлял 2%, на решение проблем  занятости затрачивалось 6,5% госбюджета, причем 70% этих средств шло на образование  дополнительных рабочих мест. Поэтому  обществу порой выгоднее содержать  временно не занятых в общественном производстве, чем создавать для  них рабочие места.

В этой связи необходимы новые, неординарные меры, способные  ослабить давление на рынок труда, сокращая предложение рабочей силы. К числу  наиболее очевидных мероприятий  такого рода, по нашему мнению, следует  отнести:

- расширение сферы обучения  с отрывом от производства;

- увеличение продолжительности  общей и специальной подготовки  работников;

- повышение частоты переподготовки  работников на специальных курсах;

- увеличение продолжительности  оплачиваемых отпусков работающим  женщинам (по беременности, родам,  уходу за детьми);

- проведение пенсионной  реформы, предусматривающей снижение  верхних границ трудоспособного  возраста и увеличение размера  пенсий до такого уровня, который  позволял бы не изыскивать  дополнительных источников существования.

Согласно экспертным оценкам, реализация только этих мероприятий  может снизить численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве, примерно на 10%. Разумеется, реализовать  эти мероприятия в полном объеме будет весьма сложно по причине нехватки средств для финансирования социальных программ в условиях острого бюджетного дефицита. Но этим можно резко ускорить решение проблем занятости.

 

3.2. Пути развития  российского рынка труда

 

Учитывая сложность ситуации на рынке труда, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решении  следующих первоочередных задач: разработать  четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать  на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором  подготовка специалистов и рабочих  кадров высокой квалификации мало увязана  с ситуацией на рынке труда, и  выпускники учебных заведений сразу  оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.

Необходимо определить проекты  государственной значимости, для  которой в первоочередном плане  следует готовить специалистов и  квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует  значительных финансовых затрат. Такие  проекты необходимо определить и  на региональном (областном), и местном  уровнях.

На основании указанных  проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных  рабочих и выданы соответствующие  задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной  значимости, должны и финансироваться  в первую очередь. Целесообразно  сократить масштабы подготовки по тем  профессиям, по которым трудоустройство  обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен. 
Несмотря на всю сложность экономической ситуации, начиная с предприятий до области включительно должны быть, составлены программы высвобождения мало - и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, не престижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению. Необходимо создать максимально благоприятные условия со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на рынке труда.

В сложившихся экономических  условиях целесообразно ввести положение (возможно, даже законодательно), при  котором преимущественное право  на переподготовку как внутри предприятия  (оперативное или опережающее переобучение), так и иным образом (в учебных учреждениях через систему Государственной службы занятости), а также право первоочередного трудоустройства должны получать женщины, воспитывающие детей; главные кормильцы семьи; молодежь, окончившая учебные заведения (право первого места работы). Учитывая, что многие предприятия работают в режиме неполной рабочей недели, целесообразно организовать в нерабочие дни упреждающее (оперативное или опережающее) профессиональное переобучение за счет средств предприятий или Фонда содействия занятости по широкому спектру профессий для повышения конкурентоспособности работников на рынке труда, на котором могут оказаться и часть из тех, кто сегодня работает. Организация подобного переобучения может быть осуществлена как на предприятиях непосредственно в привычных для работающих условиях, так и через службу занятости с учетом возможного спроса на перспективные профессии на рынке труда. Упреждающее обучение (переобучение) позволил бы сократить размеры выплаты пособия по безработице в ожидании начала обучения, поскольку высвобожденный работник уже сразу регистрировался на рынке труда в качестве безработного с двумя профессиями, что расширяло возможности его трудоустройства.

Таким образом, положение  дел на рынке труда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается, или  ухудшается от степени ее изученности  и управляющих воздействий на разных уровнях, как по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что  рынок труда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степени управляем при должной  продуманности и комплексном  подходе.

При правильной организации  рынка труда и его составных  элементов затраты мгновенно  окупают соответствующие издержки, но дают трудно переоценимый социально-экономический  результат на макро- и микро уровнях. Это неоспоримо. Примеров можно привести сколько угодно – эффективная  занятость, минимальная (естественная) безработица и т.д. 
Следовательно, отношения в области занятости – это наиболее важные отношения в нашей жизни, и не случайно именно это сфера привлекает к себе столь пристальное внимание со стороны законодателей. Поэтому глубокое значение фундаментальных основ экономики труда играет ключевую роль в понимании множества социальных проблем и явлений. 
В настоящее время ситуация на рынке труда стабилизировалась, безработица не стала такой острой проблемой российской экономики, как это было всего несколько лет назад. Наблюдаемые сегодня тенденции на рынке труда говорят о том, что и работодатели и кандидаты более или менее адаптировались к ситуации кризиса и вновь проявляют друг к другу взаимный интерес. Для работодателей по-прежнему является актуальной и перспективной замена уже работающего персонала на более опытных, но дешевых работников. Практически во всех компаниях идет пересмотр штатного расписания в сторону повышения эффективности персонала. Это достигается за счет совмещения одним работником нескольких ранее существовавших должностей. Сегодня работодателю нужен работник, который будет работать за троих, получать же зарплату он будет за одного. Сегодня работодателям больше не требуются просто энтузиасты, люди со "связями" или с "пробивными" способностями. Им требуются профессионалы. В связи с этим характерно повсеместное ужесточение требований к кандидатам, прежде всего к их практическому опыту работы и профессиональным навыкам, и, одновременно, продолжающееся снижение уровня зарплаты в долларовом выражении.

Со стороны работодателей  снова появился спрос на квалифицированный  персонал, причем структура спроса по массовым позициям в сравнении  с докризисными временами изменилась не очень значительно: по-прежнему необходимы менеджеры по продажам, секретари, главные  бухгалтеры, финансовые аналитики и  т.п. По состоянию на конец января 2004 года заметно увеличение спроса на квалифицированных работников от компаний, занимающихся продажами обуви, мебели, строительных и отделочных материалов.

В 2002 – 2004 годах на российском рынке труда произошли еще  более неожиданные перемены. Еще  лет пять назад большинство выпускников  технических вузов влачило жалкое существование - они либо работали по специальности за копейки, либо торговали  на оптовых рынках6.

Сегодня ситуация меняется. Спрос на высококвалифицированных "технарей" в самых перспективных  отраслях растет вместе с зарплатой. 
Специалисты с хорошим техническим образованием вновь стали представлять интерес на рынке труда. Уровень развитости рынка труда, в том или ином регионе, на прямую зависит от степени экономической и инвестиционной активности. Позитивной тенденцией стало движение интересов крупных развитых компаний в сторону регионов. 
Проблема нехватки или отсутствия профессионально квалифицированных управленцев высшего звена (топ - менеджмента), грамотных специалистов по развитию производства, руководителей проектов, маркетологов решается путём привлечения необходимых кадров из более развитых регионов, чаще всего это Москва и Санкт - Петербург. Как правило, наём осуществляется на контрактной основе и носит временный характер. Высокая миграционная активность, как специалистов, так и работников с невысокой квалификацией является характерной чертой развитого рынка труда.

Таким образом, осуществляемый в России в настоящее время  переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая  неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из  всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что конечной целью рынка труда является:

- во-первых, удовлетворение  профессионально-экономических  интересов экономически активного  населения, включая социальную защиту и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами;

- во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Информация о работе Рынок труда, занятости и их государственное регулирование