Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:11, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Работа состоит из  1 файл

Экономическая теория.doc

— 386.50 Кб (Скачать документ)

5. Собственность:  сущность и формы. 

Собственность как экономическая  и как юридическая категория. Отношения собственности - основа любой  экономической системы.

Марксистская трактовка собственности как системы отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства. Сущность понятий: присвоение, владение, пользование, распоряжение. Экономическая теория «прав собственности» Р. Коуза и А. Алчиана. Теорема Коуза.

Содержание собственности. Объекты собственности и субъекты собственности. Основные экономические  формы собственности. Развитие форм собственности. Эффекты, которые дают право собственности.

5. собст-ть в эк-ом отн-ии – это реальное отн-е м/д людьми по поводу присвоения и хоз-го использ-я различных объектов собст-ти. Собст-ть в юр.смысле – это разрешенные общ-ов и закрепленные в законах установленных гос-ом имущ-ые связи м/д людьми. Право собст-ти – это право контролир-ть использование опред-х рес-ов и распред-ть при этом возникающие затраты и выгоды. Субъетами собст-ти могут выступать:гос-во, соц.группы, отдельные лица, объединение лиц, собст-к кот присваивает то или иное благо. Объектом собст-ти может выступать: движимое и недвижимое имущ-во, интелл-ая собст-ть(инф-я, знания)

Отношения собственности - основа любой экономической системы.

Марксистская трактовка  собственности как системы отношений  между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства.

1)присвоение – это  возмож-ть использ-я в произ-ве или потребление некоторого блага исключетельно дынным субъектом эк-их отнош-ий. 2) отчуждение – это лишение субъекта возмож-ти использ-ть даноое благо в про-ве или потреблении. 3) отнош-е эк-ой реализ-ии собст-ти, т.е. получении доходов 4) отнош-е пользов-я,т.е. возмож-ть использовать ср-ва или предмета труда с опред-ой выгодой 5) распоряжение, т.е. возмож-ть управлять процессом использов-я объектов собст-ти.

Эк-ая теория прав собс-ти Р.Коуза: не рсурс сам по себе явл-ся собст-тью, а «пучек прав» собст-ти,т.е. доля прав на использ-е рес-ов. Чем шире пучек правомочий закрепл-х за ресурсом, тем выше ценность ресурса. Полный пучек прав состоит из 11 элем-ов: 1. владение2.пользов-е 3.распоряжение 4.управление 5. получение дохода 6. вомож-ть претендовать на безоп-ть 7. передавать благо в наследство 8. претендовать на использов-е институтов, обеспечив-их восстановление нарушенных прав 9. отчуждение 10.потребление 11.уничтожение блага.

Распределять права  собст-ти на рес-сы означает специфицировать  право собст-ти целью кот явл-ся создание условий для приобретения прав собст-ти теми, кто ценит их выше и способен извлечь из них большую пользу. Чем больше специфицировано право собст-ти, тем сильнее стимул у хозяйствующего субъекта учитывать выгоды или ущерб, кот его решения приносят др. лицу. Поэтому в процессе обмена права собст-ти перемещаются от менее эф-го пользователя к более эф-му.

Изучение собст-ти позволяет  выяснить 3 гл. соц-но эк-их вопроса: 1) кто  обладает эк-ой властью 2.какие эк-ие связи обеспечивают лучшее использов-е рес-ов 3) кому достаются доходы от хоз.деят-ти

Формы собст-ти: 1)частная(физ.и  юр.лица. доступ открыт только собст-ку или лицам кот делигировали полномочия 2)гос-ая( федер.собс-ть,соб-ть субъектов федерации. При гос-ой устанавливаются правила, согласно кот доступ к благам регулируется исходя из коллективных интересов общ-ва в целом, при этом никто не нах-ся в привелегированном положении,т.е. признаются достаточными для распоряж-я этими благами 3) муницип-ая(город,район,село и т.д.никто не находится в прривелегированном полож-ии, но дейст-ет принцип: «кто первым захватил, тот первым возпользовался» 4) смешенная (частная и гос-ая.)

Частная собст-ть явл-ся гл условием рыночного обмена и обладает рядом преимущ-в: способна быть стимулом творческой и заинтересованной деят-ти человека;каждый субъект становится самостоят-м и независ-м, стремится использ-ть ресурс эк-но и эф-но.

Страт цель переходного периода  в России – это формирование эфф  рын эк-ки с сильной соц ориентацией. Условиями создания такой эк-ки явл:а) преобладание частной собств;б) создание конкур среды;в) эфф гос-во, обеспеч надежную защиту прав собств и создающее усл для эк роста;г) эфф система соц защиты;д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке эк-ка.В росс приватизации выделяются 2 этапа.Первый из них пришелся на 1992 г. – первую половину 1994 г. С середины 1994 г. осущ переход ко второму этапу.Основные орг-прав формы предпринимательства в РФ:1. (ПБОЮЛ); 2. хоз товарищество: а)полное товарищество (все участники занимаются совместной п-ой деят-тью и несут солидарную отв-ть по обязательствам общ-ва всем своим имуществом.),б)товарищество на вере (общество с доп отв-тью, осущ-е представительскую деят-ть в соотв с договором, заключ с доверителями имущества относительно реализации их права собственников. Под имуществом доверителя понимаются ден ср-ва, ц\б и док-ты, удостов право собств-ти доверителя. Доверит общество осущ доверит операции: - для граждан - хранение и представит услуги для обслуж имущ доверителей; - для юр лиц - распоряж имущ, агентские услуги, ведение счетов для собственников, их ц\б и управл голосующими акциями, переданными доверит обществу путем участия в общих собраниях ао); 3. хоз общество: а). общество открытого типа, АО (представляет собой объединение вкладчиков капитала (акционеров), образуемое на основе устава и имеющие устав фонд, раздел на опред кол-во акций равной номин ст-ти, учредителями кот могут выступать и физ и юр лица. Общество должно состоять не менее чем из 2 участников, при этом макс их число не ограничено) б). общество закрытого типа. ООО, (п\п, имеющие уст фонд, раздел на доли, размер кот опред учредит док-ми. Участники - физ, и юр лица, несут ответств по его обязательствам только в пределах их вкладов. Различия от АО: - во-первых, такое общество - это предприятие непременно закрытого типа; - во-вторых, создание ао требует больших усилий, чем ооо.)·

6. Теория потребительского поведения.

Роль потребителя  в экономике. Суверенитет потребителя. Предпочтения потребителя и полезность. Основные положения теории поведения потребителя. Гипотеза о рациональности потребителя. Кардиналисткая теория потребления. Предельная полезность и общая полезность.

Ординалистская теория потребления. Кривые безразличия и  их свойства. Карта  кривых безразличия. Норма замещения.

Бюджет  и цены. Бюджетные ограничения. Бюджетные  линия и ее свойства. Эффект дохода и эффект замещения. Оптимум потребителя.

6. В эк.науке сущ 2 подхода, кот по разному опред поведение потребителей на рынке. 1 подход: кардиналистская теория, т.е теория изучающая предельную полезность.2 подход: ординалистская теория – теория потребит выбора. Гл фактором потребит выбора явл полезность того или иного товара. Полезность – понятие индивидуально, то что полезно для одного, может быть бесполезным для другого. Но даже если продукт полезен для потребителя, сущ ограничители возможности покупателя в приобретении этого продукта. Это цена и доход.Кардиналистский подход.Закон убывающей пред полезности.

Предельной называют доп полезность, получ от потребления каждой последующей 1 продукции. В сильную жару – первый стакан воды будет обладать оч выс полезностью, второй – меньшей, а пятый может оказаться совершенно бесполезным, т.е. пред полезность обратно пропорц объему потребления.Теория пред полезности разработана экономистами 20 в. Госсен, Менгер, Визер и др. Они создали особое направление в эк.науке – маржинализм (предельность).Ст-ть (ценность) товара опред не затратами труда на его пр-во, а полезн эфф, который он способен принести потребителю.Кривая пред  полезности:Ординалистский подход. Теория потребит выбора выходит из предпосылки, что каждый потребитель способен количественно измерить уровень полезности и уровень своего благосост и доходов.Недостаток: В реальной жизни ни один потребитель не в состоянии колич безупречно опред сколько именно добав полезности он получил от добавочной единицы.Ординалистский подход основан на том, чтобы опред отношение предпочтений м\у товарами без колич измерения полезности.В этом подходе опред для потребителя такой набор благ, кот бы позволил ему получить макс полезность.Предпочтения потребителей можно исследовать с помощью кривых безразличия путем опроса потребителей.Анализ потребит предпочтений ведется с помощью кривых безразличия – это линия, каждая точка кот представляет комбинацию 2-х товаров, которые имеют для потребителя одинаковую общую полезность, поэтому потребителю безразлично какой из этих наборов выбрать. Набор кривых безразличия образуют карту безразличия.Бюджетная линия показывает, какие комбинации 2-х товаров могут быть приобретены при данной величине ден дохода. Проблема потребит выбора сводится к тому, чтобы при данных возможностях найти такой набор товаров, кот принес бы макс полезность при наибольшем удовлетв.Карта кривых безразличия.Для описания предпочтения человека по всем наборам товаров исп-т совок-ть кривых безразличия. Кривая безразличия. Закон Энгеля.На реакцию потребителя громадное влияние оказывает изменение дохода. Согласно закона Энгеля с увелич дохода, его доля расхода на товары первой необх уменьшается, в то время как доля расходов на предметы роскоши и духовное развитие увеличивается.Парадокс Гриффена. во время неурожая картофеля в Ирландии цены на него возросли и спрос также возрос. Реакция, когда рост цен вызывает рост спроса называется эффектом Гриффена.В экон.теории выделяют 3 наиболее типичных формы влияния окружающих людей на потребление:Эффект присоединения к большинству.Эффект сноба (выделение из толпы).Эффект престижного или демонстративного потребления (эффект Веблена).

 

7. Основы производства экономических благ.

Предприятия, фирмы, отрасль как основные структурные  единицы современного производства. Цели фирмы. 

Понятие и  значение издержек производства для  деятельности фирмы. Общественные издержки и издержки фирмы. Явные (внешние) и  неявные (внутренние) издержки.  Бухгалтерская прибыль и экономическая прибыль. Постоянные, переменные  и общие издержки. Кривые постоянных, переменных и валовых издержек.

Средние переменные издержки. Средние постоянные издержки. Средние валовые издержки. Кривые средних переменных, средних постоянных и средних валовых издержек. Предельные издержки.

Издержки  фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.

Прибыль и  доход: понятие и функции. Виды дохода и прибыли.

7.

8. Типы рыночных  структур.

Конкуренция и монополия. Виды монополии. Экономические последствия монополии. Ценовая дискриминация. Условия, типы, характерные черты чистой монополии. Показатели монопольной власти. Монополия: доводы «за» и «против». Антимонопольное регулирование и законодательство в современной экономике.

Типы рыночных структур:

-чистая конкуренция;

-чистая монополия;

-монополистическая конкуренция;

-олигополия.

8. Конкуренция – это соперничество м/д субъектами рынка за лучшие условия пр-ва, покупки и продажи тов-ов и услуг.

Совершенная конкуренция – это рыночная структура в кот множество фирм продают стандартизированный проукт. И не одна из фирм не обладает достаточной долей рынка чтобы влиять на цены товаров. Несовершенная конкуренция: монополия, монополистич.конкур-я и олигополия.

Правила конкурентной игры:1. фирмы должны учитывать ур-нь равновесной цены как норматив рационального хозяйствования 2. чтобы добиться преимущ-ва фирма продает товары по общеравновестной цене, но при этом старается снизить изд-ки на ед-цу прод-ии 3. если индивид-ая цена фирмы окажется выше равновестной цены, то необх-мо принимать меры направленные на модерниз-ю техники и технологии, реконструкцию произ-ва, для снижения себест-ти прод-ии 4. при обострении конкурентной борьбы соперники применяют ценовую конкуренцию.

Формы конкур-ии:ценовая, неценовая(улучш-е кач-ва, активная реклама, сервис высокого кач-ва)

Монополия – это исключет-ое право гос-ва,п/п, орг-ии на осущ-ие какой  либо хоз-ой деят-ти.

Классиф-я: 1. с учетом степени охвата эк-ки: а) чистая монополия  – это идинственный поставщик однородного товара, имеющий полный контроль над кол-ом товара и его ценой, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт(водоканал) б) монопсония – это чистая монополия одного покупателя ресурсов или товаров(гос-во покупает ракетно-космич-ое оборудование) 2. в завис-ти от хар-ра и причин возникновения: а) естественная монополия – это структурс кот обладают субъекты, имеющие в свое распоряжении редкие и свободно-невоспроизводимые элементы пр-ва б) легальные монополии – образуются на законной основании через след-ие сис-мы:-патентная сис-ма;-охрана авторских прав; - гос.регистр-я торговых знаков в) искусственные монополии – это объединения предприятий с целью изменения стр-ры рынка через создания барьеров для вхождения в отрасль новых фирм, а так же ограничение доступа к источникам сырья и энергоносителям и использование высокого ур-ня технологий.

Монополист может установить монопольно высокую цену, преднамеренно  создав зону дефицита, сокращая объем  пр-ва и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Монопсония может установить монопсольно низкую цену на закупаемые товары за счет искусственного создания зоны избытка продукции. Фирма одновременно являющаяся монополией и монопсонией удваивает свои выгоды за счет монопольно-высоких и монопсоно-низких цен. Монополист преднамеренно сдерживает совершенствование техники и технологии чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит и не лишится монополистических выгод.

Ценовая дискриминация  – это продажа одного и того же товара на разных рынках за разную цену. Виды:1) разные условия покупки и продажи товара или оплаты услуги в завис-ти от колич-ва приобрет-го блага 2) дискриминая среди покупателей – продажа одинакового товара на разных рынках или в разное время по разной цене. Условия проведения ценовой дискриминации: монопольная власть продавца, ограниченны возможности перепродажи товаров, продавцу необходимо сегментировать рынок,т.е.разделить покупателей на группы с различной эластичностью спроса по цене.

Монопол-ая конк-я- это  структура при кот на рынке действует большое число продавцов, реализующих дифферинцированные товары, за счет чего фирмы получают монопольную власть и след-но могут влиять на цены. Факторы дифферен-ии: внешнее различие, особые кач-ва изд-я, его упаковка, фирменная марка производителя, реклама, условия продажи, возмож-ть покупки в рассрочку, удобное располоение магазина, послепродажное обслуживание, наличие гарантийного ремонта и т.д.

Олигополия – это  структура при кот существует неск-ко крупны продавцов товара, при этом доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика что изменение количества предлагаемой прод-ии каждым из продавцов ведет к изменению цены.

Виды олигоп-ий: 1) чистая ол-я – предпол-ет что неск-ко фирм производят однородные товары(пр-во стали, бензина)2) дифферинцированная – означает что неск-ко производ-ей выпускают дифферинцированные товары(пр-во авто, быт.техники в стране)

Формы действия конкур-ов:1. борьба против всех 2. совместная деят-ть на основе сговора(картель – предпол-ет явный сговор относ-но раздела рынка, установления квот(колич-ые огранич-я_ пр-ва, установл-я завышенных цен;  тайный сговор – негласная договор-ть хоз.субъектов о совместных действиях по монополиз-ии рынка и огранич-ии конкуренции) лидерство в ценах означает следование примеру доминирующей на рынке фирмы(ценового лидера) проявляющей инициативу в изменении цен

9. Роль государства в рыночной экономике.

Основные функции государства. Оптимальные границы государственного сектора. Фиаско государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"