Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:11, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Работа состоит из  1 файл

Экономическая теория.doc

— 386.50 Кб (Скачать документ)

 «Экономическая  теория»

1. Предмет и методология экономической теории.

Предмет экономической теории. Экономика, политическая экономия, экономикс, экономическая  теория. Микро- и макроэкономика. Методология экономической теории. Характеристика методов экономической теории:  метод научной абстракции, индукции и дедукции, анализа и синтеза, метод экономического эксперимента, единство логического и исторического, экономико-математические методы, метод графического изображения. Позитивная и нормативная экономическая теория.

Функции экономической теории: познавательная, практическая и методологическая.

1. Предметом экономической теории – является исследование проблемы использования ограниченности ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения потребности людей. Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Политическая экономия - наука, изучающая общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, и экономические законы, управляющие их развитием в исторически сменяющих друг друга общественно-экономических формациях( наука о социальном хозяйстве). Экономикс - термин из области экономических наук, относящийся к одному из способов изложения экономической теории и соответствующих учебных курсов. В отличие от известных школ и течений экономической мысли (меркантилисты, физиократы, классическая и марксистская политическая экономия и пр.), экономикс не является самостоятельным, цельным экономическим учением. Не имея, в отличие от вышеназванных, собственной, внутренне непротиворечивой предметно-методологической основы (и не формулируя таковую для развития дальнейших исследований в своих рамках, как учения), экономикс являет собой эклектическую смесь (ср.: econo+mix) сведений, законов, формул и пр., многие из которых выведены в рамках других (часто соперничающих между собой) школ и течений экономической мысли (австрийская, математическая, историческая), и потому при углублённом исследовании могут оказаться взаимно противоречивыми.

Функции эк.теории: 1. Познавательная. Описание, обобщение и объяснение экон.процессов. 2.Практическая. Обоснов необх-ть опред действий опред эк поведения людей, т.е. какие действия смогут обесп ему наилучший рез-т. 3.Методологич-я. Исследует общее в эк процессах. Эк.деят-ть осущ не просто людьми, а эк.агентами: индивиды, фирмы, гос-во, профсоюзы.Свое название эк.наука получила в 17 в. Антуан Монкретьен впервые ввел в название политич экономия. В 1615 г. он создал «Трактат  политич экономии». Отделил эк.науку от других наук и рассм ее как науку о гос.хоз-ве. В 18 веке А.Смит, превратил эк.науку в науку о хоз-ве вообще. В своей книге раскрыл гл идею: люди преследуя собств интересы и получая личную выгоду создают «ведомые невидимой рукой» рыночных законов блага и выгоды для общества в целом.Нач. 19 в. К.Маркс – марксизм – учение о революц преобразовании капиталистич общества.Конец 19-нач.20 вв. – А.Маршал (маржиналисты). Исслед эк.проблем связывает с микроанализом – в центр предмета ставит проблему рац выбора, теория пред издержек и пред полезности.- меркантилисты: превозносили и абсолютировали созидательную роль торговли. Накопление благор металлов – гл хоз.цель и забота гос-ва.- физиократы утверждали, что нац богатство увеличивают только дары земли, т.е. с/х.. Кейнсианство нач.20 в. Повернул эк.теорию к макроэк-ке. 1936 г. «Общая теория занятости и денег», «Роль гос-ва в регулир эк-ки». Монетаризм (50-60-е гг 20 в.). Милтон Фридман в своей книге доказал, что гл явл рынок и свободное предпр-во, а осн функция гос-ва – регулирование ден обращения.

Вместе с тем, в роли учебного курса экономикс являет собой объёмный компендиум, позволяющий  учащимся охватить базовые экономические  понятия (в основном, относящиеся к современным рынкам). Предоставляя набор абстрактных формул, не претендующих на адекватное отражение реальности (и не всегда могущих быть положенными в основу конкретных экономических прогнозов), экономикс (в отличие от политической экономии) ориентирует учащихся не на последующее изучение фундаментальных движущих сил экономического развития, а на поверхностно-прагматическое их восприятие как неких внешних данных. Впервые термин в английском языке появляется в трудах британского экономиста Альфреда Маршалла. Экономическая теория – это общественная наука, изучающая поведение людей и их группы в воспроизводственном процессе в целях удовлетворения потребностей общества при ограниченных ресурсах. Микроэкономика - исследует поведение отдельных экономических субъектов (продавцов и покупателей); макроэкономика – исследует национальную экономику как целое. Методология экономической теории – это изучение о методах, принципа построения, формах и способах научного познания. Методы изучения общ. Жизни: 1. НаучнАбстра – отвлечение от второстепенных сторон, явлений для того чтобы выявить то что в них существенно и постоянно повторяется.2. Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части и рассмотрение каждой части в отдельности 3. синтез-собирание отдельных частей в единую картину 4. Дедукция – это движение мысли от общего к частному 5. индукция – движение мысли от частного к общему 6. эономико-математич моделиров-е – это формализованное описание экономического процесса или явления с помощью математического инструментария, т.е. формул, графиков, таблиц и т.д. 7. позитивный подход-анализ фактов и данных на основе которых объясняется что есть и что может быть 8. нормативный подход – основан на оценочных суждениях относительно того какими должны быть: экономика, цели экономического развития и экон политика.

2. Общие проблемы экономического развития и основные экономические системы.

Экономические ресурсы и факторы  производства. Ограниченность ресурсов (редкость) и проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки.

Экономические системы и способы  разрешения основных экономических проблем в них. Механизм регулирования: централизованный (иерархия) и спонтанный порядок. Типы экономических систем: традиционная, рыночная, командная, смешанная.  Модели смешанной экономики.

2. потребности людей многообразны и безграничны. Для удовлетворения потребностей необходимы блага, кот можно классифицировать на: материальные и нематериальные(кот имеют форму полезной людям деятельности и воздействуют на развитие способностей человека). Для создания благ необходимы эконм.ресурсы или факторы произ-ва:1) труд – это способности и навыки человека кот можно использовать при создании благ 2) капитал – это созданные людьми средства производства, кот могут быть использованы при производстве благ(здания, соор. Станки)3) земля – это естественное благо, дарованное самой природой кот может быть использовано в процессе производства благ 4) предпринимательство – это особый вид человеческой деятельности, заключающийся в способности эф-но комбинировать все др.факторы пр-ва 5) информация. Т.к. все факторы пр-ва ограничены, поэтому общ-во сталкивается с фундамент-ой проблемой. Производственные возможности эконом.сис-мы – это возможности создания эконом.благ при полном и эф-ом использовании всех имеющихся ресурсов. Производственные возможности ограниченны редкостью применяемых ресурсов, при этом различают абсолютную и относитую огранич-ть. Абсол-ая огр-ть – недостаточность ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Относ.огран-ть – возникает благодаря выбору потребностей подлежащих удовлетворению. Любое общ-во должно решать 3 взаимосв-ые экон.проблемы:что,как и для кого произ-ть? Проблема выбора связана с проблемой альтернативности использования ресурсов. Для ее решения используется модель «кривой производственных возможностей»КПВ – это модель,кот показывает максим-ое кол-во любого товара кот может быть произведено в эк-ой сис-ме при данном объеме прои-ва др.товара, данном кол-ве рес-ов, данной технологии. КПВ дает предтавл-е о 4 взаимос-ыфх проблемах:1) эф-ть эк-ки,т.е. показ-ет максим-но воможные и желаемые объемы пр-ва товара приполном испол-ии рес-ов2)ограниче-ть рес-ов точка Н нах-ся за пределами КПВ,явл-ся недостижимой при имеющ-ся рес-ах и неизменной технол-ии. Принцип эф-ти распред-я рес-ов назыв-ся Парето-эф-ть – это такой ур-нь орг-ии эк-ки при кот общ-во извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, так что невозможно увеличить чью либо долб в полученном рез-те не сократив доли др.3)эк-ий выбор, т.е. способ-ть распред-я огран-ых рес-ов(или а или в или с или д)4)альтернат-ыфе затраты – это кол-во одного товара кот нужно пожертвовать для увелич-я произ-ва др.товара. Закон возрастания альтернат-ых затрат означает рост альтерн-ых издержек про-ва каждой новой еденицы продукции по мере увеличения про-ва

КПВ проходящая ч/з точку Н показ-ет эк-ий рост, т.е.спос-ть экон.сис-мы производить больший объем продукции в рез-те увелич-я предлож-я рес-ов и технич.прогресса.

Эконм.сис-ма – это особым образом  упорядоченная сис-ма связей м/д  производит-ми и потреб-ми матер-х и немат-х благ и услуг. Для классиф-ии эк.сис-м используют различные критерии: 1.Формальный подход(КМаркс): а)первичная(архаичная)формация; б) вторичная форм-я(основ-ая на частной собст-ти) в)коммунистич-ая форм-я. Это особый способ присвоения труда непосредственных производителей и его результатов, обусловленной формой собственности на ср-ва про-ва и соответствующей ей общ-ой формой труда. 2. По степени индустриального развития(Гилбрэйт):а) индустр-ое общ-во-в кот развитие техники и технол-ии позволяет преодолеть зависим-ть человека от природы б) постидустриальное об-во – в кот наука превращется в производительную силу и развивается третичный сектор эк-ки(сфера услуг) в) неоидустр-ое об-во(информац-ое) – в кот гл факторм становится инф-я и знания 3. по форме собственности и способу координации (спонтанный порядок или иерархия) а) традиц-ая эк-ая сис-ма – распространена в слаборазвитых странах где традиции и обычаи определяют практику использования редких рес-ов. Примен-ся: ручной труд, отсталые технологии, а гл.роль играет кастовое и сословное деление общ-ва б)Рыночная сис-ма(капитализм) – в кот ресурсы явл-ся частной собст-тью и имеет место спонтанный порядок, т.е. рынки и цены использ-ся для направления и корд-ии экон деят-ти в)командно-администрат-ая сис-ма(плановая эк-ка) при кот ресурсы находятся в гос собст-ти а координ-я экой деят-ти осущ-ся путем централизов-го планиров-я г)смешанная эк-ка  в кот и гос-ые и частные решения опредляют струк-ру распред-я рес-ов, т.е. гос-во вмешив-ся в рыночную эк-ку, но не на столько чтобы уничтожить регулир-ую роль рынка.

Модели смешанной эк-ки: 1. Шведская: -сильная соц.политика; -. высокая норма налогообл-я; –ф-я  про-ва выполн-ся частными предприятиями, а гос-во обеспечивает сокращение имуществен-го нерав-ва и обеспечение высокого ур-ня жизни нас-я 2.Соц-но рын-ое хоз-во(ФРГ)-гос-во активно воздействует на экон-ие процессы, влияет на цены, тех.нормы; -высокая норма налог-я; - особым покровительством пользуются мелкие и средние п/п; - сильная соц.политика 3.Американская модель – поощрение предприн-ой активности; -обогащение наиболее активной части нас-; -задача соц равенс-ва не ставится; - высокий ур-нь производит-ти труда; -массовая ориентация на достиж-е личного успеха 4. Японская модель –высокое самосознание народа и готовность нас-я идти на опред-ые жертвы ради процветания страны; -высокая конкур-то способность на мировом рынке; -японский стиль менеджмента; -препятствий имущ-му расслоению не ставится. 5. . Рос модель переходной эк-ки. В к20в начинается массовый переход неск десятков стран от админ.-командной к рын экономике.На рубеже 80-90-х годов кризис гос.собств-ти и плановой системы рег-я эк-ки сочетался с возникнов разл форм частн собств-ти и формированием присущих рынку мех-змов функц-я эк-ки. Частная приватизация п\п воплощает переход от госй к част собств-ти.На конец 80-х г. в России: - крайне высокая степень вмешательства гос-ва в эк-ку.- крайне искаженная структура нац эк-ки, где ведущую роль играет военно-промышл комплекс, а роль отраслей, ориентиров на потребит рынок была занижена.- не конкурентосп-ть преоблад части пр-ва из-за кризиса в с/х.- неразвитость частн собств-ти  на землю, неравномерным явл переход к рын эк-ке в отд регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, где сосредоточены осн банки, получило широкое распр частное предпр-во. Но в отд регионах и сельской местности становление рын отношений идет крайне медленно.

Совр-ая Российская эк-ка сопровождается рыночными реформами, при снижении доли вмешательства  гос-ва в рын-ую эк-ку и усилении соц.политики. это транзитивная эк-ка, кот находится в состоянии изменений, как в эк-ой, так и в соц-но политической сфере.

3. Основы теории рыночной экономики.

Определение понятия «рынок». Условия  возникновения рынка. Структура  рынка.

Функции рынка. Рынок как социальный институт. Инфраструктура рынка.

3. Рынок – это система эк отношений, склад в процессе пр-ва, обращ и распред товаров, а также движ ден средств.Рынок – это мех-змы взаимодействия покуп и прод, иными словами отношения спроса и предложения.Рынок – это сфера внутри страны м\у странами, связывающая м\у собой производителей и потребителей продукции.Субъектами рынка явл продавцы и покупатели (домохоз-ва, фирмы, п\п, гос-во), кот взаимодейств на рынке, образуя взаимосвяз поток купли-продажи. Объектами рынка явл товары и деньги. В качестве товаров выступают не только произв продукция, но и факторы пр-ва (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – фин ср-ва, а также деньги.Рынок как сам-ое образование вкл три осн элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда и рынок капитала, кот связ м\у собой и взаимодейств друг с другом.Признаки рынка: 1.неогранич число участников актов купли-продажи, свобод доступ и выход с рынка.2. мобильность матер, труд и фин ресурсов.3. достоверность и полнота инфо о предложении, спросе, цене, норме прибыли у каждого субъекта рынка, 4. отсутствие монополии производителя. Осн черты рынка:1. Предполагает наличие товарной массы. 2. Предполагает наличие ден развитой системы. 3. Сам-ть хоз субъектов, свободу договоров и сделок. 4. При всей стихийности рынок подчиняется действию законов спроса и предложения.5. В основе действий двух осн эк агентов рынка (продавцов и покупателей) лежит личный интерес, кот создает стимулир эффект.Условия и причины возникн рынка: 1.Безгранич потребности побуждают пр-во благ и услуг к бесконеч росту и развитию. 2. Огранич всех р-сов побуждает искать пути эфф их исп-я. 3. Общ разделение труда создает матер основу для товарообмена. 4. Эк обособленность товаропроизвод 5.Самост-ть товаропроизводителей. Структура рынка: критерии, по кот выделяют осн составл элементы рынка. 1. по территор-м границам:-местный(городской,сельский); регион-ый(в предела региона) нац-ый(внутренний) мировой (внешний) 2. по типу отношений:-свободный рынок (т.е. все субъекты облад-ют эк-им суверенитетом или независ-тью) нелегальный (рынок,вкл-ий разновидности: теневой(торговля ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров, черный(подпольно реальз-ся запрещ-ые товары))- регулируемый( подчинен опред-му порядку, кот закреплен в правовых нормах и поддерживается госов) 3.  по объектам рыночного обмена:-р-к потребит-х продуктов;-р-к факторов пр-ва;-рынок услуг(соц-ые,культурные)-рынок научных и опытно конст-их разработок- рынок ценных бумаг- рынок валют(обмен ден валют)-рынок духовных благ. Функции рынка: 1. Интеграционная – рынок соединяет сферу про-ва и сферу потребления в общий процесс обмена товарами и услугами2.Информационная. рынок дает уч-ам про-ва инф-ю об общ-но необх-ом кол-ве и кач-ве товаров и услуг поставл-х на рынок  3. Посредническая. Рынок служит способом осущ-я эк-их интересов продавцов и пок-ей 4. Ценообразующая. Именно на рынке устан-ся цена товара, изменящаяся в завис-ти от конъюнктуры 5. Регулирующая. Рынок дает ответы на вопросы:что,как и для кого производить и воздействует на все сферы эк-ки.6. Санирующая – с помощьи конкуре-ти рынок очищает общ-ое про-во от эк-ки неэф-ых хозяйственных едениц, освобождая место для более предприимчивых и жизнеспос-х. Рынок капиталов состоит из двух частей: кредитного рынка и РЦБ.Кред рынок – это рынок заемного капитала, его функц-е обеспеч посредством банков, страх компаний, фондов, способных мобилизовать своб ден ср-ва и превращать их в кредиты. На РЦБ продаются доли участия в собств-ти п\п. Это рынок собств капитала. Его инструмент  - фондовая биржа.. На рынке труда осущ купля-продажа раб силы. Организован он в виде биржи труда.Конъюнктура рынка – это изменение ситуации на рынке. Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения. Спрос – это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необх ден и другими платежными ср-ми. Гл фактором, опред спрос является цена. Покупатель предлагает цену спроса- макс цену, за кот он согласен купить товар. Если цены растут, спрос уменьшается. Зависимость величины спроса на опред товар от уровня цены на него анализируется в экон.модели, известной как «закон спроса». График кривой спроса:График закона предложения:Предложение – это идеальная готовность и реальная возможн товаропроизв произвести и поставить на рынок  опред кол-во товаров.Закон  предлож: Объем предлож товаров увелич при повыш цены. На величину предло влияют неценовые факторы: кол-во продавцов, уровень эфф пр-ва, НТП, сост прир ресурсов и цены на них, налогооблож.Механизм спроса и предлож: Если гос-во не вмешивается в рын мех-зм, т.е. не вводит контроль за ценами, то спрос и предлож на конкурентном рынке придут в равновесие и установится рыночная цена товара и его общий объем пр-ва. Равновесие возникает при таких ценах и при таких кол-вах товаров, когда конкурентные силы сбалансированы, т.е. когда кол-во товаров, кот хотят купить покупатели соотв кол-ву товаров, кот продавцы хотят продать. График равновесия спроса и предложения:Для спроса и предложение характерно сост эластичности. Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины (спроса или предложения) на изменение другой (цены) и выражает процентное изменение одной переменной в рез-те однопроцентного изменения другой переменной.  Если небольш изменение цены знач меняет объем покупок, то спрос эластичен. Если большое изменение цены лишь немного меняет объем

Инфраст-ра рынка – это сов-ть организ-но правовых форм опосредующих движение товаров и услуг,т.е. совокуп-ть отраслей, сис-м служб, п/п-ий обслужив-х  рынок.

Выды: 1) производственная инфр-ра – обслуживает произ-во тов-ов(транспорт, связь, оптовая торговля, коммерч-ие банки) 2) соц-ая – вкл-ет отрасли сфер обслуж-я(здравоохранение, соц.обеспеч-е) 3) рыночная – вкл-ет орг-ии и учреждения, обеспеч-ие цивилизованное функционирование рынка в целом: биржи,аукционы, кредитная сис-ма, коммерч.банки, эмиссионная сис-ма и ЦБ, сис-ма регулирования занятости нас-я и биржи труда, налоговая сис-ма и нал.инспекция, сис-ма страх-я и т.д.

4. Механизм  рыночного саморегулирования: взаимодействие спроса и предложения. Спрос и величина спроса. Функция спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса.

Предложение и величина предложения. Функция  предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения.

Равновесная цена. Механизм установления равновесия. Дефицит и излишек на рынке.

4. Спрос и предложение являются неотъемлемыми, основными элементами рыночного механизма. Спрос представляет собой потребность в приобретении определенного количества товара по установленной цене на данный период времени. Спрос определяется: товаром, его ценой и доходами и предпочтениями потребителей. Максимально установленный уровень цены за товар на рынке, удовлетворяющий приобретателей, образует цену спроса.  Закон спроса заключается в том, что увеличение стоимости приводит к снижению объема спроса и, наоборот, снижение цены ведет к увеличению спроса. Эффект Гиффена -  как бы ни изменялась стоимость на необходимые продукты питания, объем спроса на них не измениться. Основой закона спроса является то, что население приобретает больше товаров, которые имеют низкую стоимость, т.е. цены для покупателей являются определяющим условием при покупке товара. Возникновение спроса основано, с одной стороны, на эффекте дохода, который показывает, что население может приобрести товара больше по низкой цене и одновременно не отказываться от покупки других товаров, которые не являются предметами первой необходимости, а с другой стороны – на эффекте замещения. Свое выражение данный эффект находит в возникновении желания у человека купить товар, подобный аналогичным товарам по более низкой цене, т.е. появляется склонность к замещению дешевыми товарами более дорогих. Произведенный объем товара, предназначенный для продажи по определенной цене на данный период времени, формирует предложение товара.  Установленная минимальная цена определенного объема товаров называется ценой предложения.  В зависимости от воздействия разнообразных факторов, а также периода времени проявляется функция предложения. Факторами, оказывающими воздействие, являются налоги и субсидии, установленные цены на производственные факторы, способы использования технологий производства, а также число продавцов и др.  В краткосрочном периоде времени только некоторые производственные факторы считаются переменными, рост спроса обозначает не только увеличение количества производства, но и рост цен на данные выпускаемые товары. Если все факторы являются переменными в долгосрочном периоде, происходит то что рост спроса увеличивает предложение при условии незначительного увеличения цен либо при их постоянстве. Закон предложения сводится к увеличению величины предложения, являющейся следствием повышения цен, и наоборот. До определенного периода рост цен вызовет рост предложения. Но если увеличение цен будет продолжаться, то производитель может объем производства сократить. Прежде всего данное обстоятельство связано с тем, что высокий уровень дохода в известной мере уменьшает стимулы к дальнейшей работе, а также производитель может опасаться того, что в будущем с увеличением объема производства возникнет избыток товаров и цены постепенно станут уменьшаться. Предложение зависит от цены товара, а также от цен на необходимые производственные ресурсы, налогов и субсидий, производственных технологий, стоимости иных товаров, ожиданий в будущем изменений цен на товары. В случае изменения объема предложения под влиянием изменения цен происходит либо сокращение предложения, либо расширение. Первый результат связан с увеличением цен на производственные факторы, а второй – с уменьшением сумм налогов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"