Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:11, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Работа состоит из  1 файл

Экономическая теория.doc

— 386.50 Кб (Скачать документ)

19. Деньги и денежное обращение в рыночной экономике.

Деньги как необходимый  элемент рыночной системы. Функции  денег. Денежные системы. Виды денег. Проблема ликвидности. Количество денег в  обращении. Уравнение обмена. Денежные агрегаты М0, М1, М2 и М3. Структура предложения денег. Спрос на деньги и факторы, его определяющие. Денежный рынок. Равновесие денежного рынка.

19. Деньги - товар особого рода, на кот можно обменивать любой другой товар.Уникальная особенность ден товара сост в том, что он обладал общеприз и пост ценностью для всех участников рынка.Очень долго "деньгами" были благ металлы, затем появились металл деньги.В наст время во всех странах сложилась гос орг-я ден система, ее гл элементами явл: - устан осн ден единицы;- устан гос-м виды денег как законные платежные ср-ва, кот в силу их законности обязательны для приема в качестве средств оплаты на территории данного гос-ва;- эмиссионная система.Особым элементом ден системы явл "фин-" сектор гос. аппарата (Мин финансов, ЦБ, Налог инспекция, Гознак, Монетный двор).Функции денег: - мера стоимости (выражение стоимости товара в деньгах).- средства обращения товаров и услуг - деньги выступают посредником в обмене. - деньги как сокровища - отражали наличие излишков в товарном мире, изъятые из обращения лишние деньги превращались в сокровища.- средства накопления (сбережения денег для буд рын актов).- средства платежа - при продаже товаров в кредит. Конец 20 века - "электронные деньги". новый "сверхскоростной" вид чека, но в форме пластиковой (кредитной) карточки.Ден аргументы. Средства обращения: 1) наличность; 2) чековые счета.Сегодня считается, что в пользу наличности склоняются 4 жизненно важных мотива:1) предпочтение ликвидности, под кот понимается спрос на наличные деньги из-за их абсолютной ликвидности.2) трансакционный мотив, согласно кот люди предпочитают наличность из-за удобства ее исп-я в качестве средства платежа.3) мотив предосторожности, когда хранение налич денег рассм как резерв покуп способ-и на случай неож возможности.4) спекулятивный мотив, когда владелец не рискует вкладывать наличные деньги в ц/б из-за опасения непредсказуемости рын курса последних.Хар-ка ден агрегатов:1) (М1) включ наличные деньги и ср-ва переводных счетов.2) (М2), который включает М1 и еще два банк вкладов - "обыкновенные" (то есть вклады, приносящие % и изымаемые без штрафа в любой момент, но не представляющие права пользования чеками для оплаты) и "срочные" (вклады, приносящие повышенные %, но при условии, что досрочное изъятие влечет штрафы). Следовательно М2 = М1 + обыкновенные + срочные депозиты.3) (М3), включающий М2 + депозитные сертификаты + крупные срочные депозиты. 4) (L), который к М3 присоединяет все прочие ликвидные ценности.М1 - это масса платежесп средств, т.е. ден знаков, исп-х в процессе купли-продажи.

20. Денежно-кредитная система и монетарная политика государства.

Основные принципы функционирования банковской системы. Структура денежно-кредитной системы страны. Центральный банк и коммерческие банки, их функции в рыночной экономике. Основные операции коммерческих банков (активные и пассивные). Банковская прибыль.

Кредит и его роль в рыночной экономике. Функции и  источники кредита. Формы кредита.

Цели и задачи монетарной (денежно-кредитной) политики. Инструменты денежно-кредитной политики: операции на открытом рынке, изменение нормы резервирования, изменение учетной ставки процента. Политика дорогих и дешевых денег. Особенности денежно-кредитной политики России в современных условиях.

20. Кредит - это ссуда - предоставление товара и денег в долг на условиях возвратности. Эти условия предполагают, что дебитор (должник) возвращает кредитору (займодавцу) эквивалент суммы долгов + %, составляющий доход кредитора.Кредитная система представляет собой функциональную подсистему рын хоз-ва, опосредствующую процессы формирования капитала в эк системе и его движение м\у субъектами и секторами эк-ки.1) Кредитные деньги - это бум знаки ст-ти, возникшие взамен золота на основе кредита. Различают 3 осн вида кред денег: вексель, банкнота и чек. К их производным относят депозитные деньги.2) Депозитные деньги - это система спец расчетов м\у банками на основе банк вкладов путем переноса суммы с одного счета на другой.Формы кредита: коммерч, банков, межхоз (в виде ценных бумаг, акций, облигаций), гос (вклады населения)., но в то же время вызывает рост инфляции.Коммерч кредит - это кредит, предост одними п\п другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Векселя делятся на простые и переводные.Простой вексель представляет собой вексельное обяз-во, выдаваемое заемщиком на имя кредитора, с указанием места и времени выдачи ден обяз-ва, суммы, места и времени платежа.Переводной вексель (тратта) - письменный приказ одного лица (кредитора) другому (заемщику) об оплате опред суммы третьему лицу или предъявителю. Лицо, выдающее переводной вексель, именуется трассантом, лицо обязанное совершить платеж - трассантом, а лицо, кот выдается право получения денег - ремитентом. Объект переводного векселя - товарный капитал.Цель коммерч кредита - ускорить реализацию товаров и заключ в них прибыли, % по нему, входящей в цену товара и в сумму ниже, чем по банк кредиту, цель которого - получ прибыли по ссудам (займам, кредитам). Р-ры этого кредита огранич величиной резервных (свободных) капиталов, имеющихся у п-лей.Банковский кредит представляется владельцам денежных средств банками, специальными кредитными учреждениями, заемщиками в виде денежных ссуд. Объект банковского кредита - денежный капитал. Заемщик - предприниматель, гос-во, сектор домашнего хозяйства. Кредитор - владелец денежных средств, преимущественно банк. Замена коммерч векселя банк делает кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. Банки гарантируют кредитосп-ть заемщиков.Потребительский кредит представляется частным лицам, его объектами явл обычно товары длительного пользования, разнообразные услуги. Макс срок кредита - 3 года (ипотечный, жилищный).Гос кредит. Заемщиками ил кредиторами выступают гос-во или омсу. Они заимствуют ср-ва на рынке ссудных капиталов путем выпуска займов через фин-кред учреждения.М\унар кредит - движение и функц-е ссудного капитала м-у странами.Ипотечный кредит - предост в виде долгоср ссуд под залог недвижимости, земли, здания. Инструментом предост таких ссуд служат ипотечные облигации, выпускаемые банками и п\п, используется в основном для обновления оф в с/х.Межхоз ден кредит - предост хозяйствующими субъектами друг другу путем акций, облигаций.Функции кредита 1. Перераспределительная. 2. Ф-я экономии издержек обращения, частично замещая кред деньгами наличные деньги.3. Ускорение концентрации и централиз капитала. Кредит выступает одним из факторов превращения индивид п\п в АО и товарищества, создание новых фирм, образования ТНК. 4. Кредитное регул эк-ки - это совок мероприятий, осущ гос-вом для изменения объема и динамики кредита в целях воздействия на хоз процессы. Путем дифференциации процентных ставок за кредит, представления правит гарантий и льгот стимулируется преимущественно кредитование тех п\п и отраслей, деят-ть кот соотв общенац программам эко развития.

 Банковская система  России. Основные методы регул ЦБ объемов ден массы.Банки - особые эк институты, явл центрами кредотношений. Их функция - сосредотачивать у себя денежные средства и предоставлять их в ссуду.Банк система - это сов-ть гос.учреждений, обслуж ден оборот и кредитные отношения и осуществляющих посредством кредитных, расчетных и кассовых операций, учет и контроль за хоз Дея-тью п\п. Банковская система РФ состоит из ЦБ, Банка внешней торговли России, Сбер банка, коммерч банков разл видов и других кредитных учреждений. Центральный Банк (Банк России, ЦБ РФ) явл эмиссионным центром страны, обладает монопольным правом выпуска в обращение и изъятие из него наличных ден знаков в форме банкнот и монет. В качестве банка он предоставляет кредиты комм банкам, явл гл банкиром федер Прав-ва, выполн функции управляющего золотовалютными резервами, осущ кассовое исполнение гос.бюджета и т.д. На территории страны ЦБ РФ имеет 89 ТУ, действующих от его имени на правах филиалов.Комм банки явля основой кред системы России. Некоторые из них возникли на базе ранее функцион гос банков (Сбербанк, Агропромбанк, и др.) другие создавались практически с нуля.К комм банкам в России относятся инвестиционные банки, сбер банки, сбере торгбанки, зем банки. Банк операции:1) пассивные операции (ссуды, депозиты)2) активные операции (кредитные и с ц\б) 3) банковские операции (инкассовые, аккредитивные, переводные и торгово-комиссионыые) Пассивные операции служат для мобилизации средств. Суть их сводится к получению ссуды. Банки получают ден ср-ва, кот исп-ся для фин-я активных операций. Под депозитами понимаются все срочные и бессрочные вклады клиентов банка, кроме сбер-х. Источники ср-в, помещаемые на депозиты: ср-ва на счетах п\п, счетах зарплаты рабочих, счета гос.учреждений и п\п, кот временно не используются. Также к пассивным операциям относятся эмиссия облигаций, ипотечных и банковских. Их суть в мобилизации банками ден средств взамен выдачи опред ц\б.Активные операции. Выделяются кредитные (учетно-ссудные) и операции с ц\б (80%) кроме того кассовые, акцептные, сделки ин валютой, недвижимостью.Банковские услуги. Важнейшие посреднические операции инкассовые, аккредитивные, переводные и торгово-комиссионные, лизинговые операции.Инкассовые - операции, при посредстве кот банк по поручению своего клиента получает деньги по ден вкладам и товарно-расчетным документам.Аккредитив - поручение о выплате опред суммы лицу при выполнении указанных условий. Клиент - банк - получатель.Переводные операции - перечисление внесенных в банк денег получателю, находящемуся в другом месте.Методы регулирования ЦБ объемов денежной массы:1) удержание внутренней и внешней стабильности рубля;2) операции на открытом рынке. Купля-продажа гос ц\б. Инициируя операции на открытом рынке, гос-во добивается либо уменьшения, либо увеличения предложения ден массы стимулирует рост экономики, либо сдерживает его.3) изменение резервной нормы. При повышении резервной нормы возможности ком банков кредитовать экономику уменьшаются, предложение денег сокращается. А это в свою очередь вызывает рост процентов по кредитам (согласно закону предложения при уменьшении предложения цена увеличивается), уменьшение спроса на заемные средства и  замедление экон.роста. 4) изменение учетной ставки. Повышение нормы учетной ставки явл одним из сильнейших средств в борьбе с инфляцией, но в то же время вызывает сокращ пр=ва, рост безработицы и соц напряженность в обществе. Понижение нормы учетной ставки способствует выходу из кризиса

21. Финансовая система и финансовая политика государства.

Финансы современного общества: сущность и роль. Функции финансов. Субъекты финансовых отношений. Общая характеристика финансовой политики.

Государственный бюджет, его роль в распределении и  перераспределении национального  дохода. Специфика и роль бюджетных  отношений в системе экономических  отношений. Доходы и расходы государственного бюджета, их структура. Экономическая природа дефицита государственного бюджета. Дефицит как проблема экономической политики. Методы покрытия бюджетного дефицита.

Государственный долг. Причины  государственного долга. Показатели, характеризующие обслуживание государственного долга.

21. Фин система - это законодат-е регулирование налогооблож, оплаты труда, утверждение гос.бюджета, осущ контроля за его выполн, внесение необх изменений в него, утверждение отчета о его выполнении, контроль за предоставл займов.Единство фин системы заключ в общности осн источников фин ресурсов, перераспред ср-в м\у регионами, отраслями и п\п для оказания фин поддержки.Финансы - эон.категория, отражение эк отношения в процессе создания и исп-я фондов ден ср\в.Правительство должно манипулировать расходной частью и доходной (налоги), чтобы создать бюджет, при кот м б достигнуты стабильные цены, полная занятость и удовл уровень эко развития.Гос.бюджет - это смета, баланс ден доходов и расходов гос-ва, кот располагает прав-во страны для содерж гос.аппарата, вооруж сил, а также выполнения необх соц-эк функций. Источниками гос.бюджета являются: прямые и косвенные налоги; гос.займы; эмиссия денег.В современных усл гос.бюджет является мощным рычагом гос.регул эк\ки для осущ антикриз мероприятий.При формир фин системы России исп принцип фискального федерализма, т.е. четкое разграничение функций м\у отд звеньями федер системы.Фин функции гос-ва:1. Оборонная. 2. Эк - проявляется во вмешательстве гос-ва в процесс обществ пр-ва. Гл направлениями при этом явл: - создание и управление гос.сектором в эк-ке- программир и регул эк-ки 3. Соц. Гос-во берет на себя заботу о неимущих слоях населения. Гос-во регулирует личные доходы, перераспределяя нац.доход в пользу необеспеч слоев населения4. Поддержание окруж среды.5. Контрольная. Осуществляется гос-вом при формировании разл ден фондов. Она включает контроль за правильностью начисления и взимания налогов, разработку налоговой базы, определения формы льготного налогообложения финансов.

Совок финансовых звеньев, обеспеч  гос-ву выполнение его эк и полит  функций называется "финансовой системой". Она состоит из 4 звеньев: гос.бюджета, муниципальных финансов, финансов гос.предприятий и специальных правит фондов.Источниками гос.бюджета являются: прямые и косвенные налоги; гос.займы; эмиссия денег.Бюджетный дефицит - это превышение расходной части гос.бюджета. Его причины:- спад общего производства;- завышенные расходы на соц.программы- возросшие затраты на оборону- рост теневого сектора эк-ки. Для покрытия дефицита бюджета правительство прибегает к кредитам ЦБ, а также к гос.займам. В результате растет гос.долг. Если покрытие дефицита таким способом ведется постоянно, то рост гос.долга может привести к банкротству гос-ва.Обычно "урезают" соц ассигнования на образ, здравоох, жилищное строительство, соц обеспеч. Гос долг. Виды и методы покрытия.Гос.долг подразделяется на внутренний и внешний, а также краткоср (до 1 года), среднеср (от 1 года до 5 лет), долгосрй  (более 5 лет).Наиболее тяжелыми явл краткоср долги. По ним вскоре приходится выплачивать осн сумму с высокими процентами.Внешний долг. Платежи по внешнему долгу составляют значит часть поступлений по внешнеэк деят-ти страны, например 20-30%. Поэтому привлекать новые займы из зарубежных стран становится сложно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залога и любых поручительств.1. Традиционный - выплата долга за счет золотовалютных резервов.2. Консолидация внешнего долга - возможно только с согласия кредиторов, кот создают спец организации, где вырабатывают политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои междунар обязательства (лондонский и парижский клуб), например, отсрочка.3. Сокращение внешнего долга путем консервации, т.е. превращение его в долгоср иностранные инвестиции.4. Обращение страны должника к междунар банкам - региональным, всемирному, кот предоставляют льготный кредит.

22. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика.

Налоги и их основные функции. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги. Основные принципы налоговой политики государства. Влияние налогов на экономику страны. Налоговая нагрузка на производителя. Кривая Лаффера. Рычаги налогового регулирования экономики. Основные проблемы налогообложения в современной российской экономике.

Фискальная политика государства, ее сущность и методы реализации. Дискреционная фискальная политика. Политика встроенных стабилизаторов (автоматическая фискальная политика). Стимулирующая и контрактивная фискальная политика.

22. Налоги - это обяз взносы в бюджет, кот уплачивают физе и юр лица.. Они помогают поощрять или сдерживать опред виды деят-ти, направлять развитие тех или иных отраслей промышл, воздействовать на эк.активность п-лей, сбалансировать платежесп- спрос и предложение, регулировать кол-во денег в обращении.Общественное значение налогов проявляется в их функциях: фиск- и эк-

Фиск- сост в формировании ден дохода гос-ва, кот- нужны деньги на содерж гос.аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержке детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств гос-во покрывает расходы на образование, строит школы, ВУЗы, детские дома, платит з/плату. Эк сост в воздействии через налоги на общественное воспр-во, т.е. любые процессы в эк-ке страны, а также соц-эк процессы в обществе.Налоги в этой функции могут играть стимулир, ограничит и контрол роль. Так, те п\п, кот представлены налоговые льготы растут и развиваются быстрее других. Функции налогов взаимосвязаны.Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фиск функции, создает матер возможность для осущ эк роли гос-ва, то есть эк функция налогов. В то же время достигнутое в рез-те эк регул ускорение развития роста доходности пр-ва позволяет гос-ву получить больше средств.Налоги прямые и косвенные. Прямые. Взимаются гос-вом с доходов (з/плата, прибыль, % и т.д.) и со стоимости имущества (земля, дачи, дома, машины).Косвенные - в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги в трех видах: акцизы, НДС, таможенные пошлины. Ставки налога. Твердые, пропорциональные, прогрессивные, регрессивные. Кривая Лаффера.Амер.экономист Лаффер исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением налог средств в гос.бюджет показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов гос-ва. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться.А.Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в гос.бюджет может быть обеспечен и при высокой и при низкой налоговых ставках.Равенство бюджетных поступлений (Y1=Y2) достигается при очень разных уровнях налоговых ставок (Х2 больше чем Х1).Дело в том, что более низкая налоговая ставка увелич число объектов налогооблож, привлекая к п-ой деят-ти большее число людей, чем при высоких налоговых ставках и наоборот с ростом налогов доходы в бюджет уменьшаются, т.к. часть п-ей разорится, часть уйдет в теневую эк-ку, стимулы к труду угаснут.Исследования Лаффера теоретически доказали, что чем богаче граждане, тем богаче гос-во.Следуя этому многие гос-ва стараются сделать п-ую деят-ть привлек, а налоги унифицированными, стабильными и гибкими. Налоговая политика в совр условиях должна обеспь равновыгодность пр-ва продукции на п\п независимо от их принадлежности к той или иной форме собств, стимулировать производство конкурентных видов товаров, ресурсосбережение, технический прогресс.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"