Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:11, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Работа состоит из  1 файл

Экономическая теория.doc

— 386.50 Кб (Скачать документ)

23. Экономический  рост как основа социально-экономического  развития общества.

Понятие экономического роста. Типы экономического роста: экстенсивный, интенсивный, смешанный.  Факторы экономического роста: их классификация и механизм воздействия. Способы измерения экономического роста. Количественные и качественные показатели экономического роста. Границы и возможные отрицательные последствия экономического роста.

Особенности экономического роста в России.

23. Эк рост - поступательное движение эк\ки, ее прогресс и развитие, это увеличение способности нац хоз производить продукт, удовлетворяющий потребности людей. Ключевым фактором экон.роста явл инвестиции, кот должны превышать амортизационные отчисления.Эк.рост в масштабе всего общего пр-ва представлен увеличением годового объема пр-ва товаров и услуг.Эк.рост измеряется двумя взаимосвяз способами: - как увеличение реального ВНП или чистого нац продукта за опред период - как увеличение ВНП или чистого нац.продукта на душу населения за опред период.ВНП  - общая рын стоимость всех конечных товаров и услуг, произв в стране в теч года.ВВП - годовая валовая ст-ть всех товаров и услуг, созд на терр данной страны.Показатели, с помощью которых измеряется экономический рост:- ВНП, ВВП. - ВНП на душу населения. Эк рост принято измерять как в абсол, так и относит величинах (в % к величине предшествующих его периода). ВНП на душу населения исп\ся для хар-ки уровня жизни и динамики благосост населения страны.Два типа эк роста: 1.Экстенсивный. Увелич пр\ва товаров происходит за счет привлеч доп факторов пр-ва (земли, труда и капиталов), а при этом их кач-ый  и технич- уровень остается неизменным.2.Интенсивный. Предпочтительней, так как при нем увелич производ благ достигается за счет роста произв-ти труда на совершенствующейся технической базе и более эфф исп0ия всех факторов пр-ва.Источники эк.роста - это те необх условия, кот делают возможным увелич объема и повышение кач-ва производимых товаров и услуг в данный период времени. Прямые и косвенные.К прямым относятся эк.ресурсы, кот располагает страна для наращивания объемов товаров.Увелич объемов ресурсов и повыш их кач-ва под воздействием НТП. Графически изображается смещением кривой производ возможностей вправо из положения АВ в положение АВ`. Важнейшим условием эк.роста явл те ресурсы, кот располагает страна - внутр ресурсами.Вложение средств в увеличение пр-ва товаров и услуг в рыночной системе дает умножающий доход, в рез-те эффект наз-ся мультиплицирующим, а числовой показатель, характ степень такого умножения – мультипликатором. Проблемы эк.роста в России.Начиная с 50-х гг. в нашей стране происходило падение темпов эк.роста.Среднегодовые темпы прироста нац продукта упали с 6,5% в первой половине 80-х годов до 3,6% в середине 80-х, до 1,5% к концу 80-х-нач-90-х гг.С 1992 года в России происх- падение абсол объема пр-ва, т.е. темпы эк.роста приобрели отриц значение.Всего с 1992 по 1998 гг. спад пр-ва составил 51%, а легкой промышленности в 5 раз.Причины спада эк.роста: 1. Наследие прошлого. а) нерац структура пр-ва. б) длит время в стране не обновлялось оборуд и инфраструктура;в) разрыв налаженных хоз.связей между п\п, находящимися в разных союзных республиках.2. По мнению многих экономистов мало подходило к условиям России монетаристская концепция, т.е. сжатие денежной массы и сокращение социальных расходов не могли привести к подъему пр-ва.3. Не готова была правовая база для функц рын эк-ки, в рез-те чего была утечка ден средств, эк преступления. Объемы иностранных инвестиций в экономику России в 1998 г. 23 млрд.$, выход в крупных инвестициях в пр-во.Главное решение проблемы:1) Найти источник инвестиций и создать стимул для инвестирования;2) Снижение цены кредита3) налоговая система4) Снижение издержек пр-ва (на газ, эд/энергию).Для обесп эк.роста в будущем требуется увеличение расходов в науку. Мин допустимая доля расходов на науку должна составить 2% от ВНП.В настоящее время в России 0,5% на ВНП, в США - 2,7% от ВНП. Необходимо также увеличить расходы на образование. В настоящее время 3-3,5% от ВНП, в развитых странах 5-7% ВНП. В 1999 году впервые за последнее десятилетие начался подъем экон.роста (4-8%).

24.  Социальная  политика. Доходы и уровень жизни

Понятие и виды доходов населения. Источники формирования доходов. Неравенство доходов и его причины. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Децильный коэффициент. Регулирование (перераспределение) доходов.

Уровень жизни населения. Потребительская корзина. Прожиточный  минимум. Уровень бедности: абсолютный и относительный.

Сущность и принципы социальной политики. Социальная защита и социальная помощь. Социальное равенство и социальная политика.

24. Доходы - конечная цель действий каждого активного участника рыночной экономики.Доходы - это превышение стоимости произв продукта над затратами на это пр-во, а также доля каждого класса соц группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им.Факторы, оказывающие влияние на величину доходов населения:- з/плата; - динамика розничных цен;- степень насыщенности потребит рынка товарами.Для оценки уровня и динамики доходов населения исп-ся показатели:1. Номин доход - это кол-во денег, получ- отд лицами в теч опред периода.2. Располаг доход - это доход, кот м б исп на личное потребление и личное сбережение. Он меньше номин на сумму налогов и обяз платежей.3. Реальный доход - это кол-во товаров и услуг, кот можно купить на располаг доход в течение опред периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

"Функциональные" и "вертикальные" доходы.Функциональные доходы представлены следующими видами:- з/плата наемных работников в рыночном секторе;- з/плата служащих в гос.секторе;- прибыль крупных п-лей и компаний;- рента земельных собств и домовлад;- доходы мелких собственников (комбинация з/платы, прибыли, ренты, проценты, дивиденды).Функц доходы зависят от соотношения спроса и предложения на данный фактор пр-ва.Вертикальное распред дохода, фактич р-р дохода устанавливает объективную иерархию соц групп.Вертик доходы отличаются от функц тем, что функц распред сводит совок доход к доходам только собственников факторов пр-ва. Вертик распред есть рез-т перераспред вмешательства гос-ва в сферу доходов, благодаря чему доходами располагают даже такие группы (например нетрудоспособные или безработные), кот не могли бы их иметь, если бы общество удовлетворялось только функц распределением.Кривая Лоренца.Для измерения фактич распреддоходов используют "кривую Лоренца", показывающую какая доля совок дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет следить об уровне эк неравенства в стране."Кривая Лоренца" - это метод графического изображения уровня концентрации явления. Для ее построения на обе оси координат наносят масштабную шкалу (от 0 до 100%). Для точек кривой абсциссами служат единицы совок, а ординатами значения признака. Равномерное распред признака будет представлено в таком случае диагонально ("линия равномерного распределения"), а неравномерное - линией Лоренца, отклонение кот от диагонали и характеризует степень неравномерности.Если принять величину дохода одинаковую для каждого человека, а население за 100%, то прямая ОА покажет абсол равномерное распред совок дохода м-у всеми группами населения.Однако реальное распред всегда будет хар-ся отклонением от этой прямой.Абсолютно неравном распред-е совпало бы с осями координат. Но поскольку "сверхбедные" и "сверхбогатые" всегда составляют незначит часть рыночного общества, то перед нами будет некоторая кривая (Кривая Лоренца), отклонение кот от диагонали наглядно покажет степень неравномерного распред доходов.Уровень жизни.Уровень жизни - это степень удовлетворения матер, соц и культур потребностей людей, обусловленное уровнем развития прва.Выделяют 3 направления потребитх расходов: товары кратковр пользования; товары длит пользования; услуги (жилье, медицина, туризм).Каждый из 3-х соотв рынков характеризуется разлстепенью свободы доходополучателей. Наименьшей свободой они располагают по отношению к товарам краткоср пользования (продукты питания, одежда, обувь).Удельный вес расходов на продукты питания в структуре личного дохода - объективный показатель уровня жизни в стране: чем меньше эти расходы, тем выше уровень благосостояния .Государство вмешивается в сферу доходов с целью их перераспр. Перераспред доходов правительство осуществляет прямыми и косвенными способами, включ:- транспортные платежи (т.е. пособия малообеспеченным, безработным, престарелым, инвалидам).- регулирование цен на соц важную продукцию - "обязательный минимум з/платы"- "прогрессивное налогообложение", при кот налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.Изменение в системе налогообложения и % ставки - таковы 2 мощных инструмента регул поведения доходополучателей в рыночной экономике, кот располагает прав-во

25. Переходные процессы и особенности современной российской экономики.

Этапы развития экономической  системы: становление, период зрелости, постепенное «умирание» в условиях зарождения элементов будущей системы.

Переходность как состояние  современного мирового сообщества. Сущность понятия «переходная экономика».

Этапы реформирования экономики  России. Внутриэкономическая либерализация. Либерализация внешнеэкономических отношений. Изменение структуры собственности в переходной экономике. Разгосударствление и приватизация в России. Особенности современной российской экономики.

25. Перех.эк-ка- промежуточное сост эк-ки в связи с измен принципов хозяйствования в рез-те соц-эк изменений. Особ-ти перех эк-ки России: 1. переход к совр рын экономике не от традиц, а от плановой эк-ки. 2. российское общество сегодня на пути реформаторского развития должно осущ как бы и «возвратное» движение к эфф-у исп-ю рын отношений со всеми их атрибутами, разнообразию форм соб-ти, развитию п-ой деят-ти и т.д.; 3. перех процесс в России происх в конце XX в. в условиях развернувшихся глоб перех процессов. 4.Россия в терр-географ и соц-эк аспектах занимает особое место: служит своеобр мостом, соедин вост и запад цивилизации, воплощая известное единство их культур. Рос менталитет был проникнут данным  «раздвоением».Создание эк системы нового типа, преодолев недостатки прежней и обеспеч рост эфф-и хоз-я, - сложный процесс. Гл задачи перех эк-ки России:1. Либерализация эк-ки. 2. Демонополизация эк-ки и создание конкур среды. 3.   Макроэк стабилизация (в осн финансовая), требующая подавления инфляции, огранич ден эмиссии, минимизации госбюджета и т.д. 5.  Формир сильной системы соц защиты населения.6.  Институц преобраз, включ изменения отношений соб-ти (создание частного сектора), формир рын инфраструктуры. Эти изменения произошли в рез-те шоковой терапии. Гл чертой всех этих преобразований явлсведение к мин вмешательства гос-ва в эк-ку. Для этого необх преобразовать отношения соб-ти, провести разгосударствление – преобраз гос формы соб-ти в иные формы соб-сти и приватизацию- преобраз в соб-ть граждан или их объединений всех или части акций,АО, товариществ, и п\п. Можно констатировать, что рос эк-ка сегодня явл: 1) в целом слаборазвитой; 2) эк-кой с доминирующей ролью сырьевого сектора, во многом ориентир на экспорт; 3) высокомонополиз-й,. это вытекает из доминир роли сырьевых корпораций в эк-ке России. Огромен и разрыв, отдел Россию от развитых стран в области создания совр инфраструктуры. В стране практически нет совр автодорог, а пропускная спос-ть ж\д низка и в последнее время практически не растет. Произв, трансп и (особенно) жхк инфраструктуры находятся на низком техн уровне и сильно изношены физ; условием их обновления и модернизации явл крупные единовременные вложения, несопост с р-рами бюджета гос-ва. Сильно пострадал и научно-техн потенциал страны, невостребованность кот в последние10–15 лет привела к его дезорганизации и заметной деградации.

 

 

 

 

Программа государственного экзамена по дисциплине «Менеджмент»

  1. Управление и менеджмент

Что такое «management»? Управление и руководство, управлять и руководить. Измеряемый и неизмеряемый труд. Сущность менеджмента. Соответствие классов систем и научных основ управления. Субъект и объект управления.  Компоненты менеджмента. Философские основы современного менеджмента.

Принципы менеджмента. Понятие "принципа". Классики менеджмента и принципы менеджмента. Научность и объективность, системность, эффективность, конкретность, "основное звено", централизм и децентрализация, коллегиальность и единоначалие, сочетание отраслевого и территориального управления, мотивация, подбор и расстановка кадров, обратная связь.

Главное богатство компании – ее люди. Самоорганизация, саморазвитие, самореализация и самоограничение. Организация и ее внешняя среда.

Социальная ответственность  бизнеса

Материальная и нематериальная составляющие производства. Что относится к материальной составляющей производства. Что такое нематериальная составляющая производства. Ее структура и значение. Связь с менеджментом.

Национально-культурная основа нематериальной составляющей производства. Североамериканский менеджмент, европейский менеджмент, японский менеджмент. Страны с "женским" и "мужским"  началом  в менеджменте. Сопоставление японской и американской моделей менеджмента.

Возможная модель российского  менеджмента.

Культура, как инструмент управления. Иерархия, рынок, культура. Значение и механизм действия культуры в менеджменте. Корпоративная культура. Примеры.

1. Менеджмент- это эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов.

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и  субъекта (управляющего органа). Это  значит, что любая организация  представляет собой единство 2 подсистем  управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения между управляемой и управляющей это взаимоотношения людей. Т.о. под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом на которую направлено управляющее действие. Субъект – это орган либо лицо, осуществляющее управленческое действие. В связи с этим одна и та же структура может быть объектом и субъектом управления.

Понимание менеджмента  как искусства управления базируется на том что организация это  сложные социально-технические системы на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней сред. Люди работающие в организации – это главный фактор учет которого требует не только использования научного подхода но и искусства его применения в конкретных ситуациях.

Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении накопленная за сотни лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления, усилия это науки направляются на объяснение природы управленческого труда, установление связи между причиной и следствием выявления факторов и условий при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.

Они позволяют не только своевременно и квалифицированно управлять  текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим строить стратегию и политику управления.

принципы:

разделение труда

полномочия и ответственность

дисциплина

контроль

делегирование

 

 

2. Менеджер. Содержание работы менеджера.

Кого можно назвать менеджером? Менеджмент и менеджер. Что такое менеджмент организации. Менеджер – должность или функция?  Вклад менеджера в деятельность организации и ответственность за нее. Отличительные черты менеджера. Административные уровни менеджмента. Вертикальная и горизонтальная карьеры. Содержание менеджерской функции. Цели и целеполагание. Организация и формирование команды. Синергетический эффект. Логистика в компонентах менеджмента и преимущества командной работы. Мотивация и коммуникация в организации. Измерение затраченного труда и оценка его качества. 

2. Все роли выполняемые менеджером определяют объем и содержание работы менеджера независимо от характера конкретной организации. Все роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Личность руководителя может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание.

3 вида ролей. 1)Межличностные  роли. Менеджер определяет направления  роста компании и в то же  время он является символическим  главой в обязанности которого  входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера, он отвечает за мотивацию и активизацию  подчиненных на достижение целей организации, координирует усилия, отвечает за набор и подготовку сотрудников, обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации которые предоставляют информацию и оказывают услуги.

2)Информационные роли. Менеджер собирает разнообразную  информацию специализированного  характера о внутренней и внешней  средах организации, которую использует в интересах своего дела, выступает как нервный центр внутренней и внешней информации поступающей в организацию, распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации, передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"