Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:58, курсовая работа
Человеческое общество крайне не однородно. Кроме объективно неизбежной демографической неоднородности общества, его члены различаются и по экономическим параметрам (например, по уровню доходов). В связи с этим, в обществе могут быть выделены группы населения, нуждающиеся в государственной поддержке (безработные, инвалиды, малообеспеченные).
Поскольку общество состоит из экономически слабых и сильных людей и домохозяйств, то инструментом, позволяющим поддерживать слабых, создавать условия для самореализации всех без исключения граждан страны, сохранять культурные и исторические ценности, является социальная политика.
Введение……………………………………………………с.3
1. Понятие социальной политики и ее сущность…………...с.5
2. Направления реализации социальной политики в РБ…...с.14
3. Направления совершенствования социальной политики в РБ……………………………………………………………с.26
Заключение…………………………………………………с.33
Список использованной литературы……………………..с.35
Приложение 1………………………………………………с.37
Приложение 2………………………………………………с.38
Приложение 3………………………………………………с.39
Приложение 4………………………………………………с.40
Приложение 5………………………………………………с.41
С О Д Е Р Ж А Н И Е :
Введение……………………………………………………с.
Заключение…………………………………………………
Список использованной литературы……………………..с.35
Приложение 1………………………………………………с.37
Приложение 2………………………………………………с.38
Приложение 3………………………………………………с.39
Приложение 4………………………………………………с.40
Приложение 5………………………………………………с.41
ВВЕДЕНИЕ
Человеческое общество крайне не однородно. Кроме объективно неизбежной демографической неоднородности общества, его члены различаются и по экономическим параметрам (например, по уровню доходов). В связи с этим, в обществе могут быть выделены группы населения, нуждающиеся в государственной поддержке (безработные, инвалиды, малообеспеченные).
Поскольку общество состоит из экономически слабых и сильных людей и домохозяйств, то инструментом, позволяющим поддерживать слабых, создавать условия для самореализации всех без исключения граждан страны, сохранять культурные и исторические ценности, является социальная политика.
Существует ряд определений
понятия «социальная политика».
Так, известный белорусский социолог
С.А. Шавель определяет социальную политику
как «концептуально-
А.П. Морова разделяет мнение, что социальная политика – «проводимая государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления система мероприятий и акций, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа, обеспечением социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в обществе » [6,с.75].
Но наиболее распространенным является определение социальной политики как совокупности (системы) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения [16, с.9].
Изучение социальных явлений и процессов проводятся по всему миру. Только с помощью исследований и создания системы управления, возможно, обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества. Недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления производства, предотвращение кризисов, улаживания конфликтов, возникающих вследствие проходящих в экономике преобразований.
Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.
В современных условиях ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого потенциала человека. Человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Отсюда – необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы посредством разработки и реализации направлений социальной политики.
Актуальность темы. Значимость
социальной сферы трудно переоценить,
где бы ни проводилась подобная политика
в этой области. В какой бы стране
не жили люди, чьим интересам служит
социальная политика. Сфера социальной
политики — часть политики государства,
которая своими действиями смягчает
негативные последствия индивидуального
и социального неравенства, социально-экономических
потрясений в обществе. Государственное
регулирование социально-
Цель работы – комплексное изучение социальной политики Республики Беларусь.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Исследовать сущность и основные компоненты социальной политики государства.
2. Определить место и роль социальной политики в экономической политике государства.
3. Изучить принципы и особенности функционирования социальной политики в Республике Беларусь
4. Определить пути и тенденции совершенствования социальной политики Республики Беларусь
В качестве объектов данной работы рассматриваются отраслевые блоки общества, функционирование которых может отразиться на уровне жизни населения и социальной структуре общества. К таким блокам относятся рынок труда и трудовые отношения, социальное страхование, социальная сфера (здравоохранение, культура, образование).
Предмет исследования – основные направления социальной политики государства.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами и состоит из введения, 3 глав, заключения и приложения.
В философском смысле экономика всегда, во все времена должна быть социальна. Она ведь не может существовать без человека и в принципе не нужна, бессмысленна без него. Это значит, с одной стороны, без людей экономика не может функционировать, от качества самого человека (людей) зависит развитость экономики. А с другой стороны, от уровня и стадии развития экономики зависит человек, уровень и качество его жизни.
Однако эти связи и зависимости не прямолинейны и не однозначны, они опосредованы целым рядом процессов, явлений и отношений. В результате целые века человеческой истории прошли без реальных ощущений такой связи. Это, в свою очередь, привело к ставшему традиционным утверждению, что максимизация производимой товарной массы и прибыли – ведущая цель общества и высшее достижение человеческого прогресса. Человек же, люди при таком подходе выступают безличностным и безликим "фактором" производства.
Изменившиеся реалии жизни, глобальное обострение в XX и ХХI веках социальных и экологических проблем, логика развития экономических систем настоятельно требуют пересмотра таких представлений.
Так, обобщающим, доминантным
ориентиром социально–экономического
развития должна стать социальная устойчивость.
Без нее не может быть устойчивости
экономической системы и
Социальная устойчивость
– такое состояние общества и
его граждан, которое характеризуется
стабильностью их экономического и
социального положения, а также
способностью к самообеспечению
воспроизводства своей
Формами проявления социальной устойчивости являются:
• отсутствие поляризации доходов и положения разных социальных групп населения;
• достаточность доходов всех слоев населения для самообеспечения воспроизводства своей жизни;
• наличие социальных гарантий;
• надежность социальной защиты;
• наличие и доступность важнейших звеньев социальной инфраструктуры;
• отсутствие социальных конфликтов и противостояний.
Итак, социальная устойчивость – главный обобщающий ориентир и критерий социально ориентированной рыночной экономики, который определяется системой социальных индикаторов (лат. – указателей).
Система социальных индикаторов – совокупность указателей, используемых для фиксации колебаний и отклонений в социальном положении населения и его групп.
Мировая теория и практика выработали к настоящему времени 4 основных группы социальных индикаторов.
1–я группа системы
социальных индикаторов
Состав жизненных благ
весьма разнообразен. Наряду с доходами
населения на уровень жизни оказывают
влияние условия
1. рождаемость, смертность и другие демографические характеристики;
2. санитарно–гигиенические условия жизни;
3. потребление продовольственных товаров;
4. жилищные условия;
5. образование и культура;
6. условия труда и занятость;
7. доходы и расходы населения;
8. стоимость жизни и потребительские цены;
9. транспортные средства;
10. организация отдыха;
11. социальное обеспечение;
12. свобода человека.
Перечисленные показатели рассматриваются
как основные. Наряду с ними для
оценки и исчисления уровня жизни
выделяют ряд информационных показателей,
не являющихся, по мнению экспертов, непосредственными
характеристиками уровня жизни. В число
информационных показателей входят
национальный доход и валовой
внутренний продукт на душу населения
с учетом среднегодовых коэффициентов
их роста. О показателях ВВП на
душу населения надо сказать особо,
так как существуют попытки использовать
его в качестве обобщающего. Эксперты
считают, что использование этого
показателя, тем более для целей
международного сопоставления уровней
жизни, возможно только по натуральной
форме – через сопоставление
объемов жизненных благ, прямо
или косвенно потребляемых населением.
Трудности международных
В отечественной литературе в качестве показателей уровня жизни выделяют 8 показателей (см. рис. 1.1.).
Показатели, определяющие уровень жизни |
|||||||
Реальные доходы населения |
Продолжительность рабочего дня | ||||||
Обеспеченность работой |
Возможность получения образования | ||||||
Жилищно-бытовые условия |
Уровень культурного и коммунально-бытового обслуживания | ||||||
Развитие социального
обеспечения и социального |
Уровень медицинского обслуживания | ||||||
Рис. 1.1. Показатели уровня жизни
Уровень жизни можно определить
путем сопоставления
Качество жизни населения
характеризуют следующие
§ условия и безопасность труда;
§ наличие и возможности использования свободного времени;
§ культурный и образовательный уровень населения;
§ физическое развитие и продолжительность жизни;
§ личная и имущественная безопасность и т.д.
2–я группа – индикаторы
доходов. Согласно ежегоднику
Всемирного банка "Социальные
индикаторы развития" за 1995 год
в группе стран с низкими
доходами (695$ и меньше) оказались
Армения, Грузия и Таджикистан,