Социальная политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:58, курсовая работа

Описание

Человеческое общество крайне не однородно. Кроме объективно неизбежной демографической неоднородности общества, его члены различаются и по экономическим параметрам (например, по уровню доходов). В связи с этим, в обществе могут быть выделены группы населения, нуждающиеся в государственной поддержке (безработные, инвалиды, малообеспеченные).
Поскольку общество состоит из экономически слабых и сильных людей и домохозяйств, то инструментом, позволяющим поддерживать слабых, создавать условия для самореализации всех без исключения граждан страны, сохранять культурные и исторические ценности, является социальная политика.

Содержание

Введение……………………………………………………с.3
1. Понятие социальной политики и ее сущность…………...с.5
2. Направления реализации социальной политики в РБ…...с.14
3. Направления совершенствования социальной политики в РБ……………………………………………………………с.26
Заключение…………………………………………………с.33
Список использованной литературы……………………..с.35
Приложение 1………………………………………………с.37
Приложение 2………………………………………………с.38
Приложение 3………………………………………………с.39
Приложение 4………………………………………………с.40
Приложение 5………………………………………………с.41

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1.86 Мб (Скачать документ)

Минимальный потребительский  бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений  уровня жизни населения; усиления социальной поддержки нуждающихся граждан; формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления  граждан к научно обоснованному  уровню.

В настоящее время среднедушевой  минимальный потребительский бюджет семьи их четырех человек служит основой для определения права  граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 147 утверждены следующие размеры среднедушевых  минимальных потребительских бюджетов в ценах сентября 2010 г. на период с 1 ноября 2010 г. по 31 января 2011 г.: семьи  из 4-х человек – 459620 руб.; молодой  семьи с одним ребенком – 473920 руб.; трудоспособного населения – 575960 руб.; пенсионеров – 478250 руб.; студентов – 437430 руб.; детей в возрасте до 3-х лет – 364120 руб.; детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 443910 руб.; детей в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 514890 руб. [8].

Прожиточный минимум –  это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для  обеспечения жизнедеятельности  человека и сохранения его здоровья [15, с.10].

Законом Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» установлена правовая основа определения прожиточного минимума и его использования. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную  величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для  обеспечения жизнедеятельности  человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи  и взносы. Он рассчитывается в среднем  на душу населения и по основным социально-демографическим группам  и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования  уровня жизни населения; оказания государственной  социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных  государственных социально-трудовых гарантий.

 Постановлением Совета  Министров Республики Беларусь  № 1567 от 26 октября 2010 г. утверждены  следующие размеры бюджета прожиточного  минимума в среднем на душу  населения и по основным социально-демографическим  группам в ценах сентября 2010 г.  в расчете на один месяц  на период с 1 ноября 2010 г. по 31 января 2011 г.:  в среднем на  душу населения – 283050 руб.; для  трудоспособного населения –  302490 руб.; для пенсионеров – 252230 руб.; для детей-студентов – 302950 руб.; для детей в возрасте от 3 до 16 лет – 345380 руб.; для детей  в возрасте до 3 лет – 251830 руб.

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения  в ценах сентября 2010 года по статьям  расходов: продукты питания – 54,0 %; плата  за пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 16,0 %; предметы гардероба – 17,4 %; бытовые и транспортные услуги – 6,6 %; товары бытового и хозяйственного назначения – 3,3 %; взносы и платежи  – 0,5 %; предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,2 % [8].

Об эффективной социальной политике  свидетельствуют сокращения имущественного неравенства населения, снижения уровня бедности.  В рамках реализации Плана мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной  программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы в январе-сентябре  2010 г. достигнуты следующие результаты:

- обеспечено трудоустройство  на новые рабочие места, созданные  республиканскими и местными  органами государственного управления, 133,4 тыс. человек (76,1 % к годовому заданию), в том числе на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд – 2,2 тыс. безработных (83,4 %);

- оказано содействие  в трудоустройстве на постоянную  работу 159,1 тыс. человек, из них  103,8 тыс. - безработных (соответственно, 76,3  и 81,2 %);

- направлено на профессиональную  подготовку, переподготовку и повышение квалификации 19,3 тыс. безработных (73,7 %), из них 8,2 тыс. – женщин, 13,0  тыс. – молодежи в возрасте 16-29 лет;

- трудоустроено 1,4 тыс. безработных из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» (84,9 % к заданию);

- на постоянную работу  трудоустроено 16,8 тыс.  безработных,  не способных на равных условиях  конкурировать на рынке труда,  из них  9,6  тыс. – в счет  установленной брони;

- организована адаптация  к трудовой деятельности 430 инвалидов  (95,1 %);

- профинансированы и  компенсированы нанимателям затраты   на приобретение специализированного  оборудования для создания 93  рабочих мест и трудоустройства  инвалидов;

- оказана финансовая  поддержка в организации собственного  дела 2,3 тыс.  безработным (82,2  %);

- на новое место жительства и работы переселено 315 семей безработных (86,5 %);

- в оплачиваемых общественных  работах приняли участие 75,5 тыс.  человек, в том числе 39,0 тыс.  безработных (соответственно, 83,5 и 79,3 %);

- в свободное от учебы время организована трудовая занятость для 32,5 тысяч человек из числа студенческой и учащейся молодежи (134,7 %).

В сельской местности обеспечено создание  рабочих мест для трудоустройства 16,5 тыс. человек, в том числе 767 –  в агрогородках. Из общего количества рабочих мест 434 создано нанимателями за счет  выделенных бюджетных ссуд. Особое внимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в  малых и средних городских  поселениях (далее – малые города). За январь-сентябрь 2010 г. в них создано 24,1 тыс. рабочих мест, или 94,7 % к заданию. Из общего количества рабочих мест 1,1 тыс. создано нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд.

В целях обеспечения занятости  населения в малых городах  органами по труду, занятости и социальной защите гор(рай)исполкомов в рамках Государственной программы:  оказано  содействие в трудоустройстве на постоянное место работы 42,5 тыс. чел, в том числе 26,9  тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 3,9 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности  659 безработным, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 23,1 тыс. человек, в том числе 10,3 тыс. безработных.

В результате принятых мер  в малых городах республики количество безработных по сравнению с началом  года уменьшилось на 1118 человек (с 7558 человек на 1.01.2010 до  6440 на 1.10.2010), или на 14,8 %, количество вакансий увеличилось  с 6,1 тыс. до 9,9 тыс. рабочих мест, или  на 62,9 %. Напряженность на рынке труда  малых городов сократилась с 1,2  безработного на вакансию на 1.01.2010 (по республике 1,2) до 0,7 на 1.10.2010 (по республике 0,6). Этот показатель варьируется от 0,9  в Брестской и  Витебской  областях до 0,4  в Минской.

Итоги текущего мониторинга  показывают, что существенного ухудшения  ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда  остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей Государственной программы (см. Приложение 2).

Уровень безработицы в  течение третьего квартала стабилизировался  и составлял 0,8 % к численности  экономически активного населения (задание Программы - 1,2 -1,5 %) [8].

Состав безработных по данным на 1.10.2010 представлен в Приложении 3.

Важнейшей составляющей системы  социальной защиты является пенсионное обеспечение. В настоящее время  в органах по труду, занятости  и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,4 млн. человек.

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через  Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), другие законодательные акты.

Законом закреплены условия  предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги  перед республикой.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется  мужчинам - по достижении 60 лет при  стаже работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже  работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие не менее 5 лет работы с  уплатой обязательных страховых  взносов.

При исчислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы. До 2000 года пенсия исчислялась из заработка  за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. С 2000 года указанные периоды  увеличиваются на 1 год (в 2000 году пенсия исчислялась из заработка за любые 6 лет подряд из последних 16 лет работы, в 2001 году – за 7 лет из последних 17 лет и т.д.).

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 %, по III группе - 50 %, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) - 100 % минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца  установлен в размере 100 % минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 % минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 % минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 22 декабря 1999 г. № 1976 к трудовым пенсиям, исчисленным  в минимальном размере, установлена  доплата в размере 15 % средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы в соответствии со статьей 70 Закона (далее – доплата к минимальным пенсиям).

К пенсиям отдельных категорий  пенсионеров устанавливается надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и (или) повышение пенсий (статья 68 Закона).

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются  социальные пенсии. Согласно статье 73 Закона эти пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного  Правительством Республики Беларусь бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения за два последних  квартала в следующих размерах:

инвалидам I группы, в том  числе инвалидам с детства, – 85 %; инвалидам с детства II группы – 75 %; инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и часть четвертая статьи 35 настоящего Закона) на каждого ребенка – 65 %; инвалидам III группы – 55 %; лицам, достигшим возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, – 50 %; детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 60 %, второй – 65 %, третьей – 75 %, четвертой – 85 %.

Одним из приоритетных направлений  государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения  является последовательное повышение  уровня пенсий. Перерасчет пенсий осуществляется: в связи с ростом средней заработной платы; в связи с изменением бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения.

В соответствии со статьей 70 Закона перерасчет трудовых пенсий в  связи с ростом средней заработной платы работников в республике осуществляется, если ее рост в истекшем квартале по сравнению с аналогичной величиной, примененной при предыдущем перерасчете  пенсий, составил более 15 %. В случае, если за календарный год оснований для перерасчета пенсий не возникнет, с 1 ноября трудовые пенсии перерасчитываются в обязательном порядке на основании средней заработной платы работников в республике за III квартал.

С  1 ноября 2010 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2010 г. № 544 «О повышении  пенсий» к социальным пенсиям  установлена  ежемесячная доплата  в размере 40 тыс. руб. детям-инвалидам  в возрасте до 18 лет, инвалидам I, II и III групп (в том числе инвалидам  с детства), детям, потерявшим кормильца.

Дополнительные расходы  Фонда социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты в связи с выплатой с 1 ноября 2010 г. пенсии в новых размерах составят 135,7 млрд. руб/.[8].

Семья является одним из социальных устоев общества и одновременно одной из важнейших его ценностей. В становлении и жизнедеятельности  семьи, формировании  нравственных устоев общества роль матери имеет  определяющее значение. Поэтому проблемы материнства и детства находятся  в центре внимания общественности и  государства.

Созданию условий для  полноценного выполнения семьей ее основных функций  призвана содействовать  государственная семейная политика, которая  является одним из приоритетных направлений в социальной сфере. 

Система социальных пособий, гарантий и льгот семьям, воспитывающим  детей, в Республики Беларусь является одной из самых эффективных среди  стран СНГ. Нормативно-правовая база постоянно совершенствуется в целях  усиления социальной защиты семей с  детьми.

Информация о работе Социальная политика РБ