Социальная политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:58, курсовая работа

Описание

Человеческое общество крайне не однородно. Кроме объективно неизбежной демографической неоднородности общества, его члены различаются и по экономическим параметрам (например, по уровню доходов). В связи с этим, в обществе могут быть выделены группы населения, нуждающиеся в государственной поддержке (безработные, инвалиды, малообеспеченные).
Поскольку общество состоит из экономически слабых и сильных людей и домохозяйств, то инструментом, позволяющим поддерживать слабых, создавать условия для самореализации всех без исключения граждан страны, сохранять культурные и исторические ценности, является социальная политика.

Содержание

Введение……………………………………………………с.3
1. Понятие социальной политики и ее сущность…………...с.5
2. Направления реализации социальной политики в РБ…...с.14
3. Направления совершенствования социальной политики в РБ……………………………………………………………с.26
Заключение…………………………………………………с.33
Список использованной литературы……………………..с.35
Приложение 1………………………………………………с.37
Приложение 2………………………………………………с.38
Приложение 3………………………………………………с.39
Приложение 4………………………………………………с.40
Приложение 5………………………………………………с.41

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1.86 Мб (Скачать документ)

С 1 января 2010 г. размер пособия  по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увеличен до 100  % бюджета прожиточного минимума (далее – БПМ). В целях стимулирования рождения второго ребенка размер единовременного пособия в связи с рождением ребенка дифференцирован в зависимости от очередности рождения детей в семье: на первого ребенка - 5 БПМ в среднем на душу населения, на второго и последующих -  7 БПМ.

Всего системой пособий в 2009 году охвачено свыше 440,0 тыс.  детей, что составляет 25 % от их общего количества, в том числе по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет - 99 %.  При этом ежемесячные пособия на детей до 3 лет назначаются безотносительно совокупного дохода семьи, а на детей старше 3 лет – с учетом совокупного дохода. Пособия на детей семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИД, в возрасте до 18 лет, назначаются независимо от совокупного дохода на члена семьи.

Существенной формой социальной поддержки семей с малолетними  детьми является обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. Право на данный вид помощи имеют семьи, у которых среднедушевой доход в месяц не превышает 100 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.  Количество получателей данного вида социальной поддержки в 2009 году составило более 56,0 тыс. человек (26,7 % от общего количества детей данного возраста). 

Семьям при рождении тройни и более детей бесплатное питание  для детей первых двух лет жизни  предоставляется независимо от совокупного  дохода семьи. Такие семьи также  имеют право на бесплатную услугу  няни до исполнения детям 3-летнего  возраста.

При рождении двоих и более  детей оказывается государственная  социальная поддержка в виде единовременной выплаты на приобретение детских  вещей первой необходимости в  размере 2 БПМ на каждого ребенка.

Достигнуты успехи в решении  жилищных проблем многодетных, а  также молодых семей путем  предоставления финансовой поддержки  государства в погашении задолженности  по кредитам, выданным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья.

В целях снижения налоговой  нагрузки при воспитании детей многодетным  родителям, имеющим троих и более  детей в возрасте до восемнадцати лет или родителям, воспитывающим  ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, предоставляется стандартный  налоговый вычет в размере 150,0 тыс. рублей на каждого ребенка в  месяц (Налоговый кодекс Республики Беларусь).

Отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет по желанию  семьи вместо матери предоставляется  отцу либо другому родственнику, осуществляющему  уход за ребенком. 

Работникам, жены которых  находятся в отпуске по беременности и родам, предоставляется право  использовать свой трудовой отпуск в  период отпуска по беременности и  родам, предоставляемого жене.

В целях усиления социальной защищенности матерей, работающих по контрактной  форме, установлено, что с матерью, приступившей к работе до или после  окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, с ее согласия наниматель обязан продлить (заключить новый) контракт на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет.

Об эффективности социально-экономических  мер в отношении белорусских  семей свидетельствует тенденция  увеличения рождаемости, которая наблюдается  в республике с 2004 года. А в 2007 году - впервые после 1995 года - Беларусь перешагнула 100-тысячный рубеж (на свет появилось 103 тыс. 626 детей).

В 2009 году тенденция увеличения рождаемости сохраняется. Так, число  родившихся в январе-декабре 2009 года по данным текущей статистики составило 109813 человека, что на 1903 человека или 1,8 процента больше, чем в аналогичном  периоде 2008 года.

В январе-декабре 2009 года как  в целом по республике, так и  в областях наблюдался рост общего коэффициента рождаемости. Так, в целом  по республике общий коэффициент  рождаемости составил 11,6 (в аналогичном  периоде 2008 года – 11,1). Самый высокий  коэффициент рождаемости отмечен  в Брестской области (12,3 на 1000 населения), самый низкий – в Витебской (10,3 на 1000 населения) (см.Приложение 4, 5).

Общая задача социальной политики в отношении семьи – способствовать укреплению ее потенциала, создавать  условия для его максимальной реализации в целях полноценного выполнения семьей ее основных функций. То, как решается эта задача, в  значительной степени зависит от положения женщин в обществе, от степени их участия в процессах  принятия решений, интеграции в процессы общественного развития, от того, как  распределяются внутрисемейные роли, каковы возможности для сочетания  профессиональных и семейных функций  для лиц с семейными обязанностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РБ

Белорусские экономисты по-разному  подходят к определению направлений  совершенствования социальной политики в Республике Беларусь. Наиболее приемлемым является выделение следующих двух основных направлений:

  1. Обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей и стимулов для предпринимательства и труда, для зарабатывания максимально высоких доходов путем законной деятельности;
  2. Обеспечение определенных социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных.

Первое направление включает в себя комплекс таких государственных  мер, как:

- либерализация бизнеса  – освобождение его от бюрократических  преград, предоставление людям  свободы предпринимательства в  рамках закона и ответственности;

- поддержание высокой  занятости – увеличение рабочих  мест, содействие профессиональному  обучению, переквалификации, трудоустройству;

- регулирование трудовых  отношений – минимальная заработная  плата, продолжительность рабочего  дня, отпусков, охрана труда и  т.д.

Второе направление предусматривает  меры, направленные на перераспределение  доходов, обеспечение пенсиями и  пособиями нетрудоспособных, малообеспеченных и безработных, повышение образовательного уровня и усиление медицинской помощи всем нуждающимся.

За последние десять лет  Республика Беларусь достигла впечатляющих успехов в области снижения малообеспеченности: доля бедного населения сократилась  в 7,6 раза - с 46,7% в 1999 году до 6,1% в 2008 году. Анализ, проведенный Всемирным Банком и совместным проектом ПРООН и  Правительства Республики Беларусь «Содействие в подготовке основных направлений национальной стратегии  предотвращения бедности в Республике Беларусь» (2003-2006 гг.), показал, что с  повышенным риском бедности в первую очередь сталкивается население  малых городов и сел, экономическое  благосостояние которых зависит  от градообразующих предприятий  с избыточным числом занятых и  высокой зависимостью от государственной  поддержки. Также к категориям населения  с повышенным риском бедности относятся  неполные и многодетные семьи  с тремя и более детьми, работники  с низким уровнем образования, нетрудоспособные граждане, получающие социальные пенсии, одинокие пожилые граждане.

В условиях сегодняшнего дня  важнейшей составляющей региональной социальной политики является система  социальной поддержки, т.е. система  временных мер для обеспечения  адаптации населения региона  к новым или изменившимся социально-экономическим условиям и амортизации негативных последствий кризисного периода. Одним из критериев оценки качества жизни является доступность и разнообразие перечня социальных услуг. В настоящее время такие услуги предоставляются государственными учреждениями – территориальными центрами социального обслуживания. Развитие центров, внедрение инновационных технологий социальной работы с нетрудоспособными гражданами, практики оказания социальных услуг на договорной основе (социальный заказ) являются в ближайшей перспективе основным направлением развития системы социального обслуживания. Кроме того, большое значение для решения многих проблем граждан, проживающих в регионах республики, является привлечение инвесторов в малые города и сельские поселения, а важнейшими составляющими инвестиционной привлекательности выступают, в свою очередь, стабильные доходы населения и благоприятная социальная ситуация.

В данном контексте эффективная  социальная политика, нацеленная на предотвращение бедности и социальной уязвимости населения, становится ключевым условием успешного социально-экономического развития регионов. Принятая Правительством Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы ставит своими целями ускорение экономического развития регионов, создание новых рабочих мест, улучшение социальной инфраструктуры. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. определяет направления развития сельской местности. Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы, Комплексная программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года направлены на улучшение положения пожилых людей, усиление их социальной защищенности, повышение качества жизни.

Как известно, сегодня многие необходимые показатели представлены только на национальном и областном  уровнях, аккумулируются в разных ведомствах, имеют разный временной лаг представления. Во многих регионах необходимо проведение реструктуризации производств, что  может привести к существенному  изменению социальной обстановки. Остаются малоизученными потенциал регионов и механизмы по выходу населения  из кризисных ситуаций.

Для обеспечения реализации мер государственной политики в  области снижения бедности Министерство труда и социальной защиты выступило  с инициативой о реализации нового проекта технической помощи в  сотрудничестве с ПРООН «Разработка  модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в Республике Беларусь», исполняющей  организацией которого выступает Министерство труда и социальной защиты.

Проект направлен на совершенствование  оценки уровня жизни, безработицы и  бедности в регионах, в частности, на уровне района, малого города и сельского  населенного пункта; на разработку модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в Республике Беларусь. В новом  проекте акцент сделан на повышение  национального управленческого  потенциала в преодолении кризисных  явлений и оптимизации ресурсов (фондов), выделенных для социальной защиты населения, повышения уровня занятости и оказания социальных услуг.

Реализация данного проекта  ставит своей целью оказание существенной помощи органам управления в оптимизации  ответных мер, направленных на улучшение  целевой социальной помощи и снижение негативных последствий реформирования местных предприятий. Оперативное  получение информации в ходе реализации данного проекта непосредственно  от наиболее уязвимых групп населения  из малых населенных пунктов будет  способствовать большей адресности социальной помощи, совершенствованию  качества и разнообразию видов социальных услуг. А отработка модели комплексной  региональной социальной политики для  предотвращения бедности в республике будет способствовать обеспечению  социальной стабильности в обществе, что и является главной задачей  социальной политики белорусского государства.

Несмотря на оживление в экономике  и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических  проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том  числе на продукцию инвестиционных отраслей и тормозящие экономическое  развитие. Решать сугубо экономические  вопросы нужно только в комплексе  с совершенствованием социальной политики.

Реальностью сегодняшнего дня стало  изменение принципов финансирования социальной сферы - она все более  опирается на внебюджетные средства.

Главными задачами остаются стабилизация экономического положения, повышения  уровня жизни и снижение числа  бедных

Предстоит перевод жилищно-коммунального  хозяйства на рыночные рельсы и его  демонополизация, повышение доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 100% (сейчас на уровне 40%) при одновременном  введение системы жилищных субсидий для беднейших слоев. Одна из главных  задач – необходимо повышать размеры  оплаты труда при одновременном  повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция “государства благосостояния”, которая включает в себя, как программы  социального страхования, относящихся  ко всем слоям населения, так и  систему мероприятий для поддержки  доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем, другие социальные услуги.

Также следует отметить еще несколько  направлений совершенствования  социальной политики. Совершенствование  пенсионной системы должно быть направленно  на повышение уровня жизни граждан  пенсионного возраста и нетрудоспособных на основе сочетания обязательного  и дополнительного добровольного  пенсионного страхования, распределительных  и накопительных механизмов финансирования.

Для улучшения демографической  ситуации должны предусматриваться  мероприятия по обеспечению охраны  материнства и детства, повышению  рождаемости и снижению смертности, укреплению семьи и ее престижа в обществе. Это требует разработки механизма стимулирования рождаемости на основе совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, государственной поддержки молодых семей в решении жилищных и других социальных проблем, будет ужесточена ответственность тех родителей, которые оставили своих детей.

Основной государственной  целью в области оплаты труда  является предотвращение заработной платы  в надежный источник доходов и  повышение ее роли как стимула  трудовой активности работников. Политика оплаты труда должна основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы  при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования и использования в реальном секторе  экономики в большей степени  рыночных механизмов регулирования.

Информация о работе Социальная политика РБ