Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:58, курсовая работа
Человеческое общество крайне не однородно. Кроме объективно неизбежной демографической неоднородности общества, его члены различаются и по экономическим параметрам (например, по уровню доходов). В связи с этим, в обществе могут быть выделены группы населения, нуждающиеся в государственной поддержке (безработные, инвалиды, малообеспеченные).
Поскольку общество состоит из экономически слабых и сильных людей и домохозяйств, то инструментом, позволяющим поддерживать слабых, создавать условия для самореализации всех без исключения граждан страны, сохранять культурные и исторические ценности, является социальная политика.
Введение……………………………………………………с.3
1. Понятие социальной политики и ее сущность…………...с.5
2. Направления реализации социальной политики в РБ…...с.14
3. Направления совершенствования социальной политики в РБ……………………………………………………………с.26
Заключение…………………………………………………с.33
Список использованной литературы……………………..с.35
Приложение 1………………………………………………с.37
Приложение 2………………………………………………с.38
Приложение 3………………………………………………с.39
Приложение 4………………………………………………с.40
Приложение 5………………………………………………с.41
С 1990 года среди комбинированных показателей особенно выделился ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала. Он оценивается на основе:
• ожидаемой продолжительности жизни;
• уровня образованности;
• реального душевого ВВП.
По этому индексу в 1994 году 1–е место занимала Канада, а последнее – Нигер. Республика Беларусь в 1998 году среди обследованных стран мира была на 57–м месте, Россия – на 62, Украина – на 78 месте.
3–я группа – индикаторы
социального участия. Эти
4–ю группу составляют субъективные индикаторы. Сам субъект определяет, скажем, бедный он или богатый.
Социальная устойчивость общества обеспечивается прежде всего на основе социальной политики государства. В центре этой системы находится взвешенная реалистическая социальная политика.
Вообще, принято считать, что рыночная экономика сама по себе имеет ярко выраженный социальный характер, так как:
- производство ориентируется
на удовлетворение
- вслед за развитием
экономики и повышением
- пофакторное распределение
доходов стимулирует
- формируется прогрессивный тип экономического сознания, включающий предприимчивость, инициативность и ответственность [5, с.618].
Социальная политика –
совокупность принципов, норм и методов,
используемых государством по регулированию
социально–экономических
В широком смысле слова
социальным принято называть все, что
непосредственно относится к
обществу, людям, их жизни. Вместе с
тем существует и более узкая
область экономики, непосредственно
связанная с социальными
Социальная экономика
как наука исследует и
С другой стороны, в зону действия социальной экономики попадают доходы различных слоёв и групп населения. Виды, природа возникновения, источники, уровень доходов, включая, в первую очередь, денежные доходы населения – это всё вопросы социальной экономики. Мера соответствия доходов и расходов, потребительские бюджеты человека и семьи применительно к разнообразным половозрастным, территориальным, профессиональным группам также составляет предмет социальной экономики.
Социальная политика государства представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение условий для удовлетворения потребностей, повышение благосостояния и создание системы социальных гарантий. Также социальная политика – проводимая государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления система мероприятий и акций, направленных на достижение целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа, обеспечением социальной и политической стабильности, социального согласия в обществе.
Объектом социальной политики – в широком смысле – являются все без исключения граждан страны (домохозяйства). В узком смысле – граждане (домохозяйства), не способные в силу определенных причин обеспечить себе достаточный для нормального потребления уровень доходов.
К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и частном секторах экономики, профсоюзные и другие общественные организации, а также другие структуры, влияющие на разработку и реализацию государственной социальной политики. Данные субъекты разделяются на резидентных (чья деятельность на территории страны определена ее конституцией и другими законами) и нерезидентных (иностранные работодатели, обязанные соблюдать социальные законы страны, в которой работают).
Создание условий развития всех членов общества, представление им социальных прав реализуются через механизм социальной политики, проводимой государством и прочими участвующими субъектами. Универсальными долгосрочными целями социальной политики являются: развитие человеческого и социального капитала; достижение общественного здоровья человека как состояния полного физического, психического и социального благополучия; создание условий для экономического и научно-технического процесса, обеспечение законности и порядка; предотвращение угроз в социальной сфере, возникновения социальных конфликтов, проведение диагностики ее состояния.
Социальная политика выполняет две универсальные задачи:
Важнейшими принципами формирования и функционирования социальной политики являются:
Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспективной модели социально–экономического устройства общества. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.
Стратегические цели переходной социальной политики определяются комплексом условий переходной экономики. Состояние социально–трудовой сферы при ограничении финансовых ресурсов и изменении функций государства требует четкого поэтапного разграничения задач и уточнения приоритетов в целях ранжирования мероприятий по социальной защите населения, выделения долговременных, среднесрочных и экстренных (неотложных) мер.
В настоящий момент неотложными
являются обеспечение условий для
социального и физического
Наряду со стратегическими установками социальная политика содержит комплекс первоочередных неотложных мер преодоления кризиса. Их разработка требует определения социальных приоритетов. К ним прежде всего относится: прекращение дальнейшего снижения реальных доходов, объемов и калорийности питания; своевременная выплата заработной платы и пенсий; замедление расширения зоны бедности и безработицы; приостановка разрушения социальной сферы.
В дальнейшем при условии
ежегодного увеличения ВВП и инвестиций,
роста объема промышленного и
сельскохозяйственного
Социальные приоритеты касаются
также уровня и качества жизни, здравоохранения,
образования, культуры, экологии. Для
их определения необходимо установить
соотношение бюджетных и
Социальная политика не только многофункциональна, но и сложна структурно. В структуре социальной политики можно выделить пять важнейших структурных частей:
Переходный период в связи
со своими особенностями и крупными
издержками резко усиливает значимость
грамотной и эффективной
Существует система социальных показателей, которая отражает практическую реализацию социальной политики, ее восприятия гражданами. Эта система включает следующие блоки:
а) здоровье (состоит из таких показателей, как развитие системы здравоохранения, профилактика социальных болезней, данных об их росте и распространении, условия жизни, труда и отдыха и др.);
б) общественная безопасность (включает развитие системы охраны общественного порядка, уровень правосознания и развития правовой системы);
в) труд (определяется доступностью рабочих мест, уровнем безработицы, социальной защищенности трудящихся, стоимостью рабочей силы и пр.);
г) жилище (включает обеспеченность жильем, его доступность, количество бездомных и нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходы на социальное жилье и т.д.);
д) доход (определяется из общего экономического роста, среднедушевого дохода, налоговых отчислений, средней заработной платы, сравнительного показателя разницы доходов и др.);
ж) досуг (включает показатели развитости системы отдыха и развлечений, расходов на культуру и общественные инициативы в области отдыха и т.д.);
з) образование (определяется развитием системы частного и государственного начального и среднего образования, развитием системы высшего образованием, уровнем доступности, системой стипендий и грантов, качеством образованием и т.д.).
Социальная политика государства осуществляется по нескольким направлениям.
Первое направление
Второе направление связано с регулированием доходов, приостановлением социального расслоения, снижения уровня жизни, бедности. Это определяет приоритеты в социальной политике, связанные со стабилизацией уровня жизни, борьбой с малообеспеченностью.
Особенностью третьего направления является то, что проводимые социальные выплаты неимущим слоям населения не имеют связи с трудом данного работника. Здесь важное значение приобретает проблема определения категорий населения, которые имеют право на социальную помощь.
Следует учитывать взаимосвязь
между социальной политикой и
уровнем экономического развития общества.
Так как решение задач