Социальная политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:58, курсовая работа

Описание

Человеческое общество крайне не однородно. Кроме объективно неизбежной демографической неоднородности общества, его члены различаются и по экономическим параметрам (например, по уровню доходов). В связи с этим, в обществе могут быть выделены группы населения, нуждающиеся в государственной поддержке (безработные, инвалиды, малообеспеченные).
Поскольку общество состоит из экономически слабых и сильных людей и домохозяйств, то инструментом, позволяющим поддерживать слабых, создавать условия для самореализации всех без исключения граждан страны, сохранять культурные и исторические ценности, является социальная политика.

Содержание

Введение……………………………………………………с.3
1. Понятие социальной политики и ее сущность…………...с.5
2. Направления реализации социальной политики в РБ…...с.14
3. Направления совершенствования социальной политики в РБ……………………………………………………………с.26
Заключение…………………………………………………с.33
Список использованной литературы……………………..с.35
Приложение 1………………………………………………с.37
Приложение 2………………………………………………с.38
Приложение 3………………………………………………с.39
Приложение 4………………………………………………с.40
Приложение 5………………………………………………с.41

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1.86 Мб (Скачать документ)

Важнейшей функцией государства  остается, как я уже говорила, обеспечение государственных минимальных  социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.

В качестве целевых ориентиров политики доходов населения, необходимо предусмотреть:

- рост реальных денежных  доходов населения;

- повышение реальной заработной  платы как источника формирования  доходов населения и важного  стимула трудовой активности  работников;

- поэтапное повышение  уровня минимальной заработной  платы до уровня минимального  потребительского бюджета, размеров  социальных пособий – до величины  бюджета прожиточного минимума;

- предотвращение необоснованной  дифференциации населения по  уровню доходов;

- социальную поддержку  малообеспеченным категорий населения,  дальнейшее совершенствование государственной  адресной помощи;

- совершенствование системы  пенсионного обеспечения;

- сокращение уровня малообеспеченных;

- дальнейшее совершенствование  системы поддержки семей в  связи с рождением и воспитанием  детей.

Повышение реальных денежных доходов населения следует осуществлять путем создания условий для усиления трудовой мотивации работников, содействия развитию малого предпринимательства. Важным направлением должно быть обеспечение  существенного роста доходов  сельского населения на основе повышения  размеров оплаты их труда [12, с.11].

Основной целью государственной  политики в социально-трудовой сфере  является повышение эффективности  использования ресурсов труда и  формирования кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства.

Программа действий на рынке  труда в предстоящем пятилетии  предусматривает реализацию системы  мер, направленных на постепенную ликвидацию вынужденной неполной занятости  на производстве, обновление и улучшение  структуры рабочих мест, расширение социальной направленности отраслевой структуры занятости, создание благоприятных  условий для развития малого бизнеса  и индивидуального предпринимательства. Важным направлением является повышение  конкурентоспособности рабочей  силы и сбалансированности спроса и  предложения рабочих мест на рынке  труда.

Основной задачей социальной защиты населения является обеспечение  поддержки и создания необходимых  условий для повышения экономической  активности населения. Для ее решения  необходимо повысить эффективность, надежность, устойчивость и доступность системы  социальной защиты, базирующейся на государственных  социальных гарантий и стандартах; обеспечить дифференцированный подход к социальной защите различных слоев (групп) населения; перейти на адресный принцип социальной защиты малообеспеченных групп населения. Повышение эффективности  социальной поддержки следует обеспечить на основе усиления принципа адресности и индивидуального подхода и  упорядочения социальных выплат, пособий  и льгот [12, с.10].

Основной целью совершенствования  пенсионной системы является обеспечение  более высокого уровня жизни пенсионеров. Пенсионное обеспечение в стране строится на многоуровневой основе, предполагающей сочетание программ обязательного  и дополнительного добровольного  пенсионного страхования, распределительных  и накопительных механизмов финансирования. Последовательное проведение преобразований позволит без коренной ломки адаптировать пенсионную систему к изменяющимся социально-экономическим и демографическим  условиям и обеспечить выполнение возложенных  на нее задач.

Основной целью развития сферы услуг является обеспечение  потребностей национальной экономики  и населения в широком спектре  высококачественных услуг по  доступным  ценам при опережающем развитии приоритетных и новых видов.

В предстоящем пятилетии  следует обеспечить высокие темпы  роста развития этого сектора  экономики, значительно повысить уровень  коммуникабельности услуг, выполняемых  отечественными организациями, на внутреннем и внешних рынках. Для этого  необходимо дальнейшее развитие соответствующей  инфраструктуры, стимулирование притока  инвестиций в эту сферу, создание дополнительных рабочих мест, расширение перспективных для Беларуси внешних  рынков услуг и увеличение объемов  экспорта, внедрение систем управления качеством, соответствующих международным  стандартам.

Требуются существенные изменения  в структуре сферы услуг, включая  и оказание услуг населению. Объемы производства традиционных услуг (транспорта, заготовок и др.) могут быть несколько  ниже, чем по сфере услуг в целом. По новым прогрессивным видам  услуг (мобильная связь, Интернет, а  также услуги, образующие инфраструктуру рыночного хозяйства – страховые, информационные и т.д.) должны быть обеспечены опережающие темпы роста.

Необходимо обеспечить дальнейшее развитие услуг образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, транспорта и связи, а также  прогрессивных информационных и  телекоммуникационных услуг. Особое внимание следует уделить развитию новых  видов услуг, образующих инфраструктуру рыночного хозяйства (маркетинговые, правовые, банковские, депозитарные, страховые, информационные, консалтинговые).

Основной целью развития системы образования является приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и  государства, повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить переход на инновационный путь развития экономики.

Приоритетными направлениями  развития образования должны стать: развитие новых форм дошкольного  образования, прежде всего на селе; расширение использования здоровьесберегающих  технологий обучения, повышение качества образования , создание эффективных  механизмов взаимодействия систем профессионального  образования с организациями  – заказчиками кадров, укрепление связи высшего образования с  фундаментальной и прикладной наукой [12, с.11]. Должна проводиться целенаправленная работа по обновлению структуры и содержания образования, учебных программ, систем научно-методического обеспечения во всех его звеньях, материально-технической базы, внедрению новых информационно образовательных технологий и компьютеризации, обеспечение широкого выбора образовательных программ и услуг, повышение их качества и конкурентоспособности.

В области здравоохранения должно предусматриваться повышения доступности  и качества медицинской помощи для  широких слоев населения на основе: внедрения передовых медицинских  технологий и создания научно-практических центров; расширение доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, совершенствования системы управления качеством медицинской помощи, стандартизация медицинских технологий, развитие профилактических и реабилитационных технологий.

В сфере физической культуры, спорта и туризма должно предусматриваться: совершенствование системы массового  физкультурно-оздоровительного движения в стране и привлечение наибольшего  количества населения к регулярным занятиям физической культурой и  спортом; повышение уровня физического  воспитания населения; улучшение условий  для занятий физической культурой  и спортом различных категорий  и слоев населения, повышение  качества физкультурно-оздоровительных  услуг и их доступности. Особое внимание должно быть уделено физическому  воспитанию детей и учащейся молодежи.

Для развития туризма в  Беларуси должны предусматриваться: создание конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего удовлетворение потребностей отечественных и зарубежных туристов в разнообразных и качественных услугах, развитие смежных отраслей экономики.

Приоритетным должен стать  въездной туризм. Также дальше должны развиваться познавательный, транзитный, трансграничный, деловой, агротуризм, рекреационный, оздоровительный и  другие виды туризма.

Главным результатами социально-экономического развития Республики Беларусь должны стать активизация инновационного развития национальной экономики, создание необходимых условий для обеспечения  устойчивого эффективного ее развития и реализации социально-экономических  приоритетов страны, значительное повышение  уровня и качества жизни народа.

Каждый житель нашей страны должен ощутить реальную заботу и  убедиться, что живет в социально  справедливом государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование социального  государства явилось результатом  объективного исторического процесса. Только со временем социальные функции  государства приобрели самостоятельное  значение. Системы социальной защиты и социальное государство развивались в разных странах сходным образом. Промышленная революция, развитие капиталистических отношений привели к резкой социальной и материальной дифференциации общества, росту социальной напряженности. В этих условиях государство было вынуждено взять на себя функцию поддержания и повышения уровня социальной справедливости в обществе и создания равных условий для развития всех социальных групп и отдельных граждан. В результате в начале XX века во многих странах начинает формироваться социальное государство, в котором на первый план выходя социальная целесообразность и социальные ценности, а доминирующее положение занимает новое направление – социальная политика.

Особенностью социальной политики большинства современных  государств является поиск моделей  наиболее адекватных изменившимся условиям.

В Беларуси сложилась собственная  модель социально-экономического развития, в центре которой человек с его потребностями и интересами. В Конституции Республики Беларусь отмечается, что человек, его права, свободы, гарантии и их реализация являются высшей ценностью и целью общества и государства. Такая концепция в наибольшей мере отвечает интересам граждан, и наиболее близка исторической практике государственного устройства и менталитету белорусского народа. В ее основе лежит активная социальная политика государства, для которой характерно обеспечение условий для наиболее полной реализации способностей человека, его гармоничного развития.

Преобладание женского населения, старение общества, снижение рождаемости, увеличение смертности, распад молодых  семей – обуславливают особенности  социальной политики, важным элементом  которой является стабильно функционирующая  система социальной защиты самых  уязвимых в экономическом плане  групп населения – людей пожилого возраста, детей и инвалидов.

После рассмотрения и анализа  вышеизложенных проблем и предложений  по их решению, без которых немыслимо  существование и плодотворная жизнедеятельность  нашего общества, напрашивается единственно  возможный в этой непростой ситуации вывод, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики и успешного создания эффективного социально-защитного  механизма являются следующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение  в жизнь нормативно-законодательных  актов, направленных на повышение занятости  и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации.

Рассмотренные в курсовой работе проблемы в социальной политике государства требуют незамедлительного решения. Именно от социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить о уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны  появилась свобода выбора товаров  и услуг, их форм. Но с другой стороны  все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие  явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Эти явления не были явно видны  при старой политической системе. Пособия  и разного рода выплаты и дотации  не исправляют положения.

Все эти и другие явления  социальной жизни страны негативно  влияют на экономическое и политическое положение государства. Тем самым  становится очевидно, что для нормального  функционирования социально ориентированной  рыночной экономики и успешного  создания эффективного социально-защитного  механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение  в жизнь нормативно-законодательных  актов, направленных на повышение занятости  и обеспечение государством социальной поддержки населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Головачев, А.С. Макроэкономика: курс лекций / А.С. Головачев, И.В.  Головачева – 2-е изд., стер.– Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 256 с.
  2. Клюня, В.Л. Госу3дарственные социальные стандарты: сущность, содержание и тенденции развития/ В.Л.Клюня, Ф.Н.Ходоркин// Веснік БДУ. Серыя 3. – 2006. №3
  3. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики.: Учебное пособие/ Под ред.д-ра наук проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова.М.: Изд. «Дело и Сервис», 2001.
  4. Курс экономической теории: Учеб./ М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов и др.; Под ред. М.И.Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.
  5. Лемешевский И.М. Экономическая теория (в трех частях). Ч.1. Основы. Вводный курс: Учеб.пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2002. – 632 с.
  6. Морова  А.П. Социальная политика в сфере трудовых отношений. Мн. – 2000.
  7. Микроэкономика: Учеб.пособие/ М.И. Плотницкий, А.К. Корольчук, Л.В. Лемешкевкая, М.К. Радько; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд. – Мн.: Новое знание, 2003. – 427 с.
  8. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (Электронный ресурс). – 2010. – Режим доступа: www.mintrud.gov.by
  9. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.Мн.: Юнипак, 2004.
  10. Николаевский, В.В. Социальная защита населения: теория и практика/ В.В.Николаевский // Социология. – 2004. №3
  11. Официальный сайт Республики Беларусь (Электронный ресурс). – 2010. – Режим доступа: www.belarus.by
  12. Подоник С.С., Александрович Я.М, Богданович А.В. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Беларусь// Белорусский экономический журнал. 2006. №1
  13. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА, 1998. – 456 с.
  14. Сверж, А.Н. Финансовые вопросы социальной политики/ А.Н.Сверж// Белорусский банковский бюллетень. – 2002. №18 (173)
  15. Силюк, Т.С. Социальная политика: курс лекций для студентов специальности 1-86 01 01 Соц. работа днев. и заоч. форм обучения/ Т.С.Силюк, Е.И. Каверина; Брест. гос. ун-т имени А.С.Пушкина, Каф. теор. и прикладной экономики. – Брест: Изд-во БрГУ, 2008. – 65 с.
  16. Социальная политика в муниципальных образованиях: Учебник/ Под общ.ред.Н.А.Волгина, В.К.Еголова, С.В.Калашникова. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006. – 568 с.
  17. Щавель С.А., Смирнова Р.А. Социальная политика суверенной Беларуси. – Мн., 1996.
  18. Экономическая теория: Пособие для преподават., аспирантов и стажеров/Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева и др.; Под редакцией Н.И.Базылева, С.П.Гурко. – 4-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2005. – 637 с.
  19. Экономическая теория: Системный курс: Учеб.пособие/ Под ред. Э.И.Лобковича. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 664 с.
  20. Экономическая теория: Учебник/ Н.И.Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., перераб. и  доп. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 752 с.

Информация о работе Социальная политика РБ