Социальная политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:58, курсовая работа

Описание

Человеческое общество крайне не однородно. Кроме объективно неизбежной демографической неоднородности общества, его члены различаются и по экономическим параметрам (например, по уровню доходов). В связи с этим, в обществе могут быть выделены группы населения, нуждающиеся в государственной поддержке (безработные, инвалиды, малообеспеченные).
Поскольку общество состоит из экономически слабых и сильных людей и домохозяйств, то инструментом, позволяющим поддерживать слабых, создавать условия для самореализации всех без исключения граждан страны, сохранять культурные и исторические ценности, является социальная политика.

Содержание

Введение……………………………………………………с.3
1. Понятие социальной политики и ее сущность…………...с.5
2. Направления реализации социальной политики в РБ…...с.14
3. Направления совершенствования социальной политики в РБ……………………………………………………………с.26
Заключение…………………………………………………с.33
Список использованной литературы……………………..с.35
Приложение 1………………………………………………с.37
Приложение 2………………………………………………с.38
Приложение 3………………………………………………с.39
Приложение 4………………………………………………с.40
Приложение 5………………………………………………с.41

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1.86 Мб (Скачать документ)

Государству необходимо так  осуществлять социальную политику, чтобы  сделать ее эффективной и не допускать  инфляционного обесценения социальных расходов, образования  дефицита сбережений, роста безработицы.

Социальная политика осуществляется на различных уровнях. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает социальная политика фирм, корпораций, различных организаций, в том числе и благотворительных. На макроуровне осуществляется общегосударственная  и региональная политика. На интеруровне  реализуется межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, преодолением социально-экономической отсталости отдельных стран [18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РБ

В качестве перспективной  для Республики Беларусь избрана  модель социальной ориентированной  рыночной экономики. Однако, формируя свою экономическую модель, следует  учитывать экономическую и политическую специфику страны, менталитет народа, а также зарубежный опыт решения  социальных проблем. Также следует  отметить, что в силу социальности экономических отношений любая  экономическая система имеет  соответствующую социальную составляющую, содержит в себе в большей или  меньшей мере социальные элементы, а потому любые экономические  реформы влекут за собой соответствующие  социальные преобразования. Результатом  такого реформирования экономики должно стать создание такой экономической  системы, которая сочетала бы в себе преимущества современного высокоразвитого  рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан.

Процесс создания белорусской  модели социально ориентированной  рыночной экономики в переходный период связан с рядом проблем:

1) проблема создания данной  модели не сводится к простому  обеспечению максимально большего  числа жителей страны средствами  существования, к перераспределению  доходов в целях оказания социальных  услуг населению;

2) данная модель должна  создавать условия для самостоятельного  обеспечения индивидами достойного  уровня жизни путем активной  и инициативной деятельности. Если  такая деятельность затруднена  или невозможна по объективным  причинам, тогда государство должно оказывать поддержку, частично компенсируя утраченные доходы, не гарантируя максимальные;

3) проводя социальную  политику, направленную на снижение  вмешательства государства в  решение индивидуальных социальных  проблем граждан, следует учитывать  менталитет людей и прошлую  специфику. Раньше патерналистская  политика государства в социальной  сфере полностью снимала с  людей заботу о решении собственных  социальных проблем, лишая их  стимулов к борьбе за существование  и самореализацию. Поэтому в переходный  период не все люди могут  и готовы воспользоваться предоставленными  возможностями для самореализации. Если этого не учитывать, то  это может привести к расколу  общества, социальной напряженности;

4) социальная поддержка  людей не должна ограничиваться  только поддержкой малообеспеченных  слоев населения и тех, кто  не включен в общественное  воспроизводство (пенсионеры, учащиеся, инвалиды). Она должна включать  в себя и людей, занятых в  общественном воспроизводстве (через  регламентирование в законодательной  форме продолжительность рабочего дня и недели, оплаты труда, отпуска, определении прав работника при приеме на работу и увольнении);

5) социально ориентированная  экономика должна эффективно  функционировать и обеспечивать  экономический рост, поскольку достигнутый  уровень экономического развития  является определяющим фактором преобразований в социальной сфере;

6) данная модель должна  строиться на принципах конституционных  гарантий прав и свобод граждан,  свободы предпринимательства, выбора профессии и места работы, обеспечение взаимосвязи благосостояния работника и результатов его труда [15, с.57].

Социально ориентированная рыночная  экономика предполагает значительную деятельность государства в решении  социальных проблем. Это связано  с тем, что рыночная экономика  не гарантирует трудящимся право  на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость  вмешательства государства в  сферу распределения дохода путем  проведения социальной политики. Осуществляя перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ. Система социальных программ сформировалась в развитых странах после второй мировой войны и получила название «государство благосостояния».

В социальной сфере господствующее место занимает государственный  сектор. В зависимости от величины государственного сектора в той  или иной стране социальная политика имеет свои особенности. На практике это выражается в разных масштабах  социальной политики государства. Расширенная  социальная политика означает общедоступность  социальных программ, универсальность  социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства. Ограниченная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферой [13, с.356].

Важнейшим условием развития человеческого  потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые  условия, обеспечивающие достойную  жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь должна обеспечиваться проведением эффективной социальной политики, критериями которой являются:

реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших  условий устойчивого развития общества;

гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового  и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин  смог обеспечить себе и своей семье  материальное благополучие;

дифференциация социальной политики в отношении различных слоев  населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;

взаимная солидарная ответственность  всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального  развития;

права и гарантии, ориентированные  на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, бережное отношение  к историческому наследию предков  и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.

Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение  устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий  для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным  трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить  социальные обязательства перед  инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными  и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными  направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:

создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих  потребностей;

последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника  денежных доходов населения и  важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

формирование среднего класса как  фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов  населения и снижения уровня малообеспеченности;

обеспечение рациональной занятости  населения на основе сохранения рабочих  мест на жизненно важных и перспективных  предприятиях, создания новых рабочих  мест, в том числе в частном  секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;

повышение уровня пенсионного обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся  на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания.

Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей  страны к экономически развитым странам  на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

Важнейшим звеном социальной политики Республики Беларусь является система государственных стандартов, которая предполагает целенаправленную деятельность государства в вопросах гарантированного и более справедливого  удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан. Для решения  отмеченных вопросов 11 ноября 1999 г. был  принят Закон Республики Беларусь «О государственных социальных стандартах». В данном Законе минимальный социальный стандарт определен как минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат. При этом бесплатные и общедоступные услуги определяются как услуги, предоставление которых гарантируется государством за счет финансирования республиканского и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов, доступных для всех по возможности приобретения и пользования [15, с.25].

Правительство Республики Беларусь с участием республиканских объединений, нанимателей и профсоюзов устанавливает  государственные минимальные социальные стандарты, определяет порядок применения, а также пересматривает их не реже одного раза в пять лет, если иное не предусмотрено законодательством.

Система минимальных государственных  социальных стандартов в Республике Беларусь включает 44 норматива: в области  ЖКХ – 13, образования – 10, культуры – 1, связи – 4, транспорта – 6, социальной поддержки и социального обслуживания – 1, здравоохранения – 4, торговли и  бытового обслуживания – 4, физической культуры и спорта – 1[15, с.26].

В области оплаты труда  государственными минимальными социальными  стандартами является минимальная  заработная плата. Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке  повышения размера минимальной  заработной платы» установлена правовая основа определения минимальной  заработной платы и её применения. Минимальная заработная плата применяется  исключительно в сфере трудовых отношений как государственный  минимальный социальный стандарт в  области оплаты труда за работу в  нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда.

Размер минимальной заработной платы является обязательным в качестве низшей границы оплаты труда работников.

Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются  ежегодно исходя из потребностей работника  в материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также  нанимателей, соотношения между  её размерами и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума, а  в дальнейшем - минимальным потребительским  бюджетом), обеспечивая при этом ежегодное поэтапное сближение  их размеров.

Указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2010 г. № 490 «Об  установлении на ноябрь-декабрь 2010 г. размеров заработной платы» на ноябрь-декабрь 2010 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 400000 руб., часовая – 2360 руб. [8].

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников в республике в январе-сентябре 2010 г. увеличилась к уровню соответствующего периода 2009 г. на 18,6 процента, и составила - 1167,1 тыс. руб., в том числе в сентябре - 1305,1 тыс. руб. (рис. 1).

В сентябре 2010 г. её уровень  у работников промышленности составил 1461,3 тыс. руб., строительства – 1788,5, транспорта – 1530,5, связи – 1455,2, сельского  хозяйства – 879,2 тыс. руб.

В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась  на 16,7 процента и составила 896,2 тыс. руб., в том числе в сентябре - 1003,9 тыс. руб.

В сентябре 2010 г. заработная плата врачей составила 1692,4 тыс. руб., учителей – 1047,7 тыс. руб., профессорско-преподавательского состава – 1746,4 тыс. руб.

Реальная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась в январе-сентябре 2010 г. на 10,8 %.

Межотраслевая дифференциация в оплате труда работников в отраслях экономики, с учётом подотраслей, за 9 месяцев 2010 года составила 3,1 раза и  снизилась по сравнению с 2000 годом  в 2,2 раза [8] (см. Приложение 1).

На особом контроле государства  оказываются такие показатели как минимальный прожиточный бюджет, прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума.

Законом Республики Беларусь «О формировании  и использовании  минимального потребительского бюджета» установлена правовая основа  определения  и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский  бюджет представляет собой расходы  на приобретение набора потребительских  товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные  потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала  для 8 социально-демографических  групп населения.

Информация о работе Социальная политика РБ