Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:58, курсовая работа
Человеческое общество крайне не однородно. Кроме объективно неизбежной демографической неоднородности общества, его члены различаются и по экономическим параметрам (например, по уровню доходов). В связи с этим, в обществе могут быть выделены группы населения, нуждающиеся в государственной поддержке (безработные, инвалиды, малообеспеченные).
Поскольку общество состоит из экономически слабых и сильных людей и домохозяйств, то инструментом, позволяющим поддерживать слабых, создавать условия для самореализации всех без исключения граждан страны, сохранять культурные и исторические ценности, является социальная политика.
Введение……………………………………………………с.3
1. Понятие социальной политики и ее сущность…………...с.5
2. Направления реализации социальной политики в РБ…...с.14
3. Направления совершенствования социальной политики в РБ……………………………………………………………с.26
Заключение…………………………………………………с.33
Список использованной литературы……………………..с.35
Приложение 1………………………………………………с.37
Приложение 2………………………………………………с.38
Приложение 3………………………………………………с.39
Приложение 4………………………………………………с.40
Приложение 5………………………………………………с.41
Государству необходимо так
осуществлять социальную политику, чтобы
сделать ее эффективной и не допускать
инфляционного обесценения
Социальная политика осуществляется
на различных уровнях. В условиях
рыночной экономики особое значение
приобретает социальная политика фирм,
корпораций, различных организаций,
в том числе и
В качестве перспективной
для Республики Беларусь избрана
модель социальной ориентированной
рыночной экономики. Однако, формируя
свою экономическую модель, следует
учитывать экономическую и
Процесс создания белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики в переходный период связан с рядом проблем:
1) проблема создания данной
модели не сводится к простому
обеспечению максимально
2) данная модель должна
создавать условия для
3) проводя социальную
политику, направленную на снижение
вмешательства государства в
решение индивидуальных
4) социальная поддержка
людей не должна
5) социально ориентированная
экономика должна эффективно
функционировать и
6) данная модель должна
строиться на принципах
Социально ориентированная рыночная
экономика предполагает значительную
деятельность государства в решении
социальных проблем. Это связано
с тем, что рыночная экономика
не гарантирует трудящимся право
на труд, стандартное благосостояние,
образование, не обеспечивает социальную
защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров.
Поэтому возникает
В социальной сфере господствующее
место занимает государственный
сектор. В зависимости от величины
государственного сектора в той
или иной стране социальная политика
имеет свои особенности. На практике
это выражается в разных масштабах
социальной политики государства. Расширенная
социальная политика означает общедоступность
социальных программ, универсальность
социальных выплат, всеобъемлющий характер
перераспределительной
Важнейшим условием развития человеческого
потенциала являются стабильность общества,
эффективная социальная политика государства,
призванная создать необходимые
условия, обеспечивающие достойную
жизнь и свободное развитие человека.
Социальная стабильность развития общества
в Республике Беларусь должна обеспечиваться
проведением эффективной
реализация приоритетов
гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;
взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;
права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.
Главной целью социальной политики
Республики Беларусь в долгосрочной
перспективе является обеспечение
устойчивого роста уровня и качества
жизни населения и создание условий
для развития человеческого потенциала.
При этом государство должно предоставить
каждому трудоспособному
создание условий и
последовательное повышение
формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;
обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
повышение уровня пенсионного обеспечения,
повышение социальной защиты нуждающихся
на основе усиления адресности оказания
помощи, рационализации системы льгот,
улучшения социального
Приоритетной задачей
Важнейшим звеном социальной
политики Республики Беларусь является
система государственных
Правительство Республики Беларусь
с участием республиканских объединений,
нанимателей и профсоюзов устанавливает
государственные минимальные
Система минимальных государственных
социальных стандартов в Республике
Беларусь включает 44 норматива: в области
ЖКХ – 13, образования – 10, культуры
– 1, связи – 4, транспорта – 6, социальной
поддержки и социального
В области оплаты труда государственными минимальными социальными стандартами является минимальная заработная плата. Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» установлена правовая основа определения минимальной заработной платы и её применения. Минимальная заработная плата применяется исключительно в сфере трудовых отношений как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда.
Размер минимальной заработной платы является обязательным в качестве низшей границы оплаты труда работников.
Размеры минимальной заработной
платы (месячной и часовой) устанавливаются
ежегодно исходя из потребностей работника
в материальных благах и услугах,
экономических возможностей республиканского
и местных бюджетов, а также
нанимателей, соотношения между
её размерами и социальными
Указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2010 г. № 490 «Об установлении на ноябрь-декабрь 2010 г. размеров заработной платы» на ноябрь-декабрь 2010 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 400000 руб., часовая – 2360 руб. [8].
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике в январе-сентябре 2010 г. увеличилась к уровню соответствующего периода 2009 г. на 18,6 процента, и составила - 1167,1 тыс. руб., в том числе в сентябре - 1305,1 тыс. руб. (рис. 1).
В сентябре 2010 г. её уровень у работников промышленности составил 1461,3 тыс. руб., строительства – 1788,5, транспорта – 1530,5, связи – 1455,2, сельского хозяйства – 879,2 тыс. руб.
В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась на 16,7 процента и составила 896,2 тыс. руб., в том числе в сентябре - 1003,9 тыс. руб.
В сентябре 2010 г. заработная
плата врачей составила 1692,4 тыс. руб.,
учителей – 1047,7 тыс. руб., профессорско-
Реальная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась в январе-сентябре 2010 г. на 10,8 %.
Межотраслевая дифференциация в оплате труда работников в отраслях экономики, с учётом подотраслей, за 9 месяцев 2010 года составила 3,1 раза и снизилась по сравнению с 2000 годом в 2,2 раза [8] (см. Приложение 1).
На особом контроле государства оказываются такие показатели как минимальный прожиточный бюджет, прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума.
Законом Республики Беларусь
«О формировании и использовании
минимального потребительского бюджета»
установлена правовая основа определения
и использования минимального потребительского
бюджета. Минимальный потребительский
бюджет представляет собой расходы
на приобретение набора потребительских
товаров и услуг для