Современная земельная реформа: сущность, особенности, пути осуществления, цели (на примере России и Башкортостана)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является более глубокое изучение особенностей аграрной реформы страны.
Задачи исследования:
- проанализировать и дать оценку земельным отношениям как экономическому явлению, выявить предпосылки реформирования земельных отношений применительно к конкретным социально-экономическим условиям и возможностям воспроизводить сельскохозяйственную продукцию, используя особый экономический ресурс - землю;
- раскрыть особенности, присущие земельным отношениям в современном общественном воспроизводственном процессе, показать их функциональную природу, выявить и определить влияние природно-экологических факторов на развитие земельных отношений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ С 19 ВЕКА ДО НАШИХ ДНЕЙ.……………………...……………...7
1.1 Право собственности на землю до 1917 г………..……………...……7
1.2 Земельная реформа и развитие земельных отношений в советский период (1917 – 1990 гг.)………………………….……………………….13
1.3 Аграрная реформа с 1993 по настоящее время……………..………21
ГЛАВА 2 АГРАРНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ – ИТОГ, ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПЕРСПЕКТИВ…..……………………..33
2.1 Итог земельно-аграрной реформы в России и в Башкортостане..…33
2.2 Прогноз возможных направлений и перспектив реформирования..40
2.3 Региональные проблемы развития и совершенствования земельно-имущественных отношений в Республике Башкортостан…………..…52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

2011курсовая тоерЭконом11.doc

— 272.50 Кб (Скачать документ)
ustify">     1) за крестьянами сохранялось право  на их усадебную оседлость  вплоть до момента ее выкупа  крестьянами;

     2) земля и другое недвижимое  имущество, приобретенное крестьянами  за свой счет но на имя  помещика закрепляется за крестьянами или их наследниками по утверждению за ними этого имущества самим помещиком либо решением мирового учреждения;

     3) каждый крестьянин имеет право  приобретать в собственность  и отчуждать любое имущество  и распоряжаться им по своему  усмотрению;

     4) право на участие, в общем владение собственностью (в обществе), может быть передано другому лицу лишь с согласия мира;

     5) каждый член сельского общества  может потребовать, чтобы из  состава земли ему было выделен  участок в личную собственность,  в случаи невозможности такого выдела производиться денежная компенсация.

     Следующим этапом реформирования в области  земельного права стала Столыпинская аграрная реформа 1906 года. Реформу, проводимую Петром Столыпиным можно считать  продолжением реформы 1861 года. Основным толчком к проведению реформы послужил кризис, возникший в стране в эти годы.

     Основным  направлением реформы Столыпина  было проведение реорганизации крестьянского  хозяйства и изменение содержания прав крестьян на землю.

     Первым  шагом реформ был запрет проведения переделов в общине и повсеместный переход от права общины на земельный надел к праву крестьянского двора на часть надела, закрепленную за ним последним переделом. Тем самым повсеместно был совершен переход к подворному землевладению, а община как субъект земельного права практически прекращала существование. Вторым шагом реформы был постепенный переход от чересполосного землевладения крестьян к отрубному, когда участок представлял собой не несколько полос, а единый земельный участок.

     Вслед за этим на основании законодательства крестьянин — член общины получал право выхода из нее со своим земельным наделом для образования хутора. В свою очередь реформой предусматривался строго добровольный порядок перехода к хуторскому землевладению. Правовой основой реформы 1906 г. стал Именной Высочайший Указ, данный Сенату 9 ноября 1906 г. Этот Указ подтверждал отмену с января 1907 г. Манифестом от 3 ноября 1905 г. выкупных платежей за надельные земли и провозглашал для крестьян — членов общины право свободного выхода из нее с закреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела. Указ предписывал устранение всех имеющихся в действующем законодательстве препятствий к осуществлению крестьянами прав на надельные земли и содержал следующие основные положения:

     — каждый домохозяин, владеющий надельной  землей на общинном праве, может во всякое время требовать закрепления  за собой в личную собственность  причитающейся ему части означенной земли;

     — домохозяева, за которыми закреплены в личную собственность участки общинной земли, сохраняют за собой право пользования в неизменной доле иными угодьями, которые передаются на особых основаниях, а также право пользования угодьями, которые не подлежат разделу (выгоны, пастбища и т.д.);

     — требования о закреплении в личную собственность части общинных земель предъявляются через сельского  старосту обществу, которое в месячный срок простым большинством голосов  определяет участки, подлежащие передаче в собственность домохозяев. Если в течение такого срока общество не выносит соответствующего решения, выделение земельного участка на месте производится земским начальником, который разбирает по существу все возникающие споры и выносит свое постановление;

     — каждый домохозяин, за которым закреплены участки надельной земли, имеет право в любое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен этих участков соответствующий участок по возможности «к одному месту» [45, c.321].

     Становясь объектом права личной собственности  крестьян, надельные земли поступали в оборот, т.е. могли продаваться и покупаться. При этом с целью предотвращения образования крупных землевладений и спекуляции землей законом от 14 июля 1910 г. был установлен запрет на сосредоточение в пределах одного уезда путем покупки или принятия в дар надельной земли свыше шести душевых наделов. Таким образом, выходя из общины, крестьянин приобретал право на выделение земельного участка «к одному месту», на закрепление его в собственность со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями, иными словами, право продавать эту землю, сдавать ее в аренду и т.д. Основные и наиболее заметные пробелы в праве восполнялись в основном за счет издания инструкций, циркуляров, временных правил. Так, 15 октября 1908 г. были изданы «Временные правила о выделе надельной земли к одним местам», которые гласили, что «наиболее совершенным типом земельного устройства является хутор, а при невозможности образования такового сплошной для всех полевых угодий отруб, отведенный особо от коренной усадьбы» [12, c.378].

     Основным  направлением реформы проводимой в  период с 1861 по 1917 год было предоставление крестьянскому сословию прав на землю, равных существовавшему в России праву личной собственности на землю. Это право включало владение землей, право использовать землю ограничивалось обязанностью не нарушать права собственников соседних участков и права сервитута.

     Столыпинская  реформа наиболее полно проводилась  до начала 1914 года. Первая Мировая война  прервала ее проведение, и последующая  революция не дала ни малейшей возможности на ее продолжение. Подводя итог реформы проводимой Столыпиным можно заметить, что с развитием частной собственности на землю произошел значительный рост благосостояния крестьян.

     По  состоянию на начало 1916 года из общины вышло 26% общинных крестьянских дворов и 15% общинных земель. Согласно данным земского отдела МВД, всего за это время было подано около 2,7 млн. заявлений об укреплении надельной общинной земли в личную собственность [23, c.581]. Несмотря на массированное административное давление, а может быть, именно благодаря ему, большинство крестьян выступили против ее разрушения. Не случайно почти 3/4 вышедших из общины не получили согласия сходов. Многие крестьяне, подавшие заявления о выходе, затем забирали их обратно. Как бы то ни было, если в 1905 г. в Европейской России насчитывалось около 135 тыс. общин, то к 1917 г. в пределах современной территории России их было примерно 110 тыс.[10, c.97].

     Проведение  земельной реформы привело к  определенной дифференциации и расслоению крестьянства, что послужило причиной революционных преобразований земельных отношений, последовавших после Октябрьской революции и кардинальным образом изменивших земельно-правовой строй России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Земельная реформа и развитие земельных отношений в советский период (1917 – 1990 гг.) 

     Пришедшие к власти революционеры видели решение  земельного вопроса иначе, чем это  предлагалось П.А. Столыпиным.

     Как известно из истории, большевики отстаивали национализацию земли, в то время  как меньшевики, левые эсеры — социализацию. В соответствии с программой партии эсеров был составлен Крестьянский наказ о земле. Партия эсеров выступала за социализацию земли, т.е. за изъятие ее из частной собственности отдельных групп и лиц в общенародное достояние на следующих началах: а) все земли поступают в заведование центральных и местных органов; б) пользование землей должно быть уравнительно-трудовым, т.е. обеспечивать потребительскую норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе; в) рента должна быть обращена на общественные нужды; г) земля обращается во всенародное достояние без выкупа.

     Эти положения эсеровской программы  были развиты в Крестьянском наказе о земле, ставшем частью Декрета  «О земле», принятом Вторым съездом  Советов рабочих и солдатских делегатов на второй день после свершения Октябрьской революции, т. е. в 2 часа ночи 26 октября (8 ноября) 1917 г.

     В соответствии с п.1 Наказа право частной  собственности на землю отменялось навсегда; земля не могла быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо иным способом отчуждаема. Право пользования землей должны получать все граждане Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом при помощи своей семьи или в товариществе. Наемный труд не допускался. При окончании пользования землей она поступает обратно в земельный фонд. При этом преимущественное право пользоваться указанными земельными участками получали ближайшие родственники лиц, отказавшихся от них, или иные лица по указанию отказавшихся. Право частной собственности отменялось навсегда, запрещались сделки с землей (купля – продажа, аренда, залог). Вся земля безвозмездно отчуждалась и переходила в собственность всего народа, а все недра земли в собственность государства. Не разделялись лишь участки с высококультурным хозяйством (сады, рассадники, питомники). Они передавались в пользование общин, также в пользование общин передавались животноводческие фермы и заводы. Помимо самой земли конфискации подлежал весь инвентарь (живой и мертвый), исключение делалось для малоземельных крестьян.

     Землепользование  признавалось уравнительным, и земля  распределялась по трудовой или потребительской  норме. Форма землепользования не определялась, ее определение передавалось на усмотрение общин или селений.

     Распределением  земли заведовали местные и центральные  самоуправления. Земля подвергалась периодической переделки в соответствии с приростом населения отдельной  местности. В случаи если же земли  не хватало для всего населения, то избыток людей просто подлежал переселению в другую местность со свободной землей. Переселение осуществлялось за счет государства. Причем переселению подлежали в первую очередь безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и по жребию или по личному волеизъявлению.

     Таким образом, Декрет провозгласил социализацию земли. Причем партия большевиков была, хотя и против социализации, но как  выразился В.И. Ленин они решили воздержаться. Как известно они придерживались национализации земли. «Нам говорят, что  мы против эсеровской социализации земли и что поэтому мы не сумеем договориться с левыми эсерами. Мы отвечаем на это: да, мы против эсеровской социализации земли, но это не помешает нам быть в честном союзе с левыми эсерами. Сегодня или завтра левые эсеры выдвигают своего министра земледелия и, если он проведет закон о социализации, мы не будем голосовать «против». Мы воздержимся» [35, c.101].

     Если  Декрет «О земле» имел в основном сельскохозяйственную направленность, то Декретом ВЦИК от 20 августа 1918 г. «Об отмене частной собственности на землю в городах» было отменено право частной собственности на все без исключения участки, как застроенные, так и незастроенные, принадлежащие как частным лицам и промышленный предприятиям, так и ведомствам и учреждениям, находящимся в пределах всех городских поселений [27, c.142].

     Таким образом, основные земельные преобразования пост революционного периода сводились: а) к отмене права частной собственности; б) к объявлению земли всенародным  достоянием, которое впоследствии стало  отождествляться с исключительной собственностью на землю государства; в) к изъятию земли из гражданского оборота и включению ее в чисто административный оборот путем перераспределения между гражданами и юридическими лицами только на основе решений соответствующих органов; г) к закреплению в законодательстве единственного субъективного права, на котором осуществлялось хозяйственное использование земли, — права постоянного (временного) пользования.

     Процесс всеобщего огосударствления, в первую очередь сельскохозяйственной сферы, был прерван нэпом, когда в земельных отношениях наметились зачатки гражданского оборота.

     Установление  национализации земли привело к  возникновению и последующему развитию земельного законодательства. Поэтому 27 января (9 февраля) 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов ВЦИК утвердил Декрет “о социализации земли” или как говорится в литературе это Основной Закон о социализации земли. В нем в основном были изложены основные принципы Декрета о земле, Декрет о социализации земли подтверждал национализацию земель, недр, лесов и вод, а так же положение о праве исключительной государственной собственности на землю и ее недра [21, c.407-419].

     В 1919 г. ВЦИК принял Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах  перехода к социалистическому земледелию. Положение впервые ввело понятие единого государственного земельного фонда, который находится в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих органов государственной власти и управления.

     В первый же год после Октябрьской  революции были предприняты попытки кодификации земельного законодательства. В начале 1918 г. Наркомземом был разработан проект Земельного кодекса РСФСР. Проект включал основные положения Декретов о земле и о социализации земли. В нем предусматривалось закрепление права государственной собственности на землю, впервые давалось определение единого государственного земельного фонда, указывались формы и виды землепользования.

Информация о работе Современная земельная реформа: сущность, особенности, пути осуществления, цели (на примере России и Башкортостана)