Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является более глубокое изучение особенностей аграрной реформы страны.
Задачи исследования:
- проанализировать и дать оценку земельным отношениям как экономическому явлению, выявить предпосылки реформирования земельных отношений применительно к конкретным социально-экономическим условиям и возможностям воспроизводить сельскохозяйственную продукцию, используя особый экономический ресурс - землю;
- раскрыть особенности, присущие земельным отношениям в современном общественном воспроизводственном процессе, показать их функциональную природу, выявить и определить влияние природно-экологических факторов на развитие земельных отношений;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ С 19 ВЕКА ДО НАШИХ ДНЕЙ.……………………...……………...7
1.1 Право собственности на землю до 1917 г………..……………...……7
1.2 Земельная реформа и развитие земельных отношений в советский период (1917 – 1990 гг.)………………………….……………………….13
1.3 Аграрная реформа с 1993 по настоящее время……………..………21
ГЛАВА 2 АГРАРНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ – ИТОГ, ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПЕРСПЕКТИВ…..……………………..33
2.1 Итог земельно-аграрной реформы в России и в Башкортостане..…33
2.2 Прогноз возможных направлений и перспектив реформирования..40
2.3 Региональные проблемы развития и совершенствования земельно-имущественных отношений в Республике Башкортостан…………..…52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………...
К сожалению, по стране практически все они теперь простаивают или разрушены, а если производство и сохранилось, то большая часть продукции идет на экспорт. Например, 90 процентов производимых в России и у нас в республике минеральных удобрений поставляется в Китай и другие страны.
В Башкортостане были созданы развитая индустрия производства животноводческой продукции на промышленной основе (так называемые животноводческие комплексы), мощное производство комбикормов и кормовых добавок для животноводства. При разумном подходе они могли бы работать при любой формации и любом строе общества.
Началом аграрно-земельной реформы стало принятие Указа Президента России Б. Ельцина от 27 декабря 1991 года "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР". Содержание данного указа стало более понятным, когда во исполнение его Правительство России приняло постановление от 29 декабря 1991 года "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и утвердило "Положение о реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий". В целях изменения производственных отношений на селе указанные акты устанавливали общие правовые нормы, касающиеся приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий.
Этот механизм образования земельных долей и имущественных паев в дальнейшем был взят за основу при принятии Федерального закона от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В развитие указанного Федерального закона в республике были внесены соответствующие изменения в Закон "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" и принят ряд нормативных правовых актов Правительства РБ, в соответствии с которыми с 1 января 2006 года был дан старт масштабной приватизации земель сельскохозяйственного назначения. Срок завершения приватизации этих земель установлен был до 1 января 2010 года.
Как известно, одним из основных полномочий любого государства и его властных органов является обеспечение продовольствием своих граждан и продовольственная безопасность страны. Земля и продовольственный вопрос всегда находились в центре внимания государства во все годы существования Союза ССР.
В настоящее время нередко можно услышать высказывания о пустых полках магазинов того времени. Да, иногда было и такое. В то же время, по данным госстатистики, в 1990 году на душу населения потребление мясных продуктов хорошего качества составляло 75 кг в год. А в настоящее время — 55 кг в год. Необходимо отметить, что 60 процентов мясопродуктов завозится из Бразилии, Аргентины, США, Канады и других стран.
По сравнению с 1990 годом, к 2009 году потребление молока в России сократилось на 40, яиц — на 14, рыбы — на 44, овощей — на 26, фруктов — на 32 процента.
Надо отметить и то, что нельзя надеяться на завоз продовольствия в таких больших объемах из-за границы по следующим причинам. Во-первых, могут и не продать. Во-вторых, как пишет генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своей статье в "Российской газете", запасы продовольствия в мире остаются на беспрецедентно низком уровне и составляют наименьшее количество за последние 30 лет.
Это вызвано целым рядом причин — от растущего спроса в таких крупных странах, как Китай, Индия, до климатических и метеорологических явлений, не способствующих повышению производства сельскохозяйственной продукции, как засуха в нынешнем году.
Процесс приватизации земель сельскохозяйственного назначения в республике контролируется органами государственной власти, но при этом остается без внимания вопрос их рационального использования и социального развития села.
Серьезной
критики в сфере земельно-
Многочисленные
реорганизации органов
В результате основные потери понесли граждане России, прежде всего сельское население.
По имеющимся данным, страна потеряла более 40 млн гектаров пашни, то есть почти треть. Этот процесс наблюдается и в Башкортостане, где из разряда пахотных исключены 1250 тысяч гектаров земель, что составляет более 25 процентов. Резко сократились посевы зерновых культур. В ряде районов сокращение составило 60 — 70 процентов.
По официальным статистическим данным, в России, в том числе в Башкортостане, до 60 — 65 процентов сельскохозяйственной продукции производят личные подсобные хозяйства граждан самым примитивным способом, практически без использования средств механизации.Основное поголовье скота так же сосредоточено в частном секторе.
У нас в Башкортостане, считающемся, как известно, одним из наиболее развитых регионов России, сельскохозяйственные предприятия вместе с фермерскими хозяйствами производят от 27,5 процента общего количества мяса, 32,2 процента — молока; поголовье КРС составляет — 38 процентов, свиней — 39,5 процента, овец и коз — 5,4 процента, пчелосемей — 20 процентов.
Количество фермерских хозяйств последние 10 лет практически не растет, более того имеет тенденцию к сокращению. Если в предыдущие годы еще было некоторое количество инвесторов, готовых вложиться в сельское хозяйство, то с началом глобального финансового кризиса таковых уже не находится.
Еще большую тревогу вызывает то обстоятельство, что на селе появляются брошенные дома. Например, в Кигинском районе пустующих домов к началу 2009 года насчитывалось около 300, а в Салаватском — более 600. Аналогичных примеров много и в других районах из-за ухода из села самой активной части населения. И этот процесс идет с нарастанием. По имеющимся данным, с начала реформ в России с лица земли исчезло более 40 тысяч деревень, основной причиной стало резкое сокращение социальной поддержки села после развала колхозов и совхозов, безработица, отток молодежи в города.
Таким образом, за почти 20 лет проведения земельно-аграрных реформ в России, осуществленных в сложных политических условиях, положительных результатов не достигнуто. В настоящее время владельцы земельных долей формально имеют право распорядиться ими: продать, подарить, завещать, обменять. Но фактически это виртуальная собственность на земельные доли. Если называть вещи своими именами, это аналог приснопамятной ваучерной приватизации.
Теоретически каждый собственник земельной доли может выделить ее в натуре. В Законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" прописаны все необходимые процедуры. Но на практике все происходит иначе. Большая часть сельского населения занимается только своим приусадебным хозяйством, которое из-за отсутствия механизации требует значительных сил и времени. А многих обладателей земельных долей сельское хозяйство вообще не привлекает. Также вопросы вызывает тот факт, что среди дольщиков очень много пенсионеров, и их с каждым годом будет становиться все больше.
Другая проблема, с которой сталкиваются обладатели земельных долей, — это процедура выделения земельной доли. Не секрет, что самые привлекательные земельные участки, расположенные вблизи населенных пунктов, имеющие хорошие подъездные пути или самые плодородные и удобные для обработки, в общей массе составляют не более 10 — 15 процентов, из-за чего возникает тупиковая ситуация при определении местоположения долей. При этом оформление земельных долей является сложной и дорогостоящей процедурой, требующей длительного времени и нервов. Преодолевают эти бюрократические барьеры лишь самые стойкие и упорные.
Обо всем этом знают соответствующие органы государственной власти. Более того, ими предпринимаются попытки по упрощению процедур выделения земельных долей, но пока тщетно.
Возникает вопрос: кто ответственен в стране за проваленную земельно-аграрную реформу, за снижение до критического уровня продовольственной безопасности, за развал села с его 30 процентами населения со всеми социальными проблемами?
В итоге напрашиваются следующие выводы и предложения.
Земельно-аграрная реформа была проведена без соответствующей подготовки и согласования с самими аграриями и потерпели серьезную неудачу.
Необходимо
провести тщательный анализ реализации
Федерального закона "Об обороте
земель сельскохозяйственного
Принять необходимые меры для сохранения и развития сохранившихся коллективно-кооперативных форм организации производства на селе с закреплением их прав на земли сельскохозяйственного назначения.
Разработать и осуществить эффективные меры поддержки и развития личных подсобных хозяйств граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Разработать
долгосрочную программу продовольственного
обеспечения и укрепления производственной
базы на селе.
2.2 Прогноз возможных направлений и перспектив реформирования
Реформирование аграрного сектора экономики в России продолжается уже почти двадцать лет. Принят Земельный кодекс – законодательный акт, который должен надолго определить судьбу земельных отношений в России. Предложен и утвержден «национальный» проект по сельскому хозяйству. На этом фоне большое значение имеет прогнозирование возможных направлений развития сельского хозяйства.
В печати высказывается мнение, что о результатах реформ в аграрном секторе можно будет судить только через 15-20 лет. А если ошиблись в выборе пути? Ведь проведенные в начале 90-х годов реформы надо признать оказались неудачными. Наука о прогнозировании считает, что такой срок – это уже почти за «горизонтом прогнозирования». В историческом плане за последние 150 лет практически все преобразования на селе в России оканчивались не совсем удачно. Судя по всему, неудачно закончились и реформы начала 90 – х годов.
Много писалось и говорилось о преобразованиях П. А.Столыпина. Причем сейчас превозносятся именно его реформы в аграрном секторе. В то время были и другие предложения по реформированию села. Если смотреть с того уровня представления об эффективности аграрного сектора, то возможно они и были бы эффективны для того способа производства. Однако почему тогда крестьяне были активными участниками революции 1917 года. Говорят – Россия экспортировала хлеб, но ведь и целые губернии голодали. Россия и сейчас экспортирует хлеб, но четверть населения живет за чертой бедности. С принятием Земельного кодекса достигнут ли консенсус в обществе? Вряд ли. Попытка провести референдум была загублена на корню.
В
последнее время несколько
По статистике разница в эффективности различных собственников земли не большая – 3-5 процентов, т. е. находится в пределах статистической погрешности. Отсюда видимо и утверждения во многих программах партий и движений, да и Правительства РФ – на селе необходимо развивать все формы собственности. По последнему проекту тоже предлагается поддерживать всех и «особенно крестянско-фермерские хозяйства». С точки зрения прогноза такой подход можно сформулировать так – жизнь покажет, что лучше (опять ожидать, что будет через 10-15 лет!) или несколько грубее – куда кривая выведет.
Поэтому представляется целесообразным проанализировать возможные пути преобразований на селе для достижения заданной цели и ранжировать имеющиеся организационные структуры по эффективности. Цель в целом для экономики России сформулирована как создание страны конкурентноспрособной на мировом уровне. Следовательно, и цель сельскохозяйственных реформ можно определить как создание аграрного сектора экономики конкурентного на мировом рынке и обеспечивающего продовольственную безопасность России.