Современная земельная реформа: сущность, особенности, пути осуществления, цели (на примере России и Башкортостана)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является более глубокое изучение особенностей аграрной реформы страны.
Задачи исследования:
- проанализировать и дать оценку земельным отношениям как экономическому явлению, выявить предпосылки реформирования земельных отношений применительно к конкретным социально-экономическим условиям и возможностям воспроизводить сельскохозяйственную продукцию, используя особый экономический ресурс - землю;
- раскрыть особенности, присущие земельным отношениям в современном общественном воспроизводственном процессе, показать их функциональную природу, выявить и определить влияние природно-экологических факторов на развитие земельных отношений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ С 19 ВЕКА ДО НАШИХ ДНЕЙ.……………………...……………...7
1.1 Право собственности на землю до 1917 г………..……………...……7
1.2 Земельная реформа и развитие земельных отношений в советский период (1917 – 1990 гг.)………………………….……………………….13
1.3 Аграрная реформа с 1993 по настоящее время……………..………21
ГЛАВА 2 АГРАРНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ – ИТОГ, ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПЕРСПЕКТИВ…..……………………..33
2.1 Итог земельно-аграрной реформы в России и в Башкортостане..…33
2.2 Прогноз возможных направлений и перспектив реформирования..40
2.3 Региональные проблемы развития и совершенствования земельно-имущественных отношений в Республике Башкортостан…………..…52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

2011курсовая тоерЭконом11.doc

— 272.50 Кб (Скачать документ)

     Увы, но такое направление развития в  сельском хозяйстве России не имеет будущего. Аграрные компании, вкладывая средства в технико-технологическую оснащенность, могут догонять аналогичные зарубежные. Остался в стороне вопрос об агрохолдингах – производство, переработка и сбыт сельхозпродукции. Коллективные хозяйства могут входить в агрохолдинги. Последние тоже должны стремиться к переводу организации в более высокий класс, если они стремятся быть конкурентоспособными и надо помнить историю.

     За  рубежом нет коллективных хозяйств – эта особенность присуща только России (за исключением стран СНГ и в какой-то мере говорят Израиля). Следовательно, развитие в России коллективных хозяйств и перевод их в класс коллективов творческого саморазвития позволит российскому аграрному сектору «срезать» дистанцию в конкурентной гонке на международном уровне.

     Таким образом, по критерию потенциальной  эффективности (производительности труда) организационные структуры в  российском аграрном секторе располагаются  следующим образом (от лучшего к  худшему) – коллективные хозяйства, аграрные компании, крестьянские (фермерские) хозяйства. Можно также отметить, что если теория «Х» и в какой-то мере «У» понятны на уровне здравого смысла, то теория «Z» представляется довольно сложной и проблематичной для понимания. Если законодатель, правительство, партии и общественные движения будут придерживаться концепции равного развития всех видов организационных структур на селе без учета их эффективности, то перспектива российского аграрного сектора быть всегда сзади от международного уровня со всеми вытекающими отсюда последствиями в конкурентной борьбе и продовольственной безопасности.

     «Догоняющая концепция», которая очень нравится многим экономистам и журналистам, не состоятельна. Необходимо развивать  те структуры в аграрном секторе, которых нет за рубежом. Такими структурами и есть коллективные хозяйства. Необходима огромная организационная работа властей всех уровней, чтобы убедить население поселений возродить коллективные хозяйства. Необходимо подбирать руководителей таких хозяйств – руководить не всякий может. При этом должна присутствовать обратная связь – руководить и проверять. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Региональные проблемы развития и совершенствования земельно-имущественных отношений в Республике Башкортостан

      

     Регулирование земельно-имущественных отношений занимает одно из ведущих мест в жизни общества. Это обусловлено как историческими традициями формирования и развития земельного права, так и особой значимостью земли как специфического средства производства в сельском хозяйстве.  
    Появление и развитие новых форм собственности и прав на землю требует новых теоретических подходов к осмыслению принципов земельного законодательства и выработки соответствующих практических рекомендаций по его реализации через конкретные формы.  
Земельная реформа в России высветила ряд проблем. Это, прежде всего, проблемы, связанные с объективными трудностями затянувшегося переходного периода после принятия основополагающих федеральных законодательных актов, регулирующих земельные отношения, и просчеты, допущенные в ходе проведения земельной реформы. 
     На современном этапе требуется разработать систему новых подходов в исследовании земельно-имущественных отношений и программную концепцию их развития с учетом не только результатов негативного опыта последних лет реформы, но и исходя из сложившихся экономических реалий   в регулировании рыночного оборота земель. 
На нынешнем этапе развития результативность земельной реформы невозможна без комплексного решения как общих макроэкономических проблем (стабилизации национального производства, обеспечения устойчивого уровня цен), так и без разработки концептуальных основ развития земельно-имущественных отношений, и возможные перспективы их развития. 
               При проведении анализа земельно-имущественных отношений особое внимание следует уделять их региональному аспекту. На начальном этапе развития земельных отношений во многих субъектах России было сформировано региональное земельное законодательство, в том числе и в Республике Башкортостан. Это позволило решать вопросы с перераспределением как самих земель, так и прав граждан и юридических лиц. 
            В нашей республике с 1991 по 2003 годы действовал Земельный кодекс Республики Башкортостан. 
Введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» понудило региональных законодателей приводить уже опробированные на практике «свои» законодательные и подзаконные акты в соответствие с ними. 
 Казалось бы, сегодня региональные власти наделены достаточно большим количеством полномочий в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, но, в тоже время, их реализация напрямую зависит от положений федерального законодательства, требующего совершенствования на основе его практического применения. 
Сегодня в Республике Башкортостан главным земельным законодательным актом является Закон «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», который вобрал в себя основные положения по регулированию отношений по использованию и охране земель в Республике Башкортостан как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории республики. 
Практика применения данного Закона требует внесения изменений, касающихся вопросов предоставления земельных участков в собственность. Так, руководством республики поддержано предложение Президента Российской Федерации Медведева Д.А., озвученное им в Послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года, об оказании помощи многодетным семьям в получении земли для строительства жилья. В ближайшее время планируется внести поправки в земельное законодательство республики по бесплатному предоставлению земельных участков семьям, имеющим трех и более семей. 
По данным государственного учета земель земельный фонд Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2010 года составил около 14,3  млн. га. В структуре земельного фонда представлены все категории земель, в том числе: 
        - сельскохозяйственного назначения 7,7 млн. га  (54 %); 
        - населенных пунктов 619 тыс. га (4 %);   
        - промышленности и иного специального назначения 110 тыс. га (0,8 %); 
        - особо охраняемых природных территорий и объектов 384 тыс. га (3 %); 
        - лесного фонда 5,5 млн. га (37 %); 
        - водного фонда 78 тыс. га (0,5 %); 
        - запаса 21 тыс. га (0,2 %). 
 
 В федеральной собственности находятся 5,6 млн. га (39%) (справка: в основном это земли лесного и водного фондов), в республиканской и муниципальной собственности вместе 173,9 тыс. га (1,2%). При действующем законодательстве по разграничению государственной собственности на землю значительное увеличение доли земель, находящихся в собственности  Республики Башкортостан и муниципальных образований, не представляется возможным. 
Изменения федерального законодательства (справка: ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации») в этой части позволило бы более эффективно распоряжаться землями его собственниками – субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. 
              Несмотря на большой объем поступающих от субъектов Российской Федерации предложений по совершенствованию законодательных актов Российской Федерации, регулирующих земельные отношения, внесение соответствующих поправок неоправданно затягивается. 
В соответствии с федеральным законодательством полномочия по контролю за использованием и охраной земель отнесены к компетенции федеральных органов исполнительной власти, в связи с этим мы на республиканском уровне не вправе осуществлять земельный контроль за использованием земель, отнесенных к государственной собственности республики. 
Для решения этой проблемы требуется решить вопрос о передаче части полномочий по осуществлению контроля за исполнением земельного законодательства субъектам Российской Федерации путем внесения изменений в статьи 9, 10 и 71 Земельного кодекса Российской Федерации, в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. 
Все чаще поднимается вопрос о предоставлении земельных участков в долгосрочную аренду или в собственность инвесторам, которые готовы вложить свои капиталы в развитие сельскохозяйственного производства. 
К сожалению все те, кто задействован в процессе предоставления земель, никак не могут отойти от наследия советского земельного законодательства, и стараются сохранить монополию государства на землю.  
     К вопросу собственности на землю нужно подходить крайне взвешенно и обдуманно. Приоритет должны иметь, прежде всего, жители субъектов, способные обрабатывать землю и поддерживать продовольственную безопасность республики. 
     Если это аренда земель, то срок аренды должен гарантировать инвестору право пользования земельным участком не только на период реализации проекта, но и на последующие годы. При заключении договоров аренды следует смелей применять преимущественное право выкупа арендатором земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством и федеральным законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения. 
     Если это собственность на землю, то предоставление земель обязательно должно проходить на торгах. Обе процедуры приобретения прав на земельные участки должны выполняться на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности.  
Уже не первый год мы говорим о снижении срока неиспользования или ненадлежащего использования земельных участков. Наиболее актуален этот вопрос по отношению к неиспользуемым сельскохозяйственным угодьям. 
Согласно статьям 44, 45 и 46 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное прекращение права собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть реализовано на основании судебного решения при условии его не использования или ненадлежащего использования в течение 3 лет и привлечения нерадивого землепользователя к административной ответственности. 
Все понимают, что неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в течение установленного срока может привести к его деградации. 
На протяжении последних пяти лет в Государственную Думу направлялись предложения о снижении указанного срока до одного года, однако поправок в законодательство по ним не принималось. 
Более того, с принятием Федерального закона «О защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановая проверка контролирующими органами использования земельного участка может быть осуществлена только один раз в течение трех лет, а такая же проверка только что зарегистрированного предпринимателя или сельскохозяйственной организации, наделенных правом на земельный участок, может быть проведена лишь на четвертый год их деятельности. 
    Не менее проблемным является вопрос о межевании и постановки на государственный кадастровый учет земель сельскохозяйственного назначения.  
     Как правило, сельскохозяйственные предприятия, особенно крестьянские (фермерские) хозяйства, такую процедуру осуществить не могут в силу того, что за производство этих работ необходимо отвлечение значительных средств. Так, максимальная стоимость за межевание участка площадью 50 га составляет 34 тыс. руб.  
    Такая же ситуация возникает и с общедолевыми земельными участками, передаваемыми сельскохозяйственным предприятиям в аренду. При их предоставлении гражданам в общую (долевую) собственность постановка на кадастровый учет производилась на основе их описания по единым землепользованиям, находящимся у сельскохозяйственных предприятий.  
    Небольшие сельскохозяйственные предприятия (ООО, ТНВ, К(Ф)Х), желающие заключить с участниками долевой собственности договора аренды на паевые земельные участки не могут в силу своих финансово-экономических возможностей взять в пользование все единое землепользование, а только отдельные поля. А это вызывает размежевание всего земельного участка. Такая же ситуация возникает у пайщиков, намеревающихся осуществить выдел земельных участков в счет своих земельных долей. 
    Такое положение затрудняет эффективное использование земель сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также использование земельных участков в качестве залога для привлечения долгосрочных кредитов в сельское хозяйство. 
     В связи с этим необходимо внести в законодательные акты Российской Федерации изменения, направленные на уточнение и упрощение процедуры формирования земельных участков, совершенствование оборота земельных участков, обеспечивающих целевое использование земель сельскохозяйственного назначения. Ввести особый объект прав на землю – «многоконтурный земельный участок» - как единый объект недвижимости, что многократно сократит издержки на формирование земельных участков. 
    На сегодняшний день имеются участники долевой собственности, которые хотели бы отказаться от зарегистрированного права собственности земельную долю (пай), однако статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен только отказ от права собственности на земельный участок.  
       На наш взгляд необходимо установить порядок отказа от земельной доли (пая) путем подачи заявления и документа, подтверждающего право на земельную долю (пай), в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а сама земельная доля будет определена в собственность муниципального района по месту расположения земельного участка без обращения в суд. 
     Министерством земельных и имущественных отношений республики во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами по вопросам регулирования кадастровых отношений проводятся квалификационные экзамены кадастровых инженеров и выдача квалификационных аттестатов кадастровым инженерам. 
     Деятельность кадастровых инженеров является достаточно специфичной и требует соответствующих знаний гражданского, земельного, градостроительного, лесного и иного законодательства, а также навыков работы в области землеустройства, кадастрового учета земельных участков и объектов недвижимости, геодезии, картографии, геологии, строительства и архитектуры. 
     В настоящее время в республике проводится аттестация в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера. Из 364 допущенных претендентов 168 проходили аттестацию, из них 105 получили квалификационный аттестат кадастрового инженера. 
     Вместе с тем, согласно статье 29 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» претендовать на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера может любое физическое лицо, имеющее высшее образование, полученное в любом имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования. 
Наряду с этим, утвержденный перечень специальностей среднего профессионального образования, полученных лицами, претендующими на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера, не позволяет лицам, имеющим другие специальности и большой опыт работы в землеустроительной организации, стать кадастровыми инженерами. 
    Немало проблемных вопросов возникает при применении смежных законодательств, таких как: градостроительное, жилищное, водное и лесное.  
    Основной целью по совершенствованию земельно-имущественных отношений является формирование современного земельного законодательства. Это, прежде всего, обеспечение надлежащего правового регулирования процесса управления земельными ресурсами в изменившихся экономических, политических и правовых условиях. 
Для реализации этой цели необходимо решить следующие основные правовые направления: 
1. Систематизировать действующие в этой области акты, провести их последующую кодификацию на базе действующего Земельного кодекса Российской Федерации. 
Разработать Основы законодательства Российской Федерации о природных ресурсах или Экологический кодекс Российской Федерации, который вобрал бы в себя все отрасли права, регулирующие земельные, водные, лесные, аграрные, природоохранные и другие отношения. 
2. Разработать новые законодательные акты земельного законодательства с тем, чтобы максимально поднять регулирование земельных отношений с подзаконного на законодательный уровень. 
Принять федеральные законы «О государственной кадастровой оценке земель», «О досудебной процедуре оспаривания результатов кадастровой оценки недвижимости», «О резервировании земель для государственных или муниципальных нужд», «Об участниках долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения», «О государственном и муниципальном контроле и мониторинге земель» и др. 
3. Определить меры, обеспечивающие реализацию норм Земельного кодекса Российской Федерации. 
4. Детально разграничить предметы регулирования земельного законодательства с гражданским, административным и другими отраслями законодательства. 
Выполнение этих направлений может привести к таким результатам, как: 
•    соблюдение интересов всех собственников земельных участков с учетом существующих предпосылок развития рынка земли; 
•    урегулирование механизмов правового и экономического регулирования инвестиционных процессов в земельно-имущественный комплекс (развитие механизмов арендных и субарендных отношений, кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог земли); 
•    своевременная дифференциация земельных платежей (земельного налога и арендной платы) по категориям и видам землепользователей; 
•    создание благоприятного инвестиционного климата и системы перераспределения инвестиционных потоков; 
•    создание системы правовых и финансовых гарантий землепользователям (землевладельцам); 
•    совершенствование системы регистрации прав на землю; 
•    совершенствование автоматических систем кадастра объектов недвижимости на региональном и муниципальном уровнях; 
•    создание мониторинговой системы контроля за использованием земель и их состоянием;     
•    правовое обеспечение рационального использования и охраны земель, как в сельскохозяйственной, так и несельскохозяйственной сферах. 
  Особую роль в процессе правового обеспечения земельных преобразований в целом должна сыграть организованная на федеральном уровне работа по подготовке проектов модельных законов субъектов Российской Федерации в сфере земельно-имущественных отношений (по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов). 
Данные проблемы следует решать в том числе на основе зарубежного опыта управления земельными ресурсами, так как в странах с опытом капиталистического развития не было периода, в котором бы рассматривалась только государственная собственность на землю, и исключалось бы многообразие форм собственности на землю. При всех различиях социально-экономических, политических, исторических условий во многих национальных системах управления землей есть рациональный опыт, который можно использовать в Российской Федерации.  
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В первой главе раскрываются основы реформирования земельных отношений в России,  раскрыта экономическая сущность, определены теоретические основы реформирования земельных отношений, изучены и систематизированы понятия «объект» и «субъект» рынка земли, выделены специфические черты земли как природного ресурса, дано определение земли как основного средства производства в сельском хозяйстве и основы для размещения и развития других отраслей экономики. Дано определение реформирования земельных отношений в сельском хозяйстве как отношений по поводу распределения и использования сельскохозяйственных земель, которая идет не только под влиянием земельной реформы. Не менее сложными являются и земельные отношения, представляющие собой превращенную форму общественных, экономических, правовых отношений - важнейших в своей совокупности при анализе общественного воспроизводства и также воздействующими на воспроизводство непосредственной жизни. Земельные отношения возникают на определенном историческом этапе развития общества в связи с образованием, становлением и развитием института государственности.

     В работе земля показана как первоисточник  вещественных благ. Она не является продуктом труда, но, будучи вовлеченной  в производственную деятельность людей, становится всеобщим средством труда. Акцентировано внимание на том, что  в различных отраслях общественного производства роль земли не одинакова. Так, в обрабатывающей промышленности земля функционирует как место, занятое предприятием, в сельском же хозяйстве процесс производства непосредственно связан с почвенным плодородием. Здесь земля действует как активный фактор процесса труда, являясь главным средством производства.

     В период с 1991 года по сегодняшний день идет форсированное реформирование аграрного сектора экономики, это  вызвано тем, что для восстановления экономики страны требуются быстрые и правильные действия и решения.

     На  наш взгляд, в настоящее время  вопрос права частной собственности  на землю регулируется более или  менее хорошо, появилась определенная кодификация и упорядоченность  нормативно – правовых актов.

     Основной  составляющей, регулирующей данную отрасль права сегодня является: Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепившая различные формы собственности.

     Проведенный в курсовой работе анализ нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы в области  земельно-правовых отношений, дает основание выделить основные из них:

  1. Земельный кодеке РФ принятый Государственной Думой 28 сентября 2001 года, 30 октября 2001 года он был опубликован и вступил в действие. Основополагающий документ при регулировании вопросов земельного права. В целом кодекс заслуживает положительной оценки. Он выгодно отличается от ЗК РФ 1991 года большей степенью детализации правового регулирования, но в то же время можно выделить и некоторые недостатки. Так, существуют коллизии правовых норм, содержащихся в ЗК РФ и ГК РФ. Основной причиной такого «столкновения» норм является то, что ЗК РФ нередко выходит за пределы регулирования земельных отношений и неоправданно вторгается в сферу гражданско-правого регулирования.
  2. Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который регулирует такой насущный вопрос как, распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю.
  3. Гражданский Кодекс РФ с принятием нового Земельного кодекса вступила в действие и гл. 17 части первой ГК РФ, которая регулирует основные вопросы земельных отношений.

     Важнейшим условием эффективности реформирования земельных отношений в сельском хозяйстве, имеющих в своей основе землю как особый экономический  ресурс, является комплексное осуществление мер по управлению земельными ресурсами при оптимальном их сочетании, что подразумевает построение сбалансированной системы мер, предусматривающей правовое регулирование, обеспечение социальной бесконфликтности землепользования, совершенствование организационно-экономического механизма земельных отношений, повышение научно-технологического уровня земледелия.

Выявлены  основные методологические принципы реформирования земельных отношений:

- содержать четкие цели, достижение  которых позволит обеспечить продовольственную безопасность страны, надежное обеспечение продовольственными ресурсами;

- ориентироваться на достижение  прогрессивных изменений в аграрной  сфере: повышение эффективности  использования земельных ресурсов, перевод аграрной сферы на  инновационный путь развития, экологизацию земледелия;

- концепция должна позволять концентрировать  ресурсы для достижения поставленных  целей своевременно и в наиболее  важных направлениях, одновременно  предусматривать гибкость при  решении тактических вопросов.

     Реформирование  земельных отношений должна строиться на следующих методологических принципах:

- комплексность, предполагающую охват  всех основных сфер экономики,  влияющих на развитие аграрного  сектора и учет обратного влияния  развития земельных отношений на макроэкономическую ситуацию, положение в различных секторах экономики;

- системность – анализ земельных  отношений как составной части  более крупной экономической  системы – национальной экономики;

- научная обоснованность – разработка  концепции на базе использования мирового и отечественного опыта, достижений современной экономической науки;

- альтернативность - учет различных  вариантов развития земельных  отношений, разработка возможных  вариантов действий в области  развития земельных отношений  в зависимости от изменения конкурентной среды;

- непрерывность – корректировка  в зависимости от изменения  ситуации;

- целенаправленность – активный  характер стратегического управления  в сфере развития земельных  отношений, предполагающий разработку  и реализацию комплексных действий, направленных на достижение поставленных целей.

     Проведенный анализ позволил сделать вывод о  том, что применительно к современным  условиям и задачам формирования эффективных земельных отношений, основные проблемы заключаются не столько  в изменении форм собственности на землю, сколько в восстановлении и дальнейшем повышении научно-технологического уровня земледелия, совершенствовании организационно-экономических условий использования сельскохозяйственных земель, поиска действенных механизмов формирования инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства, сглаживанию неэквивалентности в товарообмене продукции агропромышленного комплекса и промышленности. Рассматриваются различные теоретические основы реформирования земельных отношений в новых социально-экономических условиях. Подчеркивается, что земля является особым экономическим ресурсом при исследовании взаимосвязей экономических и социальных условий эффективного реформирования земельных отношений, одним из важнейших факторов и стартовым условием которого будет являться всесторонняя и качественная оценка земельных ресурсов.

Информация о работе Современная земельная реформа: сущность, особенности, пути осуществления, цели (на примере России и Башкортостана)