Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:36, курсовая работа
В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие
задачи:
- показать основные этапы формирования кредитно-банковской системы в
России;
- выявить основные принципы организации и определить функции
банковской системы;
- изучить мировой опыт банковского обслуживания с тем, чтобы выяснить
возможность и специфику его применения в России;
- рассмотреть новые формы банковского обслуживания с точки зрения
эффективности их применения как для потребителей этих услуг, так и для самих
банков;
- анализ функционирования банковской системы на региональном уровне,
разработка дальнейших тенденций ее развития и рекомендаций по решению этих
проблем.
Введение.......................................................................3
Глава 1. Трансформация банковской системы России в условиях перехода к
рыночному хозяйству 5
1.1 Эволюция банковской системы в России.......................................5
1.2 Объективные причины становления современной модели банковской системы
России и анализ ее
состояния....................................................................
.................................................................... 9
1.3 Государственное регулирование банковской деятельности.....................19
Глава II. Возможности использования мирового опыта для формирование
российской банковской
системы......................................................................
..................................................................... 25
2.1. Основные тенденции развития банковской системы в странах с развитой
рыночной
экономикой...................................................................
.............................................................................
........ 25
2.2. Адаптация мирового опыта банковского обслуживания к практике российской
банковской
системы......................................................................
................................................................... 27
2.3. Тенденции дальнейшего развития банковской системы в России...............31
Глава III. Функционирование банковской системы на региональном уровне.........35
Заключение....................................................................40
Список использованной литературы
Кредитные учреждения в России.
Видов учреждений - финансовых посредников, осуществляющих отдельные
банковские операции, в переходной экономике России очень много. Это:
· кредитные союзы, общества и товарищества;
· сберегательные кассы и кассы взаимопомощи;
· страховые компании;
· ломбарды;
· инвестиционные фонды;
· финансовые компании;
· пенсионные фонды;
· благотворительные фонды;
· брокерские и дилеровские фирмы
· арендные (лизинговые) фирмы;
· посреднические (факторинговые) фирмы;
· трастовые отделы бирж и др.
Однако в большинстве случаев наименование того или иного учреждения из
данного перечня имеет немного общего с действительной его деятельностью.
Отличительные особенности возникновения, функционирования и регулирования
этих учреждений, за некоторыми исключениями, еще не определились в должной
мере, круг выполняемых ими банковских (и небанковских тоже) операций в
значительной мере размыт, собственные, отличающие их друг от друга и от
банков экономические, финансовые и другие механизмы еще мало отработаны.
Практически отсутствует достоверная статистика по кредитным учреждениям. Не
проводятся и
соответствующие серьезные
толкование тех или иных действующих в стране кредитных учреждений обычно
заимствуется либо из зарубежной практики, либо из опыта дореволюционной и
нэповской России, что нередко способно лишь запутать проблему. Из всех
перечисленных видов кредитных учреждений только страховые компании и в какой-
то мере чековые инвестиционные фонды располагают правовой базой для своей
деятельности.
В октябре 1994 года в России было зарегистрировано около 2500 страховых
компаний. Их совокупный уставный капитал на 1 июля 1994 года составлял 244
млрд. руб. Хотя официальные данные по совокупным активам данных компаний
отсутствуют, специалисты оценивали их уровень на начало 1994 года в 1200
млрд. руб.
В последнее время создано и находилось в процессе учреждения около 600
негосударственных пенсионных фондов. Их совокупные активы оцениваются
примерно в 100-200 млрд. руб. Объявленный уставной капитал более 85% из них
определен в размере до 100 млн. руб.
Характерно, что к середине 1994 года среди зарегистрированных по “ведомству”
ЦБР кредитных учреждений числилось всего 15 (в том числе 4 клиринговых) , на
1 января 1995 года -18 (4). Это значит, что остальные многие сотни подобных
учреждений работали и работают на денежном рынке без лицензии ЦБ, то есть
занимаются противозаконной деятельностью.
Этому способствует по крайней мере 3 фактора:
·
недостатки в действующем
· недостаточная правовая и финансовая культура населения;
· либерально-отстраненная политика ЦБ.
Правда, не все тут зависит от ЦБ. Известно, он еще в 1993 году настаивал на
взятии под контроль финансовых компаний, играющих в пирамиду, но не нашел
поддержки.
Только в конце апреля 1995 года Президент РФ подписал указ «О защите
интересов инвесторов и урегулировании деятельности юридических лиц,
работающих на финансовом рынке без лицензий», призванный пресечь незаконные
операции с ценными бумагами и вкладами граждан.
Рассматривая коммерческие банки, нельзя не отметить, что за кратчайший срок в
стране возникло около 2500 самостоятельных банков. Этому мировая банковская
история не знает аналога. Для сопоставления: в США, чтобы создать 1000
банков, потребовалось около 80 лет-с 1781 по 1860 г.
В 1997 году закрепилась тенденция к снижению количества кредитных
организаций. Если в 1995 году было отозвано 225 лицензий, и на начало 1996
года в России работало 2295 кредитных организаций, то в настоящее время на
территории России действуют 1887 коммерческих банков. Одновременно БР заметно
ужесточил требования к лицензированию банков. Если в начале 90-х ежегодно
регистрировалось примерно около 300 коммерческих банков, то начиная с 1995
года положение начало меняться. В 1995 году было зарегистрировано 86
кредитных организаций. В 1996 году принят ряд нормативных актов БР, в
соответствии с которыми, в частности, усилен контроль за финансовым
состоянием учредителей банков. В результате с начала 1996 года новым
кредитным организациям было выдано только 15 лицензий.
На 1 апреля 1996 года в России было зарегистрировано 2599 коммерческих банков
и других кредитных организаций с сетью филиалов в количестве 5514 (без учета
филиалов Сбербанка, число которых составляет 34426). Кроме Сбербанка,
наиболее разветвленную сеть имеет Агропромбанк России (1194 филиала).
На сегодняшний день среди кредитных учреждений России имеется 756 кандидатов
на начало процедуры ликвидации. На их счетах, по данным ЦБ, находятся частные
вклады на сумму около 9,7 трлн. руб.
Структура коммерческих банков по размеру уставного капитала на начало 1996
года характеризуется следующим:
Доля банков с уставным капиталом На 1 января 1996 года, в%
До 100 млн. руб. | 1.8 |
От 100 до 500 млн. руб. | 27.4 |
От 500 до 1000 млн. руб. | 12.3 |
От 1 до 5 млрд. руб. | 36.6 |
От 5 до 30 млрд. руб. | 19.1 |
Свыше 30 млрд. руб. | 2.8 |
Из этих данных следует, что в 1996 г. В России количественно преобладали
банки с незначительным размером собственного капитала и соответственно с
ограниченными возможностями оказания банковских услуг, особенно в части
привлечения ресурсов и предоставления кредитов реальному сектору экономики,
то есть товаропроизводителям и торговцам. Но в 1997 г. Эта тенденция начинает
меняться в сторону уменьшения количества мелких банков и увеличения
количества крупных и средних. За последние годы сформировался ряд мощных
банков, собственный капитал которых измеряется сотнями миллиардов рублей и
которые способны существенным образом влиять на кредитный и валютный рынок
России.
В число 1000 крупнейших банков мира, список которых был опубликован в июле
1994 года английским журналом The Banker, впервые вошли 5 российских банков:
Внешторгбанк, Сбербанк, Токобанк, Инкомбанк и Банк Империал.
Однако особенно обольщаться данным достижением не стоит. Наши банки пока
абсолютно не готовы работать и зарабатывать на Западе. Только оказавшись
непосредственно на зарубежных рынках, российские коммерческие банки начинают
понимать как далеко оторвались от них конкуренты в системах расчетов,
обслуживании массового клиента, в создании центров комплексного сервиса
промышленных, торговых и иных компаний, в способности быстро модернизировать
и без того мощные компьютерные системы и соответствующие программные продукты
и т.д.
Что касается ЦБР, то ему, по общему мнению, еще необходимо стать в полной
мере истинно центральным.
Идея ЦБ зародилась в условиях относительно развитых капиталистически-рыночных
отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность,
когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще и финансового рынка в
частности без ЦБ как органа государственного (общественно организованного)
контроля и надзора чревато неоправданными потерями.
ЦБ - прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через
банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и
кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в
законодательном порядке и реже по традициям.
Достаточно долгий опыт деятельности множества центральных банков стран мира
позволил в целом
выявить выполняемые ими
Первичная обязанность ЦБ в рыночной экономике - защищать стоимость и
покупательную способность денег и помогать нормальному функционированию
финансовых рынков.
В качестве действительных функций ЦБ можно назвать следующие:
· обеспечение устойчивости национальной денежной единицы внутри страны
и на мировых рынках, ее покупательной способности, минимизации инфляции для
создания благоприятных условий для экономического роста;
· обеспечение эффективного развития кредитно-банковской системы
страны, включая организацию функционирования расчетного механизма в народном
хозяйстве.
Центральному банку России досталось тяжелое наследие. Условия, в которых он
начинал и продолжает действовать, отнюдь не способствуют наилучшему
выполнению задач, присущих ЦБ в современной экономике.
Расстройство денежного хозяйства, денежных отношений в стране лишает банки
(кредитные учреждения) нормальной основы деятельности, а Центробанк -
возможностей эффективно выполнять свои неотъемлемые функции.
Структура центрального аппарата БР и его территориальных подразделений
подвергается существенным изменениям, носящим прежде всего качественный
характер и ориентированным на приведение ее в соответствие с условиями
деятельности и ролью банковской системы в реформируемой экономике.
В частности, усилены
контрольно-инспекционные и
главных территориальных управлений. В ценовом аппарате были созданы ГУ
банковской инспекции, ГУ валютного регулирования и валютного контроля,
Департамент исследований, информации и статистики. Кроме того, за последнее
Информация о работе Современные тенденции развития банковской системы в России