Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:36, курсовая работа
В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие
задачи:
- показать основные этапы формирования кредитно-банковской системы в
России;
- выявить основные принципы организации и определить функции
банковской системы;
- изучить мировой опыт банковского обслуживания с тем, чтобы выяснить
возможность и специфику его применения в России;
- рассмотреть новые формы банковского обслуживания с точки зрения
эффективности их применения как для потребителей этих услуг, так и для самих
банков;
- анализ функционирования банковской системы на региональном уровне,
разработка дальнейших тенденций ее развития и рекомендаций по решению этих
проблем.
Введение.......................................................................3
Глава 1. Трансформация банковской системы России в условиях перехода к
рыночному хозяйству 5
1.1 Эволюция банковской системы в России.......................................5
1.2 Объективные причины становления современной модели банковской системы
России и анализ ее
состояния....................................................................
.................................................................... 9
1.3 Государственное регулирование банковской деятельности.....................19
Глава II. Возможности использования мирового опыта для формирование
российской банковской
системы......................................................................
..................................................................... 25
2.1. Основные тенденции развития банковской системы в странах с развитой
рыночной
экономикой...................................................................
.............................................................................
........ 25
2.2. Адаптация мирового опыта банковского обслуживания к практике российской
банковской
системы......................................................................
................................................................... 27
2.3. Тенденции дальнейшего развития банковской системы в России...............31
Глава III. Функционирование банковской системы на региональном уровне.........35
Заключение....................................................................40
Список использованной литературы
отчетности.
Практика показывает, что своевременная диагностика финансового состояния,
дает, как правило, очень высокий эффект при применении разного рода процедур
и мер воздействия к тем или иным банкам. Примерно 3-4 года назад в БР начала
создаваться служба раннего реагирования, и в настоящее время ЦБ РФ
располагает возможностями для того, чтобы осуществлять ежедневное
отслеживание финансового положения отдельных банков.
Заметным шагом в этом направлении стало создание по существу в центральном
аппарате специального подразделения, которое получило название ОПЕРУ-2. На
это структурное подразделение было возложены надзор, инспектирование и
проведение расчетно-кассовых операций крупных банков. Постепенно они будут
переводиться на обслуживание в ОПЕРУ-2. По мере накопления опыта подобного
рода структуры, возможно будут создаваться и в главных территориальных
направлениях.
Глава II. Возможности использования мирового опыта для формирование
российской банковской системы 2.1. Основные тенденции развития
банковской системы в странах с развитой рыночной экономикой
В сфере банковских услуг промышленно развитых стран в последние два
десятилетия произошли значительные изменения. Примерно с начала 70-х годов
банки стали придавать ключевое значение всей системе своих взаимоотношений с
клиентурой - как торгово-промышленных, так и частной. По сути это было начало
нового этапа развития банковских услуг. В плане взаимодействия с клиентами он
включил в себя два основных направления деятельности банков.
Первое направление было связано с качественным совершенствованием уже
существующих видов услуг. Так, в сфере кредитования, многие банки ввели новые
формы, в том числе и для частных клиентов, такие, как:
· Bridging loan (ссуда физическому лицу на покупку нового дома до момента
продажи заемщику его старого дома) ;
· Housing loan (ссуда на покупку дома физическим лицам, не владеющим на
момент выдачи ссуды какой-либо недвижимостью) ;
· Home impravement loan (ссуда на улучшение (ремонт) дома) и другие.
Для клиентов юридических лиц стали применяться:
· Business start loan и business development plan;
· Acquisition (ссуда на покупку активов другой фирмы).
Второе направление развития банковских услуг заключалось в поиске и развитии
банками принципиально новых, ранее не проводившихся операций для клиентов.
Это направление со временем стало основным звеном политики многих банков и
потребовало важнейших функциональных и структурных изменений в их
деятельности.
Характерным примером может служить функциональная эволюция Доверительно-
сберегательного банка в Великобритании. Основной задачей этого банка являлось
аккумуляция сбережений граждан в так называемые “пулы” и размещения собранных
сумм во вклады в акционерных коммерческих банках под определенных процент.
Начиная с 1976 года с выходом закона “О Доверительно-сберегательном банке”
банк стал намного активнее развивать услуги, предоставляемые им своим
клиентам: с 1977 года - ссуды частным лицам, с 1978 года - кредитные карточки
(“Trastcard”) , с 1979 года - ипотечный кредит. Далее банк приступил к
выпуску и размещению собственных акций на фондовой бирже. Но именно
доверительные операции получили максимальное развитие в его деятельности.
Этот опыт Доверительно-сберегательного банка стал распространяться на
коммерческие банки других промышленно развитых стран.
Многие коммерческие банки в современных условиях предлагают своим клиентам до
300 разнообразных видов услуг. Это предполагает большую подготовительную
работу. До середины 60-х годов рекламе и маркетингу банковских услуг
уделялось небольшое внимание. Лишь в конце 60-х годов некоторые крупные банки
приступили к разработке долгосрочных программ, направленных на пересмотр роли
кредитных институтов в рыночной экономике. В некоторых странах были созданы
исследовательские учреждения, специализирующиеся на изучение программ рекламы
и маркетинга (например, Институт маркетинга в Великобритании).
Для привлечения новых клиентов в условиях ужесточающейся конкуренции банки
приступают к оказанию нетрадиционных услуг, в том числе тех, которые были
раньше прерогативой специализированных институтов: страховой бизнес,
инвестиционные операции, брокерские сделки. Важным источником прибыли банков
стал “гонорарный бизнес”: лизинг, факторинг, разного рода консультации и
информационный сервис, кредитование комплексного строительства промышленных
объектов “под ключ” с последующим участием в прибылях. Например, 45%
финансирования лизинга и 2/3 объема факторинга обслуживают крупные
коммерческие банки (данные по США).
В борьбе за клиента многие коммерческие банки делают упор на развитие
наступательной рыночной стратегии и разработку новых форм услуг.
В некоторых странах были созданы так называемые небанковские банки и банки с
ограниченными услугами (LIMITED-SERVICE BANKS). Создание подобных банковских
структур имело целью обойти законодательные ограничения, связанные с
владением банком небанковскими деловыми структурами.
К числу наиболее устойчивый тенденций в сфере банковских операций в
промышленно развитых странах следует отнести расширение числа банков,
выходящих на рынок “розничных” услуг, то есть услуг самому широкому кругу
клиентов - как населению, так и юридическим лицам. Все больше банков
стремиться к непосредственному контакту с клиентами путем личного общения
работника с клиентом
или с помощью различных
корреспонденцией, факсимильных и телексных коммуникаций и других.
Эти процессы, очевидно, найдут свое дальнейшее развитие в ближайшие годы.
2.2. Адаптация мирового опыта банковского обслуживания к практике российской
банковской системы.
В условиях стран с экономикой, переходной к рыночной, когда положение
коммерческих банков
часто оказывается
применение нетрадиционных форм обслуживания. К нетрадиционным операциям
относят операции, которые могут выполнять и другие кредитные учреждения.
Банки развитых капиталистических стран давно оценили такие услуги. Доля
доходов таких операций составляет в США более 32%, в Англии - более 40%, в
Германии - 35%. У российских банков аналогичная доля не превышает 2-3%.
Среди нетрадиционных операций коммерческих банков важную роль при переходе к
рыночным условиям функционирования предприятий начинает играть лизинг. Лизинг
- это долгосрочная аренда машин, оборудования, складских помещений и другого
имущества для их использования арендатором в производственных целях. При этом
право собственности на арендуемые ценности до конца сделки остается за
арендодателем. В России применение лизинговых операций началось с 1989 года.
Первоначально этими операциями занимались коммерческие банки, но в 1994 году
была зарегистрирована Российская ассоциация лизинговых компаний, в которую на
тот момент входило 16 компаний. Коммерческие банки в последние годы создали
несколько своих или совместных лизинговых компаний, например, Межсбер-Юраско
лизинг (учредители: Межэкономсбербанк и лизинговая фирма Юраско Трейд
консалтинг). Но несмотря на это лизинг так и не получил широкого
распространения в России, хотя подобные операции могли бы решить множество
проблем в промышленности и сельском хозяйстве.
В меньшей степени получили распространение факторинговые операции.
Преимущества факторинга развитые страны оценила еще в начале 80-х, а к 90-м
годам он превратился в самостоятельную мощную отрасль финансовой индустрии.
Сейчас в России товарный кредит становится все более популярным. Проблемы, с
которым сталкиваются поставщики можно легко решить с помощью факторинга.
Основные причины, по которым данный вид операций не получил должного
распространения, - это отсутствие апробированных технологий, трудоемкость и
риск. Примером кредитного учреждения в России, которое сделала факторинговое
обслуживание доступным для массового клиента является банк “Российский
кредит”. Сегодня он предлагает полное факторинговое обслуживание,
подразумевающее под собой кропотливую работу над дебиторской задолженностью
клиента. Первая услуга факторинга - финансирование поставок, вторая - защита
поставщика от кредитных рисков, что придает стабильный характер развитию
любого бизнеса, третья - учет текущего состояния дебиторской задолженности.
Специалисты “Российского кредита” полностью берут на себя контроль за
своевременностью уплаты поставляемых клиентом товаров, регулярно
предоставляет ему информацию о платежной дисциплине дебиторов, ожидаемых
платежах.
Кроме того, факторинговое обслуживание предусматривает получение с
покупателей денег за поставляемые товары.
Другие нетрадиционные услуги банков, такие как трастовые и форфейтинговые
операции, пока еще не получили должного распространения в России. Особого
внимания заслуживают инвестиционные операции банков, так как вывод экономики
из кризиса возможен только через рост инвестиций. Причем в российских
условиях это должны быть огромные инвестиции, поскольку производственные
мощности изношены чрезвычайно, в некоторых отраслях до 80%. Но в первой
половине 90-х годов инвестирование осуществлялось на крайне низком уровне,
одной из причин этого являлась высокая инфляция. В связи с замедлением темпов
инфляции в нашей стране начинает проявляться тенденция инвестиционного
оживления.
Таким образом, применение новых форм обслуживания в России осложняется
спецификой переходного периода, но в дальнейшем доля этих услуг будет
возрастать, что приведет к укреплению и стабилизации деятельности банковской
системы в условиях рыночной экономики.
На пути укрепления и стабилизации деятельности банковской системы встает
такая проблема, как защита вкладов населения.
Информация о работе Современные тенденции развития банковской системы в России