Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:36, курсовая работа
В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие
задачи:
- показать основные этапы формирования кредитно-банковской системы в
России;
- выявить основные принципы организации и определить функции
банковской системы;
- изучить мировой опыт банковского обслуживания с тем, чтобы выяснить
возможность и специфику его применения в России;
- рассмотреть новые формы банковского обслуживания с точки зрения
эффективности их применения как для потребителей этих услуг, так и для самих
банков;
- анализ функционирования банковской системы на региональном уровне,
разработка дальнейших тенденций ее развития и рекомендаций по решению этих
проблем.
Введение.......................................................................3
Глава 1. Трансформация банковской системы России в условиях перехода к
рыночному хозяйству 5
1.1 Эволюция банковской системы в России.......................................5
1.2 Объективные причины становления современной модели банковской системы
России и анализ ее
состояния....................................................................
.................................................................... 9
1.3 Государственное регулирование банковской деятельности.....................19
Глава II. Возможности использования мирового опыта для формирование
российской банковской
системы......................................................................
..................................................................... 25
2.1. Основные тенденции развития банковской системы в странах с развитой
рыночной
экономикой...................................................................
.............................................................................
........ 25
2.2. Адаптация мирового опыта банковского обслуживания к практике российской
банковской
системы......................................................................
................................................................... 27
2.3. Тенденции дальнейшего развития банковской системы в России...............31
Глава III. Функционирование банковской системы на региональном уровне.........35
Заключение....................................................................40
Список использованной литературы
время приступили к работе информационно-аналитические службы в
функционирующих департаментах: Управление платежного баланса - в Департаменте
иностранных операций, Управление экономического прогноза, анализа и
обеспечения платежного оборота - в Департаменте эмиссионно-кассовых операций
и др.
Эти и подобные изменения призваны обеспечить эффективную реализацию
законодательных инициатив в работе ЦБ и всей банковской системы, ускорить
принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и
создать новые каналы взаимодействия между БР, законодательными и
исполнительными органами государственного управления, а также органами
территориального управления.
Необходимо также отметить, что в 1993 году начата публикация информационных
материалов о деятельности как ЦБ, так и банковской системы страны в целом.
Как и любой центральный банк, БР отвечает за разработку и реализацию денежно-
кредитной политики в стране и политики по развитию банковской системы.
В условиях глубокого кризиса российской экономики задачей денежной политики
должно быть такое управление денежной массой, которое бы способствовало
постепенному снижению инфляции и противодействовало чрезмерному спаду
производства. Эффективное управление денежно-кредитной сферой России в
настоящее время
осложняется отсутствием в
надежных инструментов. В частности, такой мощный инструмент контроля за
предложением денег в экономике, как интервенции на рынке ценных бумаг
(операции на открытом рынке) , пока только создается.
Следует также иметь в виду, что составление денежной программы неизбежно
носит вероятностный характер, и поскольку у ЦБ нет ни достаточного
накопленного опыта, ни исторических рядов поведения тех или иных показателей,
то пока нет
и возможности с высокой
банков м экономики в целом на те или иные меры денежно-кредитного
регулирования.
Сейчас БР использует
три инструмента денежно-
операций на открытом рынке) :
· нормы обязательных резервов;
· процентная ставка ЦБ;
· объемы рефинансирования.
На сегодня ни один из этих инструментов не может быть назван гибким, надежным
и эффективным.
1.3 Государственное регулирование банковской деятельности
Проблема регулирования деятельности банков имеет много аспектов. Остановлюсь
только на вопросах надзора (контроля) , осуществляемого государственными
органами (не рассматриваются аудиторский контроль и контроль собственников
(учредителей) , а
так же контроль со стороны
ассоциации союзов самих
Как известно, банковская сфера практически в каждой стране относится к числу
наиболее регулируемых, что объясняется ее ключевым положением в экономике
страны.
Под банковским регулированием понимают систему мер, с помощью которых
государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного
функционирования
банков, предотвращением
современных условиях это регулирование сводится прежде всего к надзору за
операциями банков в интересах стабильности всей экономики. Банки должны
действовать так, чтобы не обанкротиться, чтобы их клиенты не понесли потерь и
не началась цепная реакция, которая может нанести урон темпам роста
производства, занятости и экономике в целом.
Говоря о необходимости системы надзора, можно выделить несколько основных
целей банковского надзора:
Во-первых, защита мелких вкладчиков от плохого управления и мошенничества.
Во-вторых, защита клиентов от системного риска (банкротство одного банка
может привести к банкротству нескольких банков и утрате доверия ко всей
системе).
В-третьих, защита страхового фонда или собственных фондов правительства от
потерь в тех странах, которые имеют национальные системы страхования
депозитов или осуществляют другие меря по защите банковских вкладчиков.
В-четвертых, гарантирование “здоровья” банковскому сектору, предотвращение
сосредоточения экономической мощи в немногих руках (антимонопольный надзор) ,
повышение эффективности банковского дела и способствование справедливому
распределению кредита в экономике для содействия экономическому росту страны.
Банковский надзор необходим и самим банкам. Он является важным элементом
обеспечения доверия
вкладчиков и населения финансово-
целом и к кредитным институтам в отдельности. Надзор также полезен тем
банкам, которые выступают в качестве кредиторов на межбанковском рынке.
Следует сразу заметить, что издержки общества на создание и текущую
деятельность адекватного банковского надзора всегда будут ниже, чем потери от
отсутствия регулирования банковского дела. Но существует и другой аргумент
выступающий за необходимость такого надзора. Он очевиден из следующих фактов.
В ходе инспекционных проверок, проведенных территориальными органами БР в
1994 году, выявлено
немало нарушений и
банков, которые являются типичными для всех или большинства регионов России.
Выдаваемые кредиты в большей мере не обеспечиваются гарантиями и страховыми
свидетельствами. Нередко кредиты выдаются под сомнительные гарантии.
Некоторые банки выдают ссуды наличными деньгами организациям, занимающимся
кредитованием населения без всякой на то лицензии. Нередки нарушения
расчетной дисциплины. Это выражается прежде всего в постоянной задержке
расчетов. Серьезные недостатки обнаруживаются инспекторами в работе банков по
нормированию уставных капиталов. Уставной капитал таких банков зачастую
формируется за счет кредитов или свободных средств юридических лиц и
предпринимателей, находящихся на обслуживании данного банка. Имеются факты,
при которых банковский уставной капитал оплачивается через подставных лиц.
При формировании уставного капитала не всегда соблюдается нормативный размер
доли участников банка.
За эти и подобные нарушения только в декабре 1994 года были лишены лицензии
13 банков.
Все эти факты
свидетельствуют о
быстрейшего становления банковского надзора в стране.
Поскольку банковский надзор объективно необходим, то необходимы и специальные
органы, осуществляющие соответствующие функции. Для успешного осуществления
контроля за состоянием банков, органу надзора необходимо иметь достаточно
полномочий. Он должен обладать правом запрашивать от банка любую информацию,
необходимую для оценки положения этого банка, входить в банк, проверять его
отчетность, ставить вопросы и требовать ответы на них. И если выявленные
недостатки неустранены, ему нужны полномочия и возможности маневра в принятии
соответствующих решений, включая, если это необходимо, закрытие учреждения.
Россия традиционно относится к группе стран, в которых контрольная
(надзорная) деятельность осуществляется только Центральным банком.
Сегодня в БР имеются три контрольные структуры:
· Контрольно-ревизионное управление (осуществляет ревизии территориальных
главков, национальных банков ЦБР) ;
· Департамент банковского надзора;
· Главное управление инспектирования коммерческих банков.
Департамент банковского надзора существует с января 1993 года (до него был
Департамент по регулированию деятельности банков).
Предназначение надзорного департамента можно свести к следующим решающим
пунктам:
· Регламентация надзора за банками путем разработки необходимых для этого
нормативных документов и форм отчетности (в частности, общих правил
обеспечения капиталом и ликвидными средствами, снижения рисков) ;
· Осуществление надзора на основе отчетных данных банков методами
текущего и годового баланса, координация работы служб, непосредственно
занимающихся надзором на местах - территориальных ГУ ЦБР и национальных
банков;
· Организация лицензирования банковской деятельности;
· Лицензирование и аттестация аудиторов по банковской деятельности
Некоторые из указанных функций Департамент выполняет совместно с Управлением
инспектирования, а также с другими структурными подразделениями ЦБР.
Главное управление инспектирования возникло в составе БР в апреле 1993 года.
Тогда же начались создаваться его местные службы - управления и отделы
инспектирования коммерческих банков при территориальных ГУ ЦБР. Это решение
было принято в целях усиления надзора, обеспечения безопасности банковской
системы, защите прав и законных интересов вкладчиков банков.
Управление инспектирования и его территориальные подразделения, в отличие от
Департамента надзора, проводят инспекции на местах, то есть непосредственно в
банках. При этом используются следующие формы работы:
· Комплексная проверка (не реже одного раза в год и при тяжелых
финансовых положениях) ;
· Тематическая (некомплексная) проверка;
· Ознакомление с банком (кредитным учреждением) и его руководством.
Из других направлений работы Управления и его местных служб следует отметить:
· Выявление организаций, осуществляющих безлицензионную банковскую
деятельность;
· Участие в выдаче банковских лицензий;
· Разработку и осуществление (совместно со службой надзора)
профилактических мер.
Необходимо отметить, что в арсенале надзорных органов уже сформирован
достаточно богатый выбор “запретительных”, штрафных и “карательных” мер, но
почти отсутствуют поощрительные, стимулирующие стабильную банковскую
деятельность меры. Это явно не способствует повышению эффективности работы
банков и соблюдению ими требований и стандартов, нормативов бухгалтерской
Информация о работе Современные тенденции развития банковской системы в России