Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:45, контрольная работа
Управление человеческими ресурсами (УЧР) представляет собой на современном этапе стратегию, целью которой является создание коллектива, способного обеспечить достижение долговременных целей организации оптимальными методами, и характеризуется следующими тенденциями.
Стратегия управления
человеческими ресурсами в
Общие принципы разработки стратегии управления
Управление человеческими ресурсами (УЧР) представляет собой на современном этапе стратегию, целью которой является создание коллектива, способного обеспечить достижение долговременных целей организации оптимальными методами, и характеризуется следующими тенденциями.
1. Повышается роль доли
наиболее квалифицированного
2. Глобализация создала
новые широкие возможности для
удовлетворения высоких
3. Увеличивается доля
высококвалифицированных
4. Получили развитие теории управ
5. Во всесторонней борьбе
за качество — одном из
6. Имидж компании, мера
ее социальной ответственности,
7. Бизнес-среда постепенно созревает для восприятия эффективности использования и воспитания эмоциональных компетенций, поэтому задачей кадрового менеджмента является обеспечение такого морально-психологического климата и социального партнерства в рамках организации, которые создавали бы у работника заинтересованность длительное время работать в данной компании, отдавая ей все способности, не ущемляя при этом интересов собственников, высшего менеджмента и инвесторов.
В зарубежной литературе выделяют семь направлений стратегии управления человеческими ресурсами:
¦ снижение доли оплаты труда в общих издержках на производство и реализацию товаров;
¦ неразрывная связь стратегии УЧ
¦ непрерывные инвестиции в человеческие ресурсы для их профессионального роста;
¦ развитие организационной культуры;
¦ внедрение методов УЧР,
соответствующих менталитету
¦ постоянное совершенствование кадровой стратегии и политики;
¦ индивидуальный подход к наиболее талантливым сотрудникам.
Стратегия управления человеческими ресурсами, так же как и любая другая стратегия, должна характеризоваться системностью и ситуационностью. Системность проявляется в том, что ранее как бы индивидуальные, самостоятельные ее составляющие теперь должны рассматриваться как элементы единой системы, целью которой, как уже было указано, является максимально возможная на данной этапе эффективность использования кадрового потенциала. Иначе говоря, если раньше каждый из этапов — набор персонала, его адаптация и т.д., рассматривался как бы изолированно, то в стратегии управления человеческими ресурсами они должны быть пронизаны единой целью: формирование необходимых компетенций, требуемых достижением цели главной стратегии. Это значит, что на любом этапе в центре внимания должны быть те требования к персоналу, которые диктуются современным состоянием фирмы и необходимостью осуществления ею инновационного типа производства.
Если раньше центральное место при приеме на работу занимал анализ профессиональных показателей соискателя, то в настоящее время все большую роль играют личностные характеристики: склонность к командной работе, постоянная готовность к получению новых знаний и навыков и отказу от уже сложившихся стереотипов и, наконец, готовность к высокой мобильности в условиях возможного кризиса. Все эти характеристики наряду с такими требованиями к человеку, как оптимизм, желание оказывать помощь и принимать ее со стороны и т.д., должны быть обязательно прослежены на всем пути функционирования человека в организации.
Ситуационность стратегии должн
Стратегия управления человеческими ресурсами предполагает тот же самый алгоритм разработки, что и глобальная стратегия: определение миссии, целей, анализ внешней и внутренней среды, анализ и выбор альтернативы и оценка результатов осуществления стратегии. На каждом этапе жизненного цикла организации (инкубация, рост, зрелость, упадок, кризис) этот алгоритм имеет свои конкретные особенности
Миссия организации
Миссией стратегии управления человеческими ресурсами является обеспечение организации необходимым количеством персонала потребной профессиональной, квалификационной структуры, т.е. обеспечение достижения целей стратегии необходимым уровнем компетенций на любом этапе развития организации. Компетенции представляют собой сочетание знаний и способностей сотрудников организации, которые требуются для достижения намеченных организацией целей и планируемых результатов в данный конкретный период времени. Управление человеческими ресурсами организации заключается вуправлении процессами приобретения, оценки, стимулирования и развития компетенций ее персонала.
Совершенно естественно,
что процесс приобретения необходимых
компетенций требует
Сочетание наличных компетенций, механизма их развития и использования обеспечивает организации требуемое организационное поведение (рис. 1.2).
Четкое формулирование миссии заранее предопределяет такие серьезные показатели кадрового менеджмента, как компетенции, необходимые персоналу, идеи и ценности, вокруг которых будет сплачиваться персонал организации, а также внутренняя организационная культура.
Если миссия создаваемой
организации — получение
Миссия определяет, с одной
стороны, требования к набираемому
персоналу, а с другой — задачи
подразделений, занимающихся управлением персо
Конкретное планирование
подбора персонала не может опираться
на миссию, так как она не содержит
количественных показателей, поэтому
важную роль играет целеполагание. Четкость
и конкретность системы целеполагания
определяют строгую направленность
долгосрочной политики организации. Ее
цели и задачи формируют стратегию маркетинга
Так, на этапе завоевания
рынка необходимые
Реализация целей организации
Рис. 1.3. Схема дерева целей стратегии УЧР
Анализ внешней среды применительно к человеческим ресурсам будет состоять в сборе информации о состоянии рынка человеческих ресурсов, который находится под воздействием как общих для России тенденций, так и конкретных в данном регионе, в данном населенном пункте.
Изменения внешней среды — политический и экономический факторы, международные отношения, научно-технический прогресс — оказывают огромное влияние на кадровый менеджмент, т.е. приводят к изменению стоимости рабочей силы и серьезно влияют на ее миграцию. Распад Союза Советских Социалистических Республик (СССР) привел, с одной стороны, к резкому росту безработицы и тем самым к обесцениванию рабочей силы, огромным масштабам ее переквалификации и возникновению дефицита некоторых профессий, чего не было ранее. С другой стороны, упростилась процедура эмиграции, усилились миграционные тенденции, в результате квалифицированные кадры (особенно в науке, медицине, искусстве) в больших количествах покинули страну и одновременно с этим появилось огромное количество относительно неквалифицированной рабочей силы (строительство, услуги, коммунальное хозяйство) — мигрантов из бывших республик, входивших в состав СССР.
Анализ внутренней среды
определит необходимое
Осуществленный анализ позволит на каждом этапе жизненного цикла организации выбрать свою систему действий в стратегии УЧР (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Схема связи стратегии УЧР с этапами жизненного цикла
организации
Инкубация характеризуется первичным подбором персонала. Для малых и средних фирм на этом этапе господствует «семейный принцип», т.е. не деятельность рекрутинговых агентств, а рекомендации знакомых; отношения часто носят неформальный характер, все одержимы идеей создания и завоевания, господствует оптимизм, тщательная оценка персонала не проводится. Создается служба управления человеческими ресурсами.
Необходимость завоевания рынка и адекватной реакции на его изменения требует жесткого структурирования фирмы, формализации стратегии работы с персоналом. Как правило, на этом этапе формируются функциональная внутренняя структура, основанная на централизации, контроль и мотивация, ориентированные на количественные показатели, так как основная цель — захват доли рынка. На этом этапе осуществляется массовый набор персонала с использованием всех источников, создание коллектива в полном смысле слова.
Завершив процесс завоевания рынка (в условиях России это промежуток в 3—5 лет), компания переходит к стратегии его сохранения, что выражается в расширении ассортимента, переходе к дивизиональным (региональным, продуктовым, потребительским) типам внутренних структур. Основным направлением менеджмента и маркетинга становятся инновации, что меняет стратегию управления человеческими ресурсами. Образуются новые вакансии высшего и среднего менеджмента, меняются требования к их представителям, совершенствуются и видоизменяются методы мотивации и контроля. Подбор персонала смещается в сторону внутреннего, т.е. карьеры собственных сотрудников, осуществляется хэд-хантинг. Центральное место в кадровом менеджменте занимает аттестация (оценка) персонала и повышение его квалификации.
Если организация находит новые пути укрепления конкурентных позиций, она переживает подъем. Если такого не происходит, то она входит в состояние кризиса, что в корне меняет содержание управления человеческими ресурсами. Задача кадрового менеджмента в антикризисном управлении — преодоление упаднических настроений, мобилизация всех активных членов персонала, создание обновленного, энергичного, сплоченного, мотивированного коллектива.
Выход из кризиса практически всегда сопровождается реструктуризацией, которая может заключаться в переходе снова к линейной функциональной структуре, разукрупнении организации, т.е. формировании на ее основе нескольких частично или полностью самостоятельных организаций, созданию альянсов, поглощениям. Во всех случаях происходят серьезные кадровые перемены в высшем, среднем менеджменте и в среде рабочих. Во главу угла антикризисного кадрового менеджмента ставятся проблемы разрешения деструктивных производственных и социальных конфликтов.
Информация о работе Стратегия управления человеческими ресурсами в компаниях и организациях