Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:45, контрольная работа
Управление человеческими ресурсами (УЧР) представляет собой на современном этапе стратегию, целью которой является создание коллектива, способного обеспечить достижение долговременных целей организации оптимальными методами, и характеризуется следующими тенденциями.
Современный кризис потребовал решения новых для российской экономики задач, определяемых кардинальным изменением ситуации как на рынке труда, так и во внутренней среде.
Рынок труда претерпел серьезные изменения.
1. За шесть месяцев
2009 г. резко выросло число
2. Практически исчез дефицит
квалифицированной рабочей
3. Значительно (на 30—50%) снизился
уровень оплаты труда по
4. Состояние рынка труда создало новые ситуации для работодателей:
¦ реальную возможность для качественного обновления состава персонала, необходимого в условиях сокращения численности в большинстве компаний и росте нагрузки на каждого работающего;
¦ сокращение или стабилизацию при этом расходов на персонал.
По данным исследования компании Profi Online Research, проведенного в январе 2009 г. среди 5200 человек в 13 крупнейших городах России (можно было указать несколько условий):
78% опрошенных готовы работать за самый маленький социальный пакет;
46% согласны на снижение заработной платы;
27% согласны на понижение в должности;
18% готовы отказаться от оплачиваемого отпуска;
15% согласны на переквалификацию;
7% не хотят идти ни на какие изменения;
¦ изменение системы УЧР в сторону усиления административных методов и применения измененных методов оплаты труда.
Ниже приведены направления кадровой политики и мероприятия, которые могут ее характеризовать в нынешних условиях (табл. 1.1).
Содержание кадровой политики
|
Выбор альтернатив, касающихся
целей стратегии на
всех этапах жизни организации, будет
рассмотрен далее. Оценка результатов стратегии производ
Успешное осуществление стратег
Команда — это коллектив, сформированный таким образом, что каждый его член обладает четко очерченным кругом обязанностей, которые не пересекаются, выполняет свою работу с удовольствием, контактен, коммуникабелен, в любой момент готов оказать помощь другим и принять ее. Команда характеризуется психологическим комфортом, экспертной властью руководителя и высокой эффективностью деятельности.
Командам обычно присущи следующие признаки:
¦ группа работает как единое целое, ее члены излишне не беспокоят друг друга и не мешают друг другу при взаимодействии;
¦ все члены коллектива работают на совесть и не отлынивают от работы, даже когда появляется такая возможность;
¦ выполняя индивидуальные задания, члены группы ориентируются на достижение общей цели;
¦ члены команды рационально
используют ресурсы, оборудован
¦ члены группы не скрывают своего мнения, не утаивают друг от друга знания и информацию и всегда готовы поделиться ими, помочь друг другу. Они часто и откровенно общаются.
Руководитель вполне может
ориентироваться в своей
Ниже приведены различия между обычной рабочей группой и «настоящей», «подлинной» командой, описанной Й. Р. Кат-
Общими условиями формирования команды является наличие: 1) лидера-руководителя, обладающего авторитетом; 2) службы человеческих ресурсов, четко представляющей свои обязанности; 3) правильного подбора и расстановки кадров; 4) необходимых социальных ролей в коллективе; 5) систематической работы руководителя по поддержке команды.
Для укрепления групповой морали можно использовать пять правил: помочь группе испытать общий успех; укреплять доверие членов группы друг к другу и прежде всего к лидеру; культивировать чувство принадлежности к группе; принадлежность к группе должна доставлять радость и отвечать стремлению к престижу; полезно поддерживать веру в реальность стоящих перед группой целей.
Эффективная работа группы во многом зависит от подбора ее состава. Рекомендуется формировать группы, члены которых выполняют следующие роли.
1. Председатель (руководитель)
— осуществляет руководство
2. Организатор — берет на себя роль руководителя в его отсутствие, стремится и желает достичь цели, инициативен.
3. Мозговой центр — источник оригинальных идей, самый умный член команды, молчалив, обижается на критику.
4. Судья — анализирует
идеи и способен увидеть
5. Поставщик информации
извне — приносит новые
6. Трудоголик — умеет составлять графики, планы, практический организатор всей деятельности группы, методичный работник.
7. Координатор группы — сплачивает всю команду, поддерживает других, вникает во все детали и тонкости, популярен, приятен.
8. Детерминатор — проверяет все детали, досаждает всем контролем за деталями, команда без него не закончила бы все в срок.
Главенствующая роль в
функционировании команды принадлежит
руководителю, в задачи которого входят
формулирование общей цели команды,
построение дерева целей для всех
членов команды, осуществление делегирования уп
Формированию команды способствует наличие у членов группы таких качеств, как умение слушать, сопереживать; готовность помогать другим; умение найти точки соприкосновения, четкость и ясность позиции; стремление уменьшить разброс мнений; открытость, гибкость. Препятствуют этому желание доминировать и (или) постоянно вступать в спор; безапелляционные заявления; оценка идей других членов группы как плохих или неверных; привычка быть всегда правым; потребность быть победителем, брать верх; равнодушие, апатия, скука.
Не всегда и не из любых сотрудников можно сформировать сплоченную команду. Для этого необходимы следующие условия:
¦ люди, выполняющие работу, должны быть специалистами, выступать в качестве «экспертов» при решении возлагаемых на них задач;
¦ совокупный опыт и таланты людей, работающих в команде, должны превышать опыт и способности любого из тех, кто работает в одиночку;
¦ большинство людей должно иметь возможность в какой-то мере влиять на принятие тех решений, которые им приходится выполнять. Это повышает их заинтересованность в общем деле.
Квалифицированное осуществление
вышеуказанных функций создаст
основу для комфортного
Подбор персонала – первая специфическая цель кадровой политики.
Достижение первой специфической цели — формирование первичного коллектива — играет очень важную роль в эффективном управление человеческими ресурсами. Этот достаточно длительный и затратный этап создает базу для дальнейшего совершенствования работы организации. Чем правильнее с самого начала (с точки зрения стратегии) подобран коллектив, тем быстрее будут осуществлены задачи завоевания рынка.
Если подбор персонала осуществлен без должной методологической, методической и организационной подготовки, могут быть допущены серьезные, часто непоправимые ошибки. Исходным моментом подбора персонала является миссия организации, определяющая качественную характеристику персонала.
Следующим чрезвычайно важным фактором, влияющим на кадровый менеджмент, будет предполагаемая внутренняя структура организации. Многообразие внутренних структур может быть сведено к трем крупным типам: линейные, из которых наиболее распространенной является функциональная иерархическая структура, в которой управление строится применительно к каждой отдельной функции (производство, маркетинг, финансы, кадры и т.д); дивизиональные, построенные по продуктовому, потребительскому или региональному типу; адаптивные,
Ниже приведены факторы внешней среды, влияющие на набор персонала. Из которых наиболее распространенными являются проектные и матричные.
Каждый из типов внутренних структур требует определенного количества персонала, только ему присущего соотношения между подчиненными и руководителями и специфической квалификации для сотрудников всех четырех основных градаций: рабочих, служащих, в том числе менеджеров, инженерно-технических работников и младшего обслуживающего персонала.
Наименование фактора |
Характеристика фактора |
Ситуация на рынке труда |
Определяется процессами, уровнем безработицы в заданном временнбм промежутке, структурой резервной армии труда и т.д. Указанные характеристики формируют два основных понятия, фактическое выражение которых является предметом анализа в персонал-маркетинге: спрос на персонал, его количественная структура, предложения в области персонала (ситуация в сфере учебных заведений, центров подготовки кадров, органов обеспечения занятости, увольнений из организации и т. д.) |
Развитие технологии |
Определяет изменение характера и содержания труда, его предметной направленности, что, в свою очередь формирует изменения требований к специальностям и рабочим местам, подготовке и переподготовке персонала |
Наименование фактора |
Характеристика фактора |
Особенности социальных потребностей |
Учет данного фактора
позволяет представить мотивационного ядра потенциальных сотрудников организации, определяемую характером складывающихся в заданный момент времени общественных, производственных отношений |
Развитие законодательства |
При решении вопросов персонал- вопросы трудового законодательства, его возможного изменения в обозримом периоде времени, особенности законодательства в области охраны труда, занятости и т.п. |
Кадровая политика организаций-конкурентов |
Изучение форм и методов
работы с кадрами в организациях- в целях выработки собственной кадровой политики |
Как правило, первичным является
функционально-бюрократический
Качество реализации первой специфической цели во многом связано с уровнем квалификации специалистов кадровой службы, правильной организацией их труда. Поскольку на первом этапе набор персонала осуществляется только из внешних источников, то следует иметь в виду решающее влияние внешней среды.
Состояние рынка труда
определяется большим количеством
воздействий, в том числе политическим
и экономическим состоянием данного
региона и страны в целом, международными
отношениями, наличием или отсутствием
безработицы и т.д. В качестве
примера уместно вспомнить
Особенности современного рынка труда были рассмотрены в подразд. 2.1 гл. 2. Необходимо только добавить, что, несмотря на то что сегодня на рынке труда условия диктует работодатель, баланс отношений между ним и работником в разных отраслях и регионах неодинаков. Следует очень внимательно изучить ситуацию в нужной нише и помнить, что кризис пройдет и тогда вновь усилится воздействие системных факторов — демографической ситуации, недостатков в осуществлении профессиональной подготовки, искажения социальной престижности отдельных профессий. Это может вновь привести к дефицитности отдельных специалистов.
Эффективному набору персонала
Информация о работе Стратегия управления человеческими ресурсами в компаниях и организациях