Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 08:13, контрольная работа
В настоящее время растет актуальность эволюционной теории предприятия как парадигмы, дающей наиболее адекватное представление о функционировании хозяйствующих субъектов в современных экономических условиях. Эволюционный подход обогатил науку о предприятии понятием «организационной рутины» – «нормальных, предсказуемых образцов поведения», сфокусировав внимание на моменте привычности, стереотипности, в значительной степени присущих реальным стратегиям предпринимательской деятельности.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУТИНИЗАЦИИ В ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ 5
1.1. Понятие рутин в эволюционной теории фирмы 5
1.2. Рутинизация и институты 6
1.3. Эволюционный характер институциональной экономической теории 8
2. «РУТИННЫЙ» ПОДХОД К АНАЛИЗУ СТАБИЛЬНОГО И ИЗМЕНЧИВОГО В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 13
2.1. Организация как иерархия организационных рутин 13
2.2. Модель жизненного цикла организационной рутины 14
2.3. Эволюция внутренней среды организации 18
2.4. Теория «издержек рутинизации» 19
Заключение 26
Список использованных источников 28
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
экономической теории
Эссе
по дисциплине «Институциональная экономика»
на тему
«Сущность и роль рутины в эволюционной
теории»
Выполнила
Студентка Быченок В. С.
Факультет Бизнеса
Группа ФБЭ
– 64
Преподаватель: Литвинцева Г. П.
Дата сдачи: 11.12.2009
Новосибирск
2009
Оглавление
Введение
— Как вы делаете ваши чудеса?
— Какие такие чудеса?
— Ну,… исполнение желаний…
— Ах, это? Как делаю… Обучена сызмальства, вот и делаю. Откуда я знаю, как делаю…
[разговор с
золотой рыбкой]
А. и Б.
Стругацкие [8, с. 32]
В настоящее время растет актуальность эволюционной теории предприятия как парадигмы, дающей наиболее адекватное представление о функционировании хозяйствующих субъектов в современных экономических условиях. Эволюционный подход обогатил науку о предприятии понятием «организационной рутины» – «нормальных, предсказуемых образцов поведения», сфокусировав внимание на моменте привычности, стереотипности, в значительной степени присущих реальным стратегиям предпринимательской деятельности. Оппонируя неоклассической теории, базирующейся на экономических моделях равновесия, эволюционная парадигма выводит на первый план феномен «рутинного функционирования» хозяйствующих субъектов, порождая необходимость в поиске нового, более адекватного понимания взаимосвязи стабильного и изменчивого в реальных рыночных стратегиях предприятий, формализации аналитических процедур, связанных с оценкой устойчивости их функционирования. Рассмотрение предприятия как иерархии «организационных рутин» – повторяющихся, отработанных схем деятельности, порождает особый пласт проблем, связанных с внутренней диалектикой, противоречивостью данного понятия.
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ - гетеродоксальное направление в экономической теории, опирающееся на привнесение в экономические исследования свойственных современной эволюционной биологии методологических подходов и рассмотрение процесса хозяйственных изменений в терминах «естественного отбора» среди популяции субъектов (фирм и других организаций).
Цель данной работы – выявить какую роль играет рутина в эволюционной теории фирмы. Для достижения этой цели рассмотрим различные авторские видения базисной эволюционной концепции – рутинно функционирующего предприятия.
В первой главе представлены теоретические особенности рутин в эволюционной теории фирмы. Дано определение понятия рутин, их классификация, показана взаимосвязь рутин с институтами.
Во второй главе исследована базовая проблематика эволюционной теории предприятия - концепции, предлагающей «рутинный подход» к изучению специфики поведения хозяйствующего субъекта в реальных условиях. Изложен ряд гипотез в развитие теории «организационных рутин». Рассмотрены результаты исследования динамики стабильного и изменчивого в функционировании крупных предприятий Уральского региона.
В
заключении представлены основные выводы,
сделанные на основе проделанной
работы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУТИНИЗАЦИИ В ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ
1.1. Понятие рутин в эволюционной теории фирмы
В рамках институционально-эволюционной теории разработан ряд моделей, объясняющих развитие фирмы как результат ее инновационной деятельности. Эти модели восходят к идеям И. Шумпетера об эндогенном технологическом прогрессе.
Первая эволюционная модель фирмы была разработана в 1960–1970-е годы Р. Нельсоном и С. Уинтером [4]. На нее в большой мере опираются последующие модели (Дж. Меткалфа, К. Иван, Г. Хенкина и В. Полтеровича, Дж. Сильверберга, Дж. Дози и др.) [6, с. 54]. Согласно модели Нельсона–Уинтера, фирма является носителем «генов» – устойчивых технологических, управленческих и других правил, называемых рутинами, обеспечивающих ее идентичность во времени и отличие от других фирм. Подобно тому как человек следует привычкам, фирма сохраняет рутины, пока они обеспечивают рентабельность и выживаемость на рынке. В целом деятельность фирмы определяется взаимоотношениями с другими предприятиями и внутренними рутинами. Именно сложившиеся правила, а не цель в любых условиях максимизировать прибыль, определяют характер принимаемых решений.
Р. Нельсон и С. Уинтер различают три типа рутин: стандартные управленческо-технологические операции, стандартные инвестиционные операции, поиск. Первые два типа рутин задаются прошлым опытом или внешней средой. Инновационную деятельность представляет только третья рутина – поиск. Фирма может вести его постоянно или только тогда, когда другие рутины перестают обеспечивать прибыль. Поиск нацелен на улучшение или радикальное совершенствование технологий, внутрифирменной организации, маркетинга и процедур самого поиска. Поиск обеспечивает рост самой фирмы, а значит, отрасли и экономики в целом. Фирма, добившаяся успеха в поиске, расширяет свой капитал, объем производства, рынок. Возможно случайное изменение рутин, называемое мутацией [3, с. 197].
Распространение инноваций в отрасли происходит посредством имитации со стороны фирм-конкурентов, а также путем вступления в отрасль «пустых» фирм, имеющих небольшой капитал, но очень активных в поиске [6, с. 55]. Для технологического развития фирмы и отрасли характерен кумулятивный эффект: успешнее развиваются и распространяются те технологии, которые уже практически применяются, так как их функционирование сопровождается формированием благоприятной внутренней и внешней институциональной среды. Научные исследования и опытно-конструкторские разработки ведутся, как правило, в нескольких направлениях. Конкуренция между технологиями формирует доминирующую технологию в отрасли. Таким образом, для эволюционной концепции характерно системное представление о фирме как о двойственном объекте: с одной стороны, являющемся участником делового сообщества и испытывающем на себе последствия эволюции этого сообщества, с другой – обладающем собственными правилами в определении направлений производственной, инновационной и рыночной деятельности.
С.
Уинтер утверждает: «В своей основе
коммерческие фирмы являются организациями,
которые знают, как вести дела. Рентабельность
служит несовершенным сигналом, который
подает рыночная экономика, сообщая фирмам,
насколько полезна обществу их деятельность
и есть ли потребность в большем или меньшем
объеме той же самой продукции. Диапазон
производительных знаний фирмы может
быть широк или узок; но, даже будучи узким,
он может отражаться на рынках продукции
фирмы в виде длинного списка разных продуктов».
И далее: «Однако даже очень крупные фирмы
с высоким уровнем диверсификации производства,
как правило, активны лишь на очень малой
части рынков готовой продукции. Не составляет
труда идентифицировать и различить между
собой сферы компетенции большинства
крупнейших корпораций» [9, с. 284]. Кроме
того, концепция специфичности человеческого
капитала считается ключевой для понимания
функционирования фирмы как хранилища
знаний. С. Уинтер высказал идею о том,
что парадигма трансакционных издержек
и эволюционная парадигма и противостоят
друг другу, и дополняют одна другую. Но
обе создают благоприятные возможности
для плодотворных исследований, призванных
улучшить понимание природы фирмы.
1.2. Рутинизация и институты
Как мы знаем, неоклассическая теория подразумевает, что экономическое поведение в основном не является ни привычным, ни рутинизированным, оно включает рациональный расчет и предельные корректировки в направлении некоего оптимума. Напротив, с нашей точки зрения, изучение привычек имеет важное значение для экономической науки, поскольку имеет отношение к большому числу видов рутинизированного поведения во всей экономике. Этот тезис верен не только применительно к случаю поведения потребителей, где влияние обычая и рутины признается более охотно. Значимость и вес социальной рутины трудно переоценить, даже когда речь идет о динамическом конкурентном мире экономики, где царят купля и продажа, быстрые подъемы и внезапные спады, где цены некоторых товаров могут меняться каждый день.
К примеру, вся экономическая деятельность происходит в рамках традиционного права, которое позволяет экономическим агентам судить о жизнеспособности контрактов и вероятностных последствиях тех или иных действий и постигается не путем детального изучения законодательных актов, а повседневными наблюдениями за его функционированием. Бизнес сам по себе ограничен неформальными обычаями и правилами, их приходится признавать всем, кто в нем участвует, и деятельность в согласии с ними порой служит «входным билетом» в деловые круги и знаком доверия. Эти обычаи и правила меняются от страны к стране, так что бизнесмену, пытающемуся ввозить товары в незнакомую страну, иногда приходится им обучаться.
Более
непосредственно жизнь и
Не следует игнорировать значимость привычек и для производства как такового. Любая работа, будь то квалифицированная или неквалифицированная, требует известного уровня практических знаний, или ноу-хау, которые с течение времени и приобретаются, и становятся рутинами. Действительно, можно предположить, что трудовая квалификация населения страны состоит из набора важных привычек, приобретаемых в течение длительного времени, получивших широкое распространение среди трудоспособных граждан и пустивших глубокие корни в их практической деятельности. К этому факту привлек наше внимание Торстейн Веблен; ему же мы обязаны теорией экономической эволюции, основанной на противоречиях между привычками и ожиданиями рабочих, с одной стороны, и деловых кругов – с другой [10, с. 200-201].
Схожие
идеи возродились в яркой работе Ричарда
Нельсона и Сиднея Уинтера (Nelson and Winter,
1982). Главный объект их исследования –
фирма, причем считается, что к числу важных
(хотя и не универсальных) ее характеристик
относится привычное и рутинизированное
поведение. Стремясь показать, каким образом
осуществляется приобретение сложных
технологических умений и их распространение
в рамках экономической системы, Нельсон
и Уинтер утверждают, что привычки и рутины
выполняют функции хранилищ знаний и умений.
В их терминологии рутины фирмы – это
«память организации» [4, с. 142]. Следовательно,
Нельсон и Уинтер не просто констатируют
факт широкого распространения привычек
и рутин внутри организации; помимо этого
в соответствии с их теорией экономических
изменений рутинам и привычкам присущи
определенные функциональные характеристики.
1.3.
Эволюционный характер
институциональной
экономической теории
Какую же альтернативную парадигму могут принять экономисты после отказа от концентрации на сравнительной статистике и других формах теоретических построений в духе концепции равновесия? По мнению американских институционалистов и других современных авторов, например Николаса Джорджеску-Рогена (Georgesku-Roegen, 1971, 1978), а также Ричарда Нельсона и Сиднея Уинтера (Nelson and Winter, 1982), плодотворной парадигмой, альтернативной парадигме механического равновесия, вероятно, является эволюционная позиция.
Может показаться, что неоклассическая теория в своем анализе конкуренции и даже рационального поведения индивида имеет твердую опору в виде биологической аналогии дарвинистского толка. Например, со времени выхода в свет классической статьи Армена Алчияна (Alchian, 1950) основой гипотезы максимизации прибыли фирмами часто было предположение, что такие фирмы наиболее приспособлены, у них больше вероятности выжить и стать типовыми фирмами, в то время как менее «умелые» фирмы выбывают из игры [10, с. 215].
Однако в работе Уинтера (1964) пространно доказывается, что аппеляция к дарвинистским представлениям об эволюции неудачна, потому что при этом не уточняются механизмы, участвующие в поддержании и воспроизведении такого максимизирующего поведения. До сих пор ни один теоретик-неоклассик не дал удовлетворительного объяснения тому, каким образом фирма, начав заниматься максимизацией, будет продолжать это делать. Возможно, менеджеры предприятия понимают, что такое поведение в определенном смысле оптимально, и следуют ему именно по этой причине; но тот факт, что максимизирующее поведение как таковое становится целью, а не является результатом прошлой эволюции и «естественного отбора», несовместим ни с какими дарвинистскими представлениями. Точно так же неоклассическая теория не в состоянии объяснить, каким образом характеристики «приспособленной» фирмы передаются другим, новым фирмам, появившимся вслед за ней. Следовательно, неоклассические взывания к Дарвину оказываются несостоятельными, поскольку, даже если где-то прививается максимизирующее поведение, с дарвинистской точки зрения нет никаких оснований для его распространения на всю экономику.
Информация о работе Сущность и роль рутины в эволюционной теории