Сущность и роль рутины в эволюционной теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 08:13, контрольная работа

Описание

В настоящее время растет актуальность эволюционной теории предприятия как парадигмы, дающей наиболее адекватное представление о функционировании хозяйствующих субъектов в современных экономических условиях. Эволюционный подход обогатил науку о предприятии понятием «организационной рутины» – «нормальных, предсказуемых образцов поведения», сфокусировав внимание на моменте привычности, стереотипности, в значительной степени присущих реальным стратегиям предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУТИНИЗАЦИИ В ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ 5
1.1. Понятие рутин в эволюционной теории фирмы 5
1.2. Рутинизация и институты 6
1.3. Эволюционный характер институциональной экономической теории 8
2. «РУТИННЫЙ» ПОДХОД К АНАЛИЗУ СТАБИЛЬНОГО И ИЗМЕНЧИВОГО В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 13
2.1. Организация как иерархия организационных рутин 13
2.2. Модель жизненного цикла организационной рутины 14
2.3. Эволюция внутренней среды организации 18
2.4. Теория «издержек рутинизации» 19
Заключение 26
Список использованных источников 28

Работа состоит из  1 файл

Эссе.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

      В рамках рутинного долгосрочного  периода может быть решен принципиальный вопрос об определении критерия отдачи от той или иной организационной рутины, с учетом которого могут быть определены отдельные фазы ее жизненного цикла.

      В качестве такого критерия может быть использована «эластичность выпуска от издержек рутинизации» − категория, отражающая на сколько процентов изменится выпуск продукции при изменении совокупных издержек рутинизации на один процент. Тогда выражение для эластичности выпуска от издержек рутинизации может быть записано через стандартное соотношение эластичности

ER = (∆Q /∆TCR )·(TCR / Q) , (3)

где ER – эластичность выпуска от издержек рутинизации; ∆Q – приращение выпуска продукции при использовании данной рутины; ∆TCR – изменение издержек рутинизации; TCR – средние издержки рутинизации; Q – средний объем выпуска продукции за период.

      Отношение прибыльности продукции предприятия при использовании данных рутин к совокупным издержкам рутинизации можно назвать рентабельностью рутинизации. В этом случае выражение для рентабельности рутинизации будет иметь вид

RER = πR / TCR , (4)

где RER – рентабельность рутинизации; πR – прибыль от применения данных рутин;

TCR – совокупные издержки рутинизации.

      Проведенное эмпирическое исследование показало, что 93 % руководителей фирм считают, что изменение параметров внутренней среды требует дополнительных издержек. Однако возникает вопрос, как учитывать данные издержки рутинизации. Здесь мнения разделились. 64 % руководителей обследованных фирм считают целесообразным учет издержек рутинизации в составе общефирменных управленческих расходов. 27 % руководителей полагают необходимым отнесение учета издержек рутинизации отдельно от других расходов, и только 9 % руководителей обследованных фирм посчитали, что анализ подобных издержек − нецелесообразен.

      Подтверждение полученных данных нашло отражение  в совокупной доле издержек рутинизации в общефирменных затратах (рис. 5).

Рис. 5. Доля совокупных издержек рутинизации в общефирменных затратах по данным

эмпирического исследования 

      Из  рис. 5 видно, что доля издержек рутинизации составляет значительную часть в общефирменных затратах обследованных фирм. При этом лишь 12 % фирм затруднились с ответом об относительном объеме затрат на рутинизацию хозяйственной деятельности.

Поскольку учетная  политика фирм основана на статьях бухгалтерского учета, далеких от затратного анализа уровней внутрифирменной рутинизации, то в результате проведенного исследования были получены лишь данные по калькулируемым статьям затрат. Но даже их анализ показывает, что номенклатура издержек рутинизации достаточно разнообразна и включает в себя затраты на обучение персонала, организационную структуру, информационные издержки, преодоление сопротивлений изменениям, научно-исследовательские работы и другое. При этом лишь первые затраты (на обучение) можно отнести к издержкам фундаментальных уровней рутинизации, тогда как другие затраты следует, по-видимому, отнести к издержкам функциональных уровней рутинизации.

      Иначе говоря, результаты эмпирического исследования демонстрируют, что наиболее значительная доля издержек рутинизации расходуется на формирование и поддержание организационных рутин функциональных уровней. Объяснение этому феномену лежит в плоскости различного времени существования разных уровней внутрифирменной рутинизации. Но прежде следует рассмотреть возможную модель жизненного цикла организационной рутины.

      Подход  к исследованию организационных  рутин с позиции их жизненного цикла позволяет моделировать зарождение, рост, укоренение и разрушение организационных рутин. Подобный взгляд на формирование организационных рутин полностью соответствует эволюционной теории экономического развития.

      Применительно к издержкам рутинизации была выдвинута гипотеза о синусоидальном характере кривой затрат на формирование, укоренение и разрушение организационной рутины.

      Синусоидальность  характера кривой издержек рутинизации  объясняется тем, что в период формирования организационной рутины, необходимые издержки возрастают в связи со стимулированием эффектов запоминания, мотивации и контроля рутины. Затем после наступления этапа укоренения издержки рутинизации неизбежно будут снижаться вследствие отдачи от возрастающего масштаба производства. Снижение издержек производства при полном оформлении организационных рутин было выявлено и по результатам проведенного Поповым и Хмельковой эмпирического исследования. Далее с началом этапа разрушения организационной рутины издержки должны возрастать, так как требуются дополнительные усилия по переобучению работников, изменению мотивации и системы контроля при смене рутинного уклада.

      Подтверждение выдвинутой гипотезы о синусоидальном характере изменения издержек рутинизации было получено в ходе проведенного эмпирического исследования на Верх-Исетском металлургическом заводе. Здесь за последние тридцать лет произошла замена применения горячекатаной технологии для выпуска трансформаторной стали на холоднокатаную технологию выпуска. Поскольку подобное технологическое перевооружение привело к трансформации организационных рутин всех уровней фирмы, то были зафиксированы интегральные характеристики выпуска продукции и издержек рутинизации. Отмечу, что издержки рутинизации оценивались через затраты по найму рабочей силы для обслуживания указанных цехов.

      Данные  доказывают то, что укоренение и разрушение горячекатаного производства характеризуется относительным снижением издержек в период укоренения технологии и резким возрастанием издержек в период разрушения данного способа производства. С другой стороны, формирование холоднокатаного способа производства обеспечивается возрастанием издержек рутинизации этого способа производства. Таким образом, в один период времени можно наблюдать и рост отдачи от определенных организационных рутин, и снижение отдачи от других рутин.

      Следовательно, возникает проблема одновременного сосуществования организационных рутин, находящихся на разных этапах своих жизненных циклов.

      В связи с этим возможна постановка гипотезы о полидинамичности (неравно-

мерности динамического развития) жизненных циклов организационных рутин разных уровней в рамках одной выделенной фирмы.

      Как показали результаты эмпирических исследований жизненные циклы организационных рутин различных уровней фирмы, по-видимому, имеют разную временную продолжительность. Иными словами, в рамках институционально-эволюционной теории фирмы предметом исследования может являться полидинамичность рутинных уровней фирмы.

      Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить различные периоды жизни организационных рутин разного уровня. По данным усредненных оценок были получены следующие значения количества лет существования (периоды жизненных циклов) организационных рутин:

      - ментального уровня – 17 лет;

      - культурного уровня – 12 лет;

      - институционального уровня – 7 лет;

      - технологического уровня – 5 лет;

      - поведенческого уровня – 4.5 г.;

      - рыночного уровня – 3 г.

      В данном перечне отсутствует оценка жизненного цикла когнитивного уровня организационных рутин. Это связано с противоречивостью полученных эмпирических данных, обусловленных отсутствием устоявшихся познавательных процессов в современных российских условиях рыночных отношений.

      Вместе  с тем, полученные результаты убедительно свидетельствуют о различии жизненных циклов организационных рутин. Причем рутины фундаментальных уровней (ментального, культурного, институционального) имеют наиболее длительные периоды жизненных циклов, а рутины функциональных уровней (технологического, поведенческого, рыночного) – наиболее короткие периоды жизни.

      Этим  может быть объяснено и то, что собственники фирм в первую очередь реализуют проекты по формированию рутин функциональных уровней, так как окупаемость проектов здесь имеет наименьшие сроки. И лишь затем реализуются проекты по преобразованию организационных рутин фундаментальных уровней. Согласно данным нашего эмпирического исследования лишь 33 % всех проектов реорганизации относятся к проектам формирования организационных рутин фундаментальных уровней.

      Выводы. Эволюционная теория, берущая на вооружение идею «рутинного функционирования», позволяет достигнуть нового, взвешенного взгляда на диалектику стабильного и изменчивого в стратегиях функционирования предприятий. Плодотворно интегрируя в свою теоретическую систему наработки институциональной экономики и современных парадигм стратегического менеджмента, эволюционная доктрина вновь возрождает ценности постоянства, преемственности, неизменности траекторий функционирования предприятия, формулируя новые аргументы против бизнес – революций.

      Системно-интеграционные представления о функционировании предприятия, обогащенные моделью жизненного цикла организационной рутины, позволяют расширить имеющиеся на сегодняшний день представления о феномене внутрифирменных изменений и организационного развития. Их характер и механизмы определяются не только индивидуальными особенностями эволюции отдельных организационных рутин, но и коэволюцией рутин различных содержательных уровней. Учет принципа полидинамичности при анализе внутренней среды фирмы позволяет сформулировать новые актуальные задачи по разработке стратегий управления «портфелем» рутин фирмы с учетом стадии

их жизненного цикла.

 

       Заключение

      Со  времени появления фундаментального исследования Р. Нельсона – С. Уинтера по теории эволюционной экономики минуло более двадцати лет. Однако пионерное предложение указанных авторов осуществлять анализ эволюции экономических систем через поиск и отбор новых организационных рутин фирмы не нашло своего адекватного продолжения в современных экономических исследованиях. Вместе с тем, актуальность моделирования эволюции организационных рутин продиктована теоретической и практической потребностями формирования системного представления о развитии фирм в условиях свободного рыночного обмена.

      Конечно, вопросы эволюционного развития достаточно широко обсуждаются в мировой экономической литературе. К публикациям последних лет следует отнести работы П. Франкоуза и Х. Ллойд-Эллиса, Дж. Ходжсона, Д. Хеллера, A. Бен-Шохама, Р. Серрано и О. Волиджа, Ш. Чакраборти и др. Однако исследования по эволюционной экономике рассматривают организационные рутины как раз и навсегда сформированные правила принятия решений экономическими агентами. Такой подход затрудняет моделирование

поступательного развития хозяйственной деятельности фирмы.

      Сущность  организационной рутины заключается в выделении элементарной ячейки хозяйственной активности, позволяющей иерархично и детально структурировать организационно-производственную деятельность. Р. Нельсон и С. Уинтер отмечают, что под термином «рутина» подразумеваются индивидуальное умение индивида, постоянно повторяющаяся деятельность организации или бессобытийное эффективное функционирование на уровне индивида или фирмы, следовательно, типичный работник фирмы владеет определенными умениями или рутинами. Совокупность рутин, которые может исполнить экономический субъект при определенных подходящих условиях, называется репертуаром этого индивида. Наиболее важная форма хранения специфических организационных знаний фирмы – это рутинизация ее деятельности. Иначе говоря, запоминание рутины путем ее делания и является основой функционирования любой фирмы.

      Анализ  эмпирических данных показывает, что  основными достоинствами рутинизации хозяйственной деятельности являются автоматизация выполнения работы и предсказуемость деятельности, а недостатками – снижение мотивов к творчеству и слепое следование стереотипам. Проведенное исследование также показало, что 59 % руководителей фирм считают, что полная рутинизация хозяйственной деятельности необходима, 36 % отметили, что целесообразна разработка инструкций по отдельным направлениям деятельности и лишь 5 % выделили нецелесообразность рутинизации деятельности фирм. Таким образом, в соответствии с данными проведенного исследования рутинизация деятельности действительно является основой функционирования практически любой фирмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

1. Гуияр Ф., Келли Дж. Преобразование организации. — М: Издательство «Дело», 2000.

2. Клейнер Г. Системная парадигма и теория предприятия. // Вопросы экономики. — 2002. — № 10.

3. Литвинцева Г.П. Институциональная экономическая теория: Учебник. – Новосибирск: Изд-во: НГТУ, 2003.

4. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000.

5. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. — М: Издательство «Дело», 2002.

Информация о работе Сущность и роль рутины в эволюционной теории