Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и изложение аспектов деятельности по антикризисному управлению, технологий разработки и принятия антикризисных решений.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• Объяснить причины возникновения кризиса в организации в целом, а также причины возникновения кризисов на различных этапах жизненного цикла организации;
• Рассмотреть этапы процесса разработки антикризисных решений;
• Рассмотреть факторы, которые оказывают влияние на качество управленческих решений в антикризисном управлении;
• Рассмотреть систему антикризисных мероприятий;
• Изучить опыт зарубежных фирм в антикризисном управлении;
• Осуществить анализ антикризисной деятельности предприятия ОАО «Жабинковский сахарный завод».
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ГЛАВА 1: ТЕХНОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 8
1.1. Тенденции цикличного развития организации 8
1.2. Технологии разработки управленческих решений в антикризисном управлении 13
1.3. Морфологический анализ проблем 18
1.4. Анализ деятельности организации в технологии антикризисного управления 21
2. ГЛАВА 2: АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЖАБИНКОВСКИЙ САХАРНЫЙ ЗАВОД» 28
2.1. Общая характеристика предприятия 28
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 31
2.3. Анализ и оценка мероприятий, проводимых на предприятии по улучшению его платежеспособности. 38
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
5. ПРИЛОЖЕНИЕ 50
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
Кафедра теоретической и прикладной экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: «Технологии принятия решений в антикризисном управлении»
Выполнила:
студентка 2 курса
юридического факультета
специальности
«Бизнес-администрирование»
группы 21 А.Н. Любовицкая
Научный руководитель:
Преподаватель-стажер
Брест 2011
4
4
Оглавление
Введение
1. Глава 1: Технологии принятия решений в антикризисном управлении
1.1. Тенденции цикличного развития организации
1.2. Технологии разработки управленческих решений в антикризисном управлении
1.3. Морфологический анализ проблем
1.4. Анализ деятельности организации в технологии антикризисного управления
2. Глава 2: Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Жабинковский сахарный завод»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
2.3. Анализ и оценка мероприятий, проводимых на предприятии по улучшению его платежеспособности.
3. Заключение
4. Список литературы
5. Приложение
4
В современной литературе по менеджменту понятие «организация» рассматривается как некоторое относительно обособленное структурное звено в общей экономической системе. Критериями такого обособления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие управляющей системы, наличие специализированной информационной структуры, общий результат работы.[2]
Возможно ли возникновение кризиса в деятельности отдельной организации? Это очень важный вопрос в проблематике современного управления.
Практика показывает, что кризисы не только возможны — они отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации. Причины возникновения кризисов в организации могут быть различны. Но очень важно распознать симптомы кризисного развития, чтобы своевременно использовать программы антикризисного управления.
Вообще термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Многие считают, что причиной его возникновения явилось реформирование экономики в Республике Беларусь и постепенное вхождение ее в зону кризиса. Также многие сегодня понимают, что только новый тип управления способен вывести экономику из кризиса. Это управление и получило название антикризисного. Термин появился, а суть такого управления вызывает большие дискуссии до сих пор. Одни исследователи рассматривают антикризисное управление как проблему исключительно макроэкономического масштаба, совершенно упуская из виду, что кризисы возникают в отдельной организации и не всегда зависят от общей экономической обстановки; другие анализируют только экономические аспекты кризиса и оставляют в стороне социальные, психологические, организационные, управленческие и другие аспекты. Отсюда возникают споры о том, какие технологии следует применять при принятии антикризисных решений, какие существуют ограничения и факторы при разработке таких решений.
Процесс управления сознательно выстраивается по критериям рациональности, экономии времени, использования ресурсов, максимальной эффективности, характеру возникающих проблем. Это и называется технологией управления, которая заключается в выборе и реализации определенной последовательности, параллельности, комбинации операций при разработке управленческого решения.
Антикризисное управление, как и любое другое, характеризуется определенными технологическими схемами управления. Но специфика антикризисного управления отражает и специфику его технологии. Здесь существенное влияние могут оказывать факторы дефицита времени, снижения управляемости, конфликтности интересов, высокой степени неопределенности и риска, сложного переплетения проблем, давления внешней среды, снижения конкурентоспособности, нарушение баланса власти.
Технология антикризисного управления — это комплекс последовательных мер предупреждения, профилактики, преодоления кризиса, снижение уровня его отрицательных последствий. Она предполагает большую исследовательско-аналитическую и социально-организационную деятельность. Технологию антикризисного управления нельзя сводить только к поиску вариантов поведения — это технология активной управленческой деятельности, характеризующейся полным комплексом функций, ролей и полномочий.[1]
Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение и изложение аспектов деятельности по антикризисному управлению, технологий разработки и принятия антикризисных решений.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Объяснить причины возникновения кризиса в организации в целом, а также причины возникновения кризисов на различных этапах жизненного цикла организации;
Рассмотреть этапы процесса разработки антикризисных решений;
Рассмотреть факторы, которые оказывают влияние на качество управленческих решений в антикризисном управлении;
Рассмотреть систему антикризисных мероприятий;
Изучить опыт зарубежных фирм в антикризисном управлении;
Осуществить анализ антикризисной деятельности предприятия ОАО «Жабинковский сахарный завод».
4
В развитии организаций существует множество циклов, которые переплетаются друг с другом, накладываются друг на друга или расходятся. Поэтому исследование функционирования организаций и тенденций их развития составляют определенные трудности.
В литературе существуют различные методы выделения циклов развития организаций. В данной работе будет рассмотрен пятиэтапный цикл развития. Каждому из этапов соответствуют определенные особенности состояния организации. Описание каждого этапа приведено в таблице 2.1.[1, 3]
Таблица 2.1. Описание этапов развития организации.
№ п/п | Название этапа | Особенности состояния организации | Причины возникновения кризиса |
1 | Эксплерентный | Зарождение фирмы в рыночной экономической среде, формирование ее первоначальной структуры. Это, как правило, рискованная деятельность. Поэтому здесь существует опасность кризиса, которая заключается в том, что фирма может исчезнуть уже на этапе ее возникновения. | •Чрезмерный фанатизм лидера (возможно неформального) и неумение его идти на компромисс; |
2 | Патиент | Это этап завоевывания какого-либо сегмента рынка, упрочения рыночных позиций, выработки конкурентной стратегии, повышение роли маркетинга в управлении фирмой. Это этап количественного роста. | •Появление значительных разногласий в коллективе; |
3 | Виолентный | Организация достигает зрелого состояния, устойчивого положения на рынке, конкурентоспособность ее высока, она чувствует себя уверенно. | •Проявление значительных разногласий в коллективе; |
4 | Коммутантный | Период упадка, старения фирмы, когда наиболее значимые параметры ее жизнедеятельности заметно ухудшаются. Как правило, это фирмы, отжившие свой век и выпускающие продукцию или оказывающие услуги, либо частично устаревшие, либо имеющие ограниченный спрос. | •Сужение рынка; |
5 | Леталентный | Деструктуризация фирмы, прекращение её существования в прежнем виде. Фирмы на этом этапе распадаются в связи с невозможностью их эффективного функционирования, либо это фирмы на которых происходит диверсификация с полным изменением профиля деятельности и полной или частичной заменой прежних технологий, а также сменой персонала. | Такие глубокие изменения, естественно, могут породить осложнения самого различного характера, в том числе и ухудшения рыночных позиций. |
Таким образом, очевидно, что несмотря на то, что причин возникновения кризиса на каждом этапе жизненного цикла организации достаточно большое количество, многие из них одинаковы для каждого их этапов жизненного цикла, либо для некоторых из них. Это такие причины как ограниченность ресурсов, зависимость от рыночной конъюнктуры, перегрузка в работе, малодинамичные научные структуры, проблемы в управлении персоналом и другие.
Однако, для разработки антикризисных управленческих решений недостаточно знания причин возникновения кризиса, необходимо еще выделить факторы, которые определяют условия принятия решения.
4
Наиболее ответственным этапом в технологии антикризисного управления является разработка управленческих решений.
Качество управленческих решений в процессах антикризисного управления зависит от множества факторов, наиболее значимыми из которых являются следующие:
1) Категория проблем:
Стандартные — их решение требует четкого следования определенным стандартам. Такие проблемы не допускают никаких отклонений в «сторону» и в конечном итоге в их решении должны главную роль играть умения и навыки;
Типовые — они решаются на базе множества определенных, заранее заданных правил, причем в ходе решения нужно из имеющегося множества выбирать конкретный, зачастую единственный, набор правил, который позволяет добиться успеха;
Эвристические — их решение требует творчества, поиска, озарения.
В настоящее время методический аппарат менеджеров зачастую ориентирован на решение стандартных и типовых проблем. Современный (и тем более завтрашний) менеджер должен обладать эффективным эвристическим мышлением, поскольку он будет должен постоянно решать эмпирические проблемы. Методики, которые использует менеджер, должны позволять воспринимать поток инноваций как естественную необходимость постоянного совершенствования управления.
2) Условия разработки решений:
Относительно стабильные, благоприятные, при которых менеджер не сталкивается с непредвиденными ситуациями, пребывая в обычной, спокойной обстановке;
Экстремальные — от менеджера требуется продемонстрировать профессионализм, уверенность и решительность, собранность, поскольку от этого зависит дальнейшая судьба фирмы;
Кризисные — характеризуют целую цепочку ситуаций, которые приводят к падению обычных показателей деятельности, нежелательным последствиям, обострению противоречий и прочее.
Менеджер должен уметь предвидеть возможные экстремальные ситуации и кризисы. Предвосхищая их, он должен создавать поле инноваций, которое позволит минимизировать ущерб от возможных катаклизмов. Менеджер должен не просто реагировать на проблемы, а видеть целостную картину возможных вариантов развития событий и предлагать систему нововведений.
3) Достаточность исходной информации:
Недостаточный объем — в этом случае для решения проблем необходимо найти или синтезировать исходную информацию, которая позволит добиться желаемой цели;
Достаточный объем, т.е. для решения проблемы вполне достаточно той информации, которая имеется в распоряжении менеджера;
Избыточный объем — менеджер должен уметь выявить только необходимую информацию и использовать ее достаточно эффективно.
В основном менеджер имеет недостаточный объем информации. Нередко он подготовлен к деятельности в «стерильной обстановке», от которой «правда жизни» значительно отличается.
4) Достоверность исходной информации:
Явно недостоверная, т.е. не явно соответствующая условиям задачи;
Псевдодостоверная, т.е. соответствующая условиям задачи, однако несущая в себе сведения, которые не позволяют получить правильные решения проблемы;
Полностью достоверная, т.е. соответствующая содержанию проблемы и условиям ее решения.
Менеджер зачастую располагает недостоверной информацией, причем оценить степень недостоверности иногда бывает крайне затруднительно. Менеджер вынужден познавать «азы лжи и выворачивания фактов», совершая ошибки. Что почти всегда приводит к негативным последствиям.
5) Масштабы проблемы:
Глобальная — от ее решения зависит жизнедеятельность целых регионов, а в отдельных случаях и всей планеты;
Локальная — от ее решения зависит жизнедеятельность небольшой группы людей, в крайнем случае отдельного человека;
Микролокальная — от ее решения зависит конкретный поступок отдельного человека.
Современный менеджер (тем более менеджер, занимающийся антикризисным управлением) вынужден решать задачи как локального, так и глобального масштаба. Его ответственность перед другими людьми требует освоения современной методологии разработки решений с учетом антикризисных подходов и задач.
6) Техническое оснащение:
Отсутствует — нет необходимых технических средств для обработки информации;
Имеется в недостаточном объеме — технических средств недостает для устойчивого, качественного процесса информационного обеспечения управления;
Информация о работе Технологии принятия решений в антикризисном управлении