Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа
Цель данной работы – наиболее широко раскрыть проблему теневой экономики в России, доказать значимость данного вопроса, предложить возможные пути борьбы с ней.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1) сформулировать понятие теневой экономики, объяснить причины возникновения данного явления;
2) оценить масштабы теневой экономики в современной России;
3) раскрыть негативный эффект теневой деятельности на экономику России;
4) предложить пути решения проблемы теневой экономики.
Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Определение и структура теневой экономики, причины и условия её формирования
1.1 Определение и структура теневой экономики………………………….6
1.2 Условия формирования теневой экономики…………………………..14
1.3 Причины развития теневой экономики………………………………..17
Глава 2. Масштабы, роль и области проявления теневой экономики в России
2.1 Масштабы теневой экономики в России………………………………22
2.2 Теневая экономика в различных сферах деятельности общества...…26
2.3 Роль теневой экономики в Российской Федерации…………………..34
Глава 3. Государственная политика в отношении теневой экономики
3.1 Законодательное регулирование……………………………………….39
3.2 Воздействие государства на теневую экономику….....……………… 42
3.3 Зарубежный опыт……………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………… 50
Список использованной литературы…………………………………………...53
2) Внеправовая экономика (out-of-law economy) - экономическая деятельность, нарушающая права других хозяйственных агентов, но не предусмотренная действующим законодательством страны и находящаяся таким образом во внеправовых зонах. Это "розовые рынки" (rosy markets).[17] (Хрестоматийный пример - финансовые пирамиды середины 90-х годов, которые лишь использовали "дыры" в законодательстве, но от их деятельности пострадали миллионы людей. Сюда же следует отнести нарушения экологической безопасности, лоббирование в пользу отдельных хозяйственных субъектов, предоставление "в виде исключения" индивидуальных субсидий и льгот и т.п.)
3) Полуправовая экономика (semi-legal economy) - экономическая деятельность, по своим целям регламентированная законодательством, но периодически выходящая за его пределы по характеру используемых средств. Это "серые рынки" (grey markets).[17] (В первую очередь они связаны с разными способами уклонения от налогов, включая использование "черного нала", бартерные обмены, работу без лицензии и патента, «нелицензированная деятельность» практикующих адвокатов, врачей, преподавателей учебных заведений, инструкторов спорта, трудовой наем без оформления, вывоз капитала из России по поддельным контрактам.)
4) Криминальная, нелегальная экономика (non-legal, criminal economy) - экономическая деятельность, запрещенная законом и по своей сути нарушающая закон. (Наркобизнес, незаконное производство оружия и незаконная торговля им, крупная контрабанда, проституция, торговля людьми, рэкет и применение силы – примеры такой деятельности.) Это "черные рынки" (black markets).[17]
Из раскрытой выше сущности теневой экономики следует, что это явление имеет весьма разнородный и многогранный характер. В связи с этим возможны различные критерии разделения её элементов. Для удобства анализа обозначим каждый выделенный страту, слой, уровень или зону рынка своим цветом.
Белый рынок (официальная зона) основывается на учтенных операциях в бюджетно-налоговой системе, отражаемых официальной статистической отчетностью, балансах предприятий, налоговых деклараций и т.п. Это легальный рынок, участники которого действуют с соблюдениями всех правил и законов и полностью прозрачны. Последняя особенность важна при вхождении России на мировой рынок и является одним из важнейших факторов привлечения на белый рынок предпринимателей из теневой сферы.[18]
Розовый рынок (своего рода «VIP»-зона) включает деятельность уполномоченных властными структурами фирм, имеющих «статус наибольшего благоприятствования», который дает возможность получать дешевые кредиты, льготы, работать с особо ликвидными товарами и т.д. Государство представляет собой общественный институт, призванный защищать, безусловно ассоциированные цели, находящие отражение либо в стремлении сохранить общество от уничтожения, либо в попытках обеспечить его наиболее прогрессивное развитие. Однако, являясь институтом власти, государство порождает и свои специфические цели, не попадающие под ассоциированные потребности, что было подмечено еще Н. Бакуниным, который писал, что любые политические деятели всегда будут смотреть на народ "...с высоты "государственной": они будут представлять уже не народ, а себя и свои "притязания" на управление народом".[18]
Похожую оценку государству как экономическому субъекту дает Я. Корнай: "На самом деле любая правительственная организация склонна без удержу тратить деньги граждан. Нужно приложить большие усилия, чтобы воспрепятствовать этим сильным тенденциям". В случаях же, когда государство выступает субъектом собственности, существующие в нем названные тенденции способны воплотиться в жизнь в полном объеме. Безусловно, для этого требуется соблюдение ряда условий, важнейшее из которых — вывод собственных затрат за границы общественного контроля.[23]
В этой «неприкасаемой» для других зоне действуют так называемые «карманные» фирмы, которым позволено, например, ежегодно закупать миллионы тонн нефти по заниженным ценам (в том числе за региональные расчетные векселя) и отправлять её на экспорт или переработку, но уже по мировым ценам; фактически даром забирать землю в центре города под строительство своих объектов и элитного жилья и т.д. и т.п.[13]
Розовый рынок функционирует как на федеральном, так и на региональных уровнях и имеет сквозной характер. Причем огромная часть этого рынка находится в полной тени. Общим правилом для его «игроков» является увод средств в иностранные оффшоры.
Розовый
рынок берет свое начало с 20-х
годов прошлого века, когда, например,
В.И.Ленин лично дал
Сегодня наряду с открытой существует и продолжает функционировать закрытая (негласная) форма обмена и распределения средств, продукции и услуг, с предоставлением официальных и неофициальных преференций и льгот (таможенных, налоговых, снабженческих, транспортных, арендных и других) для своих - узкого круга доверенных юридических и физических лиц, находящихся рядом с федеральной и региональной властями.
Серый рынок-зона полулегальных операций, таких как обеспечение утечки капиталов за рубеж; не полная инкассация выручки; челночный бизнес с неучтенными операциями; городские вещевые рынки без инкассации выручки, вымогательство местными властями у предпринимателей денег на местные нужды - проведение праздников, во внебюджетные фонды.[23]
Этот рынок базируется на основе деятельности ряда полутеневых организаций, предприятий и оказывающих им содействие представителей федеральных и региональных органов власти.
Эта система начала функционировать еще в советское время, когда хозяйствующие субъекты и просто физические лица создали полулегальный рынок взаимных услуг под условным названием - «блат-связи» на базе бартерных операций, особенно в секторе обращения дефицитных товаров и услуг - в строительстве, торговле, снабжении, транспорте и других отраслях. Растущий дефицит услуг и товаров в СССР привел к широкомасштабным спекуляции и торговле «из-под прилавка», что стало основой для создания серого рынка.
Другая составляющая серого рынка - это достигшее значительных размеров хищение государственной собственности (феномен «несунов»). Процветали и приписки на производстве, во-первых, позволяющие фиктивно выполнять издаваемые сверху невыполнимые планы, а во-вторых, - скрывать воровство оборудования и материалов, которые затем перепродавались на черном рынке. Несмотря на суровые наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при сверхцентрализированном планировании и управлении ошибки в распределении ресурсов.
В современных условиях сложился новый вид серого рынка, на котором властные структуры, используя свои полномочия, заставляют бизнес делать взносы в свои полуофициальные внебюджетные фонды. Такой оброк может заменяться откупами или взятками за право не платить оброк. Взамен власти не замечают правонарушений бизнесменов.
Черный рынок - (криминальная зона) включает операции и сделки в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство услуг и товаров на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных структурах, или выпуск неучтенной продукции на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, проституцию, контрабанду, наркобизнес, рэкет и скрытые от налогообложения виды деятельности («левые» услуги врачей, репетиторство, деятельность теневых банков, черная касса).
Черный рынок-это своеобразный оффшор внутри страны. Посредством нелегальных видов деятельности создается добавленная стоимость, скрытая от налогообложения. Однако существуют своего рода трансакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и милиции (право на неприкасаемость), а также «арбитражные» издержки на «разборки».[18]
Вся же теневая экономика организована по принципу пирамиды. На ее вершине стоят криминальные структуры, а в основании - «рабочая сила»: торговцы оружием и наркотиками, бандиты, рэкетиры, наемные убийцы, сутенеры, грабители и т.п. Часть основания пирамиды занята коррумпированными представителями органов управления и власти. Через них «черный рынок» соединяется с розовым, например, когда возникает необходимость перевода учтенных безналичных денег в неучтенные наличные. По разным оценкам экспертов, эта группа коррупционеров составляет от5% до 20% численности всей пирамиды.
Вторая группа формирует среднюю часть пирамиды и включает в себя «теневиков-хозяйственников» (банкиры, коммерсанты, предприниматели), представляющих серый рынок. Здесь черный рынок смыкается с серым. Следует указать, что многие участники как черного, так и серого рынков могут войти в нормальную белую экономику. Пока же они вынуждены уходить в «полутень» потому, что затраты их деятельности при существующих правилах экономической игры зачастую превышают доходы.
Третья группа, также как и вторая, формирует среднюю часть пирамиды, она представлена наемными работниками умственного и физического труда, для которых неофициальная деятельность - вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе не является незаконным, но в силу разного рода обстоятельств (экономических и правовых) эти занятия уводятся в тень. К ним примыкают мелкие и средние госслужащие, в доходах которых до 60% составляют взятки.
Всего данная пирамида, по подсчетам Росстата, включает около 30 млн. чел. экономически активного населения страны, производящих более 40% ВВП.[41]
1.2 Условия формирования теневой экономики
Почему теневой сектор до сих пор не утратил значительной роли в российской экономике? Попробуем выделить факторы, способствующие функционированию теневой экономики в сегодняшней России.
Разрушение командно-административной системы во время перестройки способствовало количественному и качественному изменению теневой экономики в России. В процессе преобразований советская номенклатура получила шанс использовать результаты распада системы СССР в интересах узкой группы лиц. В результате произошло формирование нового класса капитализированной элиты чиновников, к которым кроме традиционной функции управленцев добавилась новая роль бизнесменов. Раздел ресурсов среди узкого круга лиц заставил номенклатуру скрыть свою принадлежность к этому явлению за ширмой криминальных элементов. Допуск организованной преступности к управлению повлек за собой не только сокрытие результатов приватизации госсобственности, но и привел к криминализации социально-экономических явлений в государстве, охватив все ее сферы: от финансов до производства.[11]
В результате трансформационных преобразований под воздействием преступных элементов в Российской Федерации сложилось «теневое» государство, характеризующееся определенными особенностями, черты которого сохраняются и по настоящий день. Остановимся более подробно на каждой из тенденций, способствующих созданию особого вида государства:
- Срастание органов государственной власти с криминальными элементами, что способствует разрушению государственности и принятию решений в ущерб интересам населения и страны в целом. Управленческая верхушка, которая должна обеспечивать безопасность и высокий уровень жизни населения, преобразилась в паразитическую прослойку, которая вкупе с криминальными элементами стала варварски грабить достояние и народ страны.
- Возникновение тесных неофициальных связей предпринимателей и чиновников. Значительный масштаб коррупции в стране привел к двойному налогообложению: с одной стороны – государство (налоги), с другой – чиновники (взятки). Таким образом, коррумпированное налогообложение ложится непомерным грузом на бизнесменов, способствуя еще большему его уходу «в тень».
- Огромная доля участия государства в экономике страны и распространение разных форм монополизма, в том числе и государственного. Вмешательство государства в экономику страны ведет к искусственному неравенству в положении отдельных предприятий, что заставляет частный капитал обращаться к госчиновникам за компенсацией невыгодного положения, либо склонять чиновника к выбору вариантов, наиболее благоприятных для предпринимателя.
- Перераспределение
национального дохода в угоду
паразитарного потребления
- Общее состояние экономики: нарушение хозяйственных связей, инфляция, кризис платежеспособности, возможность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках
- Несовершенство налоговой системы - до сих пор в Российской Федерации взимается в бюджет и различные государственные фонды до 40% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель - 25-30% (расчеты специалистов показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50-60% всей его прибыли);[34]
- Продолжающиеся долгие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств (по оценкам экспертов, отмывается и расхищается через теневую экономику от 11 до 21 % всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных проектов и программ, а также прибыли государственных предприятий);
- Слабая и в огромной степени коррумпированная система судебных и правоохранительных органов (в отличие от развитых стран, наши 'правоохранители' не борются с профессиональной преступностью - это опасно, трудно и не денежно, а охотятся на граждан, неосторожно или вынужденно нарушающих закон);