Теневая экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – наиболее широко раскрыть проблему теневой экономики в России, доказать значимость данного вопроса, предложить возможные пути борьбы с ней.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1) сформулировать понятие теневой экономики, объяснить причины возникновения данного явления;
2) оценить масштабы теневой экономики в современной России;
3) раскрыть негативный эффект теневой деятельности на экономику России;
4) предложить пути решения проблемы теневой экономики.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Определение и структура теневой экономики, причины и условия её формирования
1.1 Определение и структура теневой экономики………………………….6
1.2 Условия формирования теневой экономики…………………………..14
1.3 Причины развития теневой экономики………………………………..17
Глава 2. Масштабы, роль и области проявления теневой экономики в России
2.1 Масштабы теневой экономики в России………………………………22
2.2 Теневая экономика в различных сферах деятельности общества...…26
2.3 Роль теневой экономики в Российской Федерации…………………..34
Глава 3. Государственная политика в отношении теневой экономики
3.1 Законодательное регулирование……………………………………….39
3.2 Воздействие государства на теневую экономику….....……………… 42
3.3 Зарубежный опыт……………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………… 50
Список использованной литературы…………………………………………...53

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 106.81 Кб (Скачать документ)

В Великобритании ответственность за налоговые преступления и проступки установлена в  специальных законодательных актах. При этом виды правонарушений подразделяются на несколько групп: проступки, связанные  с нарушением сбора налогов; преступления, связанные с мошенничеством и  подделкой в сфере налогообложения; таможенные правонарушения.

В США  все налоговые преступления квалифицируются  по степени их тяжести на тяжкие и менее тяжкие. Налоговое законодательство этой страны предусматривает уголовную ответственность не только лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, но и должностных лиц и работников налоговой службы. Нормы, регулирующие порядок взыскания налогов, контроль за неуплатой и правонарушениями, в отдельных штатах США являются более дробными.

Особо интересен опыт борьбы с теневой  экономикой Восточных государств. К  примеру, в ОАЭ отсутствует налогообложение  как таковое, что изначально заставляет государство изыскивать иные способы  поддержание государственной казны. Кроме того, возможность получения  полной прибыли без вычета налогов  позволяет снизить себестоимость  продукции и максимально использовать прибыль для развития производства. При этом государство экономит огромные денежные средства ввиду отсутствия необходимости содержания налогового аппарата. Отсутствие подоходного налога в этой стране делает ее привлекательной  для вложения в нее инвестиций как физических, так и юридических  лиц, а также способствует высокой  конкуренции на рынке рабочей  силы.

Следует заметить, что многие приемы борьбы с теневой экономикой не имеют  должного эффекта, а лишь затрудняют деятельность субъектов экономических  отношений (так, например, запрет для  юридических лиц использовать жилые  помещения в качестве юридического адреса с целью борьбы с компаниями-однодневками привел к усложнению процедуры регистрации  для многих учредителей).

Но, несмотря на сказанное, представляется что вышеизложенный опыт законодательного закрепления воздействия на теневую экономику, накопленный разными странами, вполне может быть адаптирован к современным российским реалиям.

Помимо  перечисленных мер в борьбе с  экономической преступностью необходимо международное сотрудничество. [28]

Для этого  необходимо присоединиться к принятым международным конвенциям, в частности  таким, как проект Конвенции Совета Европы, предусматривающей конфискацию  выручки от преступления; разработать  проект конвенции о принципах сотрудничества России со странами СНГ в борьбе с организованной преступностью; подготовить предложения о присоединении к конвенциям Совета Европы по вопросам борьбы с преступностью, в частности: Европейской конвенции о взаимной правовой помощи (1959 г.), Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.), Протоколу о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах (1961 г.), Европейскому соглашению о передаче заявлений о правовой помощи (1977 г.), международно-правовым документам о противодействии «отмыванию» средств, полученных противоправным путем.

С нашей  точки зрения, необходимо выработать и специальный этический кодекс государственного служащего, тем более что подобные примеры есть в западной практике (в частности, международная организация мирового сотрудничества и развития опубликовала в 1998 г. рекомендации по совершенствованию этического поведения государственной службы). Более того, в государственных учреждениях США существуют специальные подразделения служебной этики, работники которых помогают сотрудникам решать нестандартные проблемы этического характера. Стоит подумать и над тем, чтобы госслужащие давали специальную клятву (наподобие клятвы Гиппократа).[5] 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

В данной работе была сделана попытка проанализировать развитие теневой экономики в  России, причины ее функционирования в тех масштабах, которые имеются  сейчас, а также  проблемы перехода к легальным формам деятельности, укрепления рыночных институтов.

Приведенная в курсовой работе информация предоставляет определение и структуру теневой экономики, делает средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.

На основании  проделанной работы можно заключить, что роль теневых отношений в  национальной экономике России весьма важна, ведь ее доля в экономике составляет около 40% ВВП. Это сложная и многогранная институциональная система, к тому же актуальная и требующая комплексного решения в кратчайшие сроки.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той  экономической системы, которая  сложилась в нашей стране, теневая  экономика просто не могла не возникнуть.

Мировой опыт свидетельствует, что выйти  из ловушек теневой  экономики  очень сложно: это проблема не столько  экономическая, сколько институциональная.

Прежде  чем взять курс на низложение теневой  экономики, необходимо взвесить, в состоянии  ли легальное производство при существующих условиях заменить теневую экономику, а также положительные и отрицательные  стороны воспроизводства теневых  процессов на данном этапе.

Ведь  наряду с негативными тенденциями  и последствиями, такими как торможение технического прогресса и снижение производительности труда, уменьшение объема инвестиций, увеличение налогового бремени на экономических субъектов, остающихся в легальном секторе, невозможность осуществления последовательной макроэкономической политики из-за искажения показателей, формирование особых норм поведения и менталитета, теневая экономика выполняет те функции, которые не смогло или не захотело взять на себя государство, она – стабилизирующая сила, сглаживающая спады, кризисы на мировых рынках и инфляцию, она помогает реализовать предпринимательский потенциал.[4]

Итак,  в  России  параллельно  легальной  экономике   возникла   теневая, сопоставимая  с ней по  масштабам.  Более того,   в   теневой   экономике формируется примерно  тот же  набор механизмов,  что и   в   официальной хозяйственной системе.  В ней действуют свои  правила   ценообразования, способы обеспечения соблюдения  контрактов,  имеется специфический набор профессий со  своим кодексом  поведения,  работают  собственные механизмы инвестирования.  Эти теневые механизмы изменили  жизнь миллионов людей, создали особые  условия работы  предприятий.[19]

Выработка эффективной политики относительно теневой экономической деятельности требует комплексного социально  экономического и экономико-правового  подхода. В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой - вводить “тень” в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.

Таким образом, борьба с теневой экономикой и создание здорового макроэкономического  климата требует кардинального  повышения эффективности государственного регулирования: совершенствования  процесса разработки законодательства, повышения эффективности работы всех государственных институтов, включая  систему правоохранительных органов, решительное искоренение коррупции, развитие механизмов социального партнерства, осуществление комплекса мер по внедрению этических стандартов в практику работы предпринимателей и государственных служащих.[9]

В заключение необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в  обществе, а это, в свою очередь, достижимо  только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным  институтам власти и управления.

И всё  же, с нашей точки зрения, не за горами время, когда не платить налоги будет считаться дурным тоном. Ничего удивительного в этом нет. Россия постепенно осваивается в мировом  экономическом и юридическом  пространстве, в котором нет места  компаниям, имеющим сомнительную репутацию  на родине. По крайней мере, очень  хочется на это надеяться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Лубнев Ю.П. Экономическая теория./Ростов –на- Дону, 2003. - с.26-41.
  2. Виноградов В.В. Теневая экономика. / - М., 2001. - с.199-207.
  3. Фесина Е.Л. Ненаблюдаемая экономика: Проблемы изучения./ - Казань: КГУ, 2005. – с.250.
  4. Доклад о социальных инвестициях в России. Под общей редакцией: С.Е. Литовченко. /– М.: Ассоциация Менеджеров, 2004. – с. 80.
  5. Экономическая теория под ред. Камаева В.Д./ – ВЛАДОС,2001. - с.134.
  6. Носова С.С. Экономическая теория. /– М.: ВЛАДОС, 2000. - с. 84-91.
  7. Попов А.И. экономическая теория: учеб; под ред. Л.С. Тарасевича. – 3-е изд. /– СПб.: Питер, 2001 – 464 с.
  8. Л а т о в Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. М.: МОНФ, 2001. – с. 43.
  9. С и г о в В.И., С м и р н о в А.А. Теневая экономика: генезис, современные тенденции, стратегия и тактика вытеснения из национального хозяйства России: Учебное пособие./ СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1999. – с.37-53.
  10. Макаров Д. «Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России»: Вопросы экономики – 1998 - №3 - с. 38-54.
  11. Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики // ЭКО. - 2004. - N 8. - с.21-37.
  12. Барсукова С.Ю. Возможно ли в России уменьшить теневую занятость? // Вопросы статистики. - 2004. - N 7. - с.40-46.
  13. Барсукова С.Ю. Сращивание теневой экономики и теневой политики // Мир России. - 2006. - N 3. - с.158-179.
  14. Белкина С. Государственное регулирование сокращения теневого сектора в современной России // Деловая жизнь. - 2002. - N 5-6. - с.23-28.
  15. Буров В.Ю. Теневая деятельность малых и средних предприятий // ЭКО. - 2008. - N 4. - с.67-74.
  16. Глинкина С.П. Теневая экономика в глобализирующемся мире // Пробл. прогнозирования. - 2001. - N 4. - с.64-73.
  17. Глушков В.В. Классификация теневой экономической деятельности // Нац. проекты. - 2010. - N 12. - с.130-135.
  18. Головачев В. Особенности национальной теневой экономики // Экономика и жизнь. - 2001. -N 10. - с.32.
  19. Завельский М.Г. Хозяйственное развитие и теневая экономика // Экон. наука современной России. - 2003. - N 4. - с.34-47.
  20. Карасева В.Л. Об оценках ненаблюдаемой экономики в странах СНГ // Вопросы статистики. - 2010. - N 9. - с.26-31.
  21. Колотова Е.Г. Борьба с отмыванием "грязных" денег // Сиб. финанс. школа. - 2004. - N 2. - с.19-28.
  22. Коррупция в России как болезнь и теневой рынок / Г.Старов, Ю.Благовещенский, И.Винюков и др. // Власть. - 2005. - N 9. - с.51-64.
  23. Неустроева Н.Н. Теневая деятельность - особый экономический институт общества // ЭКО. - 2008. - N 9. - с.150-167.
  24. Нечаева К. Запасной бюджет России // Коммерсантъ. - 2002. - 12 нояб. - с.9
  25. Яшин А. "Противостояние", "Экономика и жизнь", № 41, 1996
  26. Теневая экономика и ее последствия (материалы научной конференции) // Социал.-полит. журн. - 1996. - N 6. - с.3-34.
  27. Яковлев А.А. Экономика "черного нала" в России: специфика и масштабы явления, оценка общественных потерь // Вопр. статистики. - 2002. - N 8. - с.3-16.
  28. Есаян А.К. Криминализация и тенизация хозяйственной деятельности как угроза экономической безопасности государств Евразии // Междунар. публ. и частное право. - 2009. - N 4. - с.45-47.
  29. Герасимов П.Я Теневой сектор в современной российской экономике // Финансы и кредит. 2004. - № 17. – с.23-29.
  30. Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации. Методические рекомендации.- М.: Торгово-промышленная палата РФ, 2005. – с.34.
  31. 13 способов украсть у государства: куда утекает госимущество // Коммерсант ВЛАСТЬ, 2002, № 41- с.12-14.
  32. Васягин Л. Обуздание теневого сектора // Риск, 2001, №1 – с.6.
  33. Радаев Р. Экономика прячется в тень // Коммерсант, 21.11.2000, - с.8.
  34. Шандиров О. Проблемы налогообложения и теневая экономика России // Аудитор, 2000, №10, - с.31-34.
  35. Тосунян Г., Иванов Э. Влияние законодательства на теневой и криминальный оборот капитала в России // Государство и право,  2002, №1, - с. 40-48.
  36. Рывкина Р.В. Теневизация российского общества: причины и последствия.// СОЦИС – 2000 - №12 – с.3.
  37. Седова Н.Н. Неформальная экономика в теории и российской практике.// ОНС – 2002 - №3 – с. 57.
  38. Телешун С.: «Теневая политика - явление не всегда отрицательное»// Ведомости – 2001- №5 – с.9.
  39. Борьба с коррупцией: анализ опыта США.// http://www.komitet101.ru/
  40. Российский бизнес на грани выживания. Фонд ИНДЕМ //http://www.anti-corr.ru/cipe/2005/2006bc_pr_out.pdf
  41. Веб-лаборатория Омского государственного университета// http://newasp.omskreg.ru/
  42. Центр по изучению нелегальной экономической деятельности// http://corruption.rsuh.ru/index.html
  43. Коррупция в России и в мире // http://www.anti-corr.ru/
  44. Экономика. «Теневая экономика: как её считать»// http://www.ruseconomy.ru/nomer1_200101/ec27.html

Информация о работе Теневая экономика России