Теневая экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – наиболее широко раскрыть проблему теневой экономики в России, доказать значимость данного вопроса, предложить возможные пути борьбы с ней.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1) сформулировать понятие теневой экономики, объяснить причины возникновения данного явления;
2) оценить масштабы теневой экономики в современной России;
3) раскрыть негативный эффект теневой деятельности на экономику России;
4) предложить пути решения проблемы теневой экономики.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Определение и структура теневой экономики, причины и условия её формирования
1.1 Определение и структура теневой экономики………………………….6
1.2 Условия формирования теневой экономики…………………………..14
1.3 Причины развития теневой экономики………………………………..17
Глава 2. Масштабы, роль и области проявления теневой экономики в России
2.1 Масштабы теневой экономики в России………………………………22
2.2 Теневая экономика в различных сферах деятельности общества...…26
2.3 Роль теневой экономики в Российской Федерации…………………..34
Глава 3. Государственная политика в отношении теневой экономики
3.1 Законодательное регулирование……………………………………….39
3.2 Воздействие государства на теневую экономику….....……………… 42
3.3 Зарубежный опыт……………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………… 50
Список использованной литературы…………………………………………...53

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 106.81 Кб (Скачать документ)

Несовершенство  принятого Федерального закона от 21 июля 2005 года (№ 102-ФЗ) «О внесении изменений  в Федеральный закон «О государственном  регулировании производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции» привело  к дестабилизации ситуации на алкогольном  и парфюмерном рынках.[35]

Качество  государственного управления напрямую также связано с уровнем коррупции  в стране. Россия присоединилась к  Конвенции об уголовной ответственности  за коррупцию, Конвенции ООН против коррупции, Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. На саммите в Санкт-Петербурге в июле 2006 года лидеры стран «Группы восьми», подтвердили взятые на себя обязательства по борьбе с коррупцией, в том числе на самом высоком уровне, повышению прозрачности и подотчетности власти. Было сделано следующее совместное официальное заявление: «Коррупция угрожает реализации нашей общей повестки дня в области глобальной безопасности и стабильности, открытым рынкам и свободной торговле, экономическому процветанию и обеспечению правопорядка. Мы признаем существование взаимосвязи между коррупцией и неэффективным государственным управлением. Мы подтверждаем наше обязательство преследовать акты коррупции в судебном порядке и не допускать того, чтобы коррумпированные чиновники пользовались плодами своей преступной деятельности в рамках наших финансовых систем».[5]

Опыт  других стран свидетельствует, что  борьба с коррупцией требует мощного  антикоррупционного законодательства. В США, например, оно включает:[14]

- закон  о коррупции, который предусматривает  антикоррупционные механизмы, устанавливает  механизм предотвращения финансовых  махинаций;

-      закон об открытости информации, дающий право любому гражданину  получить любую информацию (за  исключением отнесенной к секретной) о любом лице, включая сведения об имуществе, о совершенных сделках, о судебных процессах и т.д.;

- закон  о публичных людях, устанавливающий,  что информация о лицах, отнесенных  к публичным (государственных служащих, артистах, депутатах и т.п.), может распространяться без согласия самих лиц и без каких-либо ограничений;

- закон  о разоблачителях, предусматривающий  механизмы поощрения и защиты  лиц, которые сообщают о правонарушениях  (в том числе финансовых);

- закон  о конфликте интересов, который  предусматривает ограничения для  занятия государственных должностей  лицами, имеющими или имевшими  весомые рычаги влияния в какой-либо  сфере экономической деятельности;

- закон  о ротации и выборности судей  - устанавливает механизм выборов  судей, их смены в целях противодействия  сращиванию судебных органов  и адвокатуры.[39]

Это лишь малое из того, к чему должно стремиться наше государство в правовой сфере.

Вывод:  несмотря на ратификацию международных документов по борьбе с коррупцией, отечественные законодательные и другие нормативные акты по борьбе с коррупцией до сих пор не приняты. Что же касается законов относительно теневой экономики, то и их тоже очень мало и они не могут в полной мере контролировать теневую деятельность в России, которая, действительно занимает огромную нишу в экономике Российской Федерации.  

3.2 Воздействие государства на теневую экономику

Проблема  значительной теневой экономики  и массовой коррупции стала для  России тяжелой системной проблемой  национальной безопасности, решить которую  можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер  во всех сферах жизнедеятельности государства  и общества и только совместными  усилиями государства и общества

Все это  заставляет поставить вопрос о необходимости более действенной государственной политики в отношении теневой экономики. Касаясь экономической роли государства часто говорится о государственном вмешательстве, регулировании, управлении и т.п. Это в полной мере касается и отношения государства к теневой экономике. В силу разнородности теневой экономики не со всеми ее сегментами можно бороться, не всегда эффективными будут и методы прямого вмешательства. Поэтому мы предлагаем остановиться на термине "государственное воздействие" на теневую экономику как наиболее емком.

Острота проблемы, связанная с гипертрофированными масштабами теневой экономики, а также тот факт, что она может решаться только в тесной связи с комплексом других задач, подводят нас к выводу о том, что программа государственного воздействия на теневую экономику должна найти отражение в общей стратегии социально-экономического развития России. Прежде всего, необходимо сформулировать главную цель - до какого уровня можно минимизировать теневую экономику? Очевидно, что эта задача должна быть реалистичной, т.е. выполнимой.[25]

Нам представляется, что ориентировочным параметром может быть удельный вес теневой экономики, не превышающий 10% ВВП. Этот ориентир может быть подкреплен несколькими доводами. Во-первых, практика эффективного функционирования рыночной экономики доказывает допустимость такого уровня теневой активности (перед нами пример стран с развитой рыночной экономикой). Во-вторых, наша отечественная экономическая история свидетельствует, что гипертрофированные масштабы теневой экономики - специфика развития именно в 90-е годы.[25]

Поэтому для борьбы с теневой экономикой, возможно, необходимо создание самостоятельного органа, который занимался бы комплексной системой контроля над финансово-хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц и разработкой правовых основ их функционирования в сфере предпринимательства.

Необходимо  придерживаться дифференцированного подхода к теневой экономике. Ее субъекты представляют разные социальные группы, преследующие неодинаковые интересы. При этом принципиально важной задачей является определение взвешенного соотношения между экономическими и административными методами государственного воздействия.

Так, значительная часть теневиков-хозяйственников и самозанятых, принадлежащих к вынужденной иллегальной экономике, при осмысленном подходе способны стать реальной силой, укрепляющей отечественное производство. Причем следует отметить, что здесь именно меры косвенного характера (совершенствование налогового и трудового законодательства, системы социальной зашиты, подготовки и переподготовки кадров) являются более эффективными по сравнению с прямыми административными мерами (разного рода запреты, усиление наказаний).

С другой стороны, необходимо прямое государственное вмешательство, жесткая реализация принципа диктатуры закона, когда речь идет о злостных нарушениях хозяйствующими субъектами законодательства, коррупции государственного чиновничества и теневой активности олигархов. Надо согласиться с высказыванием некогда министра экономического развития и торговли Г. Грефа: "Россия должна стремиться к принятым на Западе моделям, согласно которым войти на рынок стоит 3 коп., зато неправильное поведение на рынке — 3 долл., а иногда и три года тюрьмы". Весьма актуальной продолжает оставаться задача усиления властной вертикали. Именно на уровне российских регионов особенно активно протекают процессы сращивания государственной власти с представителями бизнеса, а порой и откровенно криминальными элементами.[10]

Что же касается черной экономики, действующей  на организованной основе и создающей  базу экономической организованной преступности, то ее преодоление предполагает осуществление конкретных уголовно-процессуальных мер в рамках борьбы с экономической  преступностью.

Одним из основных факторов развития теневой  экономики является поляризация  доходов населения и обнищание  его основной массы. В целях предупреждения преступлений в свое время еще  Платон предлагал установить пределы  разрыва между бедностью и  богатством в 4 раза. Это предположение  не беспочвенно. В европейских странах  он близок к пятикратному, в США к восьмикратному. Социально опасным и наиболее криминогенным считается соотношение 1:10 и более. По данным же правительственной программы социальных реформ РФ на 2004-2010 годы этот разрыв был двадцатичетырехкратным.[12]

Реализация  поставленных задач требует значительных изменений в структуре государственного управления. В широком комплексе институциональных реформ мы выделяем прежде всего следующие: оптимизацию структуры органов госуправления и правоохранительных органов, установление эффективного госконтроля в экономической сфере, административную реформу корпуса госчиновников и т.п.

 Практика  показывает, что на переломе XX и XXI вв. российское государство осознало важность вышеперечисленных проблем и в период президентств В.В. Путина и Д.А.Медведева уже сделан ряд важных шагов в направлении их решения В то же время проводимые правовые и институциональные меры не принесут полных успехов, если не будут дополнены мерами по формированию в России здоровой этической основы предпринимательства и государственной службы. Экономический процесс в силу того, что он осуществляется людьми, немыслим без вовлечения в него морально-нравственного содержания их жизни, оказывающего огромное влияние на мотивацию хозяйственного поведения наряду с собственно экономическими интересами.[37]

Необходимо  отказаться от юридического фетишизма  и абсолютизации значения силы и  правового характера государства  в решении проблемы теневой экономики. Законы всегда можно обойти, так  же как и укрыться от надзирающего ока государства, и российские граждане традиционно проявляют в этом чудеса изобретательности. Кроме того, существуют возможности ведения хозяйственной деятельности без нарушения правовых норм, которые, однако, нельзя считать чистоплотными и добросовестными и относить к обычной ("здоровой") экономике.[21]

Вряд  ли возможно существенно уменьшить масштабы теневой экономики, пока фигура отечественного предпринимателя как в России, так и за рубежом вписывается только в образ "нового русского" — беспринципного и неразборчивого в своих средствах дельца, махинатора и жулика, а государственный чиновник предстает как взяточник и казнокрад.[6]

Государство должно взять на себя ответственность за реализацию своего рода воспитательной функции, направленной на укоренение здоровых этических форм в среде российского предпринимательства и корпусе госслужащих.

Эта проблема должна решаться в тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества — профсоюзами трудящихся, организациями предпринимателей, творческими ассоциациями, средствами массовой информации.

По нашему мнению, объединения предпринимателей должны иметь хорошо разработанные концепции своей профессиональной этики, кодексы поведения или специальные этические статьи, включенные в их уставы, где в том числе должно быть выражено отношение к криминальным и недобросовестным формам бизнеса.

Вывод: таким образом, набор конкретных мер государства по формированию здоровой этической основы может быть весьма обширен - от финансирования разработки и реализации учебных курсов до учреждения специальных премий для наиболее добросовестных компаний. Следовательно, российское государство путем управленческого воздействия и последовательной политики способно существенно изменить сложившуюся ситуацию в теневом бизнесе и тем самым способствовать нарастающему подъему российской экономики. 

3.3 Зарубежный опыт

В предотвращении развития теневой экономики России большой интерес представляет зарубежный опыт профилактики этого явления.

На сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Вена, 2002 г.) был создан специальный Комитет по разработке международной конвенции против коррупции и «отмывания» незаконных денежных средств. В борьбе с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, активно участвуют такие организации, как Интерпол, Мировой банк, Европейский совет, Оффшорная группа банковских инспекторов, Базельский комитет по надзору за банковской деятельностью и другие международные организации, действует также международная программа ООН по борьбе с наркоманией.

Во многих странах приняты законодательные  акты, предусматривающие жесткие  меры борьбы с отмыванием незаконно  добытых денег.

В законодательстве большинства развитых государств предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц банков за несоблюдение этих мер и за содействие в проведении сомнительных и подозрительных банковских операций. Практический интерес для нашей страны имеет, в частности, опыт Китая по контролю за движением теневого капитала и предотвращению незаконных экономических операций.

В развитых рыночных странах государство борется  с теневым сектором, уделяя приоритетное внимание прежде всего усилению ответственности за налоговые преступления.

Так, важнейшим  законодательным актом, определяющим ответственность за налоговые преступления и проступки, в Германии является Положение о налоговых правонарушениях.

Во Франции  основным законодательным актом, регламентирующим ответственность за совершение налоговых  преступлений, является Общий кодекс о налогах. Здесь к правонарушениям  относятся и действия, направленные на сокрытие бухгалтерских данных путем  обмана.

Информация о работе Теневая экономика России