Теневая экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – наиболее широко раскрыть проблему теневой экономики в России, доказать значимость данного вопроса, предложить возможные пути борьбы с ней.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1) сформулировать понятие теневой экономики, объяснить причины возникновения данного явления;
2) оценить масштабы теневой экономики в современной России;
3) раскрыть негативный эффект теневой деятельности на экономику России;
4) предложить пути решения проблемы теневой экономики.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Определение и структура теневой экономики, причины и условия её формирования
1.1 Определение и структура теневой экономики………………………….6
1.2 Условия формирования теневой экономики…………………………..14
1.3 Причины развития теневой экономики………………………………..17
Глава 2. Масштабы, роль и области проявления теневой экономики в России
2.1 Масштабы теневой экономики в России………………………………22
2.2 Теневая экономика в различных сферах деятельности общества...…26
2.3 Роль теневой экономики в Российской Федерации…………………..34
Глава 3. Государственная политика в отношении теневой экономики
3.1 Законодательное регулирование……………………………………….39
3.2 Воздействие государства на теневую экономику….....……………… 42
3.3 Зарубежный опыт……………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………… 50
Список использованной литературы…………………………………………...53

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 106.81 Кб (Скачать документ)

     

        *Экономика. «Теневая экономика: как её считать»// http://www.ruseconomy.ru/nomer1_ 200101/                             

Впрочем, показатели международных организаций, данные официальной статистики и отчёты специалистов рынка всегда расходились. Действительно, дать объективную оценку масштабам российской теневой экономики непросто, настолько она стала неотъемлемой частью всей экономической системы страны. Анализируя Таблицу 3, можно сделать вывод, что в скрытом секторе задействовано 34,3% всей торговли, 10,1% — строительства, 9,2% — транспорта и связи, 8,9% — обрабатывающего производства, 4,6% — коммунальных, социальных и персональных услуг, 3,2 — рынка недвижимости и 2,3% — гостиниц и ресторанов. Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то она практически вся работает в тени (по некоторым подсчётам более 60%). По общемировым объёмам теневой экономики большая часть выручки приносит продажа героина, торговля женщинами, продажа контрафактной продукции, огнестрельного оружия и киберпреступность.[44]

С другой стороны, в понятие "теневая экономика", по методологии Госкомстата, не входят производство и распространение  наркотиков, проституция, контрабанда. Не учитываются преступления против личности и имущества (например, взятки и грабежи), а также национализация и приватизация, поскольку такие  акции сказываются лишь на стоимости  активов и никак не отражаются на добавленной стоимости и ВВП. В этом, собственно, и состоят  самые большие расхождения в  оценке теневой экономики Госкомстатом и Всемирным Банком.

Вывод:  теневая экономика в России неравномерно представлена в различных отраслях. Около трети всей внешней торговли России осуществляется армией челноков, перевозящих огромную массу товаров из соседних стран. Российская теневая экономика, вопреки западным стереотипам относительно "русской мафии", производит в основном вполне легальную продукцию и услуги. На криминальные группировки приходится всего 3% теневого сектора. Еще одной чертой новой теневой экономики в России стало широкое распространение скрытой занятости. Согласно недавним исследованиям, 27% трудоспособных россиян (а это 21 млн. человек) имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в "посреднической деятельности", треть - в розничной торговле, а оставшиеся - в челночном бизнесе. Если учитывать эту особенность, можно получить сильно отличающуюся от официальной картину доходов российских граждан.[27] 

2.2  Теневая экономика в различных сферах деятельности общества

Теневая экономика и коррупция - сиамские социально-экономические близнецы. Теневая экономика, безусловно, порождает  коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой  экономики. Причина и следствие, цель и средство здесь настолько  взаимоувязаны и переплетены, что создают порочный замкнутый круг.

Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Во-вторых, теневая  экономика формирует коррупционные  отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит  ее благополучное существование. В-третьих, коррупция вынуждает теневую  экономику оставаться в тени и  вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для  формирования новых сфер и видов  теневой экономики. В-пятых, теневая  экономика - финансовая основа коррупции, а коррупция - финансовая основа теневой экономики.[43]

В этой связи проблемы изучения этих негативных социально-экономических явлений  в России и выработки основ  государственной политики противодействия  коррупции и теневой экономике  должны решаться как единая комплексная  задача.

Коррупционные процессы широко проникли в среду  должностных лиц управленческих структур, формирующих экономическую  политику и располагающих возможностью ее корректировки. Нередко важные решения  в сфере экономики, в том числе  касающиеся вопросов перераспределения  собственности, движения капиталов, использования  бюджетных средств, выделения крупных  кредитов и льгот, лицензирования, инвестирования, готовятся и принимаются в  обход установленного порядка. Подобные действия, как правило, подчинены  интересам узкого круга лиц, организаций, фирм и т.п., зачастую связанных с  криминальными структурами и  преследующих корыстные цели.

Коррупция тесно связана с организованной преступностью, целенаправленно стимулируется  и провоцируется ею. Организованные преступные структуры, используя коррупционные  связи, под "крышей" коммерческих организаций "перекачивают" государственное  имущество в коммерческие структуры, получая из госбюджета незаконные кредиты  и субсидии, занижая реальную стоимость  государственной собственности  в процессе приватизации, присваивая валютную выручку от реализации за рубежом энергоносителей и других товарно-сырьевых ресурсов. Кроме того, они принуждают должностных лиц  осуществлять действия, направленные на предоставление различных необоснованных или незаконных льгот, лоббирование выгодных криминальным структурам политических, законодательных и экономических  решений. Все эти действия фактически направлены на стимулирование теневой  экономики, поскольку только она  может обеспечить финансирование коррумпированных чиновников.[43]

Учитывая  это, коррупционную связь следует  рассматривать как одну из основных форм влияния организованной преступности на органы власти и одновременно как  неотъемлемую составляющую теневой  экономики. По разным оценкам на подкуп представителей государственного аппарата криминальные и коммерческие структуры  тратят от 20 до 50 % своей прибыли. Эти  средства также наполняют капиталы теневой экономики. При непосредственном участии коррумпированных госслужащих происходит крупномасштабное нецелевое использование средств из государственного бюджета. Повсеместно наблюдаются факты коррупции, связанные с деятельностью государственных внебюджетных фондов. Растет число коррупционных проявлений в металлургической промышленности (особенно в производстве алюминия), сферах внешнеэкономической деятельности, обращения драгоценных металлов и природных драгоценных камней.

Остро стоит проблема коррупции в правоохранительных органах и вооруженных силах. Имеют место многочисленные факты  злоупотребления служебным положением, содействие за взятки в прекращении  уголовных дел, сращивание с криминальными  структурами, противоправное участие  в предпринимательской деятельности, в том числе в незаконном оружейном  бизнесе и контрабандных сделках.  Проблема коррупции не обошла и такие  общественные институты, как медицина и образование. Чтобы получить качественное обслуживание в больнице зачастую приходится платить огромные деньги, несмотря на тот факт, медицина в России –  бесплатная; что же касается образования, то около 30% людей с высшим образованием в Российской Федерации попросту купили диплом.[22]

В финансовой и банковской сферах развитию теневой экономики способствует несколько условий экономического и нормативно - правового характера. К таковым нужно отнести следующие:

1. Хозяйствующие  субъекты имеют свободный доступ  к наличным средствам в условиях  незначительного контроля за  расходованием денежных средств клиента.

2. В настоящий момент принято недостаточно мер финансового и административного контроля за нарушения организациями, предприятиями и учреждениями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в России, включая ответственность[15]:

-  за  осуществление расчетов наличными  денежными средствами с юридическими  лицами выше установленного в  Российской Федерации предельного  объема расчетов наличными деньгами  в двустороннем порядке; 

-  за  несоблюдение согласованных с  кредитной организацией условий  использования на месте поступающих в кассу предприятия наличных средств, а также их расходования без согласования с обслуживающим банком;

-  за  препятствование предприятиями  проведению проверок кредитными  организациями соблюдения установленных  условий работы с денежной  наличностью; 

-  за  ненадлежащее оформление и ведение  первичных бухгалтерских документов  по учету кассовых операций  и (или) их отсутствие.

3. Организации  и предприятия имеют возможность  открывать множество счетов в  банках (расчетные, текущие, бюджетные,  депозитные, аккредитивные, ссудные,  валютные, по капитальным вложениям  и другие), что создает дополнительную  возможность нарушения очередности  платежей.

4. Существуют  широкие возможности эмиссии  денежных суррогатов, в частности  долговых обязательств.

6. Недостаточно разработаны правовые механизмы организации и проведения расчетов в условиях электронных платежных систем.

7. Отсутствует  единая база данных о юридических  и физических лицах, причастных  к совершению экономических преступлений  или правонарушений.

Сохраняется тенденция распространения мошеннических  операций в кредитно-финансовой сфере, в том числе связанных с  незаконным предоставлением банковских кредитов и гарантий, куплей - продажей иностранной валюты, оформлением  разрешений физическим лицам на ее практически неограниченный вывоз за рубеж, необоснованными переводами (трансфертами) валютных средств в зарубежные банки, использованием для этих целей кредитных карточек, а также прямыми хищениями денежных средств, включая компьютерные преступления.

Следует отметить, что Банк России, последовательно  реализуя свои законодательно установленные  функции, такие как банковский надзор, валютное регулирование, валютный надзор и др., активно противодействует развитию теневой экономики в  финансовой и банковской сфере.[31]

Банк  России принимает непосредственное участие в работе над рядом законопроектов в этой сфере. Так, были подготовлены и направлены в Государственную Думу предложения, регламентирующие деятельность банков и кредитных организаций. Одновременно Банк России начал проводить работу, направленную на предупреждение проникновения преступных капиталов в банковскую систему страны. В частности были подготовлены "Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации". В указанном документе особое внимание уделено основным принципам, определяющим работу банка при установлении с клиентом договорных отношений и расчетно-кассовом обслуживании. В нем также определен перечень подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны банка операций, в том числе операций с денежными средствами в наличной форме.[31]

Следует отметить, что стране сформировалась организованная сеть нелегального (теневого) обращения и перевода за границу товарных, валютных, сервисных и интеллектуальных ресурсов.

Одним из каналов утечки валюты из России являются иностранные фирмы. Денежные средства за якобы поставленные товары или оказанные услуги направляются на счета иностранных фирм в российских банках и затем через корреспондентские счета иностранных банков перемещаются за рубеж. Часто встречаются случаи, когда иностранная фирма сначала приобретает товар на территории России, а затем здесь же перепродает его по более высокой цене. Эта операция не является незаконной, однако ее результатом является сокращение валютных резервов государства без увеличения соответствующих товарных ресурсов.

Значительная  часть неучтенного валютного  оборота образуется и при незаконном импорте товаров. Кроме того, в  целях уклонения от уплаты необходимых  таможенных сборов и налогов фактические  объемы и цены импортируемых товаров, как правило, искажаются в сторону  занижения. Неучтенные в значительных объемах товары реализуются теневыми структурами.[30]

Российские  участники внешнеэкономической  деятельности (как государственные, так и частные) при проведении внешнеторговых операций нередко прибегают  к методу существенного занижения  цен главным образом на вывозимые  энергоносители и цветные металлы, и, наоборот, их завышения на ввозимые товары. Получаемая в результате неучтенная валютная выручка в сумме разницы  между фактическими и контрактными ценами, как правило, остается на счетах в зарубежных банках, иностранных  партнеров, совместных или оффшорных  компаний. По оценке ВЭК России ежегодный  ущерб, причиняемый государству  от занижения контрактных цен  экспортируемых из Российской Федерации  одних только лесоматериалов, нефти  и нефтепродуктов, достигает 1,2-1,6 млрд. долларов.[30]

Нередки факты уклонения от обязательной продажи государству части валютной выручки, проведения валютных операций, связанных с движением капитала, без оформления лицензии Банка России, недооценки качественных характеристик  ряда валютоемких российских товаров, нелегального вывоза из страны интеллектуальной собственности, которая вовлекается  в хозяйственный оборот за рубежом  без всякой компенсации для России.

Наиболее  значительное непоступление валютных средств в предусмотренные законодательством  сроки по данным ГТК России имеет  место по поставкам природного газа, чугуна, проката, лома и отходов черных металлов, цветным и редкоземельным металлам, нефтепродуктам и сырой  нефти, включая газовый конденсат.

Информация о работе Теневая экономика России