Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа
Цель данной работы – наиболее широко раскрыть проблему теневой экономики в России, доказать значимость данного вопроса, предложить возможные пути борьбы с ней.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1) сформулировать понятие теневой экономики, объяснить причины возникновения данного явления;
2) оценить масштабы теневой экономики в современной России;
3) раскрыть негативный эффект теневой деятельности на экономику России;
4) предложить пути решения проблемы теневой экономики.
Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Определение и структура теневой экономики, причины и условия её формирования
1.1 Определение и структура теневой экономики………………………….6
1.2 Условия формирования теневой экономики…………………………..14
1.3 Причины развития теневой экономики………………………………..17
Глава 2. Масштабы, роль и области проявления теневой экономики в России
2.1 Масштабы теневой экономики в России………………………………22
2.2 Теневая экономика в различных сферах деятельности общества...…26
2.3 Роль теневой экономики в Российской Федерации…………………..34
Глава 3. Государственная политика в отношении теневой экономики
3.1 Законодательное регулирование……………………………………….39
3.2 Воздействие государства на теневую экономику….....……………… 42
3.3 Зарубежный опыт……………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………… 50
Список использованной литературы…………………………………………...53
*Экономика. «Теневая
экономика: как её считать»// http://www.ruseconomy.ru/
Впрочем, показатели международных организаций, данные официальной статистики и отчёты специалистов рынка всегда расходились. Действительно, дать объективную оценку масштабам российской теневой экономики непросто, настолько она стала неотъемлемой частью всей экономической системы страны. Анализируя Таблицу 3, можно сделать вывод, что в скрытом секторе задействовано 34,3% всей торговли, 10,1% — строительства, 9,2% — транспорта и связи, 8,9% — обрабатывающего производства, 4,6% — коммунальных, социальных и персональных услуг, 3,2 — рынка недвижимости и 2,3% — гостиниц и ресторанов. Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то она практически вся работает в тени (по некоторым подсчётам более 60%). По общемировым объёмам теневой экономики большая часть выручки приносит продажа героина, торговля женщинами, продажа контрафактной продукции, огнестрельного оружия и киберпреступность.[44]
С другой стороны, в понятие "теневая экономика", по методологии Госкомстата, не входят производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда. Не учитываются преступления против личности и имущества (например, взятки и грабежи), а также национализация и приватизация, поскольку такие акции сказываются лишь на стоимости активов и никак не отражаются на добавленной стоимости и ВВП. В этом, собственно, и состоят самые большие расхождения в оценке теневой экономики Госкомстатом и Всемирным Банком.
Вывод:
теневая экономика в России неравномерно
представлена в различных отраслях. Около
трети всей внешней торговли России осуществляется
армией челноков, перевозящих огромную
массу товаров из соседних стран. Российская
теневая экономика, вопреки западным стереотипам
относительно "русской мафии", производит
в основном вполне легальную продукцию
и услуги. На криминальные группировки
приходится всего 3% теневого сектора.
Еще одной чертой новой теневой экономики
в России стало широкое распространение
скрытой занятости. Согласно недавним
исследованиям, 27% трудоспособных россиян
(а это 21 млн. человек) имеют официально
не учтенную вторую работу, причем около
половины из них заняты в "посреднической
деятельности", треть - в розничной торговле,
а оставшиеся - в челночном бизнесе. Если
учитывать эту особенность, можно получить
сильно отличающуюся от официальной картину
доходов российских граждан.[27]
2.2 Теневая экономика в различных сферах деятельности общества
Теневая
экономика и коррупция - сиамские
социально-экономические
Во-первых,
теневая экономика может
В этой
связи проблемы изучения этих негативных
социально-экономических
Коррупционные процессы широко проникли в среду должностных лиц управленческих структур, формирующих экономическую политику и располагающих возможностью ее корректировки. Нередко важные решения в сфере экономики, в том числе касающиеся вопросов перераспределения собственности, движения капиталов, использования бюджетных средств, выделения крупных кредитов и льгот, лицензирования, инвестирования, готовятся и принимаются в обход установленного порядка. Подобные действия, как правило, подчинены интересам узкого круга лиц, организаций, фирм и т.п., зачастую связанных с криминальными структурами и преследующих корыстные цели.
Коррупция
тесно связана с организованной
преступностью, целенаправленно стимулируется
и провоцируется ею. Организованные
преступные структуры, используя коррупционные
связи, под "крышей" коммерческих
организаций "перекачивают" государственное
имущество в коммерческие структуры,
получая из госбюджета незаконные кредиты
и субсидии, занижая реальную стоимость
государственной собственности
в процессе приватизации, присваивая
валютную выручку от реализации за
рубежом энергоносителей и
Учитывая это, коррупционную связь следует рассматривать как одну из основных форм влияния организованной преступности на органы власти и одновременно как неотъемлемую составляющую теневой экономики. По разным оценкам на подкуп представителей государственного аппарата криминальные и коммерческие структуры тратят от 20 до 50 % своей прибыли. Эти средства также наполняют капиталы теневой экономики. При непосредственном участии коррумпированных госслужащих происходит крупномасштабное нецелевое использование средств из государственного бюджета. Повсеместно наблюдаются факты коррупции, связанные с деятельностью государственных внебюджетных фондов. Растет число коррупционных проявлений в металлургической промышленности (особенно в производстве алюминия), сферах внешнеэкономической деятельности, обращения драгоценных металлов и природных драгоценных камней.
Остро
стоит проблема коррупции в правоохранительных
органах и вооруженных силах.
Имеют место многочисленные факты
злоупотребления служебным
В финансовой и банковской сферах развитию теневой экономики способствует несколько условий экономического и нормативно - правового характера. К таковым нужно отнести следующие:
1. Хозяйствующие
субъекты имеют свободный
2. В настоящий момент принято недостаточно мер финансового и административного контроля за нарушения организациями, предприятиями и учреждениями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в России, включая ответственность[15]:
- за
осуществление расчетов
- за
несоблюдение согласованных с
кредитной организацией
- за
препятствование предприятиями
проведению проверок
- за
ненадлежащее оформление и
3. Организации
и предприятия имеют
4. Существуют широкие возможности эмиссии денежных суррогатов, в частности долговых обязательств.
6. Недостаточно разработаны правовые механизмы организации и проведения расчетов в условиях электронных платежных систем.
7. Отсутствует
единая база данных о
Сохраняется
тенденция распространения
Следует отметить, что Банк России, последовательно реализуя свои законодательно установленные функции, такие как банковский надзор, валютное регулирование, валютный надзор и др., активно противодействует развитию теневой экономики в финансовой и банковской сфере.[31]
Банк России принимает непосредственное участие в работе над рядом законопроектов в этой сфере. Так, были подготовлены и направлены в Государственную Думу предложения, регламентирующие деятельность банков и кредитных организаций. Одновременно Банк России начал проводить работу, направленную на предупреждение проникновения преступных капиталов в банковскую систему страны. В частности были подготовлены "Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации". В указанном документе особое внимание уделено основным принципам, определяющим работу банка при установлении с клиентом договорных отношений и расчетно-кассовом обслуживании. В нем также определен перечень подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны банка операций, в том числе операций с денежными средствами в наличной форме.[31]
Следует отметить, что стране сформировалась организованная сеть нелегального (теневого) обращения и перевода за границу товарных, валютных, сервисных и интеллектуальных ресурсов.
Одним
из каналов утечки валюты из России
являются иностранные фирмы. Денежные
средства за якобы поставленные товары
или оказанные услуги направляются
на счета иностранных фирм в российских
банках и затем через
Значительная часть неучтенного валютного оборота образуется и при незаконном импорте товаров. Кроме того, в целях уклонения от уплаты необходимых таможенных сборов и налогов фактические объемы и цены импортируемых товаров, как правило, искажаются в сторону занижения. Неучтенные в значительных объемах товары реализуются теневыми структурами.[30]
Российские участники внешнеэкономической деятельности (как государственные, так и частные) при проведении внешнеторговых операций нередко прибегают к методу существенного занижения цен главным образом на вывозимые энергоносители и цветные металлы, и, наоборот, их завышения на ввозимые товары. Получаемая в результате неучтенная валютная выручка в сумме разницы между фактическими и контрактными ценами, как правило, остается на счетах в зарубежных банках, иностранных партнеров, совместных или оффшорных компаний. По оценке ВЭК России ежегодный ущерб, причиняемый государству от занижения контрактных цен экспортируемых из Российской Федерации одних только лесоматериалов, нефти и нефтепродуктов, достигает 1,2-1,6 млрд. долларов.[30]
Нередки
факты уклонения от обязательной
продажи государству части
Наиболее
значительное непоступление валютных
средств в предусмотренные