Теневая экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – наиболее широко раскрыть проблему теневой экономики в России, доказать значимость данного вопроса, предложить возможные пути борьбы с ней.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1) сформулировать понятие теневой экономики, объяснить причины возникновения данного явления;
2) оценить масштабы теневой экономики в современной России;
3) раскрыть негативный эффект теневой деятельности на экономику России;
4) предложить пути решения проблемы теневой экономики.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Определение и структура теневой экономики, причины и условия её формирования
1.1 Определение и структура теневой экономики………………………….6
1.2 Условия формирования теневой экономики…………………………..14
1.3 Причины развития теневой экономики………………………………..17
Глава 2. Масштабы, роль и области проявления теневой экономики в России
2.1 Масштабы теневой экономики в России………………………………22
2.2 Теневая экономика в различных сферах деятельности общества...…26
2.3 Роль теневой экономики в Российской Федерации…………………..34
Глава 3. Государственная политика в отношении теневой экономики
3.1 Законодательное регулирование……………………………………….39
3.2 Воздействие государства на теневую экономику….....……………… 42
3.3 Зарубежный опыт……………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………… 50
Список использованной литературы…………………………………………...53

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 106.81 Кб (Скачать документ)

Также характерной формой проявления теневой  экономики во внешнеэкономической  сфере является уход от налогообложения  неорганизованной торговли так называемых "челноков". На долю неорганизованной торговли в общем внешнеторговом обороте России приходится 10-12 %. В товарообороте неорганизованной торговли доля стран СНГ составляет примерно 30 %. В дальнем зарубежье осуществляется примерно две трети всех закупок российских "челноков". Основные объемы неорганизованного импорта поступали из Турции, Италии, Китая, Сирии, ОАЭ, Таиланда, Польши, а также из Литвы и Украины.[30]

Серьезный ущерб национальной экономике наносят  также осуществляемые чрез страны СНГ  операции по реимпорту товаров из третьих стран и, наоборот, реэкспорту российских товаров в страны дальнего зарубежья.

Из-за пробелов в законодательстве в обход таможенно-банковского и, соответственно, валютного контроля широкие масштабы приобретают так называемые "толлинговые" операции, когда заключается экспортный контракт на поставку сырья, которое за границу фактически не вывозится и перерабатывается на месте, но уже как зарубежное давальческое сырье, и в итоге чистый конечный продукт вывозится за пределы Российской Федерации без уплаты соответствующих налогов и пошлин. Именно по такой схеме примерно 80 % фактически произведенного в России чистого алюминия вывозится за рубеж. Подобные факты вскрыты на ряде предприятий черной и цветной металлургии, где в ходе выборочных проверок 18 экспортных контрактов на общую сумму 152,1 млн. долларов установлено непоступление валютной выручки более чем на 28,1 млн. долларов. В настоящее время ситуация обостряется, поскольку толлинговые операции приняли массовых характер не только в цветной и черной металлургии, но и в легкой, текстильной и других отраслях промышленности.

Масштабный  характер приобрели операции по незаконному  вывозу значительных партий морепродуктов  за пределы Российской Федерации.

Теневая экономика проникла и в такую, сравнительно новую для России сферу  деятельности, как страховое дело. К наиболее распространенным нарушениям законодательства здесь относятся  осуществление нелицензированной  деятельности, неправильное оформление договора страхования, неправильное установление страховых сумм, задержки принятия решения о возможности страховой  выплаты. Особо опасными являются такие  правонарушения как незаконные выплаты, выплаты по фальшивым свидетельствам, инсценировка страхового случая, завышение страховых сумм, финансовые операции, связанные с ложным банкротством.

Особое  место в перечне правонарушений на страховом рынке в последнее  время приобретают махинации, связанные  с деятельностью совместных предприятий  или брокерских страховых компаний. По имеющимся данным лишь за текущий  год через страховые и брокерские фирмы из России в иностранные  банки переведено более 300 млн. долларов США. По оценкам экспертов Росстрахнадзора до 90 % общей выручки брокерских и перестраховочных компаний остается за рубежом.[29]

На рынке  ценных бумаг криминальный менеджмент проявляется в виде мошенничества, фальсификации документов, недобросовестной котировки ценных бумаг и заключения незаконных сделок с ценными бумагами, использования служебной (конфиденциальной) информации при совершении сделок с  ценными бумагами, сокрытия эмиссионного дохода, хищения финансовых средств в крупных и особо крупных размерах.

Одним из каналов теневой экономики  является практически бесконтрольное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам на фондовом рынке резидентами и все чаще нерезидентами ценных бумаг российский предприятий, как правило, через  подставные фирмы-посредники ("однодневки") с использованием механизма так  называемых депозитарных расписок, что  чревато переходом целых, в том  числе стратегически важных, отраслей под контроль мафиозных и зарубежных компаний.[42]

Отследить процесс оборота теневого капитала и каким-либо образом оценить  объемы таких средств с помощью имеющихся механизмов контроля за деятельностью участников рынка ценных бумаг практически не представляется возможным, поскольку отсутствует статистика подобных финансовых правонарушений и судебная практика по делам такого рода.

Вывод: таким образом, теневая экономика проникла практически во все сферы жизнедеятельности общества, начиная от мелкой торговли и заканчивая такими сферами, как внешнеэкономическая и банковская деятельность, а что касается коррупции, то она сопровождает теневую экономику в любом секторе, то есть является её частью. На сегодняшний день представить нашу страну без чиновников и сотрудников правоохранительных органов, берущих взятки, просто невозможно. Следовательно, чтобы эффективно бороться с теневой экономикой правительству нужно принимать комплексные меры во всех секторах экономики и государственного управления.    

2.3 Роль теневой экономики в Российской Федерации

В настоящее  время теневая экономика является мощным фактором дестабилизации российского  общества. Теневая экономика в  целом - это всегда отрицательное  социально-экономическое явление, так  как её следствием является:

1) вытеснение официальных механизмов налогообложения и, соответственно, пропорциональное снижение объемов собираемых налогов. Как следствие, растет налоговый пресс на легальный сектор экономики.

 2) теневая деятельность оказывает дезорганизующее влияние на производственный процесс в рамках официальной экономики, ухудшает положение и препятствует созданию нормально работающих, "здоровых" экономических организаций. Она приводит к снижению управляемости работников, ослабляет их трудовую мотивацию, иногда ведет к их деквалификации, затрудняет освоение инноваций, которые часто требуют сверхнормативных трудовых усилий, и в конечном итоге может вызвать дезинтеграцию коллектива и предприятия.[26]

3) частично связанная с криминальной деятельностью, теневая экономика порождает многочисленные конфликты, часть которых разрешается с применением насилия. Судя по результатам конкретных исследований, масштабы насилия в российской экономике в целом довольно велики - по данным социологических опросов от 30% до 40% руководителей предприятий лично сталкивались со случаями рэкета, вымогательства, попытками поставить предприятие под контроль криминальных групп. Тем не менее, теневая экономика ответственна за то, что в России возник значительный слой вооруженных людей, вынужденных защищать свой бизнес. Масштабность этого явления в конечном счете представляет опасность для стабильности российского общества в целом.[40]

4) теневая экономика - важнейших фактор формирования деловой этики, и, более того, социальных норм в целом. Расширение и укрепление теневой экономики привели к "размытости" социальных норм - люди перестали различать, что можно, а что нельзя в хозяйственной жизни, каковы критерии оценки того или иного хозяйственного действия. Например, большая часть хозяйственных руководителей осуществляет перевод безналичных денег в наличные с использованием фиктивных контрактов. В принципе - это незаконная операция, участники которой должны были бы быть наказаны. Однако случаи наказания за эту операцию крайне редки. Более того, для обеспечения своей текущей деятельности операции обналичивания иногда проводят даже органы государственной власти и правоохранительные структуры.[28]

5) теневая экономика препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики

6)  теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия

7) отсутствие  обеспечения  правовой защитой  прав и интересов исполнительных участников теневого сектора экономики, теневая экономика не дает им социальных гарантий и помощи

8) деформация бюджетной и кредитно-денежной сфер

9) влияние  на инвестиционный процесс и  на состояние природной среды;                                  

10) неконтролируемые крупные финансовые ресурсы позволяют влиять на государственную политику, СМИ и избирательные компании различного уровня. Это также способствует развитию коррупции.[40]

11) происходит утечка капиталов за границу.

12) расширяется неконтролируемая торговля низкокачественными товарами и товарами, опасными для потребителя.

13) трудность оценки масштабов теневой экономики приводит к большим ошибкам в определении важнейших экономических и социальных показателей развития общества. Это затрудняет выработку верных управленческих решений на различных уровнях.

С другой стороны, налицо некоторые выгоды от теневой экономики. Наиболее очевидная  выгода это то, что теневая экономика  поддерживает экономическую активность вообще, когда поиск наживы и коррупция поднимает стоимость производства. Так как часть денег, полученных от теневой экономики, в конечном итоге потребляются легальной экономикой, теневая экономика может даже позитивно влиять на легальный рост и на сбор налогов. Теневая экономика может также создавать конкуренцию официальной экономике, создавать новые рынки, увеличивать финансовые запасы и быть источником предпринимательского опыта. В социальном аспекте теневая экономика является работодателем малообеспеченным людям, а безналоговая теневая экономика может иметь позитивный эффект на распределение дохода. она формирует финансовую базу для негосударственной социальной деятельности. Спонсорство политической активности, финансирование различных лоббистских экономических ассоциаций и союзов, а также благотворительность в сфере искусства (театр, кино и др.) в значительной мере идут за счет наличных денег, поступающих из теневой экономики. В этом своем качестве она выступает как средство формирования гражданского общества в его специфическом российском виде, включающем полукриминальные формы. Некоторые социологи рассматривают нелегальный сектор как реакцию на безразличие и враждебность к человеку в современном обществе. Этому сектору, в отличие от легального свойственна меньшая отчужденность, а сделки носят более личностный характер. Покупатель и продавец сами ищут контакты, поскольку опасность разоблачения не позволяет продавцу предложить свои услуги обычным способом. Деловые отношения, кроме того, требуют личного доверия. Работающий нелегально всегда должен быть уверен, что работодатель не сообщит контрольные сведения властям. А тот, кто платит без квитанции, вряд ли сможет обратиться в суд, если товар или качество труда окажутся не на уровне.[38]

Вывод: так сложилось, что теневая экономика занимает огромное место в экономике России, но так быть не должно, ибо это серьезно препятствует формированию современной цивилизованной экономики, угрожает интересам экономической безопасности страны. Все сказанное не является сегодня предметом принципиального спора во власти и обществе – все согласны, что необходимо противодействовать росту теневой экономики и коррупции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Государственная политика в отношении теневой экономики

3.1 Законодательное  регулирование 

Создание  макроэкономической ситуации, способствующей развитию легального сектора экономики  и сокращению ее теневого сектора, невозможно без повышения эффективности  государственного регулирования. Государственная  политика, направленная на создание благоприятного делового климата в стране, должна основываться на непротиворечивом и  выполнимом законодательстве, исключающем  неоднозначное толкование и усложненность  административных и правоприменительных  процедур, и практике заблаговременного  информирования участников рынка о  нововведениях.[32]

В последнее  десятилетие в России было принято  множество законов, действие которых  привело к нарушению принципов  рыночной экономики, справедливости, правового  государства и способствовало увеличению теневого сектора. При этом сохранилось  множество законодательных пробелов, затрудняющих борьбу с теневым сектором. В частности, законодательно не определены такие понятия, как «теневая экономика», «теневой капитал», что приводит к  разнообразной трактовке этих терминов специалистами, а в практической  области препятствует решению проблем  уголовного преследования за легализацию  доходов, полученных незаконным путем.[35]

Так, Федеральный  закон от 7 августа 2001 года (№ 115-ФЗ) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», нацеленный на борьбу с преступными  доходами и сокращение теневой экономики, не включает в перечень преступных доходов те, которые получили наибольшее распространение в предпринимательской  среде и в политических кругах. В соответствии с данным в Законе определением, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса РФ. То есть получается, что средства, происходящие от невозвращения из-за границы капитала в иностранной валюте (ст. 193), уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194), уклонения физического лица и организации от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст.198 и 199), не являются средствами, полученными преступным путем. И это в то время, когда данные «операции» составляют основной источник теневого капитала в России.[35]

Информация о работе Теневая экономика России