Теоретические основы организации денежно-кредитной политики государства. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на совре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПУТИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы организации денежно-кредитной политики государства……………………………………………………………………..
5
1.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики………………………. 5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………… 9
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики………………………….. 16
2. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе развития………………………………………………….
19
2.1 Характеристика денежно-кредитной политики Республики Беларусь… 19
2.2 Анализ функционирования и развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь………………………………………………………….
21
3. Пути развития и совершенствования денежно-кредитной системы Республики Беларусь …………………………………………………………
30
Заключение………………………………………………………………………. 36
Список литературных источников…………………………………………… 38
Приложение 1…………………………………………………………………… 39

Работа состоит из  1 файл

курсач версия-2.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

           В ситуации, когда  экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом.

           Центральный банк должен продавать государственные облигации  на открытом рынке для того, чтобы  урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную  норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов.

           Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для  снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством  заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер  называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме , то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию.

           Цель политики заключается  в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита  и увеличения его издержек для  того, чтобы понизить расходы и  сдержать инфляционное давление.

           Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования  методов денежно- кредитного регулирования  при оказании воздействия на экономику  страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие  доводы.

           Во- первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно- кредитной политикой. Центральный банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

           Но существует и  ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится.

           При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

           Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем.  Скорость обращения денег имеет тенденцию  меняться в направлении, противоположном  предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег [2, c.247].

           Иными словами, при  дешевых деньгах скорость обращения  денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег  вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

           В основе денежно-кредитной  политики лежит теория денег,  изучающая  воздействие денег на состояние  экономики в целом. [2, c.247]. 
 

          
    1.2 Инструменты  денежно-кредитной политики 

           Выше нами были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты  с помощью которых центральный  банк проводит свою политику по отношению  к коммерческим банкам.

     Инструменты денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков:

     – в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);

     – по срокам воздействия — кратко- и долгосрочные;

     – по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы  кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);

     – по форме воздействия — прямые и косвенные;

     – по числу объектов воздействия - общие  и селективные [5, c.321].

     Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяют для регулирования банковских систем. В условиях слабо развитого внутригосударственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на зарубежные рынки и в теневую экономику [11, с.157].

     С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, — на денежно-кредитные отношения в государстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование — на объем и структуру операций коммерческих банков. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков и их использование не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма.

     Общие методы влияют на весь кредитный рынок  и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.

     В зависимости от субъекта, инициирующего  конкретный инструмент реализации денежно-кредитной  политики, различают группы постоянных механизмов, толчком к действию которых служат обращение коммерческого банка в центральный банк с просьбой о проведении финансовой операции или выход на открытый рынок, инициатором которого выступает центральный банк. В свою очередь совокупность постоянных механизмов складывается из механизмов, используемых для изъятия избыточной банковской ликвидности (механизмы заимствования, депонирования средств), и механизмов, применяемых в целях поддержания ликвидности банковской системы (механизмы рефинансирования — ломбардные кредиты, сделки РЕПО и др.) [11, с.159].

     Центральный банк обычно сочетает использование  постоянных механизмов и операции на открытом рынке. В разных странах  на разных стадиях развития финансового  рынка применяются различные  комбинации инструментов денежно-кредитной  политики.

     Содержанием денежно-кредитной политики центрального банка в конкретном финансовом году может быть кредитная экспансия, под которой понимается совокупность мероприятий, направленных на стимулирование кредита и эмиссии денег, либо кредитная рестрикция, то есть политика сдерживания и ограничения объемов и темпов роста денежно-кредитных отношений.

     Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле —  денежная политика) является составной  частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.

     В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие  основные группы:

     – рефинансирование банков;

     – процентные ставки по операциям центрального банка;

     – обязательное резервирование;

     – валютные операции;

     – операции на открытом рынке;

     – прямые количественные ограничения;

     – установление ориентиров роста денежной массы.

     Механизм  рефинансирования представляет собой  совокупность каналов снабжения  банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения процентных ставок денежных рынков и в других целях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы [11, с.160].

     Центральным банком используются следующие инструменты рефинансирования:

     – переучет векселей;

     – ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный  кредит) и ломбардного кредита.

     Суть  последнего — предоставление кредита  под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности;

     – ломбардный кредитный аукцион;

     – операции РЕПО и др.

     Переучет  эмиссионным банком векселей субъектов  хозяйствования, то есть покупка центральным  банком у владельца (дисконтанта) векселя до наступления срока платежа по нему, производится на условиях обратного их выкупа дисконтантом у центрального банка. Центральные банки принимают векселя к переучету только от кредитных организаций, отвечающих определенным требованиям, и на основании договора о переучете.

     Операции  переучета векселя также используются центральным банком для регулирования  ликвидности кредитных организаций. Их дополнительной функцией является стимулирование банковского финансирования экспорта. Инструментами регулирования выступают учетная ставка и лимит переучета. Учетная ставка — это процентная ставка, которая официально устанавливается центральным банком при учете векселей. Под лимитом переучета понимается сумма номиналов векселей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от владельца векселя.

     Процентная  политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения  внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В  этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую, мягкую и нейтральную процентную политику (ставка значительно превышает уровень инфляции, меньше ее, умеренно позитивная). Заниженный уровень процентной ставки центрального банка по сравнению с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммерческих банков [15, с.342].

     Во  всех случаях понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, их повышение —  замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Таким образом, изменение  процентных ставок центрального банка  непосредственно воздействует на цены денежного рынка и одновременно служит ограничителем верхнего предела их колебаний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены.

Информация о работе Теоретические основы организации денежно-кредитной политики государства. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на совре