Теоретические основы организации денежно-кредитной политики государства. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на совре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПУТИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы организации денежно-кредитной политики государства……………………………………………………………………..
5
1.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики………………………. 5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………… 9
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики………………………….. 16
2. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе развития………………………………………………….
19
2.1 Характеристика денежно-кредитной политики Республики Беларусь… 19
2.2 Анализ функционирования и развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь………………………………………………………….
21
3. Пути развития и совершенствования денежно-кредитной системы Республики Беларусь …………………………………………………………
30
Заключение………………………………………………………………………. 36
Список литературных источников…………………………………………… 38
Приложение 1…………………………………………………………………… 39

Работа состоит из  1 файл

курсач версия-2.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

     С ростом глобализации финансовых рынков результаты процентной политики все  больше зависят не от абсолютного  уровня регулирования ставок, а от соотношения их с уровнем ставок на денежном рынке. Таким образом, эффективность  процентной политики определяется степенью ее гибкости.

     Как правило, используя процентную политику, центральный банк может оказывать  влияние на валютный курс.

     Обязательное  резервирование (резервные требования) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

     Система обязательного резервирования выполняет следующие функции: контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), стабилизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности банков. Таким образом, резервные требования выступают инструментом и краткосрочного и долгосрочного денежно-кредитного регулирования.

     Коммерческий  банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.

     В большинстве стран мира используется метод усредненного выполнения резервных  требований, что создает саморегулируемую систему стабилизации объемов ликвидности  банковской системы и цен на кредитные  ресурсы, снижает риски в платежной  системе. Центральный банк, применяя рассматриваемый метод, контролирует лишь среднюю величину резервных требований кредитной организации (среднюю арифметическую ежедневных остатков средств на резервных счетах за период поддержания). Соответственно коммерческий банк имеет возможность в период недостатка ликвидности использовать часть резервов для осуществления платежей, предотвращая возникновение сбоев. Одновременно данный подход стимулирует банк в период краткосрочного избытка ликвидных средств поддерживать остаток резервного счета на более высоком уровне по сравнению с установленной величиной резервных требований, при этом происходит автоматическое изъятие избыточной ликвидности.

     Норматив  резервных требований устанавливается  в законодательном порядке и  представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы общие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части суммы обязательств или кредитов) [15, с.149].

     Устанавливая  и пересматривая норматив резервных  требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

     В начале XXI в. в ряде стран стало  снижаться значение обязательного  резервирования как инструмента  денежно-кредитной политики центрального банка. Это связано с расширением круга ликвидных активов коммерческих банков, что позволяет центральному банку частично отказаться от применения резервных требований (которым присущи черты административного контроля) в пользу постоянных рыночных механизмов, число и масштабы развития, которых заметно возросли.

     Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Валютная политика включает в себя такие структурные элементы, как целевые установки, нормативные  акты, реальные механизмы регулирования внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма. Центральным банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам; создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими. Центральные банки регулируют обращение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и режим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентами счетов в национальной и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банках за пределами страны. В функции центрального банка могут быть включены обязанности установления правил биржевой торговли иностранными валютами и драгоценными металлами, определения порядка лицензирования биржевой деятельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами; установления форм отчетности, ведения учета и статистики валютных операций и работы банка с денежной наличностью, а также порядка и сроков представления необходимой информации о валютных операциях в центральный банк для разработки платежного баланса страны и иных целей.

     Национальный  банк Республики Беларусь совместно  с уполномоченными государственными органами устанавливает порядок  ввоза в республику и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осуществлении банковских операций, иностранной и национальной валюты, ценных бумаг в иностранной и национальной валюте, платежных инструкций в иностранной валюте; контролирует осуществление банками валютных операций; определяет функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки, и меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства; выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п.

     Операции  на открытом рынке, проводимые эмиссионным банком, состоят из операций покупки-продажи ценных бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и валютном рынке. Наиболее широко используются операции на рынке ценных бумаг. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. При покупке центральным банком ценных бумаг у кредитных организаций резервы последних увеличиваются на сумму этих покупок, что укрепляет ликвидность как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Когда центральный банк изменяет цену продажи (покупки) ценных бумаг коммерческим банкам, тем самым он воздействует на объем свободных ресурсов, которым располагают коммерческие банки, что стимулирует расширение (сокращение) кредитных вложений в реальный сектор экономики со стороны кредитных организаций. Таким образом операции эмиссионного банка на открытом рынке влияют на краткосрочные процентные ставки денежного рынка и на диапазон колебаний ликвидности (недостаточная — избыточная) банковской системы. Данный инструмент денежно-кредитной политики применяется и на первичном, и на вторичном рынках ценных бумаг. Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, реже — для его увеличения.

     Центральный банк инициирует операции на открытом рынке, определяет их условия, сроки и инструменты. Применяются стандартные, ускоренные тендеры либо двухсторонние процедуры. При проведении операций на открытом рынке используются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и др. Выбор механизма операции зависит от объектов и целей их проведения, которыми могут быть управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок; прямые операции с государственными ценными бумагами могут влиять на изменение валютного курса, и потому используются центральным банком для воздействия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.

     На  открытом рынке различают операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной основе. Например, продажа  краткосрочных казначейских векселей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции более многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валютном рынке, которые он проводит в целях реализации денежно-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегулярной основе. Наиболее часто центральный банк использует операции валютного СВОПа.

     Деятельность  центрального банка по регулированию  ликвидности банковской отрасли  и процентных ставок на денежном рынке (в части их изменения в результате недостатка либо избытка средств на корреспондентских счетах банков в центральном банке) осуществляется на основе ежедневного составления бюджета ликвидности, то есть прогнозного плана увеличения (уменьшения) денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в эмиссионном банке [15, с.189].

     Инструменты регулирования ликвидности банковской системы включают инструменты поддержания  и инструменты изъятия ликвидности. В числе операций центрального банка  по поддержанию ликвидности выделяют инструменты:

     – постоянно доступные: усреднение фонда  обязательных резервов; однодневный  расчетный кредит; гарантированный  выкуп центральным банком государственных  ценных бумаг у банков — первичных  инвесторов на условиях РЕГЮ;

     – доступные с согласия или по инициативе центрального банка: операции по встречному размещению депозитов; ломбардный аукцион; ломбардный кредит по фиксированной ставке; переучет векселей; покупка у банков ценных бумаг на условиях РЕПО и до погашения, иностранной валюты на условиях СВОП;

     – дополнительной поддержки (с согласия либо по инициативе центрального банка). В этих целях используются отдельные  из вышеперечисленных операций, но по более высокой процентной ставке.

     В случае потребности в ограничении  кредитной экспансии банков центральным  банком применяются инструменты  изъятия ликвидности. К примеру, для формирования желаемого уровня нижней границы процентных ставок на денежном рынке принимаются в  депозиты средства банков. Чаще всего изъятие избыточной ликвидности, как уже отмечалось, осуществляется эмиссионным банком посредством продажи ценных бумаг и иностранной валюты. Методы ограничения предоставляемых банкам объемов ликвидности также включают: штрафные процентные ставки; квотирование (прямые количественные ограничения на объемы путем установления индивидуальных лимитов); отказ в доступе. Эти методы обычно комбинируются в целях сдерживания спроса коммерческих банков на денежные ресурсы; лимиты вводятся в большинстве стран мира индивидуально для каждого банка.

     Из  числа инструментов денежно-кредитной  политики центрального банка следует  выделить группу операций, которые  широко применяются при неожиданных  негативных колебаниях ликвидности, процентных ставок и других значимых переменах финансового рынка. Инструменты антикризисного регулирования включают: валютные СВОПы, скоростные депозитные и кредитные тендеры с ограниченным кругом контрагентов; двухсторонние кредитные и депозитные операции и операции РЕПО с избранными кредитными организациями; двухсторонние сделки покупки-продажи отдельных активов; выпуск центральным банком дисконтных долговых обязательств в целях изъятия избыточных банковских ресурсов [15, с.189].  
 

    1. Основные  типы денежно-кредитной политики

       

     В зависимости от состояния экономики выделяют два основных типа денежно-кредитной политики:

     – рестрикционная денежно-кредитная  политики;

     – экспансионистская денежно-кредитной  политики.

     Для каждого из этих  типов денежно-кредитной  политики будет характерен свой набор инструментов (средств), определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

     Рассмотрим  каждый из этих типов денежно-кредитной  политики.

     Рестрикционных  денежно-кредитная политика - это  политика - «дорогих денег».

       Она применяется:

     – в условиях высокой деловой активности, когда нарастают инфляционные процессы, чтобы снизить деловую активность, затормозить промышленный подъем, который  ведет к перепроизводству товаров;

     – в условиях высокой инфляции - для  борьбы с ней. Проводя рестрикционную  денежно-кредитную политику, центральный банк должен 
изменить предложение денег, то есть ограничить объемы кредитных операций коммерческих банков.

     Рестрикционную   денежно-кредитную  политику следует  осуществлять следующими методами:

     – повысить официальную учетную ставку, что снизит желание коммерческих банков продавать векселя или брать взаймы в центральном банке;

     – увеличить нормы обязательных резервов, уменьшит кредитные ресурсы коммерческих банков;

Информация о работе Теоретические основы организации денежно-кредитной политики государства. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на совре