Теоретические основы организации денежно-кредитной политики государства. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на совре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПУТИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы организации денежно-кредитной политики государства……………………………………………………………………..
5
1.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики………………………. 5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………… 9
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики………………………….. 16
2. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе развития………………………………………………….
19
2.1 Характеристика денежно-кредитной политики Республики Беларусь… 19
2.2 Анализ функционирования и развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь………………………………………………………….
21
3. Пути развития и совершенствования денежно-кредитной системы Республики Беларусь …………………………………………………………
30
Заключение………………………………………………………………………. 36
Список литературных источников…………………………………………… 38
Приложение 1…………………………………………………………………… 39

Работа состоит из  1 файл

курсач версия-2.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

     Важный  параметр потенциала банковской системы  — ресурсная база. На начало 2011 г. банками привлечено ресурсов в объеме 127,54 трлн. руб.  За истекший год сумма привлеченных ресурсов по номиналу увеличилась на 44,26 трлн. руб., или на 53,2%. Это выше прогнозного значения, которое составляло 31—36%.

     Следует отметить, что средства физических лиц продолжают оставаться важным источником пополнения ресурсной базы белорусских  банков. Так, привлеченные банками средства физических лиц к началу 2011 г. достигли 24,3 трлн. руб., а их доля в ресурсной базе составила 18%.

     За  отчетный период прирост средств  физических лиц в банках составил 5,57 трлн. руб., или 29,7%. Доверие населения  к отечественным банкам сохраняется. Это один из главных показателей качества нашей работы.

     В среднем на 1 жителя республики на начало 2011 г. приходилось почти 2566 тыс. рублей сбережений, размещенных в банковских вкладах и сберегательных сертификатах, что эквивалентно 855,3 долл. США..

     Прибыль, полученная банками за 2010 г., составила 1,7 трлн. руб., а это в 1,6 раза больше, чем за предыдущий год. Наряду с инвестициями в уставный фонд прибыль позволила  банкам сохранить достаточную степень  защищенности от принимаемых на себя рисков. Продолжалось совершенствование методологии и практики банковского надзора. В республике внедрена единая система планирования контрольно-надзорной деятельности, включая надзорную деятельность Национального банка. Повышена степень информационной прозрачности банков; определен порядок получения сведений из Кредитного регистра для использования в надзорных целях; усовершенствована процедура оценки руководителей банков на предмет соответствия квалификационным требованиям. Уточнены требования к аудиторским организациям и аудиторам — индивидуальным предпринимателям, осуществляющим аудит банков, банковских групп и банковских холдингов [11, c. 25].

     Значительная  работа проведена по приближению  национального банковского законодательства к международным стандартам и нормативам. С учетом рекомендаций миссии Международного валютного фонда и Всемирного банка ведется подготовительная работа по внесению изменений и дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь. Принят ряд нормативных правовых актов, обеспечивающих внедрение международных стандартов в национальное законодательство по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию террористической деятельности.

     Выполнялись планы международного межбанковского сотрудничества в рамках Союзного государства, Евразийского экономического сообщества, в целом СНГ. Реализовывались программы сотрудничества с МВФ, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития.

     На  двусторонней основе прошли встречи руководителей, подписаны представляющие взаимный интерес соглашения с центральными банками Китая, Турции, Литвы, Польши. Национальный банк совместно с заинтересованными министерствами Республики Беларусь, центральными банками и министерствами Казахстана и Российской Федерации провели большую работу по формированию правовой базы таможенного союза и Единого экономического пространства.

     В апреле 2010 г. успешно завершена программ стенд-бай с МВФ, заключенная в  январе 2009 г. Общий объем финансовых ресурсов, предоставленных республике в рамках программы, составил 3,46 млрд. долл. США.

     Рассмотрим  основные показатели денежно-кредитной  политики Республики Беларусь за 2008-2010г.

     Таблица 2.1 -  основные показатели денежно-кредитной  политики Республики Беларусь за 2008-2010г. 

Показатели 2008 год 2009 год 2010 год
Денежные  доходы в расчете на душу населения,  
тыс. руб. в месяц
658,6 766,1 952,4
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. 868,2 981,6 1217,3
Реальная заработная плата, 
в процентах к предыдущему году
109,0 100,1 115,0
Валовой внутренний продукт в текущих  ценах, млрд. руб. 129791 137442 162964
Валовой внутренний продукт в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему  году 110,2 100,2 107,6
Инвестиции в основной капитал 
(в фактически действовавших ценах), млрд. руб.
37202,3 43377,6 55380,8
Объем внешней торговли Республики Беларусь, млн.долларов США 71 952 49 873 60 168
экспорт товаров 24 275 32 571 21 304
Импорт  товаров 28 693 39 381 28 569
сальдо -6810 -7265 -9600
Объем иностранных инвестиций, поступивших  в реальный сектор экономики Республики Беларусь,  
тыс. долларов США
6525857,3 9303706,2 9085453,1
Индекс  потребительских цен 113,3 110,1 109,9

     Примечание. Источник: официальный сайт  Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.

     Как видно из таблицы 2.1.  в рассматриваемом  периоде происходит рост денежных доходов  в расчете на душу населения : в 2008г. данный показатель составил 658,6 тыс.руб, в 2009г. увеличился на 16,3 %, и составил 766,1 тыс.руб., в 2010г. - 952,4 тыс.руб., темп роста -124,3 %. Валовой внутренний продукт в текущих ценах в 2008г. составил 129791 млрд.руб, в 2009г. -137442 млрд.руб, что на 0,2% превышает уровень прошлого года в сопоставимых ценах, в 2010г.- 162964 млрд.руб., что на 7,6 % превышает уровень прошлого года в сопоставимых ценах. Объем внешней торговли Республики Беларусь в 2009г. составил 49 873 млн.долларов США, что на 31% ниже уровня 2008г., в 2010г. данный показатель составил 60 168 млн.долларов США, что на 20,6% выше уровня 2009г. В данном периоде постоянно увеличивает отрицательное сальдо внешней торговли: в 2008г. оно составило -6810 млн.долларов США, в 2009г. -7265 млн.долларов США, в 2010г. –9600 млн.долларов США.

     Состояние и динамика денежно-кредитной сферы, валютного рынка, банковской системы показывают, что Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь и банки в целом выполнили Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 г., обеспечив:

     – стабильность обменного курса белорусского рубля;

     – снижение уровня процентных ставок на денежном рынке;

     – расширение кредитной поддержки банками экономики;

     – рост активов и нормативного капитала банковского сектора;

     – надежное функционирование платежной системы.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3  Пути развития  и совершенствования  денежно-кредитной  системы Республики  Беларусь 

     Невысокие темпы экономического роста, наличие  инфляции и дефицита государственного бюджета, низкий уровень рентабельности отраслей народного хозяйства, необходимость поддержки определенных групп населения, ограниченность финансовых ресурсов на всех уровнях экономики свидетельствуют о необходимости поиска путей совершенствования финансовой политики.

     Решение экономических проблем Беларуси состоит в проведении рыночных реформ. В республике стабилизационный этап, предшествующий более активным мероприятиям, затянулся. Очевидно, что в Беларуси политика реформ «поспешай медленно» провалилась. [20, с.337]

     Использование административного ресурса в  сегодняшних условиях неэффективно. Экстенсивные факторы производства практически исчерпали себя. В наши дни ставку надо делать на стимулирование экономической инициативы и активности хозяйствующих субъектов. Основа современной финансовой политики состоит в признании свободы предпринимательской деятельности, во введении разнообразных форм хозяйствования, приватизации государственной собственности и в переходе к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

     Переход к рыночному механизму хозяйствования объективно предполагает финансовую либерализацию. При значительной экономической нестабильности, имеющей место в нашей республике, нельзя отказаться о системы контроля. В то же время желание участвовать в различных экономических союзах диктует определенные требования к финансовой и экономической системе нашей страны.

     При реформировании финансовой сферы правительству  следует укрепить основы финансовой системы – отчетность, законодательную  базу, обеспечение соблюдения соглашений, порядок раскрытия информации, новые структуры регулирования и контроля. На смену прямому вмешательству государства должна прийти адекватная система законодательства и регулирования.

     Так активное участие Беларуси в региональных экономических союзах, например, в  Евразийском экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования налоговой системы. Основное направление совершенствования налоговой политики республики состоит в снижении налоговой нагрузки. Кроме этого налоговую политику в 2009 году предполагается проводить по следующим направлениям: повышение эффективности налоговой системы, выравнивание условий налогообложения для плательщиков, упорядочение вопросов взимания местных налогов и сборов [21, с. 13].

     Для повышения эффективности налоговой  системы необходимо отказаться от оборотных платежей. Проблема нашей налоговой системы состоит в том, что налогооблагаемая база для расчета одних налогов включает  суммы других налогов. В результате налогообложения осуществляется по принципу «снежного кома».

     На  сегодняшний день назрела необходимость снижения налогового давления на заработную плату для снижения общего уровня нагрузки и повышения благосостояния граждан. Это вызвано тем, что за последние годы наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу. Одной из причин такой тенденции является снижение общего уровня жизни и дохода населения. Но большое влияние также оказывает сокрытие объекта налогообложения. Поэтому целесообразно снизить подоходный налог по аналогии с российской практикой.

     В отношении такого важного источника доходов бюджета, как налог на прибыль тоже необходимы преобразования. Эти преобразования должны коснуться правил исчисления налогооблагаемой базы, из которой необходимо исключить все затраты, непосредственно связанные с осуществлением производственной деятельности.

     Для нашей налоговой системы характерно наличие большого числа налоговых  льгот, что значительно снижает  поступления в бюджет и снижает  стимулы к повышению эффективности  деятельности хозяйствующих субъектов. Нельзя отказаться от льгот, связанных со структурной перестройкой экономики и стимулированием инвестиций. В нынешних условиях они должны иметь временный и направленный характер и, что особенно важно – выдаваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям и регионам. Систему налоговых льгот в нашей республике необходимо переориентировать от социально-защитных к инвестиционно-стимулирующим льготам.

     Основным  недостатком современной бюджетно-налоговой  политики РБ является решение повседневных задач по наведению дисциплины в ущерб реализации стратегических планов.

     Значительным  достижением в области бюджетной  политики стал отказ с 2004 года от эмиссионного кредитования дефицита государственного бюджета. Прекращение практики эмиссионного кредитования может создать условия как для снижения инфляции, так и для макроэкономической стабилизации в целом.

     В области бюджетной политики большое  значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию  дополнительных источников финансирования государственных расходов. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что налоговые источники на сегодняшний день не могут быть увеличены, так как дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффективности производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции.

     В условиях ограниченности финансовых ресурсов проблема поиска дополнительных неналоговых  источников доходов стоит очень  остро. Одним из основных направлений  увеличения доходов бюджета должно стать использование выгодного географического положения республики. Развитие туризма, сети придорожного и приграничного сервиса. Одним из новейших направлений развития туризма может стать сельский туризм, такой популярный сейчас в Европе. Начиная с 2002 года, в республике реализуются мероприятия по расширению сети платных автостоянок и парковок в городах республики. За счет расширения услуг по парковке автотранспорта в местные бюджеты ежегодно поступает 1,5 млрд. рублей [8, с.10].

Информация о работе Теоретические основы организации денежно-кредитной политики государства. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на совре