Теоретические основы организации денежно-кредитной политики государства. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на совре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПУТИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы организации денежно-кредитной политики государства……………………………………………………………………..
5
1.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики………………………. 5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………… 9
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики………………………….. 16
2. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе развития………………………………………………….
19
2.1 Характеристика денежно-кредитной политики Республики Беларусь… 19
2.2 Анализ функционирования и развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь………………………………………………………….
21
3. Пути развития и совершенствования денежно-кредитной системы Республики Беларусь …………………………………………………………
30
Заключение………………………………………………………………………. 36
Список литературных источников…………………………………………… 38
Приложение 1…………………………………………………………………… 39

Работа состоит из  1 файл

курсач версия-2.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

     – продать государственные облигации  на открытом рынке, что делает для коммерческих банков более выгодным покупать ценные бумаги, чем предоставлять кредиты [11, с.145].

     Этот  набор косвенных (экономических) методов  денежно-кредитной политики, возможно, будет достаточным, если политика «дорогих денег» проводится для регулирования денежного предложения в антициклическом, а не проциклическую направлении.

     Но  в условиях высокой инфляции применение только выше  указанных методов денежно-кредитной политики будет недостаточным, поскольку одной из главных причин инфляции является дефицит государственного бюджета.

     Итак, чтобы «обуздать» инфляцию, необходимо на первый план поставить методы фискальной политики, к которым относятся:

     – повышение налогообложения с  целью увеличения доходов государства  и уменьшение покупательной способности населения;

     – уменьшение расходов бюджета па социально-культурные мероприятия;

     – замораживание заработной платы.

     Кроме того, для борьбы с инфляцией центральные  банки очень часто применяют (наряду с экономическими методами денежно-кредитной политики) еще и административные методы (различные количественные ограничения деятельности коммерческих банков).

     Экспансионистская денежно-кредитная политика - это  политика «дешевых денег». Она применяется  в условиях спада производства, увеличение безработицы, с целью повышения спроса па товары и услуги, оживление производства.

     Проводя эту политику, центральный банк должен побеспокоится об увеличении предложения  денег, то есть о стимулировании кредитных  операций коммерческих банков, чтобы  сделать кредит дешевым и доступным.

     Экспансионистская денежно-кредитная политика прямо  противоположна политике «дорогих денег», так и методы, применяемые при  ее проведении, будут действовать  противоположным образом.

     Осуществляется  экспансионистская ГКП следующими методами:

     – уменьшение учетной ставки центральным  банком;

     – снижение норм обязательных резервов центральным банком;

     – покупка центральным банком ценных бумаг па открытом рынке, и другие методы денежно-кредитной политики [11, с.152].

     Денежно-кредитная  политика как экспансионистского, так и реестракционного типов может иметь тотальный (общий) или селективный (выборочный) характер.

     При тотальной денежно-кредитной политики меры, применяет центральный банк, распространяются на все без исключения учреждения банков

     При селективной денежно-кредитной политики - мероприятия центрального банка распространяются лишь на отдельные кредитные институты либо их группы или на другие виды банковской деятельности, что позволяет центральному банку избирательно воздействовать в определенном направлении.

     При проведении селективной денежно-кредитной  политики практикуется использование  такого инструментария, как:

     – «кредитные потолки»;

     – фиксация маржи при проведении различных  финансово-кредитных операций [11, с.152]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
2 Анализ денежно-кредитной  политики Республики  Беларусь на современном  этапе развития 

     
    2.1 Характеристика денежно-кредитной  политики Республики Беларусь
     

     Финансово-кредитная  система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика. 

     Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.

     Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды.

     Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом.

     Отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

     Отчеты  об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов  депутатов в определенный законодательством срок. Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются. 

     Банковская  система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.  

     Национальный  банк - центральный банк Республики Беларусь действует исключительно  в интересах Республики Беларусь.

     Национальный  банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности[12, c.14].

     Национальный  банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

     Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:

     –  утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;

     –  назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

     –  определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации  для проведения аудиторской проверки Национального банка;

     –  утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального  банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

     Национальный  банк является юридическим лицом, имеет  печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью: "Национальный банк Республики Беларусь". Место нахождения центральных органов  Национального банка - город Минск.

     Функции и права Национального банка, а также цели и принципы его  организации и деятельности определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом, иными законодательными актами Республики Беларусь и Уставом Национального банка.  

     Основными целями деятельности Национального  банка являются:

     – защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе  его покупательной способности  и курса по отношению к иностранным валютам;

     – развитие и укрепление банковской системы  Республики Беларусь;

     – обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы[8, c. 10].

     Получение прибыли не является основной целью  деятельности Национального банка.

     Национальный  банк выполняет следующие функции:

     – разрабатывает и совместно с  Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном  Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

     – осуществляет эмиссию денег;

    – регулирует денежное обращение;

     – регулирует кредитные отношения;

     – является для банков кредитором последней  инстанции, осуществляет их рефинансирование;

    – осуществляет валютное регулирование;

     – организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так  и через уполномоченные банки  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь;

     – выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

     – осуществляет эмиссию ценных бумаг  Национального банка;

     – организует эффективное, надежное и  безопасное функционирование системы  межбанковских расчетов;

     – консультирует, кредитует и выполняет  функции финансового агента Правительства  Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных  бюджетов;

     – осуществляет государственную регистрацию  банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;

     – осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;

     – устанавливает порядок осуществления  банковских операций;

     – регистрирует ценные бумаги банков и  небанковских кредитно-финансовых организаций  в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

     – разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

     – определяет порядок проведения безналичных  и наличных расчетов в Республике Беларусь;

     – осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;

     – дает согласие на осуществление банками  и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями операций с ценными  бумагами;

     – выполняет другие функции в соответствии с Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

     Национальный  банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

     Национальный  банк ежеквартально информирует  Президента Республики Беларусь и Правительство  Республики Беларусь об объеме эмиссии  денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь[ БКРБ]. 
 

     2.2 Анализ функционирования и развития  денежно-кредитной политики Республики  Беларусь 

       В 2010 г. экономическое развитие  Республики Беларусь протекало  в условиях постепенного преодоления  последствий мирового финансово-экономического  кризиса как в национальной экономике, так и в экономиках стран — основных торговых партнеров. Вместе с тем, по мнению международных финансовых организаций, последствия кризиса будут сказываться на макроэкономической ситуации многих стран мира еще долгое время. В Республике Беларусь в 2010 г. ускорились темпы роста объемов производства, доходов населения, потребления и инвестиций. Однако ряд прогнозных показателей оказались не выполнены, среди них, к сожалению, такой принципиально важный для страны показатель, как энергоемкость валового внутреннего продукта. За январь — ноябрь 2010 г. он снизился на 1,1% при прогнозном значении 8—10%. Неблагоприятно складывались пропорции внешней торговли. Фактический показатель роста импорта соответствовал прогнозному темпу — порядка 121%, но рост экспорта оказался ниже прогнозного показателя на 10 процентных пунктов, составив 118%[11, c. 10].

Информация о работе Теоретические основы организации денежно-кредитной политики государства. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на совре