Теория поведения потребителя: возникновение, сущность, развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:14, курсовая работа

Описание

Объектом написания работы является изучение теории потребительского поведения, её возникновение, сущность и развитие на современном этапе. Предметом исследования являются определение факторов, влияющие на выбор потребителя. Главные задачи работы это - объяснение сущности теории потребительского поведения; определение подхода к спросу, полезности, и особенности потребительского поведения в современных условиях, в частности в Российской экономике. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Эта проблема представляет нашему вниманию несколько теоретических вопросов.

Содержание

Введение. 2
1.Основы теории поведения потребителя... 4
1.1.Различные теории поведения потребителя.Понятие полезности.. 4
1.2.Сущность спроса. 8
1.3.Взгляды различных экономических школ. 11
2.Факторы, влияющие на поведение потребителя. 13
2.1.Кривые безразличия.. 13
2.2.Бюджетное ограничение. 16
2.3.Действие эффекта дохода и эффекта замещения… 19
2.4.Потребительский излишек или рента........................................................................21
3.Структура совокупного спроса и использование теории поведения потребителей в российской экономике на современном этапе…………………………………………….23
3.1.Структура совокупного спроса и факторы ,его определяющие. 23
3.2.Теория эффективного совокупного спроса 27
3.3.Динамика совокупного спроса в условиях современного финансового кризиса в РФ 28
З.4. Современный этап развития теории потребительского поведения в российской практике 29
Практикум……………………………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………………….. 39
Список используемой литературы:………………………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по экономической теории.docx

— 211.48 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Российской Федерации

Тульский  государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого 
 

Кафедра экономики и управления 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по  экономической теории

на  тему:

«Теория поведения потребителя: возникновение, сущность, развитие» 
 
 
 

Выполнила: студентка гр. 2е

Дронкина  Юлия

Проверила: Гришина С.А. 
 
 
 
 
 

Тула  – 2011

Содержание:

Содержание. 1

Введение. 2

1.Основы теории поведения потребителя... 4

  1.1.Различные теории поведения потребителя.Понятие полезности.. 4

  1.2.Сущность спроса. 8

    1.3.Взгляды различных экономических школ. 11

2.Факторы, влияющие на поведение потребителя. 13

  2.1.Кривые безразличия.. 13

  2.2.Бюджетное ограничение. 16

  2.3.Действие эффекта дохода и эффекта замещения… 19

     2.4.Потребительский излишек или рента........................................................................21

3.Структура совокупного спроса и использование теории поведения потребителей в российской экономике на современном этапе…………………………………………….23

  3.1.Структура совокупного спроса и факторы ,его определяющие. 23

  3.2.Теория эффективного совокупного спроса 27

  3.3.Динамика совокупного спроса в условиях современного финансового кризиса в          РФ                                                                                                                                            28

     З.4. Современный этап развития теории потребительского поведения в российской практике                                                                                                                                   29

Практикум……………………………………………………………………………………34

Заключение………………………………………………………………………………….. 39

Список используемой литературы:………………………………………………………...40 

 

Введение

     В процессе своей жизнедеятельности  человек должен удовлетворять самые разнообразные свои потребности, например потребность в еде, питье, одежде, защите от неблагоприятных погодных условий, тем самым противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии. Они практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением, между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.

     Актуальность  выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или общества в целом, в виде потребителей или производителей.

     Объектом  написания работы является изучение теории потребительского поведения, её возникновение, сущность  и  развитие на современном этапе. Предметом исследования являются определение факторов, влияющие на выбор потребителя. Главные задачи работы это - объяснение сущности теории потребительского поведения; определение подхода к спросу, полезности, и особенности потребительского поведения в современных условиях, в частности в Российской экономике. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Эта проблема представляет нашему вниманию несколько теоретических вопросов. Как потребителю сориентироваться среди обилия товаров и услуг, как сделать выбор, при котором полезность была бы максимальной, а затраты – минимальными? Потребители чаще всего ищут ответы на эти вопросы интуитивно, на основе жизненного опыта, методом проб и ошибок. Предприниматели расходуют на изучение спроса немало средств, пытаясь понять особенности потребительского выбора и воздействовать на поведение хозяйств. Теория потребления является важной составной частью микроэкономики, так как позволяет объяснить формирование спроса, его структуру, динамику, взаимосвязь с ценами. В создание этой теории внесли значительный вклад экономисты XIX и начала XX в.: Г. Госсен и Э. Энгель , К. Менгер и Э. Бем-Баверк , У.С. Джевонс и Ф. Эджуорт и др. В ходе своих исследований они создавали различные положения, законы и теории.

          Работа состоит из: введения , трёх разделов, практикума, заключения и списка литературы. В первом разделе будут рассмотрены основы теории поведения потребителя: спрос и полезность, теории потребительского выбора, взгляды различных экономических школ. Во втором разделе будут проанализированы вопросы кривых безразличия, линий бюджетного ограничения, эффекта дохода, эффекта замещения, ренты потребителя. В третьем разделе будут разобраны: структура спроса и использование теории поведения потребителей в российской экономике на современном этапе. Четвёртый раздел включает в себя практикум, состоящий из двух задач.

 

     1.Основы теории поведения потребителя: спрос и полезность, теории потребительского выбора,  взгляды различных экономических школ

1.1.Различные теории поведения потребителя. Понятие полезности

          Потребитель появляется на рынке с целью приобрести товары, необходимые для удовлетворения его многочисленных потребностей [1,с. 120]. Таким образом ,у него происходит процесс формирования спроса, осуществляющий выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, то есть собственных денежных доходов ,именно это и называют потребительским выбором [2,с 102]. Анализ поведения потребителя как субъекта рыночной экономики микроэкономика осуществляет на основе двух постулатов. Первый- потребности потребителя не ограничены. Второй - финансовые возможности удовлетворения этих потребностей ограничены. Исходя из этого, каждый потребитель стоит перед проблемой выбора: какие потребности следует удовлетворять, а какие нет, как распорядиться своими ограниченными денежными ресурсами [3]. Для расчёта минимального потребительского бюджета, а это не только товары и услуги, но и оценка набора в действующих ценах ,используют такой термин ,как потребительская корзина . Потребительская корзина (или вектор потребления)- это набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека за год, в среднем .Записывается потребительская корзина как :

Где Q – количество товаров ,а n – число товаров в экономике.

          Рассмотрим несколько различных теорий поведения потребителя: кардиналистская, или количественная теория потребительского выбора появилась первой. Она базируется на теории полезности. Каждый человек индивидуален, поэтому для каждого из нас разные товары и услуги будут приносить разную полезность. Полезность (U) направлена на удовлетворение потребностей человека , и от того насколько сильно она их удовлетворяет, будет и зависеть ценность того или иного блага[4]. Понятие «полезность» было впервые введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748 - 1832 гг.). Сегодня вся наука о рыночной экономике, держится на теории полезности, поскольку с помощью категории полезности объясняется действие закона спроса (убывающая кривая спроса), или ,другими словами , почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот[5,с 384]. Полезностью (U) называется способность блага (товара) удовлетворять потребности человека. Полезность –это суждение человека о благе. Ясно, что полезность – это субъективное понятие, т.е. один и тот же товар будет иметь разную полезность для разных людей. Например, учебник по экономической теории будет иметь большую полезность для экономиста, нежели для юриста. Подобные сравнения справедливы и для других товаров. Однако, если выбранный товар полезен для потребителя, существуют обстоятельства , ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями являются цена и доход. Например, мясо является очень полезным продуктом для большинства людей, однако высокие цены и ограниченные доходы не всем позволяют потреблять его в больших количествах .Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции. Задачу выявить предпочтение потребителей путем соизмерения и сопоставления полезностей благ поставили перед собой экономисты австрийской школы К. Менгер и Е. Бем-Баверк. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для индивида , уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей. Одно дело – кусок хлеба, чтобы не умереть с голода, стакан воды, чтобы удалить жажду. Другое дело – наличие значительного количества подобных благ, что существенно изменяет остроту потребности, степень их полезности. По мере потребления новых единиц блага темп нарастания пользы падает , добавочная полезность, приносимая каждой новой порцией ,снижается .Наименьшая по величине добавочная полезность называется предельной полезностью[6]. Предельная полезность – это изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного блага на одну единицу при условии, что потребление других благ остается неизменным.

В экономической  теории принято обозначать предельную полезность MU, а общую полезность – TU. При данных обозначениях математическое выражение предельной полезности блага будет выглядеть следующим образом:

где ΔTU – приращение общей полезности; ΔQ – приращение количества блага на одну единицу .(3) Графически это будет выглядеть так:

Рис.1.График кривой общей полезности.**

Рис.2. График кривой предельной полезности блага.**

          Кроме этого: в  микроэкономической теории для решения задач используются функции полезности конкретного вида. Одной из наиболее часто используемых в экономическом анализе является функция Кобба-Дугласа. Пол Х. Дуглас был экономистом и работал в Чикагском университете, а позже стал сенатором. Чарльз В. Кобб был математиком. Предположим, что потребительский набор состоит только из двух благ, тогда функция полезности Кобба-Дугласа выглядит следующим образом:

Где k ,a ,β= const , k ,a ,β>0  

** Е.В. Савицкая - Лекции по микроэкономике 2002.-с. 302. pdf

          В рыночной экономике существует такой термин как закон убывающей предельной полезности, трактуется он так: по мере роста потребления однородных благ общая полезность от них увеличивается, но одновременно убывает предельная полезность каждой дополнительной единицы этого приращения. Впервые этот принцип был сформулирован Г. Госсеном (первый закон Госсена). Это был не единственный закон Госсена, согласно второму его закону: при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величиной[7].Принцип убывания основан на равновесии потребителя, поэтому закон убывающей предельной полезности может быть использован при объяснении потребительского выбора[8]. Несмотря на огромный прогресс в понимании потребительского поведения, который был сделан кардиналистской теорией, ряд её положений носили сугубо теоретический характер и никак не могли быть применены на практике. В частности, до сих пор не изобретён прибор, который мог бы измерять предельную полезность, которую приносит потребителю данный товар или услуга. В результате, со временем появилась другая теория, получившая название ординалистской. Эта теория базируется на построении соотношении кривых потребительского выбора, к которым относятся: кривая безразличия и бюджетная линия. Часто потребитель сталкивается с проблемой выбора из нескольких товаров . При этом у него существует несколько вариантов комбинаций из выбираемых товаров . Для анализа таких ситуаций потребительского поведения используют кривые безразличия. Кривая безразличия – это линия, которая показывает различные сочетания двух товаров, приносящие потребителю одинаковую полезность[9].

          Потребительский выбор - решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий потребительского выбора  и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и его предпочтение. Иначе говоря, что мы предпочитаем, то реально и выбираем, делая свои приобретения. Однако это неверно, в условиях дефицита тех или иных товаров :потребительский выбор, вынужденный тем, что предпочитаемый товар невозможно купить, не выявляет истинного предпочтения. Функцией потребительского выбора некоторые авторы называют зависимость набора товаров, выбираемых потребителем, от вектора  цен и суммы его  дохода. В соответствующих моделях предполагается, что функция определена для любых положительных цен и бюджетов, любой положительный набор товаров может быть выбран потребителем при определенных условиях и, наконец, что потребитель полностью может использовать бюджет на покупки[10].

          Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист X. Лейбенстайн выделяет три типичных случая взаимных влияний: 1. Эффект присоединения к большинству (подражания). Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.2. Эффект сноба. В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная.3. Эффект Веблена. Именем Т. Веблена (1857—1929) Лейбенстайн называет престижное, или демонстративное, потребление, ярко описанное в «Теории праздного класса» (1899), когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление [1, с. 125]. Потребительский выбор направлен на максимизацию полезности ,иными словами если вы не можете увеличить полезность, меняя комбинации благ (потребительские наборы), значит, вы достигли максимума полезности, и данный потребительский набор является наилучшим(простейшее правило максимизации полезности).

1.2.Сущность спроса

          Издавна замечено, что количество благ, которое покупатели запрашивают у продавцов для приобретения, прямо зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна. Цена – это количество денег, уплачиваемых покупателем продавцу за тот или иной потребляемый товар. Цена в свою очередь ,зависит от спроса. Спросом называется количество товаров и услуг , которое будет куплено по определенной цене за определенный временной период. Он является формой выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Иначе говоря, спрос выступает в виде платежеспособной потребности. Рынок не реагирует на потребность , не обеспеченную платежеспособностью покупателя .Действует закон спроса , суть которого заключается в том, что спрос на товары изменяется в обратной зависимости от цены. Зависимость между ценой и спросом выражается в виде графика:

Информация о работе Теория поведения потребителя: возникновение, сущность, развитие