Теория поведения потребителя: возникновение, сущность, развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:14, курсовая работа

Описание

Объектом написания работы является изучение теории потребительского поведения, её возникновение, сущность и развитие на современном этапе. Предметом исследования являются определение факторов, влияющие на выбор потребителя. Главные задачи работы это - объяснение сущности теории потребительского поведения; определение подхода к спросу, полезности, и особенности потребительского поведения в современных условиях, в частности в Российской экономике. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Эта проблема представляет нашему вниманию несколько теоретических вопросов.

Содержание

Введение. 2
1.Основы теории поведения потребителя... 4
1.1.Различные теории поведения потребителя.Понятие полезности.. 4
1.2.Сущность спроса. 8
1.3.Взгляды различных экономических школ. 11
2.Факторы, влияющие на поведение потребителя. 13
2.1.Кривые безразличия.. 13
2.2.Бюджетное ограничение. 16
2.3.Действие эффекта дохода и эффекта замещения… 19
2.4.Потребительский излишек или рента........................................................................21
3.Структура совокупного спроса и использование теории поведения потребителей в российской экономике на современном этапе…………………………………………….23
3.1.Структура совокупного спроса и факторы ,его определяющие. 23
3.2.Теория эффективного совокупного спроса 27
3.3.Динамика совокупного спроса в условиях современного финансового кризиса в РФ 28
З.4. Современный этап развития теории потребительского поведения в российской практике 29
Практикум……………………………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………………….. 39
Список используемой литературы:………………………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по экономической теории.docx

— 211.48 Кб (Скачать документ)

          Рассмотрим теперь потребительское поведение на практике, у граждан России .Так или иначе, все аналитики свидетельствуют о постепенном улучшении жизни населения в период с 2008 года [36]. Хотя многие отмечают, что многие люди гораздо легче определяют снижение своего уровня жизни, чем его повышение. Тут надо иметь в виду и психологические моменты — люди склонны скорее воспринимать ухудшение своего положения, нежели улучшение. Но все свидетельствует о том, что ситуация улучшается — увеличение доходов и финансового положения отражается на уровне и качестве потребления товаров и услуг. Уровень жизни в последние годы все больше устраивает большинство жителей России. Если в 2009 54% населения были довольны собственным положением, то в 2009 – уже 66% [37]. Теперь рассмотрим данные статистики в России за 2010 год. Индекс потребительских настроений является широко используемым инструментом измерения готовности населения к активному потребительскому поведению и позволяет прогнозировать динамику потребительского рынка, а через него, - динамику валового внутреннего продукта в целом. Концепция исследования основана на том, что в основе устойчивого экономического роста лежит рост внутреннего массового потребления. Зная о намерениях населения тратить свои сбережения на те или иные товары массового спроса длительного пользования и о его оценках собственного материального положения и экономической ситуации в целом, можно формировать прогноз экономической ситуации в регионе. Индекс потребительских настроений строится на основе опросов общественного мнения. Таким образом, ИПН – показатель экономического и потребительского потенциала региона, инструмент для прогнозирования повседневного экономического поведения населения.

          Наиболее интересны следующие моменты в исследовании, проведенном министерством развития, инвестиций и торговли по России : во втором полугодии 2010 года Индекс потребительских настроений России несколько снизился (106 пунктов против 108 в июле 2010 года) и находится на уровне 2005 года. В Москве Индекс продолжает стремительно расти и в конце 2010 года достиг рекордного уровня 132 пункта. Пик потребительских настроений в России пришелся на 2007 и первую половину 2008 года, когда Индекс составил 116 пунктов. После резкого падения на волне экономического кризиса (в марте 2009 года индекс составил 68 пунктов - рекордно низкий уровень за всю историю вычисления), с июня 2009 индекс стал понемногу расти, впервые вновь достигнув положительного значения в мае 2010 года (102 пункта) [38]. Индекс потребительской активности (ИПА - отражающий оценку населением текущей ситуации для реализации своих потребительских возможностей) напрямую зависит от материального благосостояния населения , и признак дохода является сильным дифференцирующим фактором. Кроме этого значимыми дифференцирующими население факторами потребительской активности выступают принадлежность к определенному поколению и образовательному уровню. Итак, в 2010 году наблюдается снижение индекса потребительской активности у молодого поколения в возрасте 16-29 лет - на 7.6 процентного пункта и у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) - на 4 процентных пункта, в группе лиц старшего поколения отмечалось незначительное снижение - на 1 процентный пункт. Как мы видим, основными препятствиями для повышения потребительской активности населения являются– доход и уровень образования (возраст – фактор, может быть отнесен к психологическим, не поддается какому-либо контролю) [39]. Исправить это может повышение образования и уровня заработной платы. Не зря повышение последней поставлено правительством и президентом в одну из первоочередных целей – в условиях, когда часть населения живет ниже прожиточного минимума, говорить о развитом потребительском поведении просто не приходится. Также нельзя не отметить низкий уровень информированности и мотивации большинства россиян. Первоочередным для них является именно цена, и зачастую бросовые цены позволяют продавцам избавляться от откровенно некачественного товара. Порой, влияя на цены и устраивая распродажи, фирма зачастую может не обращать внимание на другие факторы, сопутствующие товару – модность, уже упоминавшееся качество, рекламу – ее товар купят, как показали исследования журнала «Деловая неделя» на примере с китайской обувью [40]. Можно предположить, что выходом является опять таки, повышение уровня жизни населения, когда с повышением уровня дохода качество товара станет играть роль не меньшую, чем цена. И тогда ценовая война перестанет играть решающую роль в привлечении потребителей, и на первое место выйдут узнаваемость бренда и качество товара. В настоящий момент предприниматели хотя и оценивают ценовую войну как негативное явление, но зачастую к ней прибегают. Но позволить себе такую политику может только крупная компания – что следует из ситуации на большинстве российских рынков. Однако самая большая проблема, возникающая в условиях российского рынка – это монополизация, явная или скрытая, ряда рынков. В качестве примера можно назвать рынок жилищно-коммунальных услуг, топливного рынка, энергетического и некоторых других рынков [41, c. 202]. Основная черта нынешней структуры российской экономики — высокая степень монополизации рынков – говорится во многих источниках. Это создало специфичную ситуацию для потребителя, когда он просто вынужден покупать нужный ему товар у единственного продавца и не в состоянии найти ему заменитель. Например, так было до недавнего времени и с ситуацией в области общественного автомобильного транспорта, но после появления частных транспортных компаний ситуация налаживается. Конечно, цены повышаются, но, как думают аналитики, это следствие нефтяного кризиса, исследование которого не входит в задачи данной работы. Мнение потребителя продукции монополизированных рынков мало влияет на решения производителя. Так, наблюдаемое планомерное повышение цен на нефть в течение последних пяти лет, повешение цен на электроэнергию, на железнодорожные перевозки только подтверждают этот факт. При этом качество обслуживания практически не зависит от желания потребителя – только прибегнув к внеэкономическим мерам (а иные и невозможны в условиях монополий), можно хоть как-то изменить ситуацию. Это механизм, препятствующий более широкой реализации результатов теории потребительского поведения. Эти материалы дают довольно четкое представление о том, что реально происходит с потребителем и как эти изменения отражаются в социальной структуре общества.

       Вывод: в данном разделе были  рассмотрены: структура совокупного спроса и использование теории поведения потребителей на современном этапе, в качестве примера приведены статистические данные по экономике России. Выяснив, что на стороне потребления выступает  совокупный спрос ,который является одним из элементов достижения равновесия потребителя. Существует теория эффективного спроса, где равновесие достигается  между совокупным спросом и совокупным предложением. Далее рассмотрев динамику совокупного спроса в России, выяснили, что за последние годы в РФ наблюдался существенный рост ВВП, но в условиях финансового кризиса прогнозируется спад производства РФ. Основными показателями потребительского поведения в России являются: индекс потребительских настроений и Индекс потребительской активности.

     Практикум

1.Функция спроса на товар задана уравнением Qd=50-2P, а функция предложения уравнением Qs=5+3P.

Определите  излишек потребителя.

1)50-2P=5+3P

           P=9

2)5+3*9=32

3)50-2P=0

       P=25

4)25-9=16

5)

Ответ: излишек потребителя равен 256

2.Выберите в структуре вашего личного потребления 2 товара и составьте карту безразличия для трёх разных уровней удовлетворения. Постройте ваши бюджетные ограничения для каждого уровня. Определите ваше положение равновесия (максимизации полезности ). Используйте для выполнения этой части практикума материалы лабораторной работы по экономической теории № 2.

2.1.        В структуре своего личного потребления я взяла два товара: булочка и шоколад, за товар А обозначен сок, за товар B-шоколад. Составим карту безразличия для каждого уровня удовлетворения, то есть высокого, среднего  и низкого уровней, за месяц потребления.

Таблица 3

По данным таблицы 3 составим график карты безразличия для указанных уровней:

 
Рис.8.Карта кривых безразличия для каждого уровня удовлетворения.

2.2.Далее строим бюджетные ограничения для каждого уровня удовлетворения. 
 

Таблица 4

По таблице  строим график бюджетных ограничений  для каждого уровня удовлетворения:

Рис.9.Бюджетные ограничения для каждого уровня удовлетворения.

2.3.Следующим пунктом в нашем практикуме будет определение положения равновесия.

Из таблиц 3 и 4 следуют положения равновесия для каждого уровня удовлетворения:

Рис.10.Положение равновесия для высокого уровня удовлетворения.

Рис.11.Положение равновесия для среднего уровня удовлетворения.

Рис.12.Положение равновесия для низкого уровня удовлетворения. 

          В ходе практического задания,  исследовала нахождение излишка  потребителя и нашла своё положение  равновесия для каждого из  своих уровней удовлетворения  двух товаров из своего личного  потребления. 

 
 
 
 
 
 
 

Заключение

          В ходе написания данной работы были сделаны следующие выводы. Возникновение теории потребительского поведения было связано с работами маржинализмов, так как одним из главных положений маржинализма является принцип экономического человека. Теория потребительского поведения исследует совокупность принципов и закономерностей, руководствуясь которыми каждый человек формирует и реализует свой набор потребления различных благ, руководствуясь наиболее полным удовлетворением своих потребностей. Данная теория связана с понятиями общей полезности (то есть суммарной пользы от определенного количества блага) и предельной полезности (степени удовлетворения потребности при возрастании количества блага). Выбор индивида формируется не только под влиянием предпочтений, также он ограничен бюджетом. Логично, что для каждого потребителя общий расход должен быть не больше дохода. Учитывая еще многие недоработанные аспекты теории потребительского поведения, перед будущими учеными открывается просто огромное поле для исследовательской деятельности. Эта теория доказала свою важность для понимания основ как экономики, так и человеческого общества. Особенно разработка этой теории нужна в нашем государстве, в условиях трансформирующейся, переходной экономики, когда рынок большей частью монополизирован, а потребитель не особенно разборчив в выборе товаров и руководствуется зачастую одной лишь ценой. Знание этой теории поможет как покупателю грамотнее тратить свои сбережения, там и производителям адаптироваться к покупателю, что поможет как потребителю, так и производителю и экономике в целом. Естественно, необходимо изменение неблагоприятных условий для внедрения результатов теории потребительского поведения в жизнь – одним из таковых являются как монополии, так и недостаточная информированность - образованность покупателя.

         

 

Литература

[1]  Экономика.  Г.П. Журавлёва. Москва – 2006.

[2]  Основы  экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко; Под ред. В.Л. Клюни. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», – 1996

[3]  Экономическая  теория - 2 - Микроэкономика – Седов В.В. – 2002 pdf

[4]  Микроэкономика - Введение в экономический анализ - УП – Б.И.Герасимов, Т.М.Коновалова, Е.В.Нижегородов – 2010

[5]  Экономическая  теория. Ч.1. Введение в экономику. Микроэкономика. Герасимов Б.И, Косов Н.С, Дробышева В.В.ТГТУ, – 2009.pdf

[6]  Савицкая Е.В. - Лекции по микроэкономике pdf

[7]  Экономическая теория. Конспект лекций. Душенькина Е.А. – 2008.pdf

[8]  Экономическая  теория под ред. Николаевой  И.П.Учебник – 2008 pdf

[9]  Микроэкономика. Б.И.Герасимов, – 2010

[10] http://slovari.yandex.ru

[11] http://www.neuch.ru/referat/86515.html

[12]  Микроэкономика: В 2т./ В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов; общ. Ред. В.М. Гальперина – СПб, – 2002

[13]  Экономика. Учебник, 3-е изд./ Под ред. Д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова – М., – 2003

[14]  Л.И. Якобсон «Государственный сектор экономики, экономическая теория и политика», М., – 2000

[15]  Селигмен Б. «Основные течения современной экономической мысли». М. "Прогресс".– 1996

[16]  Экономическая теория. Конспект лекций. Васильева Е.В, Макеева Т.В – 2009 pdf

[17]  http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/krivye-bezrazlichiya.html

[18]  http://www.aup.ru/books/m202/5_2.htm

[19]  http://abc.informbureau.com/html/apaaeaoiia_iadaiexaiea.html

[20]  Экономическая теория Сажина М.А, Чибриков Г.Г Учебник – 2005 pdf

[21]  Микроэкономика Нуреев Р.М. – 2009 pdf

[22]  http://referatwork.ru/refs/source/ref-124333.html

[23]  http://www.bestreferat.ru/referat-68441.html

[24]  Экономическая теория. Сажина М.А, Чибриков Г.Г.Учебник –2001 pdf

[25]  Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. – М.: Эксмо. – 2008

[26]  Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Изд-во «Экзамен». – 2005

[27]  Курс экономической теории: учебник / Под.ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– 6-е изд. – Киров: «АСА». – 2007.

[28]  Экономическая теория. / Сост. Николаева Л.А., Черная И.П.. – Вл.: ВГУЭС. – 2007

[29]  Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. – М.: Эксмо. – 2008

[30]  Экономическая теория: Учебник Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА-М. – 2003

[31]   Бункина М.К. Семенов В.А Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: Издательство «Эльф К – пресс». – 2004

[32]  Курс экономической теории: учебник / Под.ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– 6-е изд. – Киров: «АСА». – 2007

[33]  Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru

[34]  Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: РИОР. – 2008

[35]  http://sun.tsu.ru/mminfo/0184-70560/018470560.pdf

[36] А. Демидов «Особенности потребительского поведения россиян: факторы выбора, мотивации, лояльность», http://www.advertology.ru/article873.html

[37] «Агентства бизнес новостей» http://www.abnews.ru/type_news.html?t=2430&data=pressa

[38] http://www.sostav.ru/news/2011/03/15/soc5/

[39] http://www.supergu.ru/news/news_comments.php?n_id=133284

[40] «Игра ценами», журнал «Деловая неделя», http://www.extra-n.ru/main/?id=1747

[41]  А. Николаева, В. Кашин «Преемник выбран», Ведомости, №56 (1583)


Информация о работе Теория поведения потребителя: возникновение, сущность, развитие