Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1). Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.

2). Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.

3). Определить критерии классификации видов рынков. Дать обоснование критериям их классификации.

4). Провести сравнительный анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции по критериям: количество участников, тип продукта, тип конкурентной борьбы, условия вхождения и выхода из отрасли, доступность информации.

Содержание

Введение

Глава 1. Рыночный механизм и его функции

1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка

1.2 Функции рынка

1.3 Рыночная экономика

1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка

Глава 2. Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме

2.1 Виды рынков

2.2 Рынок совершенной конкуренции

2.3 Рынок чистой монополии

2.4 Рынок монополистической конкуренции

2.5 Рынок олигополии

Глава 3. Эффективность и фиаско рынка

3.1 Эффективность конкурентных рынков

3.2 Фиаско рынка

3.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Работа состоит из  1 файл

готовая.docx

— 69.76 Кб (Скачать документ)

Источники получения  прибыли фирмой при монополистической  конкуренции: вывод на рынок уникального  товара; благоприятное расположение фирмы; маркетинговые барьеры; применение передовой технологии. В долгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков.

Графически долгосрочное равновесие выглядит так (см. рис. 2.4.3). Точка А -- точка долгосрочного равновесия. Кривая D-- касательная к LAC. Фирмы получают только нормальную прибыль.

Характеристика  рыночного равновесия монополистической  конкуренции в долгосрочном периоде:

а). Цены выше минимальных  средних долгосрочных издержек, что  приводит к наличию излишних производственных мощностей.

б). Цены выше предельных издержек производства, т.к. фирмы реализуют  рыночную власть. Все это приводит к потере эффективности, связанной  с потерями, во-первых, из-за недоиспользования  мощностей; во-вторых, из-за присвоения фирмами части излишков потребителя. Однако потери эффективности компенсируются расширением ассортимента благ.

Современная рыночная экономика -- это экономика преимущественного господства рынков монополистической конкуренции, ибо совершенно конкурентные рынки, также как и полностью монополизированные рынки, в чистом виде не существуют. 
 

2.5 Рынок олигополии

Олигополия - рыночная структура, в которой большая  часть продаж совершается несколькими  крупными фирмами, каждая из которых  способна влиять на рыночную цену. Олигополистический рынок имеет черты и конкурентного  и монополистического рынков, в зависимости  от способа поведения его участников и особенностей выпускаемого товара. Рынок олигополии - это рынок взаимодействия небольшого количества взаимозависимых  крупных производителей (продавцов). Как правило, на долю производителя-олигополиста приходится значительная часть рыночного предложения, что позволяет ему оказывать влияние на рыночную цену. Характерные черты олигополии:

1) На рынке  доминирует небольшое количество  фирм. Главная черта олигопольного рынка -- в тесной и сознательной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга.

2) Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную рыночную власть над ценой. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.

3) Ограниченный  доступ в отрасль (существуют  значительные барьеры для входа  новых фирм в отрасль).

4) Однородный  продукт (чистая олигополия) или  дифференциальный продукт (дифференциальная  олигополия).

5) Кривая спроса  каждой такой фирмы имеет «падающий»  характер.

Последствия всеобщей взаимосвязи олигополистов: нельзя точно оценить спрос; нельзя точно определить MR; нельзя определить Р* (равновесная цена) и Q* (равновесный объем продаж).

Модель "Ломаной  кривой спроса" (см. рис. 2.5.1.) объясняет негибкость цен. Форма кривой спроса олигополиста зависит от реакции соперников на действия фирмы. Спрос на продукт фирмы будет эластичным, если она повысит цену, так как конкуренты не будут повышать свои цены в ответ (D2). Если же фирма понизит свои цены, то спрос станет неэластичным, так как конкуренты, скорее всего, тоже понизят цены (D1). Результат -- ломаная кривая спроса у фирмы (D2PD1). Р -- установленная цена. Если фирма повысит цену, то спрос уйдет к D2. Если фирма понизит цену, то спрос не изменится.

Кривая MR имеет  вертикальный разрыв А-В. Из-за разрыва  в величинах MR объем выпуска не будет оказывать воздействия  на цену товара при изменении предельных издержек (МС).

Ценообразование на рынке олигополии.

а) Картельное соглашение.

Тайный сговор - форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей. Картель - группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.

Установление  единой цены увеличивает выручку  всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением  объема продаж. При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать  свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены втайне от других. Это разрушает  картель.

Препятствия для  тайного сговора: различия в спросе и издержках; число фирм в отрасли; внезапный спад деловой активности; возможное вступление в отрасль других фирм; мошенничество, основанное на скрытом снижении цен по принципу ценовой дискриминации.

б) Лидерство  в ценах (молчаливый сговор) - это  соглашение между олигополистами о ценах на свою продукцию. Смысл в том, что фирмы отрасли ориентируются на цены, установленные одной компанией-лидером. Как правило, в качестве лидера выступает фирма, являющаяся крупнейшей в рамках своей отрасли. Стратегия поведения фирмы-лидера является руководством к действию для других, более мелких фирм.

Тактика лидера при корректировке цен: корректировка  цен редка и проводится в случае значительных изменений в издержках; о надвигающемся пересмотре цен  сообщается часто через СМИ; ценовой  лидер выбирает не обязательно максимальную цену.

в). Практика сдерживания  цен. Это практика назначения самой  низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При  этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить  в отрасль конкурента.

Механизм такой  практики - фирмы оценивают возможные  минимальные средние издержки потенциального конкурента и устанавливают цену ниже этого уровня.                                                                                                                       г). Ценообразование по принципу «издержки плюс» означает, что при определении цены олигополист сначала оценивает свой средний уровень издержек при некотором плановом уровне производства, а затем добавляет к ним «накидку» в размере определенного процента прибыли. Накидка должна быть достаточной, чтобы покрыть издержки и обеспечить нормальную прибыль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Эффективность и  фиаско рынка.

3.2 Эффективность конкурентных  рынков.

Важнейшей особенностью рыночной экономики является конкуренция. Эффективность рыночной экономики  тем выше, чем сильнее развита  в ней конкуренция.

Еще А. Смит говорил, что каждый индивид стремится  к своей собственной выгоде, и  в этом, как и во многих других случаях, им движет невидимая рука, обеспечивающая результат, о котором  он и не думал. "Невидимая рука провидения" А. Смита - это и есть конкуренция. Конкуренция в понимании  А. Смита характеризуется долговременными  тенденциями, которые могут соблюдаться, несмотря на краткосрочные отклонения. Причем эти тенденции будут настолько  длительными, насколько это необходимо для перемещения ресурсов из отраслей с низкими прибылями в отрасли  с прибылями более высокими. Однако в данном анализе ситуации отсутствует  реальная возможность существования  барьеров для перемещения ресурсов.

Экономисты, принадлежащие  к новым направлениям экономической  теории, конечно же, изменили свои представления  о конкуренции. Современная теория скорее представляет собой попытку  определить сферу применимости гипотезы, согласно которой "невидимая рука" рынков и цен вполне достаточна для  того, чтобы направлять экономику  в состояние эффективности.

Конкуренция определяет степень влияния отдельного продавца на рыночную цену (т. е. степень свободы  ценообразования на рынке). Конкурентность характеризует такое поведение индивидуальных производителей и потребителей, которое заставляет их соперничать друг с другом за более выгодные продажи и покупки.

Рыночная конкуренция  - это экономическое соревнование между товаропроизводителями за более выгодные условия производства, позволяющие им максимизировать прибыль; между покупателями - за более выгодные условия потребления, позволяющие максимизировать полезность. В результате такого соревнования побеждают только те, кому удается наиболее эффективно организовать собственное производство (потребление), т.е. доказать свою конкурентоспособность.

Конкурентоспособность для производителя означает возможность  продать как можно больше по цене ниже рыночной. Поэтому единственное условие получения прибыли для  производителя, работающего в условиях конкуренции, снижение издержек на производство каждой единицы товара.

Снижение затрат становится возможным в результате применения более эффективных технологий и более рациональной организации  труда. Благодаря снижению затрат производитель  может увеличивать масштабы производства и одновременно максимизировать  экономический выигрыш до тех  пор, пока другие производители не освоят новую технологию производства и  не получат свою долю данного выигрыша на рынке. Чем больше участников рыночной экономики реализуют свой частный  выигрыш, тем больше окажется общественный выигрыш, тем эффективнее работает экономика.

Рыночная конкуренция  способствует перераспределению общественных ресурсов в пользу наиболее эффективно работающих хозяйствующих субъектов. При этом на рынке достигается  одновременный выигрыш обоих  рыночных агентов: и производителя, реализующего товар по более высокой  внутренней цене, и покупателя, приобретающего в итоге товар по более низкой рыночной цене.

Чем выше степень  конкурентности рынка, тем ближе к равновесному уровню цены стремится результат свободного взаимодействия спроса и предложения. Такой уровень цены, который является приемлемым и для безубыточного функционирования предпринимательского сектора и для оптимального уровня удовлетворения потребностей потребительского сектора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Фиаско рынка

     В экономической литературе сбои в  работе рыночного механизма экономисты называют по-разному: недостатками, несовершенством, неполадками, провалами, фиаско, неэффективностью, дефектами, неспособностью, небезупречностью, бессилием, ограниченностью, что не меняет сути. Фиаско рынка представляет собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов (внешние эффекты, общественные блага, неравенство в доходах, рыночная власть, асимметричность информации).

1). Внешние эффекты  или экстерналии - эффекты (издержки или выгоды), не имеющие стоимостной оценки, в результате рыночных сделок между экономическими субъектами, которые получают третьи лица. Рыночная система учитывает лишь индивидуальные потребности и не способна учитывать общественные, коллективные потребности (например, национальная оборона, охрана окружающей среды, строительство автомагистралей)

Внешними эффектами  называют все факторы, которые не учитываются в рыночной цене, но влияют на благосостояние и качество жизни людей. К ним относятся  выгоды, приносимые фирмами, повышающими  квалификацию и образование своих  работников, выгоды от создания интеграционных союзов производителей, выгоды фирм, получающих от потребителей бесплатно информацию о выявленных недостатках товаров  и т.д.

Внешние эффекты  могут иметь и отрицательную  направленность, например, нечестная  конкуренция за клиентский капитал, ущерб при нарушении авторских  прав, загрязнение окружающей среды  в результате производства товара и  т.д.

Специфика внешних  эффектов, заключается в том, что  они: возникают в ходе рыночных сделок между экономическими субъектами; обладают «внешней» направленностью для  участников рыночной сделки, т.к. воздействуют на третьих лиц; не имеют стоимостной  оценки, а значит, не могут быть учтены в рыночных ценах; имеют различные  сферы возникновения (производство, распределение, обмен, потребление  экономических благ); могут быть как положительными, так и отрицательными;

  Отрицательные внешние эффекты возникают при негативных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. Отрицательные эффекты связаны с дополнительными издержками, не имеющими стоимостной оценки, в результате рыночных сделок между экономическими субъектами, которые получают третьи лица. "К примеру, целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений.

     Положительные внешние эффекты возникают при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. Возникающий при этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, притом бесплатно. Положительный внешний эффект -- дополнительная полезность, возникающая в результате использования блага и не находящая отражения в его рыночной цене.

Информация о работе Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции