Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 22:37, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2). Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.
3). Определить критерии классификации видов рынков. Дать обоснование критериям их классификации.
4). Провести сравнительный анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции по критериям: количество участников, тип продукта, тип конкурентной борьбы, условия вхождения и выхода из отрасли, доступность информации.
Введение
Глава 1. Рыночный механизм и его функции
1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка
1.2 Функции рынка
1.3 Рыночная экономика
1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка
Глава 2. Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме
2.1 Виды рынков
2.2 Рынок совершенной конкуренции
2.3 Рынок чистой монополии
2.4 Рынок монополистической конкуренции
2.5 Рынок олигополии
Глава 3. Эффективность и фиаско рынка
3.1 Эффективность конкурентных рынков
3.2 Фиаско рынка
3.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Рис. 2.1.1. Классификация рыночного соперничества
Совершенная конкуренция - рынок, где множество фирм продают совершенно одинаковые товары, и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной влиять на рыночную цену товара.
Рыночную структуру совершенной конкуренции определяют 6 основных характеристик:
1) Множество
фирм и их незначительные
2) Множество покупателей.
3) Однотипная (стандартизированная) продукция.
4) Легкие условия для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
5) Отсутствие
ценовой конкуренции между
6) Полная информированность
всех участников рынка
График спроса на продукт конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную линию D = MR = AR, т.к. в условиях совершенной конкуренции имеется множество фирм, каждая из которых производит лишь небольшой объем производства продукции и поэтому каждая их них в отдельности не может влиять на установление цены на рынке. Другими словами, фирма в условиях совершенной конкуренции является «ценополучателем», т.е. получает цену на продукцию с рынка и вынуждена продавать каждую единицу продукции по определенной рыночной цене.
Итак, фирма в условиях совершенной конкуренции: не способна оказать влияния на рыночную цену; принимает рыночную цену как данную; сталкивается с абсолютной эластичностью спроса на свою продукцию.
Средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене продукта, а графики среднего и предельного дохода совпадают с графиком спроса. Общий доход (TR) растет по мере увеличения объема продаж (рис. 2.2).
Максимизация прибыли фирмой в краткосрочном периоде
Существует два подхода к максимизации прибыли.
Первый основан
на сравнении средних и предельных
величин (рис. 2.2.3.). В условиях совершенной
конкуренции фирма
1) Если Q > Q*, то МС > MR и невыгодно увеличивать объем выпуска.
2) Если Q < Q*, то MR > МС, а это стимул для роста производства.
3) В точке , МС - MR = Р или МС - Р.
Второй подход состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой доход (TR) при различных объемах выпуска с валовыми издержками (ТС). Фирма выберет вариант, когда разница между TR и ТС будет максимальной, т.е. когда будет достигнут максимальный объем прибыли.
До F1 и после F2 ТС > TR -- производство убыточно и нецелесообразно.
Но и в этой, казалось бы, идеальной модели существуют изъяны. Экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:
а) нет причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;
б) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;
в) отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;
г) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.
Строго говоря,
совершенная конкуренция в
2.3 Рынок чистой монополии
Существуют рынки, где в той или иной степени возможно влияние на условия акта купли-продажи со стороны производителя (покупателя). Факт такого влияния определяет степень рыночной власти, характеризующей рынки несовершенной конкуренции. Если для конкурентных рынков характерны только неценовые формы конкуренции, то отличительной особенностью несовершенных рынков являются ценовые формы борьбы между производителями. Потенциальная способность фирм устанавливать цены на свою продукцию определяет степень монополизации такого рынка.
В зависимости от степени ограничения конкуренции выделяют несколько видов несовершенных рынков: монополия, олигополия и монополистическая конкуренции.
Монополия - исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Рыночная власть - это способность фирмы (продавца) или покупателя воздействовать на цену товара. У монополии рыночная власть полная. Чистая монополия - это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Чистая монополия - это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции.
Характерные черты чистой монополии: понятия «фирма» и «отрасль» совпадают; покупатели не имеют возможности выбора; чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении; кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса; чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.
Барьеры для входа в отрасль - это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Все барьеры делятся на 2 вида: естественные, которые возникают по экономическим причинам (экономия от масштаба производства, контроль над ключевыми ресурсами) и искусственные, создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополиста).
Источники монопольной власти:
1) Исключительные
права (авторские права,
2) Устойчивые предпочтения потребителей (низкая эластичность спроса).
3) Контроль над
ресурсами (местонахождение,
4) Эффект масштаба
(оптимальный объем выпуска
Виды монополий:
1) Закрытая монополия носит долгосрочный характер, т.к. она защищена с помощью юридических ограничений (выпуск денег, оружия).
2) Открытая монополия носит временный характер, т.к. связана с исключительными правами, закрепляющими права собственности какого-нибудь уникального товара.
3) Естественная монополия носит долгосрочный характер, т.к. минимальный уровень средних общих издержек может быть достигнут при очень больших объемах производства (электроэнергетика, железные дороги и т.д.).
Общественные издержки монопольной власти - это убытки или потери для общества в целом от монопольной власти. Предельные издержки - затраты на производство дополнительной единицы продукции. Показатель Лернера монопольной власти - L = (Р - МС)/Р, который показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. 0 < L < 1, чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяет степень концентрации рынка: Н = Р* + Р* + ... + Р* , где Н -- показатель концентрации, Рп -- процентная доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении.
Ценовая дискриминация - разница в ценах на одинаковый по качеству товар для разных покупателей, не связанная с затратами на его производство. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) - наличие особой цены для каждого покупателя. Ценовая дискриминация второй степени (по объему продаж) - назначение цены в зависимости от объема покупки. Ценовая дискриминация третьей степени (сегментированная ценовая дискриминация) - назначение разных цен для разных групп покупателей.
Кривая предельного
дохода монополиста лежит ниже кривой
спроса. Для увеличения объёма продаж
монополист снижает цену на каждую
дополнительную единицу продукции.
Кривая спроса на продукт чистой монополии
имеет отрицательный наклон, поэтому
фирма может оказывать влияние
на цену, контролируя выпуск товаров.
Возможность влиять на цену товара
называется монопольной властью. В
случае простой монополии предельный
доход (MR), получаемый от продажи дополнительной
единицы товара, ниже его цены (кроме
первой единицы) - MR < Р. График MR проходит
ниже кривой спроса Существует взаимосвязь
эластичности спроса по цене, общего дохода
(TR) и предельного дохода монополии (MR).
Когда спрос эластичен, значение MR положительно
и общий доход растет. Когда спрос не эластичен,
MR < 0 и TR падает. Наконец, когда спрос
единичной эластичности, MR = 0, a TR -- максимальный,
монополист, очевидно, ограничит объем
выпуска эластичной частью кривой спроса.
2.4 Рынок монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью фирмы-продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю рыночной цены. Рыночная власть - способность производителя (или потребителя) оказывать влияние на рыночную цену экономических благ.
Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию «чистой монополии» и в то же время на «совершенную конкуренцию». Американский экономист Эдуард Чемберлин в книге «Теория монополистической конкуренции» (1933) разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов.
Рынок монополистической конкуренции наиболее конкурентен и наименее монополизирован - это рынок взаимодействия относительно большого числа продавцов, предлагающих дифференцированную продукцию (похожую, но не идентичную).
Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции -- нисходящая, эластичная. Факторы эластичности спроса - число конкурентов; степень дифференциации продукта.
Особенности рынка монополистической конкуренции:
1) Дифференциация
продукта; замещение благ высокое,
но не абсолютное; лояльность
к торговой марке; фирмы
2) Большое число
продавцов; небольшая доля
3) Относительно
свободный вход на рынок и
выход из него; издержки входа
выше, чем при совершенной
4) Автономность
поведения фирм приводит к
отсутствию сговора; свобода
5) Убывающая кривая спроса.
Уровень производства товара монопольно-конкурентной фирмой меньше, чем уровень производства фирмами, не являющимися монопольными конкурентами, но действующими при эффективном масштабе производства.
Дифференцировать товар - это значит отличить его от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д. Дополнительные расходы, связанные с дифференциацией товара, могут стать барьером для входа новых фирм в отрасль. Монопольно-конкурентная фирма производит на уровне меньшем, чем при эффективном масштабе производства.
Эффективный масштаб производства - это объем выпуска, минимизирующий АТС. Поскольку фирма могла бы увеличить Q и уменьшить АТС, говорят о наличии избыточной мощности (AQ). AQ = эффективный масштаб производства - Q* (фактический объем выпуска).
Наличие избыточной мощности говорит о том, что покупатели потребляют не максимально возможное количество товара и не по самой низкой цене (Р* > МС). Это означает, что монополистическая конкуренция -- менее эффективная рыночная структура, чем совершенная конкуренция. Т.к. Р* > МС, то некоторые потребители воздерживаются от приобретения товара, таким образом возникают безвозвратные общественные потери монопольного ценообразования.
В краткосрочном периоде каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна чистой монополии (см. рис. 2.4.2). Сначала она выбирает объем выпуска, исходя из равенства МС = MR, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему (Р*).Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убыток, зависит от соотношения цены и АТС. Однако в условиях монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго.
Информация о работе Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции