Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 22:37, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2). Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.
3). Определить критерии классификации видов рынков. Дать обоснование критериям их классификации.
4). Провести сравнительный анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции по критериям: количество участников, тип продукта, тип конкурентной борьбы, условия вхождения и выхода из отрасли, доступность информации.
Введение
Глава 1. Рыночный механизм и его функции
1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка
1.2 Функции рынка
1.3 Рыночная экономика
1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка
Глава 2. Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме
2.1 Виды рынков
2.2 Рынок совершенной конкуренции
2.3 Рынок чистой монополии
2.4 Рынок монополистической конкуренции
2.5 Рынок олигополии
Глава 3. Эффективность и фиаско рынка
3.1 Эффективность конкурентных рынков
3.2 Фиаско рынка
3.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
5) Посредническая
функция состоит в том, что
рынок напрямую соединяет
6) Оздоравливающая (санирующая) функция жестока, но экономически оправдана. Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности - от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Т.е. предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства терпят поражение в конкурентной "борьбе" и "наказываются" банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются. Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из "игры" по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег.
7) Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.
С учетом функций
рынка его элементами выступают:
производители и потребители; цены;
спрос и предложение; конкуренция
("невидимая рука провидения",
по А. Смиту).
1.3 Рыночная экономика
Рыночная
экономика - это система экономических
отношений по поводу купли-продажи
товаров и услуг, осуществляемой
с помощью денег в условиях
плюрализма всех форм собственности, свободной
конкуренции и ценообразования,
обеспечивающая эффективность решения
социально- экономических проблем.
Современная рыночная экономика
представляет собой сложнейший организм,
состоящий из огромного количества
разнообразных
Основными принципами функционирования рыночной экономики являются:
1) свобода экономической,
хозяйственной,
2) примат потребителя:
появляется особый вид
3) рыночное ценообразование: цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения;
4) договорные отношения;
5) конкуренция;
6) государственное
регулирование рынка и
7) открытость
экономики: хозяйственные
8) обеспечение
социальной защищенности
1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка
Рыночной экономике необходима инфраструктура (от лат. infra - ниже, под и structura-строение, расположение) - комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое. Иными словами, инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий. Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи. В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.
Важнейшими
элементами рыночной инфраструктуры являются
ярмарки, аукционы, биржи. Элементом
инфраструктуры рынка выступает
кредитная система. Она включает
банки, страховые компании, фонды
профсоюзов и других организаций, обладающих
правом коммерческой деятельности. Ядро
кредитной системы - банковская система.
Она включает в себя национальный (государственный),
коммерческие (осуществляют прием вкладов
и превращение их в кредит), ипотечные
(дают деньги под залог недвижимости),
инновационные (кредитуют разработку
технологических нововведений) и инвестиционные
банки.
2. Типология рынков. конкуренция и монополия в рыночном механизме
2.1 Виды рынков
По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по следующим четырем признакам :
Таблица2.1.1 Основные виды рынков
по виду продаваемого товара | по масштабам охвата территории | с точки зрения соответствия действующему законодательству | по уровню конкуренции | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
- рынок
сырья;
- рынок материалов; - рынок драгоценностей; - рынок средств производства; - рынок недвижимости; - рынок потребительских товаров и услуг; - рынок информационного
и интеллектуального ( - рынок инноваций; - рынок капитала; - рынок валюты; - рынок ценных бумаг; - рынок труда, рабочих мест и рабочей силы |
- мировой рынок
- зональный рынок - региональный рынок - национальный рынок - внутренний
и внешний рынок ( |
- легальный
(официальный) рынок
- нелегальный (теневой, чёрный…) рынок |
- рынок совершенной
конкуренции (высококонкурент- - рынок монополистической конкуренции, - рынок олигополии, - рынок чистой монополии (закрытый) |
|
В качестве исходного рыночного критерия целесообразно признать деление рынков по признаку «факторы производства».
Каждый из рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так, рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т. д.; рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.
В условиях углубления и расширения хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которых выступают торговцы всех стран. Вместе с тем пока продолжают существовать и относительно обособленные национальные рынки отдельных товаров в пределах государственных границ. Среди множества товарных рынков выделяются крупные рынки сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, рынки рекламных, строительных, туристских и иных услуг, а также фрахтовый, валютный и кредитный рынки. Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, выставки, ярмарки.
Рыночная структура
- набор технологических, рыночных и
институ-циональных факторов, влияющих
на поведение фирм. Виды рыночных структур
определяются в зависимости от главных
субъектов рынка - покупателей (psoneo - от
греч.) и продавцов (poleo - от греч.) и количества
субъектов (mono - один субъект; oligos - несколько;
poly - много). В соответствии с этим можно
построить матрицу рыночных структур.
Таблица1.2.2 Матрица рыночных структур
Покупатели
(psoneo) Продавцы (poleo) |
Много
=poly= |
Несколько =oligos= | Один
=топо= |
|
много
=poly= |
1.Двусторонняя поли-полия (совершенная конкуренция) | 2. Олигопсония | 3. Монопсония | |
несколько
=otigos= |
4. Олигополия | 5. Двусторонняя олигополия | 6. Олигополия, огра-ниченная монопсонией | |
один
= mono= |
7. Монополия | 8. Монополия, огра-ниченная олигопсонией | 9. Двусторонняя монополия | |
При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
В микроэкономической теории исследуют следующие 4 типа рыночных структур:
совершенная (чистая) конкуренция;
монополия;
монополистическая конкуренция;
олигополия.
В теории строения
рынков исследуют следующие основные
факторы, определяющие рыночную структуру
(см. приложение 1 - стр. 37): количество фирм
в отрасли и их размеры; количество
покупателей; тип производимой фирмами
продукции (однотипная (стандартная) или
дифференцированная); возможность для
входа в отрасль и выхода из
неё других фирм; тип конкуренции
(ценовая или неценовая); информированность
продавцов и покупателей
2.2 Рынок совершенной конкуренции.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere - сталкиваться, состязаться). Конкуренция - по А.Смиту - поведенческая категория, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - "невидимая рука" рынка, которая координирует деятельность его участников. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Конкуренция - соперничество
между участниками рыночного
хозяйства за лучшие условия производства,
купли и продажи товаров. Такое
столкновение неизбежно и порождается
объективными условиями: полной хозяйственной
обособленностью каждого
Информация о работе Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции