Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 22:37, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2). Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.
3). Определить критерии классификации видов рынков. Дать обоснование критериям их классификации.
4). Провести сравнительный анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции по критериям: количество участников, тип продукта, тип конкурентной борьбы, условия вхождения и выхода из отрасли, доступность информации.
Введение
Глава 1. Рыночный механизм и его функции
1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка
1.2 Функции рынка
1.3 Рыночная экономика
1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка
Глава 2. Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме
2.1 Виды рынков
2.2 Рынок совершенной конкуренции
2.3 Рынок чистой монополии
2.4 Рынок монополистической конкуренции
2.5 Рынок олигополии
Глава 3. Эффективность и фиаско рынка
3.1 Эффективность конкурентных рынков
3.2 Фиаско рынка
3.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Развитие
образования выступает в
Возникновение отрицательных внешних эффектов связано с тем, что не установлены права собственности на ресурс (например, чистый воздух) отсутствует его рыночная (стоимостная) оценка; возможность бесплатного использования ресурса; перепроизводство товара с отрицательными внешними эффектами (заниженная его цена); неэффективное распределение ресурсов. Сходная ситуация возникает с положительными внешними эффектами: не установленные права собственности на ресурс (например, образование); отсутствует стоимостная оценка; возможность бесплатного получения выгод; недопроизводство товара с положительными внешними эффектами (завышенная его цена); неэффективное распределение ресурсов.
2). Общественное благо (pure public good) - это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью (потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других; такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю) и неисключаемостью (ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить; общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех) в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.
Частное благо (pure private good) -- это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.
В отличие от
частного блага общественное благо
не может быть разделено на единицы
потребления (его нельзя выпускать
"мелкими" партиями) и быть продано
по частям. Невозможно так же определить
цену на отдельные единицы
Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром.
Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско.
3). Неравенство в доходах (рынок игнорирует социальную справедливость). Рынок не способен распределять доходы среди различных слоев населения в соответствии с целями демократического общества: ничем не сдерживаемая рыночная система может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим - получать несоразмерные или чрезмерные доходы. Рынки конкурирующих продавцов не гарантируют, что доход и потребление будут именно у тех, кто считается наиболее нуждающимся или достойным. Рыночный механизм может привести к массовому неравенству, к увековечиванию неравенства в доходах и богатстве из поколения в поколение.
Рынок может либо обеспечить, либо не обеспечить справедливое распределение ресурсов. Вопрос о том, следует ли недобросовестность, неравенство и экономическую несправедливость в условиях рыночной экономики называть фиаско рынка, относится скорее к разряду терминологических, нежели существенных. В литературе фиаско рынка определено таким образом, что оно имеет отношение только к проблеме эффективности. Однако это определение не отрицает важности проблем экономической справедливости.
4). Рыночная власть
(рынок не противостоит
Достижение
максимальной эффективности производства
на основе применения новейшей технологии
часто требует существования
небольшого числа крупных фирм, а
не большого числа относительно мелких.
Таким образом, несовершенная конкуренция
служит причиной неэффективности. Рынок
не может самостоятельно устранить
препятствия на пути к конкуренции,
бороться с неэффективной конкуренцией.
Конкурентная рыночная система не гарантирует
полной занятости и стабильности
уровня цен, проблемы безработицы, инфляции,
экономического роста сами по себе,
автоматически, разрешиться не могут.
Особую опасность экономическому развитию
представляет инфляция и циклическая
безработица: экономика, подверженная
чрезмерной инфляции и безработице,
создает неблагоприятную
5). Асимметричность информации. Информация в рыночной экономике выступает в качестве общественного блага, однако у экономических субъектов возникают проблемы, связанные с затратами на поиски информационных источников; оценкой надежности достоверности информации; проблемами усвоения (потеря части информации); проблемами обработки (когнитивные ограничения); проблемами использования информации. Все это способствует явлению «неполноты информации» для эффективного функционирования рынков.
Асимметричность информации - неравномерность распределения информации среди экономических субъектов, вызванная ее неполнотой. Асимметричность информации воздействует на:
1) общее благосостояние (способствует перераспределению излишков потребителя и производителя);
2) условия рыночной конкуренции (является источником ценовой дискриминации);
3) рыночную стратегию поведения фирм (причина реализации рыночной власти продавцов, способствует снижению эффективного использования производственных мощностей).
Асимметричная
информация охватывает различные рынки,
где качество товаров неоднородно
и существенно колеблется. Чем
меньше осведомленность покупателей
и ниже интенсивность рыночных сделок,
тем выше асимметричность информации.
Так, продавец продукта знает о качестве
товара больше, чем покупатель. Работник
о своих способностях имеет более
полную информацию, нежели предприниматель.
Кредитор располагает меньшими сведениями
о платежеспособности заемщика. Менеджеры
знают свои возможности лучше
в сравнении с собственниками
фирм. К рынкам с большой долей
асимметричной информации относятся:
рынок товаров длительного
Главная проблема асимметричности информации заключается в том, что она дает возможность злоупотребления рыночной властью участникам рыночных отношений и ведет к закреплению на рынке некачественного блага, в результате негативного отбора потребителей.
Асимметричность информации ликвидировать невозможно, но ее можно значительно уменьшить при помощи рыночных сигналов.
Рыночные сигналы - это механизмы, позволяющие экономическим субъектам минимизировать асимметричность информации о качестве продукции и услугах. Концепция рыночных сигналов была впервые разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 2001 г. М. Спенсом, который установил, что асимметричность информации уменьшается, когда покупателям поступают сигналы о качестве благ со стороны продавцов этих благ (реклама, репутация фирмы, квалификационные дипломы, сертификаты качества, гарантии, поручительства и т.д.).
Так, на рынке труда рыночным сигналом для работодателей является образование работников, которое измеряется числом лет обучения, полученной степенью, средним баллом, престижностью заведения и т.д. Действительно, образование выступает в качестве «индикатора», который позволяет фирмам судить о трудовых возможностях работника и его перспективности. Однако диплом о высшем образовании выступает в роли именно рыночного сигнала, а не гарантии высокооплачиваемого труда и без него у работника нет возможности претендовать на более оплачиваемую работу. Выбирая уровень образования работников, фирма сопоставляет выгоды от него с издержками на его подтверждение и оценку. То же самое делают и потенциальные работники. Разница между ними состоит в том, что фирмы имеют в виду производительность труда, а работники - уровень оплаты труда.
Рыночные сигналы
уменьшают асимметричность
3.3
Роль государства
в формировании
рыночной инфраструктуры
Государство
призвано корректировать те "несовершенства",
которые присущи рыночному
1) создание общественных
благ (оборона, образование,
2) регулирование внешних эффектов;
3) регулирование перераспределения доходов;
4) проведение антимонопольной политики;
5) поддержка малого бизнеса;
6) макроэкономическая стабилизация;
7) регулирование
внешнеэкономической
Государственное
регулирование экономики
Экономическое
(прямое) регулирование имеет
Заключение
Итак, рыночная
система - это взаимодействие и сочетание
различных экономических
Рынок позволяет решать проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства, пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует и в развитых странах, и в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей.
Механизм рынка
освобождает экономику от дефицита
товаров и услуг. И в теории,
и на практике рыночная экономика
преимущественно бездефицитна в
пределах тех ресурсов (включая импорт),
которыми располагает страна. Дефицит
противоречит экономическим интересам
участников рынка. Расхождения между
появлением потребности и ее удовлетворением
возможны. Они обусловлены имеющимся
в обществе научно-техническим
Информация о работе Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции