Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание

Цель выпускной квалификационной работы – исследовать учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии предприятия.
Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
- раскрыть сущность производственных запасов и теоретические основы их учета;
- исследовать организацию бухгалтерского и складского учета производственных запасов в организации;
- определить совершенствование учета производственных запасов в организации на базе, которой производится данное исследование.
Объект исследования – ОАО «НефАЗ», основным предметом деятельности, которого является машиностроение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1. Теоретические основы бухгалтерского и складского учета производственных запасов 8
1.1. Понятие, классификация и оценка производственных запасов 8
1.2. Организация бухгалтерского учета производственных запасов 15
1.3. Учет производственных запасов на складах и его связь с учетом в бухгалтерии 25
2. Организация учета производственных запасов на ОАО «НефАЗ» 30
2.1. Краткая характеристика предприятия 30
2.2. Постановка складского учета на ОАО «НефАЗ» 34
2.2.1. Учет материальных ресурсов 37
2.2.2. Учет спецоснастки 51
2.2.3. Учет спецодежды и спецобуви 53
2.3. Организация синтетического учета производственных запасов 55
2.3.1. Учет материально-производственных запасов 55
2.3.1. Учет спецоснастки и спецодежды 59
2.3.3. Учет незавершенного производства 60
2.4 Организация инвентаризации производственных запасов на ОАО «НефАЗ» 61
3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы учета производственных запасов на ОАО «НефАЗ» 67
3.1. Пути совершенствования организации учета производственных запасов на примере цеха № 7 (окрасочный цех) ОАО «НефАЗ» 67
3.2. Оптимизация методов оценки производственных запасов цеха № 7 (окрасочный цех) ОАО «НефАЗ» 71

Работа состоит из  1 файл

Vypusknaya_kvalifikatsonnaya_rabota (1).docx

— 188.02 Кб (Скачать документ)

Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (форма № МБ-7) применяется для учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений работникам в индивидуальное пользование. (Применяется при автоматизированной обработке учетных данных.)

Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-8) применяется для  оформления списания изношенных и непригодных  для дальнейшего использования  малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Для формирования показателей  о наличии и движении производственных запасов используется счет: 10 «Материалы».

Этот счет относится к  активным инвентарным счетам. По дебету этого счета в начале года отражают остаток средств и все дальнейшие поступления, а по кредиту - выбытие, списание средств. Остаток на конец  отчетного периода указывается  по дебету счета и отражается в  активе баланса.

Материалы на счете 10 отражаются на отдельных субсчетах:

- на субсчете 10-01 «Сырье и материалы» - учитываются наличие и движение основных и вспомогательных материалов;

- на субсчете 10-02 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» - учитывают конструкции и детали;

- на субсчете 10-3 «Топливо» - учитываются наличие и движение нефтепродуктов (нефти, дизельного топлива, керосина, бензина и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства;

- на субсчете 10-4 «Тара и тарные материалы» - учитываются все виды тары, кроме той, которую используют как хозяйственный инвентарь;

- на субсчете 10-5 «Запасные части» - учитываются запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств, а также автомобильных шин в запасе и обороте;

- на субсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» - отражается движение материалов, которые переданы в переработку на сторону, а затем включены в себестоимость изделий, полученных из них;

- на субсчете 10-8 «Строительные материалы» - этот субсчет применяют организации-застройщики, на нем они учитывают наличие и движение  материалов, которые участвуют непосредственно в процессе строительных и монтажных работ;

- на субсчете 10-9 «Возвратные отходы, лом, утиль»;

- на субсчете 10-10 «Инструменты, приспособления, инвентарь» -  учитывается движение, наличие инвентаря, инструментов хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые имеют срок полезного использования менее 12 месяцев или одного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- на субсчете 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» - учитывается поступление, наличие и движение специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды находящейся на складах организации или в иных местах хранения;

- на субсчете 10-12 «Специальная одежда и специальная оснастка в эксплуатации» - при выдаче специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды со склада  их стоимость переносится с кредита субсчета 10-11 в дебет счета 10-12;

- на субсчете 10-13 «Прочие материалы» - учитывается наличие и движение прочих материалов, не нашедших отражение на других счетах.

При построении рабочего плана  счетов организация имеет право  при необходимости сама открывать  субсчета исходя из нужд управления, в  том числе анализа, контроля и  составления отчетности. Из синтетических  и аналитических счетов, необходимых  для ведения бухгалтерского учета, и складывается рабочий план счетов.

Работы могут выполняться из материала, который не принадлежит организации. Такие производственные запасы учитываются, как давальческие на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».

Корреспонденция счета 10 «Материалы» приведена в таблице 1. Таблица 1

Бухгалтерские проводки по учету приобретения материально-производственных запасов

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных  операций

Первичные документы

10

60

Приняты к оплате счета  поставщиков за приобретенные материально-производственные запасы.

Договор купли-продажи, 
Отгрузочные документы поставщика

10

60, 71, 76

Отражены расходы по заготовлению и доставке материально-производственных запасов.

Договора на оказание услуг, 
Акт приемки-сдачи выполненных работ, 
Бухгалтерская справка-расчет

10

60

Приняты материально-производственные запасы по неотфактурованным поставкам по учетным ценам.

№ М-7 «Акт о приемке материалов»

(10)

(60)

Сторнированы ранее учтенные суммы по неотфактурованным поставкам при получении счета-фактуры поставщиков.

Бухгалтерская справка-расчет

10

60

Отражена стоимость материально-производственных запасов в соответствии с поступившими расчетными документами поставщиков.

№ М-4 «Приходный ордер»

19-3

60, 76

На основании счетов-фактур поставщиков отражен НДС по приобретенным материально-производственным запасам, предназначенным для производства продукции (работ, услуг), облагаемой НДС (в том числе по нулевой ставке), и расходам по их заготовлению и доставке.

Счета-фактуры

10

79-1

Получены материально-производственные запасы от структурных подразделений.

№ М-4 «Приходный ордер»

60, 76

51, 52

Оплачены счета поставщиков  за материально-производственные запасы и расходы по их заготовлению и  доставке.

Выписки банка по расчетному (рублевому, валютному) счетам.

68

19-3

Предъявлен к вычету НДС  по оплаченным и принятым к учету  материально-производственным запасам.

Счет-фактура.

68

19-3

Предъявлен к вычету НДС  по оплаченным и принятым к учету  материально-производственным запасам, использованным для производства экспортированной продукции, при представлении документов в соответствии с требованиями сч. 165 НК РФ.

Счет-фактура, 

79-1

10

Переданы материально-производственные запасы структурным подразделениям.

№ М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону»


 

Взаимоотношения с поставщиками регулируются договором. Между поставщиком и покупателем возникают обязательства, которые подтверждаются такими документами:

  1. Счет, фактура, счет – фактура и т. д.;
  2. Платежное требование.

Расчеты между поставщиком  и покупателем могут организовываться по следующим схемам:

  1. Счет поставщика акцептован и оплачен, а материалы еще не получены, такие материалы называются «материалы в пути»;
  2. Счет поступил от поставщика, не оплачен, материалы не получены;
  3. Счет принят к оплате, но не оплачен, а материалы поступили;
  4. Материалы поступили без документов. Такая поставка называется «неотфактурованной»;
  5. Счет оплачен, материалы поступили.

Предприятия-поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования-поручения  и счета-фактуры, передают их или  пересылают почтой покупателю, последние  передают их в свой банк для оплаты.

Оперативный учет выполнения договорных обязательств на предприятиях осуществляет отдел маркетинга, поэтому  документы в первую очередь поступают  в этот отдел или в финансовый, где проверяют их соответствие договорам, регистрируют в журнале учета  поступающих грузов, делают отметку  в книге выполнения договоров  и акцептуют.

После проверки и регистрации  платежные документы получают внутренний регистрационный номер и передаются в бухгалтерию предприятия для  оплаты, а квитанция и товарно-транспортная накладная передаются в экспедиционный отдел для получения и доставки груза.

С этого момента у бухгалтерии  предприятия возникают расчеты  с поставщиками. По мере поступления  груза на склад выписывается приходный  ордер, затем при реестре сдается  в бухгалтерию, где таксируется  и прикладывается к платежному документу. По мере оплаты банком этого документа  бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия-поставщика.

Учет расчетов с поставщиками организуется на счете 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками».

1.3. Учет производственных запасов на складах и его связь с учетом в бухгалтерии

Производственные запасы организации  хранятся на складах, в кладовых, где  размещаются по видам, группам, размерам и сортам. Складские помещения  должны быть оснащены исправными измерительными приборами, а производственные запасы располагаться на стеллажах, полках для быстрой их приемки, отпуска и контроля за их сохранностью.

Учет производственных запасов  на складе ведется заведующим складом (кладовщиком), являющимся материально  ответственным лицом. С ним заключается  договор о полной материальной ответственности.

На малых предприятиях, имеющих  небольшую номенклатуру материальных ценностей, можно не содержать штатных складских работников, а их функции (сохранность материальных ценностей, их рациональное использование, приемка и отпуск) возложить на работников, непосредственно связанных с использованием материалов (мастеров, бригадиров, начальников производств). С этими работниками заключается договор о полной материальной ответственности и по мере поступления материалов их закрепляют за материально ответственным лицом.

1) Количественно-сортовой учет производственных запасов ведется материально ответственными лицами в карточках складского учета материалов (форма М-17) или книгах. По мере совершения хозяйственных операций материально-ответственное лицо производит записи карточки. При этом каждой записи присваивается очередной порядковый номер с начала года, который фиксируется в первичном документе. Записи в карточках производятся на основании первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных) в день совершения операций. После каждого факта движения материалов выводится его количественный остаток. 

По истечении месяца завскладом подсчитывает количество поступивших  и количество выбывших материалов и  выводит остаток на конец месяца, используя начальное сальдо. Этот остаток должен соответствовать остатку последнего дня месяца. Выведенные остатки заносятся в книгу складского учета (сальдовую книгу), хранящуюся в бухгалтерии.

2) Сортовой учет производственных запасов может вестись одним из трех методов: оперативно-бухгалтерским (сальдовым), параллельным или по отчетам материально ответственных лиц.

При оперативно-бухгалтерском (сальдовом) методе на складе осуществляется количественный учет материалов, а в бухгалтерии  — стоимостный. Данные первичных  документов по приходу и расходу  материалов на складе заносятся в  карточки складского учета, в которых  подсчитывается остаток материалов в натуральном выражении; в бухгалтерии на основе этих же документов составляются оборотные ведомости. В конце месяца остатки с карточек складского учета переносятся в сальдовые книги, подсчитывается стоимость остатков и итоги сравниваются с оборотными ведомостями.

На малых предприятиях вместо сальдового метода рациональнее использовать метод  учета материальных ценностей непосредственно  в аналитических ведомостях, формы  которых должны быть максимально  приближены к формам оборотных ведомостей.

При параллельном методе на складе и  в бухгалтерии ведется количественно-суммовой учет производственных запасов. На складе по данным карточек количественно-суммового  учета ежемесячно составляются сортовые оборотные ведомости. В бухгалтерии  на основании первичных документов по каждому складу составляется сортовая оборотная ведомость, данные которой  сверяются со складской сортовой оборотной ведомостью. Данный метод  недостаточно оперативен для управления и контроля за состоянием производственных запасов.

Метод учета производственных запасов  по отчетам материально ответственных  лиц предусматривает ведение  количественно-сортового учета материальных ценностей только на складе и количественного  учета материально ответственными лицами. Ежемесячно материально ответственные  лица представляют в бухгалтерию  материальные отчеты, в которых показывают данные об остатках, поступлении и  расходе всех производственных запасов  в количественном исчислении. В бухгалтерии  производится таксировка и подсчет  итогов в денежном выражении материальных отчетов, после чего они становятся регистрами аналитического учета и  одновременно оборотными ведомостями. Метод учета производственных запасов  по отчетам материально ответственных  лиц применим в организациях с  ограниченной номенклатурой материальных ценностей.

Материалы отпускают со склада:

- на производственное потребление,

- хозяйственные нужды,

- на сторону для переработки  и для реализации неликвидных  запасов.

Оформление отпуска ценностей  зависит от организации производства, направления расхода и периодичности  их выдачи.

Расход материалов, отпускаемых  в производство и другие нужды  часто, оформляют лимитно-заборными картами (форма М-8), выписываемыми в 2-х экземплярах (один - складу, другой - получателю). Редкий отпуск материалов со склада фиксируется требованиями (форма М-11). Отгрузку ценностей сторонним организациям или хозяйствам своего предприятия, расположенным за его пределами, оформляют расходными накладными (форма М-15).

В небольших предприятиях отпуск материалов на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы отражаются в отчетах о выпуске и реализации продукции, которые после утверждения руководителем служат основанием для списания соответствующих ценностей.

Одним из наиболее важных средств  контроля за сохранностью собственности является инвентаризация, при которой проверяется сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.

Информация о работе Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии предприятия