Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание

Цель выпускной квалификационной работы – исследовать учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии предприятия.
Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
- раскрыть сущность производственных запасов и теоретические основы их учета;
- исследовать организацию бухгалтерского и складского учета производственных запасов в организации;
- определить совершенствование учета производственных запасов в организации на базе, которой производится данное исследование.
Объект исследования – ОАО «НефАЗ», основным предметом деятельности, которого является машиностроение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1. Теоретические основы бухгалтерского и складского учета производственных запасов 8
1.1. Понятие, классификация и оценка производственных запасов 8
1.2. Организация бухгалтерского учета производственных запасов 15
1.3. Учет производственных запасов на складах и его связь с учетом в бухгалтерии 25
2. Организация учета производственных запасов на ОАО «НефАЗ» 30
2.1. Краткая характеристика предприятия 30
2.2. Постановка складского учета на ОАО «НефАЗ» 34
2.2.1. Учет материальных ресурсов 37
2.2.2. Учет спецоснастки 51
2.2.3. Учет спецодежды и спецобуви 53
2.3. Организация синтетического учета производственных запасов 55
2.3.1. Учет материально-производственных запасов 55
2.3.1. Учет спецоснастки и спецодежды 59
2.3.3. Учет незавершенного производства 60
2.4 Организация инвентаризации производственных запасов на ОАО «НефАЗ» 61
3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы учета производственных запасов на ОАО «НефАЗ» 67
3.1. Пути совершенствования организации учета производственных запасов на примере цеха № 7 (окрасочный цех) ОАО «НефАЗ» 67
3.2. Оптимизация методов оценки производственных запасов цеха № 7 (окрасочный цех) ОАО «НефАЗ» 71

Работа состоит из  1 файл

Vypusknaya_kvalifikatsonnaya_rabota (1).docx

— 188.02 Кб (Скачать документ)

Учетная политика ОАО «НефАЗ» для целей налогообложения применяется с 1 января по 31 декабря отчетного года.

В соответствии со статьей 313 главы 25 НК РФ в учетной политике для целей налогообложения ОАО «НефАЗ» устанавливает порядок ведения налогового учета.

Подтверждением данных налогового учета признаются первичные учетные  документы (включая справки бухгалтера), аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.

Регистры налогового учета  защищены от несанкционированных исправлений, за их ведение отвечает специально назначенный бухгалтер.

Вся финансово-хозяйственная  деятельность предприятия и ее учет осуществлялся в отчетном году согласно принятой учетной политики.

Вносить изменения в учетную  политику можно в следующих случаях:

  • когда изменилось законодательство Российской Федерации или нормативные документы по бухгалтерскому учету;
  • когда организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета (более точные или менее трудоемкие);
  • когда изменились условия деятельности организации (произошла реорганизация, смена собственников, изменились виды деятельности).

Внесение изменений в  учетную политику оформляется приказом руководителя ОАО «НефАЗ».

Если у организации  возникли операции, схема учета которых  не была установлена, то учетную политику следует дополнить.

Все дополнения утверждаются приказом руководителя. Вносить их можно в течение отчетного года.

2.2.1. Учет материальных ресурсов

Материальные ресурсы  поступают в ОАО «НефАЗ» путем:

  • приобретения производственных запасов за плату;
  • изготовления производственных запасов самой организацией;
  • поступление производственных запасов при разборе и демонтаже основных средств.

Материальные ресурсы, приобретенные  от поставщиков, учитываются по фактической себестоимости.  Фактическая себестоимость приобретенных за месяц материально-производственных запасов (МПЗ) формируется путем алгебраического суммирования данных, учтенных на следующих счетах:

  1. на счете 10 «Материалы» отражается стоимость материалов по учетной цене (цене «Ценника-шифратора»);
  2. на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отражаются разницы в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной из фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах.

Списание отклонений в  стоимости и ТЗР, по каждой позиции  производится пропорционально учетной  стоимости материалов, исходя из отношения  суммы остатка величины отклонения и ТЗР, на начало отчетного периода  и текущих отклонений и ТЗР  за отчетный период к сумме остатка  материалов на начало отчетного периода  и поступивших материалов в течении отчетного периода по учетной стоимости. Полученный процент используется при списании отклонения и ТЗР.

При отпуске материальных ресурсов в производство и ином выбытии  их оценка осуществляется по методу средней  себестоимости.

Транспортно-заготовительные расходы - это затраты ОАО «НефАЗ», непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. К транспортно-заготовительным расходам (ТЗР) относятся:

  • суммы, уплаченные за погрузо-разгрузочные работы и транспортировку материалов до склада покупателя;
  • расходы по содержанию аппарата складов;
  • вознаграждения, уплаченные посредникам.

ОАО «НефАЗ» получает производственные запасы по месту нахождения поставщика на имя сотрудника, который будет их получать.

 

 

 

Схема движения и учета  МПЗ на ОАО «НефАЗ» представлена на рисунке 5.


 

 















 

Рис.5 Схема движения и учета МПЗ на ОАО «НефАЗ»

Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов, копии платежных документов, подтверждающих факт оплаты, в некоторых случаях копии договоров.

Если получение материальных ценностей у поставщика осуществляется регулярно, то доверенность выписывают по форме № М-2а (приложение 4), если нет - по форме № М-2 (приложение 5), формы утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а.

Доверенности по форме  №  М-2 имеют корешки, которые подшиваются в хронологическом порядке. Доверенности по форме № М-2а корешков не имеют, поэтому их регистрируют в специальном журнале (приложение 6).

В ОАО «НефАЗ» доверенность по форме № М-2а выписывают на 15 дней. Бухгалтер выписывает доверенность в одном экземпляре и выдает ее уполномоченному лицу, которое будет получать товарно-материальные ценности.

Менеджер по снабжению  должен расписаться в получении  доверенности на ее корешке (если доверенность выписана по форме № М-2) или в журнале учета выданных доверенностей (если доверенность выписана по форме №М-2а). Кроме того, менеджер должен поставить свою подпись в самой доверенности, после чего она заверяется печатью и подписывается директором по продажам и поставкам и главным бухгалтером.

Менеджер, которому выдана доверенность, обязан не позднее следующего дня  после каждого получения ценностей, независимо от того, получил он их полностью  или частично, представить в бухгалтерию  документы о выполнении поручений  и о сдаче на склад или соответствующему материально ответственному лицу полученных им товарно-материальных ценностей.

Не использованная доверенность должна быть возвращена обратно на следующий день по истечению срока  действия.

О возвращении неиспользованной доверенности делается отметка в  журнале учета выданных доверенностей (в графе «Отметки о выполнении поручений»). Возвращенная неиспользованная доверенность хранится у бухгалтера до конца отчетного года. По окончанию года уничтожается с составлением об этом соответствующего акта.

Сотрудникам, которые не отчитались в использовании доверенности, по которой истек срок действия, новые доверенности не выдаются.

Доверенность, в которой  не указана дата ее действия, недействительна.

Выдача, доверенности лицу, не работающему в ОАО «НефАЗ» не допускается.

Поступающие на ОАО «НефАЗ» производственные запасы направляются на склад. На производственные запасы, поступающие по договорам поставки, ОАО «НефАЗ» получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные и сопроводительные документы. Расчетные документы товарные накладные (приложение 7), счета-фактуры, платежные поручения на поступающие производственные запасы с приложенными к ним сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.) передаются на склад.

При поступлении материалов на склад материально ответственное  лицо (завскладом, кладовщик) проверяет  соответствие количества, качества и  ассортимента поступивших материалов документам поставщика (спецификации, отвесы, накладные, сертификаты, удостоверения). При полном соответствии количества фактически поступивших МПЗ документам выписывается приходный ордер М-4.

Разрешается не выписывать этот ордер, а ставить на документах поставщика штамп с основными  реквизитами приходного ордера. Заполняются  реквизиты указанного штампа, и ставится очередной номер приходного ордера.

На основании первичных  документов происходит оприходование поступившего материала. Такими документами являются накладная, счет-фактура.

Обычно оформляют два  экземпляра накладной: первый остается на складе продавца у материально  ответственного лица, отпустившего товар (в дальнейшем после передачи накладной  в бухгалтерию на ее основании  будет произведено списание производственных запасов); второй передается покупателю (ОАО «НефАЗ») и является основанием для оприходования этих ценностей.

Счет-фактура - документ, служащий для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению. Счет-фактура  выставляется не позднее 5 дней с момента отгрузки материалов. Составляют в двух экземплярах: первый экземпляр передается покупателю, второй остается у продавца.

На основании расчетных  документов организация подтверждает, что плата за поставку произведена. К ним относятся платежные требования, требования-поручения, счета.

ОАО «НефАЗ» установило внутренний порядок приемки, регистрации, проверки, прохождения таких документов на поступающие материалы. При этом необходимо провести следующие мероприятия:

- зарегистрировать документы  в журнале учета поступающих  грузов;

- проверить соответствие  данных этих документов договорам  поставки по ассортименту, ценам,  и количеству материалов, способу  и срокам отгрузки и другим  условиям поставки, предусмотренным  договором;

- проверить правильность  расчетов в расчетных документах;

- произвести оплату по  выставленным счетам полностью  или частично, либо отказаться  мотивированно от оплаты;

- определить фактические  размеры ответственности в случае  нарушения условий договора;

- передать документы в  подразделения организации (бухгалтерскую  службу).

Приемка поступающих материалов оформляется путем составления  приходных ордеров при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству).

Форма № М-4 применяется  также для учета материалов, поступающих  из переработки. Его выписывают на фактически принятое количество ценностей в  одном экземпляре в день поступления  ценностей на склад.

Приходный ордер заполняется заведующим складом на основании договора поставки либо накладной поставщика.

Принятый в ОАО «НефАЗ» порядок оформления документов по приемке и оприходованию производственных запасов закреплен в ее учетной политике.

Приемка перевозимых наемным  автотранспортом поступающих производственных запасов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между  данными накладной и фактическими данными).

Если поставщик передал ОАО «НефАЗ» материалы с нарушением условия об ассортименте, ОАО «НефАЗ» вправе по своему выбору:

    • принять материалы, соответствующие условию об ассортименте, и отказаться от остальных материалов;
    • отказаться от всех переданных материалов;
    • потребовать заменить материалы, не соответствующие условию об ассортименте, предусмотренном договором;
    • принять все переданные материалы.

Товары не соответствующие  условию купли-продажи об ассортименте, считаются принятыми, если ОАО «НефАЗ» в разумный срок, после их получения, не сообщит о своем отказе от материалов.

Если недостатки материала  не были оговорены поставщиком, ОАО «НефАЗ», вправе потребовать:

      • соразмерного уменьшения покупной цены;
      • безвозмездного устранения недостатка материалов в разумный срок;
      • возмещения своих расходов на устранение недостатков товаров.

В случае существенного нарушения требований к качеству материала ОАО «НефАЗ» вправе:

      • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы или отказаться от уплаты;
      • потребовать замены материала надлежащего качества, соответствующего договору.

При установлении несоответствия материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также когда качество не соответствует предъявленным требованиям, приемку осуществляет постоянная комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов форма № М-7, составляемым в двух экземплярах с обязательным участием материально-ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. Акт о приемке производственных запасов служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и/или транспортной организации.

Упрощенная схема документооборота при различных условиях поступления  МПЗ представлена на рисунке 6.

Информация о работе Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии предприятия