Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены и уравнивании стоимости и ценности товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ проблем взаимодействия спроса и предложения в условиях современной конкуренции. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- рассмотреть понятие спроса, закон спроса, цену спроса;
- раскрыть цену и объем предложения на рынке, особенности рыночного предложения;
- проанализировать рыночное равновесие в условиях конкуренции

Содержание

Введение

1. Спрос и предложение как основные элементы рыночного
механизма
1.1. Понятие рынка, модели рынка
1.2. Понятие спроса. Закон спроса.
1.3. Понятие предложения на рынке. Закон предложения.

2. Установление равновесной цены и уравнение стоимости и ценности товаров и услуг
2.1. Теория равновесной цены
2.2. Виды ценовой стратегии в рамках теории равновесной цены
2.3. Методы ценообразования на промышленных предприятиях

Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по эконом. теории.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Российский  государственный торгово-экономический  университет

Уфимский  институт (филиал) 
 
 
 
 

Кафедра экономики и управления на предприятиях

торговли  и общественного питания 
 
 
 

Курсовая  работа

На тему “Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены и уравнивании стоимости и ценности товаров и услуг 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила: студентка I курса                

                                                                  группы Э-1.1

      Абсалямова Э.Р.

                                                               Проверил: профессор Янбарисов Р.Г. 
 
 
 

Уфа 2008

 

План  работы 

Введение            

1. Спрос и  предложение как основные элементы  рыночного 

механизма           

1.1. Понятие рынка,  модели рынка       

1.2. Понятие спроса. Закон спроса.    

1.3. Понятие предложения на рынке. Закон предложения.           

2. Установление  равновесной цены и уравнение  стоимости и ценности товаров  и услуг          

2.1. Теория равновесной цены      

2.2. Виды ценовой стратегии в рамках теории равновесной цены      

2.3. Методы ценообразования  на промышленных предприятиях   

Заключение           

 

Введение 

      В центре внимания микроэкономики находятся  цены и объемы производства  и  потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.

      Цель  микроэкономики – это, во-первых, объяснить, как и почему принимаются решения  отдельными экономическими субъектами и, во-вторых, проанализировать взаимодействие экономических субъектов на отдельных рынках.

      Важнейшими  категориями микроэкономики являются цена, спрос и предложение. В странах  с рыночной экономикой большинство  решений о распределении ресурсов реализуется через систему цен, в рамках которой спрос и предложение взаимодействуют на многочисленных рынках товаров и услуг. Здесь спрос – это характеристика поведения покупателей, а предложение относится к поведению продавцов.

    Изучение  спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос. Рыночное предложение также имеет важное значение.

      Перед всеми коммерческими и многими  некоммерческими организациями  встает задача назначения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка  ценообразование является весьма сложным  процессом, подвержено воздействию  многих факторов При определении общей ценовой политики отдельные решения (взаимосвязь цен на товары в рамках ассортимента, использование специальных скидок и изменений цен, соотношение своих цен и цен конкурентов, метод формирования цен на новые товары) увязываются в интегрированную систему.

      Установление  определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи  и получения прибыли. Очень важно  назначить цену таким образом, чтобы  она не оказалась слишком высокой  или слишком низкой.

      Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия — объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

      Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться ценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

     От  цен во многом зависят достигнутые  коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное  или отрицательное) воздействие  на всю деятельность фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики в маркетинге заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи.

    Целью настоящей работы является анализ проблем  взаимодействия спроса и предложения  в условиях современной конкуренции. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:

      - рассмотреть понятие спроса, закон  спроса, цену спроса;

    - раскрыть  цену и объем предложения на  рынке, особенности рыночного  предложения;    

      -  проанализировать рыночное равновесие  в условиях конкуренции

     - раскрыть виды ценовой стратегии в рамках теории равновесной цены, методы ценообразования на промышленных предприятиях.

     Предметом исследования является рынок.

 

      

      1. Спрос и предложение  как основные элементы  рыночного механизма

      1.1. Понятие рынка,  модели рынка 

      Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:

      1) натурально-вещественные, безвозмездные,  в соответствии с объемом и  структурой потребностей;

      2) товарные связи, осуществляемые  посредством рынка.

      Характерными  чертами последнего типа отношений  являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие  конкуренции. Товарные (рыночные) связи  возможны только на основе свободной  купли-продажи товаров и услуг.

      "Рынки  могут существовать только для  продуктов, права собственности  на которые могут легко устанавливаться,  реализовываться и передаваться"1.

      Часто говорят, что рынок - одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление рынка - это не результат достижений разума, а следствие очень  длительного исторического развития.

      Товарная  форма хозяйства зарождается  как противоположность натурального хозяйства, сначала в отношениях между общинами, а затем проникая и в них, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества.

      Смена натурального хозяйства товарным - длительный, сложный и разноплановый  процесс, что в значительной степени  определяется спецификой условий функционирования натуральной формы хозяйства, ее консерватизмом, инерцией, застойностью.

      Товарные  отношения можно рассматривать  как дифференцированные и усложненные  экономические отношения внутри натуральной (самодовлеющей) формы. В конечном счете, даже в условиях развитого товарного производства все мировое хозяйство можно рассматривать как хозяйственную единицу, которая производит (как в натуральном хозяйстве) все виды работ и продукции для собственного потребления.

      Каждая  последующая форма ведения хозяйства базируется на предыдущей и представляет собой ее усложнение, дифференциацию, развитие при сохранении основных, существенных сторон предыдущей.

      Первое  необходимое условие возникновения  товарного производства связано  с общественным разделением труда. С развитием общественного разделения труда происходит специализация производителей по выработке какого-либо одного продукта. Отсюда возникает необходимость обмена.

      Общественное  разделение труда - это материальное условие существования товарного производства, характеризуемое определенным уровнем развитие производительных сил.

      Причиной  товарного производства следует  считать экономическое обособление  товаропроизводителей как различных  собственников. Именно экономическое  обособление товаропроизводителей - условие, необходимое и достаточное для превращения обмена в товарный обмен. Только обмен между различными собственниками становится товарным. Экономическое обособление возможно в условиях как частной, так и коллективной, общинной, корпоративной собственности. В зависимости от характера развития указанных условий формируются и различные модели товарного производства рыночной системы в целом2.

      Мировой опыт свидетельствует, что не всегда зарождение и функционирование  товарных отношений порождает сразу, автоматически прогрессивное развитие общества. Достаточно вспомнить страны так называемого "третьего мира", большинство из которых, несмотря на наличие элементов рынка, находятся на низком уровне экономического развития.

      Первой  стадией является простое или неразвитое товарное производство. К его существенным чертам относятся следующие:

      1) общественное разделение труда  как материальное условие существования  товарного производства;

      2) частная собственность на средства  производства и продукты труда;

      3) личный труд собственника на  средства производства;

      4) удовлетворение общественных потребностей  посредством купли-продажи продуктов  труда;

      5) экономическая связь между людьми  осуществляется через рынок, т.е.  носит овеществленный характер.

      Достижение  товарным производством его высшей ступени развития связано с утверждением капиталистического способа производства в процессе первоначального накопления капитала, которое образует предысторию  капитала и включает две стороны:

      1) превращение масс производителей в людей, лично свободных, но в то же время лишенных всяких средств производства. Этот процесс означает появление на рынке нового товара - рабочей силы;

      2) сосредоточение денежного богатства  и средств производства в руках  меньшинства.

      При развитом товарном производстве товарами становятся не только продукты труда, но и факторы производства, в том числе и рабочая сила. Товарные отношения приобретают всеобщий характер. Происходит овеществление всей системы экономических отношений, которые выступают как отношения между вещами, возникает товарный фетишизм.

      После господства административно-командной  системы в экономике России, затянувшегося  на несколько десятилетий, на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход  к рыночным отношениям.

    Исходные  позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):

      - крайне высокая, даже для стран  с административно-командной системой, степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие легального частного сектора при неуклонно расширявшейся "теневой экономике";

      - длительное (на протяжении жизни  трех поколений) существование  нерыночной экономики, что ослабляло  хозяйственную инициативу большинства  населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

Информация о работе Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены и уравнивании стоимости и ценности товаров и услуг