Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены и уравнивании стоимости и ценности товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ проблем взаимодействия спроса и предложения в условиях современной конкуренции. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- рассмотреть понятие спроса, закон спроса, цену спроса;
- раскрыть цену и объем предложения на рынке, особенности рыночного предложения;
- проанализировать рыночное равновесие в условиях конкуренции

Содержание

Введение

1. Спрос и предложение как основные элементы рыночного
механизма
1.1. Понятие рынка, модели рынка
1.2. Понятие спроса. Закон спроса.
1.3. Понятие предложения на рынке. Закон предложения.

2. Установление равновесной цены и уравнение стоимости и ценности товаров и услуг
2.1. Теория равновесной цены
2.2. Виды ценовой стратегии в рамках теории равновесной цены
2.3. Методы ценообразования на промышленных предприятиях

Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по эконом. теории.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

      Влияние данного фактора может вызвать  временный сдвиг кривой спроса влево или вправо.

      Объективные (внешние) условия потребления также  оказывают различное влияние  на спрос, вызывая сдвиг кривой спроса вправо (при его увеличении) или  влево (при его уменьшении).

      И наконец, рост (уменьшение) количества покупателей вызывает увеличение (уменьшение) спроса, соответствующим образом сдвигая кривую спроса. Таблица 2 показывает взаимосвязь причин и направлений сдвига кривой спроса.

Таблица 2

Причины и направления  сдвига кривой спроса

Причина сдвига (при прочих равных условиях) Направление сдвига

(Л) или  (П)

Рост  дохода потребителя ("высший")
П
Уменьшение  дохода потребителя  Л
Рост  дохода потребителя ("низший") Л
Уменьшение  дохода потребителя
П
Рост  числа покупателей П
Сокращение  числа покупателей Л
Рост  цены замещающего товара
П
Понижение цены замещающего товара Л
Рост  цены дополняющего товара Л
Понижение цены дополняющего товара
П
Предпочтение  товара покупателями растет П
Предпочтение  товара покупателями падает Л
Ожидание  потребителей по поводу будущего состояния рынка

Л или  П

 
 

      Мы  получили сложную модель явлений, влияющих на спрос. Зависимость величины спроса, т.е. количества благ, которое потребители  готовы купить в единицу времени  при данных условиях, от определяющих его факторов называют функцией спроса:

      Qd = F(Р1, Р2, … Рп, I,Z,E,B,N),

      где Р1,Р2… Рп – цена товара, а также  товаров, заменяющих и дополняющих  данный  товар в потреблении,

      I – текущий доход и накопленное богатство,

      Z – вкусы и предпочтения,

      E – ожидания потребителей,

      В – объективные условия потребления,

      N – количество покупателей.

      При рассмотрении спроса необходимо различать  изменение "величины" спроса и "самого" спроса.

      Изменение величины спроса имеет место при  изменении цены данного товара и  выражается только движением по точкам кривой спроса ("вдоль" линии спроса).

      Однако  спрос испытывает влияние не только цены, но и других факторов. В этом случае происходит изменение уже  не величины спроса, а "самого" спроса. И произойдет сдвиг кривой спроса влево или вправо. Чем дальше отстоят  друг от друга "старая" и "новая" кривая спроса, тем большие изменения произошли в поведении покупателей. 

      1.3. Цена и объем  предложения на  рынке. Особенности  рыночного предложения.          

      Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество товара.

      Различают понятия: предложение и величина предложения.

      Предложение – это совокупность товаров с  определенными ценами, которую готовы продать производители.

      Величина  предложения (Qs) – максимальное количество какого-либо товара, которое производитель (продавец) согласен предложить на рынке на определенных условиях.

      Одним из важнейших условий является цена предложения (Р), под которой понимается такая минимальная цена, ожидание которой достаточно, чтобы поддерживать определенный объем производства.

      Важнейшим фактором, влияющим на величину предложения, является цена данного товара. Очевидно, что при росте цен производители "выигрывают", то есть чем выше цена данного товара, тем больше величина предложения и наоборот.

      Устойчивую  прямую зависимость между ценой и количеством предлагаемых благ называют законом предложения. Сформулируем его: объем блага, предлагаемого для продажи на рынке в единицу времени, будет при прочих равных условиях тем больше, чем выше будет рыночная цена данного товара.

      Что лежит в основе закона предложения? Как и в случае со спросом, будем полагаться на здравый смысл. Если для роста спроса в качестве стимула выступает понижение цены, то для предложения, напротив, сигналом к расширению производства любого продукта (товара) и, следовательно, его предложения является повышение цен. Чем выше будут цены на определённый товар, тем большую заинтересованность будут проявлять производители в увеличении его выпуска. Математически закон предложения имеет следующий вид:

Qs = F(P), где Qs – величина предложения товара; Р – цена данного товарa.

      Такую устойчивую зависимость можно наглядно увидеть на шкале предложения. Рассмотрим шкалу предложения, отражающую положение дел на рынке картофеля. Данная  таблица показывает, какое максимальное количество товара будет предложено при максимальной цене и наоборот.

По имеющимся  данным построим кривую предложения (рис.3)

             Р

        Таблица 3        5     S

    Шкала спроса         4    

Цена за 1 кг. картофеля (руб.)
Величина предложения (кг)  

   3 

5

4

3

2

1

60

50

35

20

5

    

   2

    

   1

    

                                            0   10  20  30  40  50  60  70  80 Q         Рис.3. Кривая предложения  

      Кривая  предложения показывает, какую цену надо заплатить за единицу предложенного  блага для каждого количества товара или услуги, чтобы данное количество товара или услуги было произведено, то есть предложено на рынке.

      Если  говорят о предложении, то имеют  в виду всю кривую предложения. Движение по кривой предложения показывает зависимость  величины предложения от цены. Влияние других факторов приводит к сдвигу самой кривой предложения. Смещение вправо означает увеличение предложения, влево – его сокращение 

       .  S2

       Р         S0 

                                                 S1

        

        
 

      

                                                Q

      Рассмотрим  влияние неценовых факторов на предложение. Прежде всего, это цены на товары-субституты и  товары-комплементы.

      Влияние этого фактора проявляется на достаточно длительном отрезке времени  и при соответствующих условиях производства позволяющих своевременно менять объем выпуска.

      Цены  на ресурсы. Рост цен на ресурсы сокращает предложение.

      Уровень технологии производства. Совершенствование  технологии позволяет продавать  больше товаров по более низкой цене.

      Налоги  и дотации. Действие налогов и  дотаций проявляется  в разных направлениях: налоги, увеличивая издержки, сдвигают кривую предложения влево, дотации – вправо5.

      Ожидания  производителей. Если производитель  прогнозирует рост цен в недалеком  будущем, он может расширить производство уже сегодня в надежде на последующее  получение прибыли и придержать товар до повышения цены. Информация о падении цены приведет к увеличению предложения сегодня (пока цены еще не упали) и сокращению предложения в будущем.

      Число продавцов. Их увеличение сдвигает кривую предложения вправо и наоборот.

      Объективные (внешние) факторы. Действуют в различных направлениях. Обобщим влияние этих факторов на предложение (табл.4).

Таблица 4

      Причины и направления сдвига кривой предложения

Причины сдвига (при прочих равных условиях) Направление сдвига влево (Л), или вправо (П)
Рост  цен на ресурсы

Л

 
Понижение цен на ресурсы   П
Появление технологий, сокращающих затраты  на производство   П
Рост  числа производителей   П
Сокращение  числа производителей Л  
Рост  цены товара, производимого из тех  же ресурсов, что и данный товар Л  
Понижение цены товара, производимого из тех  же ресурсов, что и данный товар   П
Ожидания  по поводу будущего состояния рынка Л или  П

      Зависимость величины предложения, т.е. количества товаров, которое способен доставить  и продать на рынке производитель  в единицу времени при определенных условиях, от определяющих его  факторов называют функцией предложения:

      Qs = f(P, Pr, C, T, E, B, N), где

      Pr – цены ресурсов,

      С – издержки производства,

      Т – налоги и субсидии,

      Е – ожидания продавцов,

      В – внешние, объективные условия производства,

      N – количество продавцов.

      Как и при рассмотрении спроса, следует  различать изменение "величины" предложения и "самого" предложения.

      Изменение "величины" предложения имеет  место при изменении цены товара и выражается только движением вдоль линии предложения.

      В силу изменения какого-либо другого  фактора происходит сдвиг самой  кривой предложения.

 

      

    2. Установление равновесной  цены и уравнение  стоимости и ценности  товаров и услуг

      2.1. Анализ теории  равновесной цены 

    Проблемы  цены и механизма ее формирования являются одними из самых сложных и фундаментальных в экономике.

      В современной мировой экономической  теории наибольшее распространение  получила концепция цены А.Маршалла. Цена определяется им как определенное количество денежных единиц, получаемое за товар.

 При анализе происхождения стоимости  А. Маршалл считал ее определяющими два фактора - спрос и предложение. Что касается определения более важного из них, он считал, что по степени влияния на цену в общем смысле их различать нельзя, подобно тому как «разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц". Этим самым он подчеркивает, что ни один из этих факторов не является определяющим и что общим правилом является следующее положение: чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства на стоимость. В долгие периоды эти факторы взаимно погашают влияние друг друга и, таким образом, постоянно действующие причины в конечном счете полностью определяют стоимость. По сути, он говорит, что стоимость есть отношение издержек производства к полезности. Цена, какой либо вещи, утверждает А. Маршалл, представляет ее меновую стоимость относительно всех вещей вообще или, иными словами, представляет ее покупательную способность6.

Информация о работе Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены и уравнивании стоимости и ценности товаров и услуг