Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:20, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ проблем взаимодействия спроса и предложения в условиях современной конкуренции. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- рассмотреть понятие спроса, закон спроса, цену спроса;
- раскрыть цену и объем предложения на рынке, особенности рыночного предложения;
- проанализировать рыночное равновесие в условиях конкуренции
Введение
1. Спрос и предложение как основные элементы рыночного
механизма
1.1. Понятие рынка, модели рынка
1.2. Понятие спроса. Закон спроса.
1.3. Понятие предложения на рынке. Закон предложения.
2. Установление равновесной цены и уравнение стоимости и ценности товаров и услуг
2.1. Теория равновесной цены
2.2. Виды ценовой стратегии в рамках теории равновесной цены
2.3. Методы ценообразования на промышленных предприятиях
Заключение
-
сверхмонополизация
-
крайне искаженная структура
национальной экономики, где
-
неконкурентоспособность
Все это было усугублено действием факторов, носивших субъективный характер: во-первых, нерешительностью в проведении экономических реформ в 1987-1991 гг.; во-вторых, политическим и социальным кризисом, обострившимся в 1989-1991 гг. и сохранившим свою остроту в последующие годы; в-третьих, неготовность значительной части населения к жизни в условиях рыночной экономики и т.д.
Формирование современной рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность переходных процессов.
Характеризуя
формирующуюся в России модель рыночной
экономики, следует учитывать особую
геополитическую роль страны. Россия
в социально-экономическом
1.2.
Понятие спроса. Закон
спроса. Цена спроса.
Чтобы жить нормальной жизнью, человеку нужны те или иные предметы повседневной необходимости. Отсюда наше желание купить тот или иной товар.
Различают понятия спроса и величины спроса.
Спрос – это потребность в товаре, представленная на рынке.
Величина спроса (Dq) – это максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях.
Расшифруем это определение:
-
количество единиц товара
- это желание означает, что покупатель обладает необходимой суммой денег;
-
количество единиц товара
Наличие спроса на какой-то товар предполагает чье-то согласие уплатить за него определенную цену.
Цена спроса (Р) – это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение одного определенного промежутка времени (Р1, Р2,…, Рп).
На решение потребителя приобрести определенное количество тех или иных благ влияет множество факторов.
Прежде всего, следует отметить цену данного товара. Как цена данного товара влияет на величину спроса на этот товар?
Мы вправе ожидать, что почти всегда с ростом цены товара количество товаров, на которое будет предъявлен спрос, будет уменьшаться, и наоборот: чем меньше цена товара, тем больше величина спроса.
Устойчивую обратную зависимость между ценой и количеством благ, на которое предъявляется спрос, называют законом спроса.
Что лежит в основе закона спроса? Будем полагаться на здравый смысл и элементарное наблюдение. Чаще всего люди действительно покупают больше данного продукта по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его количество они приобретут3.
Закон спроса – это регулятор рыночной экономики. Обратная зависимость величины спроса от уровня цены останавливает продавца в бесконечном повышении цен. Вот почему закон спроса следует считать самым могучим защитником покупателя в рыночной экономике.
Математически закон спроса имеет следующий вид:
Qd = F(P),
где Qd – величина спроса на какой-либо товар;
Р – цена данного товара
Эту устойчивую зависимость характеризует шкала спроса. Пусть мы имеет шкалу спроса, отражающую положение дел на рынке картофеля (табл.1). По имеющимся данным построим кривую спроса (см.рис.1). По оси Х отложим величину спроса (Qd), по оси У – соответствующую цену (Р). данные таблицы показывают, что максимальное количество товара будет куплено по минимальной цене, и наоборот. Кривая спроса (DD) – это кривая, которая показывает, по каким ценам в течение выбранного промежутка времени покупатели хотели бы приобрести различные количества товара, то есть показывает взаимосвязь между величиной спроса (Qd) и ценой на рынке
отдельного товара (Р).
P
Величина спроса (кг) |
3 | |
4 3 2 1 |
10
20 35 55 85 |
2
1 Q |
Спрос на товар характеризуется всей совокупностью взаимоотношений цен на товар и количеством товара, на которое предъявляется спрос при каждом значении цены. Когда говорят о спросе на какой-либо товар, то имеют в виду всю кривую спроса.
Возможны ли отклонения от жесткой зависимости, описываемой законом спроса? Да. Существуют ситуации, при которых изменение цены не вызывает противоположного изменения величины спроса. Повышение цены может сопровождаться ростом величины спроса, а понижение цены может привести к понижению величины спроса. В то же время возможно сохранение стабильного спроса на дорогостоящие товары.
Данные
отклонения от действия закона спроса
вовсе ему не противоречат. Рост
цен увеличивает спрос
Снижение цен может снизить спрос в результате ожидания еще большего их падения в будущем, что также обеспечит выгоду за счет приобретения более дешевых товаров.
Приобретение же устойчиво дорогих товаров связано со стремлением более выгодного вложения денег. Цены на эти товары постоянно растут, следовательно, их покупка позволяет защищать сбережения от инфляции, то есть сулит выгоду в будущем.
Итак, кривая спроса является отражением закона спроса и изменение цены данного товара приводит к движению по кривой спроса.
Влияние
других факторов приводит к сдвигу
самой кривой спроса (Do). При увеличении
спроса кривая смещается вправо (D1), а при
его снижении 0 влево (D2) (см.рис.2).
К неценовым факторам, влияющим на спрос, относят:
Рассмотрим влияние этих факторов. Прежде всего проанализируем, как влияют на спрос цены других (взаимозаменяемых и взаимодополняемых) товаров и услуг. Например, как изменится спрос на чай, если возрастет цена на кофе. Можно предположить, что рост цены на кофе вызовет снижение на него спроса, а это в свою очередь отразится на спросе на чай (продукт, которым можно заменить кофе). Кривая спроса на чай сдвинется вправо. Такие пары товаров, для которых рост цены одного из товаров приводит к росту спроса на другой, называют взаимозаменяемыми товарами (товарами-субститутами).
Иная ситуация сложится для взаимодополняемых товаров (товаров-комплементов). Для них рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой. Например, рост цен на бензин вызовет падение спроса на мощные автомобили. При этом кривая спроса на автомобили сместится влево.
Другим фактором, влияющим на спрос, являются текущие доходы домохозяйств и накопленное ими "богатство". Под текущими доходами домохозяйств следует понимать сумму всех поступлений за определенное время.
Следует иметь в виду, что затраты на покупки могут быть больше или меньше, чем текущие доходы данного периода. Часть текущих доходов может уходить в сбережения, и, напротив, часть сбережений может быть использована для покупок.
При
анализе этого фактора
"Нормальный"
товар – это товар, спрос
на который растет при росте
потребительских доходов. Но
"Низший" товар – это товар, спрос на который падает при росте потребительских доходов.
Влияние вкусов и предпочтений потребителей обобщить сложнее, так как разные группы потребителей по-разному реагируют на одни и те же воздействия. Иногда вкусы меняются быстро. Например, в таких отраслях, как популярная музыка, модная одежда, кривая спроса сдвигается часто (влево или вправо).
Кроме того, каждый потребитель испытывает влияние вкусов и предпочтений других потребителей.
Анализируя влияние ожиданий и прогнозов на спрос, различают:
- ожидания и прогнозы, связанные с изменением цен;
- ожидания и прогнозы, связанные с влиянием неценового фактора (например, ожидание более качественного товара).
Первая группа ожиданий может вызвать либо ажиотажный, либо отложенный спрос.