Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:15, курсовая работа
Я решила написать курсовую работу на тему: “Занятость и безработица в
современном российском обществе. Региональный аспект”. Проблема безработицы
является наиболее актуальной на сегодняшний день. Особенно остро она
проявляется в последние годы. Не ошибусь, если скажу, что каждый из нас
когда-либо сталкивался, прямо или косвенно, с этой поистине глобальной
проблемой.
По ст
Введение............................................................
............................3
Глава 1 Теоретические основы исследования безработицы.
§1. Основные понятия и характеристики
безработицы........................................................
........................7
§2. Виды
безработицы..........................................................9
§3. Уровень и структура
безработицы..............................11
Глава 2 Рынок труда в РТ: занятость и безработица.
§1. Социальные последствия безработицы
и политика
занятости................................................................14
§2. Ситуация на рынке труда
РТ.......................................20
§3. Меры регулирования занятости в РТ
(Ярмарка
вакансий)..................................................................2
3
§4. Состояние рынка труда по Кукморскому району.....27
Заключение..........................................................
......................31
Список использованной
литературы......................................33
Приложения..........................................................
.....................36
работы или участвовавшие в программах стимулирования занятости в
последствии терпят неудачу, невозможность получить работу может
парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более
уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия
работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как
рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение.
Вместе с тем, растет численность незарегистрированых безработных,
которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас
находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте
видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует
усиления контроля со стороны органов управления. На кого же , с точки
зрения опрошенных, в первую очередь может рассчитывать человек, потерявший
работу?
2,0% - на местную администрацию;
5,8% - на руководство предприятий;
8,6% - на профсоюзы;
70,6% - только на себя;
13% - ни на кого не надеются.[9.С.
Легко убедиться, что горожане
отчетливо осознают
инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной
ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу
вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать неприходится.
А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы?
Рассчитывают на:
личные связи - 42,9%;
государственную службу
объявления - 11,1%;
организацию собственного дела - 7,3%;
коммерческую службу занятости - 6,1%;
обращение к работодателю - 6,1%.
Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего
использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает
взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый
десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.
Работники, избежавшие увольнения, также испытывают стресс, и
чрезмерные психологические нагрузки , переживаемые теми , кто сохраняет
работу, могут оказаться даже сильнее, чем стрессы, испытываемые в первый
период теми, кто ее потерял. Например, Бреннер, изучавший влияние
безработицы на жителей городских и сельских районов, обнаружил, что
экономический спад может нанести урон владельцам магазинов, которые
вынуждены объявлять
о своем банкротстве и
другие, испытывают отрицательные последствия безработицы, и у них
существует чувство
неуверенности в своем
Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную
плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не
ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым
трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить
качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и
обеспечить другие права человека на рабочем месте.
Отрицательные последствия
районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается
потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной
помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь
одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском
обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от
налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут
ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой
активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А
это сокращает
экономические возможности
Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с
ухудшением материального положения. Попробуем оценить его уровень у
безработных с
различным образованием (см.таблицу
2).
--------------------------
*Данные представлены в
опроса в 5 городах
России[4].
Более всех ущемлены в материальном достатке безработные, имеющие
начальное образование: среди них более всего респондентов, которым денег не
хватает даже на продукты питания. В то же время в этой группе оказалось
самое большое число богатых безработных, что констатирует сильную
поляризацию безработных с начальным образованием по их материальным
возможностям. Отсутствие образования у безработных как бы обуславливает
“равные возможности” безработного - быть нищим или богатым. Но первое 2 -
3,5 раза вероятнее, чем второе.
Безработные со средним
группам с разным
уровнем материального
отнести к бедным. Общий удельный вес бедных и нищих респондентов среди них
почти также высок, как у безработных с начальным образованием.
У лиц, окончивших ПТУ, распределение доходов соответствует
распределению доходов всей совокупности респондентов. Эта группа в
материальном обеспечении занимает среднее положение. Безработные с высшим
образованием имеют наиболее благополучное внутригрупповое распределение
доходов.
Таким образом, высокий
социальное падение.
§2 Ситуация на рынке труда Республики Татарстан.
За 11 месяцев 1998 года в органы труда и занятости обратилось в
поисках работы или за консультацией 458,3 тыс. граждан, что в 1,3 раза
превышает численность обратившихся за соответствующий период прошлого года.
Услугами центров труда и занятости в поисках подходящей работы за январь -
ноябрь текущего года воспользовались 110,6 тыс.незанятых трудовой
деятельностью граждан, что на 7% больше показателя аналогичного периода
прошлого года. Начиная с августа 1998 года наблюдается рост численности
безработных.
Общее число безработных с учетом зарегистрированных на начало года
составило за январь - ноябрь 1998 года 91,4 тыс. человек. Пособие по
безработице было назначено 89,4 тыс. гражданам. По состоянию на начало
декабря в качестве безработных зарегистрированы 42,6 тыс. человек, это на
2,6 безработных больше, чем на начало ноября. Наибольший рост произошел в
результате увеличения численности зарегистрированных безработных по городам
Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Лениногорск.
Увеличивается численность безработных почти по всем районам республики.
Уровень регистрируемой
численности экономически активного населения. Наиболее напряженная ситуация
на рынке труда остается в городах Набережные Челны, Елабуга, Чистополь,
Лениногорск, Зеленодольск, Альметьевск, Бугульма, уровень безработицы в
которых составляет 6,47; 6,0; 5,64; 3,9; 3,41; 2,97; 2,61%% соответственно,
и в районах - Сармановский, Агрызский, Аксубаевский, где уровень
безработицы составляет 2,59; 2,51; 2,5%% соответственно.
Потребность в работниках, заявленная организациями в органы труда и
занятости к концу ноября составила по республики 4,8 тыс.человек, что
несколько меньше, чем в предыдущие месяцы. Коэффициент напряженности
(численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах труда и
занятости в расчете на одну вакансию) составляет в среднем по республике 10
человек, в том числе 9 безработных граждан.
С ухудшением положения в
что осложняет возможности органов труда и занятости по подбору подходящей
работы обратившимся гражданам. Однако, несмотря на это в январе - ноябре
1998 года удалось трудоустроить 82,8 тыс. граждан, из них, 31,4 тыс.
незанятых граждан и прошедших профобучение (что на 13% больше, чем за 10
месяцев 1997 года). На условиях временной занятости в рамках различных
программ с субсидированием средств из Государственного фонда занятости РТ
работали 4,7 тыс. человек, что в 1,6 раза больше, чем за соответствующий
период прошлого года. Оказана помощь в организации собственного дела 0,2
тыс. безработных граждан. Профессиональным обучением по направлению органов
труда и занятости в январе - ноябре было охвачено 5,9 тыс. человек, что на
16% превышает численность обучавшихся в аналогичном периоде 1997 года.
Завершили обучение 4,3 тыс. человек. Нашли работу 91% обучавшихся граждан.
Кроме того, 180 работников предприятий и организаций, подлежащих
высвобождению, проходили опережающее обучение. На общественных работах в
январе - декабре было занято 2,3 тыс. человек, что на 24% меньше, чем за
аналогичный период 1997 года. Это объясняется сложным финансовым положением
Государственного фонда занятости РТ. На конец декабря в органы труда и
занятости поступили уведомления от 305 предприятий республике о предстоящем
высвобождении около 3,8 тыс. работников. Наиболее многочисленные
высвобождения предполагаются в г. Набережные Челны - ОАО”Камский литейный
завод” - 232 человека, городское жилищное управление - 220 человек, в г.
Казани - ОАО”Татнефтепроводстрой” - 94 человека, ожидаются сокращения
Информация о работе Занятость и безработица в современном Российском обществе