Анализ качественного состава, динамики и обеспеченности управленческим персоналом организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание

В деятельности любой организации особую значимость имеют
трудовые ресурсы — важнейший фактор устойчивого развития, одно
из существенных конкурентных преимуществ. Определенная структура и качественный состав персонала гарантируют стабильность функционирования самой организации. Профессиональные знания, опыт,

Содержание

Введение
Глава I. Теоретическая часть
1.1 Основные понятия, сущность персонала предприятия
1.2 Значение, задачи и основные направления анализа персонала предприятия
Глава 2. Аналитическая часть
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «РЖД»
2.2 Анализ организационной структуры управления предприятия
2.3 Анализ основных функций специалистов и кадровой службы
2.4 Анализ основных видов услуг, работ, продукции
2.5 Анализ производительности труда
2.6 Анализ количественного и качественного состава персонала
2.7 Анализ баланса рабочего времени.
2.8 Анализ фонда оплаты труда персонала
2.9 Анализ себестоимости услуг, работ, продукции
2.10 Анализ прибыли и рентабельности
2.11 Анализ затрат на развитие персонала
2.12 Анализ основных показателей деятельности предприятия
Выводы и рекомендации по аналитической части
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ОАО РЖД.docx

— 2.13 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Должностная инструкция инженера по нормированию труда

 

Предприятие

Должность

ФИО

Локомотивное депо Москва-II-Ярославская Центральной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"


Инженер по нормированию труда

Лавров С.А.

Порядок подчинения

Кем замещается

 

Начальник депо

   

Основные обязанности

Основные права

Должен знать

- разрабатывать и внедрять технически, обоснованные нормы трудовых  затрат на основе использования  межотраслевых и отраслевых нормативов  по труду и других нормативных  материалов по труду по различным  видам работ; 

- устанавливать нормы времени  (выработки) на разовые и дополнительные  работы, связанные с отклонением  от технологических процессов; 

- изучать степень и причины  несоответствия фактических затрат  времени нормативным, участвовать в подготовке предложений, обеспечивающих выполнение норм, осуществлять инструктаж рабочих в производственных участках по освоению технически обоснованных норм;

- изучать организацию труда  всех категорий работников предприятия  и разрабатывать рекомендации  по совершенствованию организации  труда и управления производством; 

- организовывать проведение фотохронометражных  наблюдений, обработку и анализ  полученных данных;

- проводить исследования затрат  рабочего времени, анализировать  потери рабочего времени, определять  резервы роста производительности труда;

- изучать и внедрять передовой  опыт организации и нормирования  труда;

- выявлять устаревшие и ошибочно  установленные нормы, проводить  работу по их своевременной  замене новыми, более прогрессивными;

- обобщать рациональные приемы  и методы труда, организовывать  распространение наиболее производительных  приемов и методов труда; 

 

- запрашивать и получать необходимые  материалы и документы, относящиеся  к вопросам деятельности инженера  по организации и нормированию  труда;

- привлекать в установленном  порядке других работников локомотивного  депо для решения вопросов, относящихся  к компетенции инженера по  организации и нормированию труда

- положение о дисциплине работников  железнодорожного транспорта Российской  Федерации; 

- устав локомотивного депо;

- законодательные, нормативные  и правовые акты, распоряжения, указания, положения, инструкции и другие  руководящие нормативно- методические материалы по нормированию, организации труда и заработной плате;

- основы технологии производства  продукции предприятия, назначение  и режимы работы оборудования  предприятия, правила и особенности  его эксплуатации;

- основы экономики, организации  производства, труда и управления; методы технического нормирования  труда; формы и системы оплаты  труда; положение о премировании;

- тарифно-квалификационные справочники;

- методы проведения технических  расчетов, определения экономической  эффективности разработок и мероприятий  по организации труда, анализа  показателей по труду и использования  рабочего времени; 

- основные требования, предъявляемые  к технической документации;

- положения и инструкции по  составлению и оформлению технической документации, установленной отчетности;

- правила внутреннего трудового  распорядка;

- положение о рабочем времени  и времени отдыха работников  железнодорожного транспорта;

 правила и нормы охраны  труда, техники безопасности, производственной  санитарии и пожарной безопасности.

 

- участвовать в работе по  сокращению, упрощению и унификации  действующей документации, внедрению  рациональной системы документооборота, а также по внедрению средств  механизации инженерных и управленческих  работ; 

- определять изменение трудоемкости  работ (продукции, услуг) в соответствии  с изменением норм. Ведет учет  и отчетность о количестве  и составе норм, уровне их выполнения;

- осуществлять контроль за правильным применением тарифных ставок, должностных окладов, доплат, надбавок, форм и систем оплаты труда, расходованием фонда оплаты труда;

- участвовать в работе комиссии  по присвоению разрядов квалификации  рабочим. Разрабатывает проекты  положений о премировании работников  предприятия, изучает эффективность  действующих систем премирования  и подготавливает предложения  по совершенствованию материального  стимулирования;

- проводить работу по совершенствованию  форм организации и стимулирования  труда; 

- своевременно знакомить инженерно-технических  и других работников предприятия  с изменениями в нормировании, организации и оплате труда,  положении о премировании, а также  в других вопросах по кругу  обязанностей;

- проводить разъяснительную работу  среди работающих по вопросам организации труда и заработной платы;

- участвовать в проведении технической  учебы; 

- осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства;

- участвовать в разработке  коллективного договора и в  контроле за его выполнением

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Должностная инструкция инженера по подготовке кадров

 

Предприятие

Должность

ФИО

Локомотивное депо Москва-II-Ярославская Центральной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"


Инженер по подготовке кадров

 

Порядок подчинения

Кем замещается

 

Главному инженеру

   

Основные обязанности

Основные права

Должен знать

- организовывать профессиональное  обучение рабочих и постоянное  повышение квалификации руководящих  работников и специалистов: подготовку, переподготовку и повышение квалификации  рабочих кадров на производстве, техническую учебу, практическое  обучение молодых специалистов  в период прохождения ими стажировки, а также производственной практики  студентов и учащихся;

- разрабатывать проекты перспективных  и годовых планов подготовки  кадров, повышения квалификации  и мастерства работающих с необходимыми обоснованиями и расчетами;

- составлять графики направления  руководящих работников и специалистов  в учебные заведения для повышения  квалификации в соответствии  с утвержденными планами; 

- осуществлять руководство учебно-методической  работой по всем видам и  формам подготовки и повышения  квалификации кадров на производстве;

 подбирать кадры преподавателей  и инструкторов из числа специалистов  и высококвалифицированных рабочих  с последующим утверждением их  в установленном порядке, комплектует учебные группы;

 

- давать организационные и методические  указания преподавателям, машинистам-инструкторам, машинистам-наставникам; 

-ходатайствовать перед руководством  эксплуатационного локомотивного  дело о поощрении работников  или наложении дисциплинарного  взыскания.

 

- положение о дисциплине работников  железнодорожного транспорта Российской  Федерации; 

- постановления, распоряжения, приказы  вышестоящих организаций, методические, нормативные и другие руководящие  материалы по вопросам подготовки  и повышения квалификации кадров  на производстве;

- порядок разработки планов  подготовки кадров и повышения  квалификации работающих;

- формы документов учета проводимой  работы по подготовке и повышению  квалификации кадров;

- основы педагогики и психологии;

- основы экономики, организации  производства, труда и управления;

- кодекс законов о труде Российской  Федерации; 

- правила и нормы по охране  труда, технике безопасности, производственной  санитарии, пожарной безопасности, гражданской обороны и режимных  мер;

- положение о рабочем времени  и времени отдыха работников  железнодорожного транспорта.

 

- контролирует систематичность  и качество проводимых занятий,  успеваемость учащихся, соблюдение  сроков обучения, выполнение учебных  планов и программ, правильность  ведения установленной документации;

- выполнять работу по обеспечению  учебного процесса необходимой  методической литературой, а также  по оснащению учебных и методических  кабинетов оборудованием, техническими  средствами обучения, инвентарем, наглядными  пособиями; 

- участвовать в проведении итоговых  занятий, экзаменов, квалификационных  проб, конкурсов профессионального  мастерства работников;

- организует лекции и доклады,  проведение семинаров и консультаций  в целях повышения уровня профессиональной  подготовки наставников, преподавателей  и инструкторов;

- вести учет работы по подготовке  и повышению квалификации кадров, анализировать качественные показатели  результатов обучения и его  эффективность; 

- вести установленную отчетность.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Анализ  основных видов  услуг, работ, продукции 

Объектом  исследования является структурное  подразделение, которое выполняет  работы для других структурных подразделений  ОАО «Российские железные дороги», филиалов и центральной дирекции ОАО «Российские железные дороги». Соответственно, предприятие не реализует  свои работы и услуги сторонним организациям. Поэтому у предприятия отсутствуют  показатели выручки и прибыли  по основным видам деятельности, также  структурным подразделением не составляется форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках», но составляется расшифровка прочих доходов и расходов.

Однако  мы можем получить показатели объема выполненных работ и услуг  из статистической формы П-1 «Сведения  о производстве и отгрузке товаров, работ, услуг», данный показатель указывается  в стоимостном выражении. Сводную  таблицу, составленную путем выписки  на основе вышеуказанной формы статистической отчетности, представим ниже в таблице 1.

Таблица 1. Сведения о выполненных работах в стоимостном  выражении

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, тыс.руб.

162736

186160

214072

Продано товаров несобственного производства, тыс.руб.

52336

72976

31852

Всего реализовано товаров, работ, услуг, тыс.руб.

215072

259136

245924


Таким образом, при расчетах, вместо показателей  товарной продукции и выручки  будем использовать показатель объема реализованных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении, который назовем реализованной продукцией, работами, услугами.

Показатели  основной деятельности

 

2008

2009

2010

2011

I полугодие 2012 г.

Объемные показатели

Грузооборот, млрд ткм

2423,8

2271,3

2501,8

2704,8

1 388,6

Пассажирооборот, млрд пасс.-км

175,9

151,5

138,9

139,8

62,6

Финансовые показатели (млрд рублей)

Доходы всего, в  т.ч.

1101,7

1050,1

1195,1

1288,3

676,8

Доходы от перевозок, услуг  инфраструктуры и локомотивной тяги, в т.ч.

1014,5

956,8

1079,3

1109,1

602,0

грузовые перевозки

847,0

783,0

936,2

1003,1

545,9

предоставление услуг  локомотивной тяги

10,6

11,0

11,8

11,4

6,3

предоставление услуг  инфраструктуры

6,4

11,8

88,4

87,2

46,2

пассажирские перевозки

150,4

151,0

42,9

7,4

3,7

Доходы от прочих видов  деятельности

87,2

93,4

115,8

179,2

74,7

Расходы всего, в  т.ч.

1035,3

999,9

1084,2

1215,5

600,2

Расходы по перевозкам, услугам  инфраструктуры и локомотивной тяге, в т.ч.

952,1

913,8

986,4

1050,8

530,7

грузовые перевозки

722,7

691,1

796,1

933,2

483,1

предоставление услуг  локомотивной тяги

7,8

8,3

8,8

8,4

4,3

предоставление услуг  инфраструктуры

4,7

11,1

86,2

102,2

40,8

пассажирские перевозки

216,9

203,3

95,3

7,0

2,5

Расходы по прочим видам деятельности

83,2

86,1

97,8

164,7

69,5

Прибыль (убыток) всего, в т.ч.

66,4

50,2

110,9

72,8

76,6

Прибыль (убыток) от перевозок, услуг инфраструктуры и предоставления локомотивной тяги

62,3

43,0

92,9

58,3

71,3

Прибыль (убыток) от прочих видов  деятельности

4,0

7,3

18,0

14,5

5,3

Прибыль (убыток) до налогообложения

54,8

60,3

125,9

76,6

60,3

Чистая прибыль

13,4

14,4

74,8

16,8

35,8


По итогам 2011года объем погрузки грузов составил 1 241,5 млн тонн (+3,0% к уровню 2010 года).

Грузооборот, с учетом порожнего пробега приватных и арендованных вагонов, возрос на +8,1% к 2010 году и составил 2 704,8 млрд т-км.

В 2011 году ОАО "РЖД" обеспечило положительную  динамику основных финансово-экономических  показателей.

Доходы по перевозкам составили 1 109,1 млрд руб., что на 2,8% выше уровня 2010 года.

Расходы по перевозкам составили 1 050,8 млрд руб., что на 6,5% выше уровня 2010 года.

Себестоимость железнодорожных перевозок в 2011 году составила 369,4 коп., что ниже уровня 2010 года на 0,8%.

Целенаправленная  работа по максимизации доходов, оптимизации  расходов, продажа акций дочерних и зависимых обществ позволили  Компании получить чистую прибыль в  размере 16,8 млрд рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Анализ производительности труда

Роль  железнодорожных перевозок в  транспортной системе России необычайно велика - доля грузооборота выше, чем  во всех промышленно развитых странах  мира. Для большинства крупных  российских предприятий ОАО «РЖД»  является основным и безальтернативным  поставщиком транспортных услуг (рис. 1,2).

Железные  дороги обслуживают все ключевые отрасли Российского бизнеса: сырьевую, топливно-энергетическую, строительную, металлургическую, машиностроительную промышленность и др. 

Рис.1. Доля видов транспорта в общем  грузообороте России в 2009 г., %

Рис.2. Структура железнодорожных перевозок в России по видам груза в 2009 г., %

При этом качество услуг ОАО «РЖД»  для клиентов оставляет желать лучшего. На рис.3,4 показана статистика основных показателей, важных для клиентов - скорости доставки грузов (она в  среднем в 3 раза ниже, чем в Европе) и надежности доставки. При этом наблюдается негативная тенденция.

Рис.3. Скорость и надежность доставки по категориям отправок в 2009 г.

Рис.4. Динамика погрузки и скорости доставки грузов

Чем меньше нагрузка на сеть, тем выше скорость доставки и наоборот. Сейчас погрузка составляет лишь 90% от уровня 2007 г., а  средняя скорость доставки уже ниже уровня 2007 г. на 3%. При достижении докризисного уровня загрузки сети средняя скорость доставки грузов упадет еще более  значительно. 
Вызывают беспокойство и внутренние показатели работы ОАО «РЖД», прежде всего, производительность труда. Даже принимая во внимание некоторую разницу в методике подсчета, следует признать многократное отставание по этому важнейшему показателю от ведущих стран мира. Это тоже является частью понятия эффективности компании. 
Современное состояние Российских железных дорог:

  • Производительность труда в ОАО «РЖД» - S35 000-$40 000 на одного сотрудника в год (в 8-10 раз ниже ведущих стран мира) - низкая конкурентоспособность на мировом рынке;
  • Средний износ основных фондов - около 55% (по грузовым вагонам - 87%) - высокие риски нарушений безопасности движения и срывы бизнес-процессов;
  • Достигнуты инфраструктурные ограничения по многим направлениям перевозок - неудовлетворенность клиентов, перенапряжение;
  • Реформа рынка железнодорожных услуг, реформа оргструктуры ОАО «РЖД»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6 Анализ количественного  и качественного состава персонала  

На конец 2010 года списочная численность работников ОАО "РЖД" снизилась на 102 282 человека и по состоянию на 31 декабря 2010 года составила 976 116 человек.

Компания выполнила свои обязательства  по приему студентов, окончивших вузы и техникумы по целевому набору, и лиц, вернувшихся из рядов Вооруженных  Сил России – 12,9 тыс. человек.

Удельный вес категорий персонала  в общей численности распределяется следующим образом:

Численность работников ОАО "РЖД" по категориям персонала, %

Рис.1 Численность  работников по категориям

В 2010 году повысился уровень образования  персонала в ОАО "РЖД":

  • численность работников с высшим образованием составила 20,9% от общей численности (рост к началу года на 1,9%);
  • численность работников со средним профессиональным образованием составила 25,5% (рост к началу года на 0,6%).

Кадрового дефицита основных рабочих  профессий Компании в целом за 2010 год не наблюдалось. Укомплектованность кадров по Компании составила 98,2% к  штатному расписанию (в 2009 году - 97,9%).

Доля молодых работников Компании в возрасте до 30 лет увеличилась  за год на 4,0% и составила 26,9%. Средний  возраст работников Общества составляет 39,7 лет. Из общего числа работников количество женщин составляет 301 097 человек (30,8%), что на 3,3% меньше по сравнению  с началом года. Женщины занимают 51,6% всех должностей руководителей  и специалистов Компании, их численность  на должностях этих категорий составляет 139 809 человек.

Возрастной состав работников, состоящих  в списочном составе, %

Рис.2 Возрастной состав работников

Текучесть кадров за 2010 год в целом  по Компании снизилась на 0,6% к аналогичному периоду прошлого года и составила 9,0%.

Информация о работе Анализ качественного состава, динамики и обеспеченности управленческим персоналом организации