Анализ качественного состава, динамики и обеспеченности управленческим персоналом организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание

В деятельности любой организации особую значимость имеют
трудовые ресурсы — важнейший фактор устойчивого развития, одно
из существенных конкурентных преимуществ. Определенная структура и качественный состав персонала гарантируют стабильность функционирования самой организации. Профессиональные знания, опыт,

Содержание

Введение
Глава I. Теоретическая часть
1.1 Основные понятия, сущность персонала предприятия
1.2 Значение, задачи и основные направления анализа персонала предприятия
Глава 2. Аналитическая часть
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «РЖД»
2.2 Анализ организационной структуры управления предприятия
2.3 Анализ основных функций специалистов и кадровой службы
2.4 Анализ основных видов услуг, работ, продукции
2.5 Анализ производительности труда
2.6 Анализ количественного и качественного состава персонала
2.7 Анализ баланса рабочего времени.
2.8 Анализ фонда оплаты труда персонала
2.9 Анализ себестоимости услуг, работ, продукции
2.10 Анализ прибыли и рентабельности
2.11 Анализ затрат на развитие персонала
2.12 Анализ основных показателей деятельности предприятия
Выводы и рекомендации по аналитической части
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ОАО РЖД.docx

— 2.13 Мб (Скачать документ)

* Для оплаты труда машинистов-инструкторов  локомотивных бригад применяются  тарифные коэффициенты ЕТС по  оплате труда руководителей структурных  подразделений.

Таблица 4. должности работников, которым в трудовом договоре определяются персональные должностные оклады

Наименование должности

Начальник  филиала (железной дороги)

Первый заместитель  начальника железной дороги,  главный инженер  железной дороги,  заместитель  начальника железной дороги

Начальник отделения железной дороги

Начальник  Центра  железной дороги

Начальник  Дирекции  железной дороги

Начальник структурного подразделения  с численностью более 4000 человек

Главный бухгалтер структурного подразделения  с численностью более 4000 человек




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.9 Анализ себестоимости  услуг, работ, продукции 

 

Основные  технико-экономические показатели Московской моторвагонной дирекции филиала ОАО РЖД.

Наименование

Факт 

2009 г.

Факт 

2010 г.

Факт 

2011 г.

Отклонения, %

2010г. к 2009г.

2011г. к 2009г.

1

2

3

4

5

6

Выручка от оказания услуг, тыс. руб.

3212621

4808423

6208835

149,67

193,26

Себестоимость оказанных услуг, тыс. руб.

1997777

2610530

3017668

130,67

151,05

Среднесписочная численность работающих, чел.

4715

5115

5257

108,48

111,50

Фонд оплаты труда работающих, тыс. руб.

1552986,3

1918834,5

2144679,9

164,13

209,21

           

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

652519

1808058

2730381

277,09

318,44

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

468136

1253920

1999251

267,85

427,07

Среднегодовая выработка рабочего

681,36

940,06

1181,06

137,97

173,34

Затраты на 1 рубль товарной продукции 

0,62

0,54

0,49

87,30

78,16

Среднемесячная заработная плата 

27447,62

31261,56

33997,21

151,29

187,64

Затраты заработной платы на 1 рубль  товарной продукции 

0,09

0,10

0,10

109,66

108,25

Фондоотдача, руб./руб.

1,40

2,08

2,39

148,53

170,37

Фондоёмкость, руб./руб.

0,71

0,48

0,42

67,33

58,70

Фондовооружённость труда

486,13

451,56

494,61

92,89

101,74

Рентабельность общая, %

0,33

0,69

0,90

212,05

277,02

Рентабельность расчётная, %

0,23

0,48

0,66

204,98

282,73


 

Анализируя технико-экономические  показатели деятельности Московской моторвагонной дирекции филиал ОАО «РЖД», можно заключить, что наблюдается значительное увеличение выручки. Так темп роста в 20010 году относительно 2009 года составил 150%, а в 2011 году относительно базового 2009 года темп выручки составил 193%. Вместе с тем, наблюдается увеличение себестоимости произведенной продукции, но темп роста значительно отстает от темпа роста выручки. Темп роста себестоимости продукции в 2010 году составил 131%, а в 2011 году относительно 2009 года -150%. Данный фактор в значительной степени повлиял на снижение показателя затрат на 1 рубль произведенной продукции, темп снижения составил в 2010 году 87%, и в 2011 году относительно 2009 года темп снижения составил 78%. За анализируемый период наблюдается значительное увеличение прибыли до налогообложения и как следствие увеличение чистой прибыли. Так темп роста прибыли до налогообложения в 2010 году составил 277%, а в 2011 году относительно 2009 года темп роста составил 318%. Это в значительной степени повлияло на уровень рентабельности. Темп роста рентабельности в 2010 году составил 205%, и в 2011 году относительно базового 2009 года темп роста составил 283%. В Московской моторвагонной дирекции филиал ОАО «РЖД» произошло увеличение численности персонала предприятия - темп роста за весь анализируемый период составил 112%. Одновременно вырос фонд заработной платы - темп роста в 2011 году относительно базового 2009 года составил 209%. Соответственно, выросла среднемесячная заработная плата, темп роста на конец анализируемого периода составил 188% относительно базового 2009 года. Вместе с тем наблюдается значительное увеличение выработки одним работающим – темп роста в 2011 году относительно 2009 года составил 174%.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Оптимизация  расходов ОАО «РЖД» на 2013 год

2.10 Анализ прибыли и рентабельности

Составим  таблицу динамики показателей прибыли, используя форму №2 Бухгалтерской отчетности ОАО «РЖД» за 2012г. Единица измерения – тыс. руб.

Таблица 1. Динамика показателей прибыли ОАО «РЖД»

Показатели

Отчетный период

Аналогичный период предыд. года

Изменение показателя

Отчетный период к предыд., %

Выручка от продажи продукции за минусом  НДС, акцизов

1 050 157 925

1 101 710 458

-51 552 533

95,3

Себестоимость проданных товаров  и услуг

(999 853 882)

(1 035 247 879)

-35 393 997

96,58

Валовая прибыль

50 304 043

66 462 579

- 16 158 536

75,69

Коммерческие и управленческие расходы

(82 649)

(71 063)

11586

116,3

Прибыль (убыток) от продаж

50 221 394

66 391 516

- 16 170 122

75,64

Прочие доходы(расходы)

10 009 833

- 11 616 656

21 710 489

86,89

Прибыль(убыток) до налогообложения

60 315 227

54 774 860

5 540 367

110,1

Чистая прибыль (убыток)

14 447 393

13 400 339

1 047 054

107,8


 

Из данных таблицы 1 видно, что выручка от продажи продукции в 2012 году уменьшилась на 4,7% по сравнению с 2011 годом. А прибыль от продаж уменьшилась на 24,3% за тот же период. В то же время, доля прочих доходов возросла на 86,89% в результате чего чистая прибыль за отчетный период превысила чистую прибыль за предыдущий на 7,8%.

Также важно  отметить, что коммерческие и управленческие расходы возросли на 16,3% и составили 82 649 тыс.руб. Данные расходы в значительной мере уменьшают прибыль организации. Таким образом, в целях экономии управленческие расходы могут быть сокращены.

 

 

 

 

 

Таблица 2. Структура прибыли ОАО «РЖД»

Показатели

Отчетный период

Аналогичный период прошлого года

Отклонения, %

 

Абсолютное значение

Удельный вес, %

Абсолютное значение

Удельный вес, %

 

Прибыль (убыток) отчетного периода

60315227

100

54774860

100

-

В том числе:

         

1.Прибыль (убыток) от продаж

50221394

83,26

66391516

121,2

- 37,94

2.Прочие доходы (расходы) (от внереализационных операций)

10093833

16,7

(11616656)

(21,2)

37,9

Чистая прибыль

14447393

23,9

13400339

24,46

1,07


 

Согласно  данным таблицы доля прибыли от продаж в ОАО «РЖД» уменьшилась на 37,94%, в то время как доля доходов  от внереализационных операций увеличилась на 37,9%. На 1.07% увеличилась доля чистой прибыли организации.

Таким образом, можно сделать вывод, что компания ОАО «РЖД» несет убытки при  ведении своей основной деятельности, в то время как доля внереализационных доходов довольно высока и имеет положительный тренд. Прибыль от продаж значительно уменьшилась, как было сказано выше на 37,94%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.11 Анализ затрат на  развитие персонала 

В целях сохранения управляемости на железных дорогах введена новая должность — заместитель начальника железной дороги по региону. В основном на эти должности назначены бывшие начальники отделений железных дорог или их первые заместители, а также главные инженеры отделений железных дорог, состоящие в резерве. Определены их задачи и функции.

Одной из важнейших  задач сегодняшнего дня является формирование дирекций инфраструктуры. Начатое формирование вновь создаваемых структур напрямую зависит от резерва, его подготовки. В связи с этим в соответствии с новым Положением о формировании единого кадрового резерва ОАО «РЖД», его дочерних и зависимых обществ сформированы и утверждены стратегический резерв — 140 человек, резерв корпоративного развития -- 1100 человек, а также базовый и молодежный резерв. Однако следует отметить, что более 15% кандидатов, представленных в стратегический резерв и резерв корпоративного развития, представляют собой сотрудников в возрасте старше 50 лет, а 14% имеют слабую профессиональную подготовку.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для кардинального  улучшения ситуации в настоящее время в компании ведется работа по изданию нормативных и инструктивных документов, касающихся всего цикла работы с резервом кадров, начиная от создания системы оценки и заканчивая автоматизацией процессов формирования резерва в Единой корпоративной автоматизированной системе управления трудовыми ресурсами (ЕКАСУТР). Проводить зачисление в резерв необходимо только на основе результатов оценки кандидатов по профессиональным и корпоративным компетенциям с учетом оценки деятельности непосредственным руководителем. Для этого на дорогах формируются центры оценки, мониторинга персонала, ведется обучение сотрудников и передача технологии оценки персонала в КУ.

Сотрудниками  центров должны быть опытные и сложившиеся специалисты, способные выдерживать моральное давление со стороны оцениваемых руководителей. Все это создаст основу для качественного формирования резерва и перехода к индивидуальной программе развития и обучения.

Работников, показавших низкие качества профессиональной и корпоративной подготовки, а также тех, кто отказывается от ротации кадров и переезда в другой регион, необходимо исключать из резерва кадров.

Немаловажную  роль в процессе формирования кадрового резерва играет внедрение Единой корпоративной автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами. В число основных задач ЕКАСУТР на 2011 г. входят: • организация работ по формированию и поддержанию в актуальном состоянии единого корпоративного банка вакансий через инфосистемы управления персоналом;

  • развитие       информационного хранилища данных по регионам и перевод данных на платформу аналитической   системы,   позволяющей оперативно создавать графики и таблицы из массива данных, а также создание автоматизированных рабочих мест руководителя;
  • организация работы по созданию единого банка резерва холдинга;
  • организация   работ   по   сбору отчетности    холдингового    типа, разработка информационной системы для сбора отчетных форм, представляемых ДЗО согласно типовому регламенту;
  • внедрение проекта автоматизированной сверки реестров проезда льготных  категорий   пассажиров в пригородном и дальнем следовании;
  • информирование персонала о текущих задачах и проектах департамента,   организация   обратной связи с работниками через внешние и внутренние сайты.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Оценка мониторинга персонала

 

Для подготовки высококвалифицированного персонала в ОАО «РЖД» постоянно проводится большая работа. Только в 2010 г. прошли переподготовку и повышение квалификации более 72 тыс. руководителей и специалистов компании.

Перспективные руководители направлялись в зарубежные и отечественные бизнес-школы на обучение по программам МВА. Передовой опыт в ведущих зарубежных железнодорожных и логистических компаниях Германии, Испании, Японии, США, Великобритании, Китая изучали 235 руководителей. Кроме того, в составе групп, проходящих переподготовку по программам МВА в Германии, стажировались 97 работников ОАО «РЖД» и ДЗО. В Российской академии путей сообщения прошли обучение 100 человек из резерва руководящих кадров.

На базе Корпоративного университета ОАО «РЖД» проводится планомерное индивидуальное обучение руководителей холдинга «РЖД» основным корпоративным компетенциям, вопросам корпоративного управления, оцениваются личные компетенции руководителей компании. Обучаются в университете 1389 человек.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3 Развитие и обучение руководителей  ОАО РЖД

 

 

Продолжает развиваться  система дистанционного обучения, главным образом на базе Московского и Санкт-Петербургского университетов путей сообщения, где в формате модульных видеоклассов, вебинаров и дистанционного обучения повысили квалификацию более 9,5 тыс. человек.

Сегодня происходят изменения во внутренней и внешней среде компании. В завершающую фазу вступает реформирование ОАО «РЖД» в холдинг. Именно поэтому необходимо активное совершенствование системы обучения в компании, включая повышение ее эффективности, индивидуальный учет потребности работников в обучении, создание среды, стимулирующей к получению новых знаний, саморазвитию работников, а также более широкое использование современных технологий обучения («обучение действием», тренинги, бизнес-кейсы, деловые игры, дистанционное обучение и т.п.).

Одним из определяющих условий кадровой политики компании было и остается совершенствование профессиональных качеств работников массовых профессий. В 2010 г. рабочим профессиям обучены 54,7 тыс. человек, в том числе 35 тыс. человек в порядке переподготовки и обучения вторым (смежным) профессиям, 132,7 тыс. рабочих повысили свою квалификацию, из них более 21 тыс. человек — квалификационный разряд.

Информация о работе Анализ качественного состава, динамики и обеспеченности управленческим персоналом организации