Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа
В настоящее время рыночной экономике России присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности (банкротству) хозяйствующих субъектов. Предприятия различных организационно-правовых форм оказались в тяжелом экономическом положении.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Общие основы антикризисного финансового управления при угрозе банкротства………………………………5
1.1 Сущность , виды и процедуры банкротства……………………….....5
1.2 Политика антикризисного финансового управления при угрозе банкротства……………………………………………………………………….8
2.Диагностика банкротства………………………………………………20
2.1 Система экспресс- диагностики банкротства……………………….20
2.2 Система фундаментальной диагностики банкротства……….……..27
3. Система механизмов финансовой стабилизации предприятия при угрозе банкротства…………………………………………………………..…..34
3.1 Внутренние механизмы финансовой стабилизации….…………….34
3.2 Формы санации предприятия и их эффективность…………….…..38
Заключение………………………………………………………..………47
Список литературы………………………………………………...……..50
Тактический механизм финансовой
стабилизации представляет собой систему
мер, основанную на использовании моделей
финансового равновесия в долгосрочном
периоде. Финансовое равновесие предприятия
обеспечивается при условии, что суммарный объем положительного
денежного потока по операционной (производственно-коммерческой)
Стратегический механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, основанную на использовании моделей финансовой поддержки ускоренного экономического роста предприятия. С учетом задаваемого темпа экономического роста вносятся соответствующие коррективы в финансовую стратегию и целевые финансовые показатели предприятия. Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если в результате ускорения темпов экономического развития предприятия обеспечивается соответствующий рост его рыночной стоимости.
1. Оперативный механизм стабилизации
Это система мер, направленная, с одной стороны, на уменьшение размера текущих внешних и внутренних финансовых обязательств в краткосрочном периоде, а с другой стороны, — на увеличение суммы денежных активов, обеспечивающих погашение этих обязательств.
Принцип «отсечения лишнего», лежащий в основе этого механизма, определяет необходимость сокращения размеров как текущих потребностей (вызывающих финансовые обязательства), так и отдельных видов ликвидных активов (с целью их срочной конверсии в денежную форму).
Выбор наиболее эффективного направления оперативного механизма финансовой стабилизации диктуется характером реальной неплатежеспособности, индикатором которого служит коэффициент чистой текущей платежеспособности:
КЧТП = (ОА - ОАн) / (КФО - КФОво)
где: КЧТП — коэффициент чистой текущей платежеспособности предприятия в кризисном состоянии; ОА — сумма всех оборотных активов предприятия; ОАн — сумма неликвидных (в краткосрочном периоде) оборотных активов; КФО — сумма всех краткосрочных (текущих) финансовых обязательств; КФОво — сумма внутренних краткосрочных (текущих) финансовых обязательств, погашение которых может быть отложено до завершения финансовой стабилизации.
Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если восстановлена текущая платежеспособность предприятия, то есть объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства предприятия в текущем отрезке времени ликвидирована, хотя и носит, как правило, отложенный характер.
2. Тактический механизм финансовой стабилизации
Это система мер, направленных на достижение финансового равновесия в предстоящем периоде. Принципиальная модель финансового равновесия имеет, следующий вид:
ЧПо + АО + ∆АК + ∆СФРп = ∆Иск + ДФ + ПУП + СП + ∆РФ,
где: ЧПо — чистая операционная прибыль предприятия;АО — сумма амортизационных отчислений; ∆АК — сумма прироста акционерного (паевого) капитала при дополнительной эмиссии акций (увеличении размеров паевого взноса в уставной фонд); ∆СФРп — прирост собственных финансовых ресурсов за счет прочих источников; ∆Иск — прирост объема инвестиций, финансируемых за счет собственных источников; ДФ — сумма дивидендного фонда (фонд выплат процентов собственникам предприятия на вложенный капитал);ПУП — объем программы участия наемных работников в прибыли (выплат за счет прибыли); СП — объем социальных, экологических и других программ предприятия, финансируемых за счет прибыли; ∆РФ — прирост суммы резервного (страхового) фонда предприятия.
В упрощенном виде модель финансового равновесия предприятия, к достижению которой оно стремится в кризисной ситуации, может быть представлена в следующем виде:
ОГсфр = ОПсфр,
где: ОГсфр — возможный
объем генерирования
Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия, обеспечивающий достаточную финансовую устойчивость.
3.2 Формы санации предприятия и их эффективность
В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его санации.
Санация представляет
собой систему мероприятий по
финансовому оздоровлению предп
В условиях рыночной
экономики санация предприятий
имеет значительный
1) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве,
если предприятие JB попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;
2) если само предприятие,
обратившись в арбитражный суд
с заявлением о своем
3) если решение о
проведении санации выносит
В двух последних
случаях санация
Наиболее широкий диапазон форм имеет санация, инициируемая самим предприятием до возбуждения кредиторами дела о его банкротстве. В этом случае она носит упреждающий характер, полностью согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного его управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.
Инициируемая предприятием
санация представляет сложный
и во многих отношениях
1. Определение целесообразности
и возможности проведения
Целесообразность
проведения санации
Возможность осуществления
санации определяется выхода
из кризисного финансового
2. Обоснование концепции
санации. Такая концепция
Оборонительная концепция
санации направлена на
Наступательная концепция
санации направлена на
3. Определение направления осуществления санации.
В зависимости от
масштабов кризисного
Санация предприятия,
направленная на
Санация предприятия,
направленная на его
4. Выбор формы санации.
Форма санации непосредственно
характеризует тот механизм, с
помощью которого достигаются
ее основные цели. Эти формы
избираются в рамках
Санация предприятия, направленная на рефинансирование его долга, может носить следующие основные формы.
• дотации и
субвенции за счет средств
бюджета. В такой форме
• государственное льготное кредитование. Оно осуществляется, как правило, по той же группе предприятий и при таких же условиях, что и в предшествующем случае. Отличием этой формы санирования является лишь возвратный характер предоставляемых финансовых ресурсов и значительно более льготный режим кредитования в сравнении с условиями финансового рынка;
• государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выдаваемым санируемому предприятию.
При отсутствии у государства возможностей осуществить прямое финансование или кредитование санируемого предприятия, а также в случае, если финансовый кризис носит временный характер и может быть преодолен предприятием при оказании ему финансовой помощи, используется данная форма санирования ранее рассмотренной категории предприятий;
• целевой банковский кредит. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита последнего. Так как предоставление такого целевого санационного кредита имеет очень высокий уровень риска, ставка процента по нему обычно достигает максимально го уровня, используемого в кредитной политике банка.
Для осуществления контроля и помощи предприятию коммерческий банк при высоком размере кредита в перечне условий санации может потребовать введения в состав его руководства своего представителя или уполномоченного лица;
• перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любой хозяйствующий субъект, который пожелал принять участие в санации предприятия-должника. Условия такого перевода долга оговариваются специальным договором. Однако для этой формы рефинансирования долга требуется обязательное согласие кредитора (если кредитор не дает согласия на перевод долга на другое лицо, то предприятие-должник не может использовать эту форму санации, так как это означало бы односторонее изменение согласованных условий кредитного договора). В случае согласия кредитора на перевод долга другому лицу, новый должник имеет право выдвигать против требований кредитора все возражения, основанные на договорных отношениях между кредитором и первым должником;