Ценовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:29, курсовая работа

Описание

Перед всеми фирмами, организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет удачно продать на рынке. Поэтому предприятие или организация должна выбрать правильную ценовую политику. Цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты ценовой политики предприятия
1.1 Понятие, назначение и методы ценовой политики
1.2. Стратегии ценообразования
Глава 2. Анализ практики ценообразования в МУПАТП № 1г.Ульяновск
2.1. Анализ основных тенденций в ценообразовании в автотранспорте
2.2. Стратегии ценообразования на рынке автотранспортных услуг
Глава 3. Пути совершенствования ценовой политики предприятия
3.1 Рекомендации по формированию ценовой стратегии
3.2. Совершенствование тактических приемов ценообразования
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

ценовая политика предприятия_исправленая.doc

— 1.27 Мб (Скачать документ)

 

Продолжение таблицы 2.1

Наименование марки

Количество, ед.

Наименование марки

Количество, ед.

Икарус 255

1

ПАЗ 3205

59

Икарус 280

5

РАФ 2203

1

КамАЗ-Нзас

1

Санос С-218

5

ЛАЗ 695

15

УАЗ 2206

2

ЛАЗ 699Р

5

Урал-Нзас

1

ЛиАЗ 5256

10

ФАП-Санос 415

1

ЛиАЗ 677

59

ИТОГО

179

ВСЕГО

210


 

Структура автопарка представлена на рис. 2.1.

Рисунок 2.1 – Структура автопарка МУПАТП № 1

 

В 2008 году автопредприятием перевезено 19,3 млн. чел. (в том числе  маршрутное такси – 2,7 млн. чел.), доходы составили 40,6 млн. руб., расходы – 69,3 млн. руб.

Важнейшие финансово-экономические показатели: себестоимость перевозки 1-го пассажира составила 3,07 руб. (рейсовые автобусы – 2,63 руб., маршрутные такси – 5,76 руб.), доходы на 1 машино-час – 122,32 руб., расходы на 1 машино-час – 209,05 руб.

Маршрутная сеть автопредприятия состоит из 14 маршрутов, по которым МУПАТП осуществляет рейсовые перевозки и 9 маршрутов, по которым МУПАТП осуществляет перевозки маршрутным такси.

Частный предприниматель Дроздова Евгения Валерьевна осуществляет свою деятельность с 2002 года. Начиная с 1-го автобуса, к 2008 году подошла с 15-ю. Осуществляет городские пассажирские перевозки.

У Дроздовой Е.В. на 15 автобусах работает 30 чел. (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Технико-эксплуатационные и финансово-экономические показатели по частному предпринимателю Дроздовой Е.В.

Показатели

Ед.изм.

Маршрутное такси

2007г.

2008г.

%

Технико-эксплуатационные показатели

 

Среднесписочное количество подвижного состава

ед.

13

15

115,4

Машино-часы

тыс.час

85,41

98,55

115,4

Коэффициент использования подвижного состава

 

0,692

0,667

96,3

Пробег

тыс.км

791

876

110,7

Режим работы

час

18

18

100,0

Среднесуточный выпуск

ед.

9

10

111,1

Перевозка пассажиров

млн.чел.

1,318

1,460

110,8

Финансово-экономические показатели

 

Доходы

тыс.руб.

6 588

7 300

110,8

Расходы,

тыс.руб.

4 942

6 169

124,8

в том числе

 

 

 

 

фонд оплаты труда (ФОТ)

тыс.руб.

1 196

1 570

131,3

ГСМ

тыс.руб.

2 530

3 154

124,7

износ и ремонт автошин

тыс.руб.

241

320

132,8

амортизация

тыс.руб.

975

1 125

115,4

Прибыль

тыс.руб.

1 646

1 131

68,7

% расходов, покрываемых доходами

%

133,3

118,3

88,8

Приобретение подвижного состава

тыс.руб.

880

550

62,5

Затраты всего

тыс.руб.

5 822

6 719

115,4

Себестоимость перевозки 1-го пассажира

руб.

3,75

4,23

112,8

Доходы на 1 машино-час

руб.

77,13

74,07

96,0

Расходы на 1 машино-час

руб.

57,86

62,60

108,2

Прибыль на 1 машино-час

руб.

19,27

11,48

59,6

Среднесписочная численность

чел.

26

30

115,4

 

Значительно отличаются у частных предпринимателей и финансово-экономические показатели. За 2008 год перевезено 1,46 млн. чел., доходы составили 9,0 млн. руб., расходы 6,9 млн. руб., себестоимость перевозки 1-го пассажира – 4,75, прибыль на 1 машино-час – 21,31 руб.

Маршрутная сеть состоит из 5 маршрутов.

В настоящее время на рынке транспортных услуг ситуация складывается следующим образом. Автотранспортные организации и частные автопредприниматели устанавливают цены по методу «издержки плюс». Это значит, что сначала просчитываются издержки, а затем на их основе устанавливается размер прибыли.

Уже на протяжении длительного времени существует такая тенденция, когда муниципальные автотранспортные организации стремятся повысить стоимость проезда в маршрутном такси.  Частные организации же, напротив, готовы не только не повышать стоимость проезда, но и снизить ее.

Как правило, именно со стороны частных автопредпринимателей исходит инициатива введения новых маршрутов.

В отличие от частных автопредпринимателей, муниципальные предприятия устанавливают цену, которая ниже их издержек и не включает прибыли. Иначе говоря, МУПАТПы несут убытки. Но муниципальные власти компенсируют часть их убытков, путем дотирования из средств городского бюджета. Эти деньги поступают на выплату заработной платы.

Причин того, что себестоимость перевозки 1-го платного пассажира выше цены разового проездного билета достаточно. Одна из них заключается в отсутствии финансовой дисциплины со стороны кондукторов. Проще говоря, часть выручки, которая не сопровождалась выдачей проездных билетов, водитель и кондуктор делят между собой. Другая причина состоит в бесконтрольном и нерациональном расходовании ГСМ. Известны случаи, когда водители часть бензина продавали на сторону. Еще одна причина в неоптимальном времени пути (обходном пути).

Себестоимость перевозки 1-го пассажира у частных автопредпринимателей ниже цены разового проездного билета потому что:

                 водители выполняют не только свои прямые обязанности, но и занимаются обслуживанием автобуса (мелкий ремонт, уборка салона, мойка автобуса и др.);

                 налоговые отчисления ниже, чем у МУПАТПов. Частные автопредприниматели платят только единый налог на вмененный доход;

                 не содержат вспомогательных работников;

                 на их балансе не имеется технически неисправной техники, на которую начисляются налоги, отчисления в амортизационный фонд и т.д.;

                 ниже численность управленческого персонала.

 

  2.2. Стратегии ценообразования на рынке автотранспортных услуг

 

Исходя из анализа ценообразования в автотранспортных организациях, предлагаются следующие стратегии.

Ценообразование с учетом прогнозируемой реакции конкурентов. МУПАТПам не следует устанавливать стоимость проезда выше или ниже, чем у конкурентов. Если цена будет назначена ниже, то это может повлечь за собой снижение цены и конкурентами. В результате МУПАТПы могут потерять часть рынка или вообще уйти с рынка. Если же цена будет назначена выше, то МУПАТПы также потеряют часть рынка и возможную прибыль, так как в имеющихся условиях конкуренты не станут следовать за ними;

В качестве примера можно привести расчет валовой выручки при различной стоимости проезда. По данным планово-экономического отдела МУПАТП № 1 за один рейс в маршрутном такси в среднем проезжает 42 человека (при стоимости проезда 10 рублей). За один день маршрутное такси делает 12 рейсов, тогда валовая выручка составила 5040 рублей. При повышении стоимости проезда до 11 рублей количество пассажиров уменьшится на 30%, тогда валовая выручка составит 3881 рублей. Можно сделать вывод, что финансовое состояние от этой меры не улучшится, а даже станет хуже и МУПАТП № 1 потеряет часть рынка.

Стратегия стабильных цен. Так как услуги, предоставляемые автотранспортными организациями, являют собой однородные товары, то данная стратегия применима в автотранспортных организациях. При применении этой стратегии для любого покупателя услуги продаются по одной и той же цене. Потребители данных услуг будут уверены в том, что и им, и другим потребителям услуга отпускается по той же самой цене, что создает чувство стабильности (в том числе и для МУПАТПов). Эта стратегия перекликается со стратегией ценообразования на основе возможной реакции конкурентов.

Если сделать предположение, что МУПАТП № 1 назначит стоимость проезда 11 рублей, тогда стоимость проезда в пределах одного административного района г. Ульяновска будет установлена в пределах 8 рублей. Это будет давить на психологию пассажиров, путь которых пролегает через два и более административных района города. Таким образом, целесообразно оставить стоимость проезда равным 10 рублям.

Установление цен, ориентированных на ценность. При назначении стоимости проезда не всегда возможно использовать в качестве основы спрос или издержки. Тогда цену устанавливают на уровне, который, по мнению предприятия, окажется приемлемым для рынка. Затем цену можно постепенно повышать, чтобы проверить эластичность спроса на услугу в зависимости от цены. Когда повышение цены обуславливает резкое сокращение спроса, цену снижают до прежнего уровня.

В настоящее время в распоряжении МУПАТП № 1 имеются 13 легковых автомобилей (в том числе два - Тойота Лэнд-Краузер) и 8 грузовых. На базе этих машин можно создать легковое и грузовое такси. Так как доходы от деятельности этих машин будут превышать расходы на их содержание, то этот шаг позволит МУПАТП № 1 получить дополнительную прибыль.

Для оценки эффективности приблизительно рассчитаем затраты и доходы от использования легковых автомобилей. Стоимость поездки в легковом такси составляет в среднем 60 руб. За день один таксист делает около 40 поездок. Тогда его дневная выручка составит 2400 руб., а в месяц – 72000 руб.  Расходы представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Расчет расходов на 1 легковой автомобиль, работающий в 2 смены

Показатели

В день, руб.

В месяц, руб.

ГСМ

675

20250

Зарплата водителям

350

10500

Зарплата диспетчерам

200

6000

Содержание автомобиля

65

1950

Ремонт автомобиля

50

1500

Амортизация

55

1680

Налоговые отчисления

480

14400

ИТОГО:

1749

56280

Информация о работе Ценовая политика предприятия